100 Лет танкам. машины кромптона и макфи

100 Лет танкам. машины кромптона и макфи

100 лет танкам. Автомобили Кромптона и Макфи

  • ПМВ
  • танки
  • шушпанцер
  • персоналии

Юрий Бахурин

С февраля 1915 года несколько английских морских офицеров и инженеров занималась тем, что «наощупь» разрабатывала принципиально новую военную машину, чудо-оружие Первой мировой. Эти люди были объединены в Комитет по сухопутным судам, действующий при английском Адмиралтействе. На свет показалось множество изобретений — необычных на бумаге, но неприменимых на фронте.

Но были и авторы, чьи проекты «застревали» практически на грани успеха. хорошие примеры тому — работы умелого изобретателя полковника Рукеса Кромптона и офицера морской авиации Роберта Макфи — молодого дара. Автомобили каждого из них сильно напоминали будущий танк. Увы, будущее обоих изобретений была печальной. Действительно, Кромптону просто не повезло.

А вот машина Макфи сгорела в огне самого настоящего скандала.

Готовальня полковника Кромптона

Глава Комитета по сухопутным судам Юстас д’Энкур был бессердечен в оценке конструкторской деятельности Р. Кромптона: «От него ни разу не было законченных замыслов, талантливых трудиться». Но это лишь часть правды, причём несправедливая. Кромптон был одним из гениальнейших и трудолюбивых инженеров собственного времени.

Вот что он успел сделать за пять месяцев.

20 марта 1915 года Р. Кромптон представил Комитету сухопутных судов машину-тёзку будущего первого танка — Mark I. Это был 12-метровый вагон с боковыми «карманами», предназначенный для перевозки десанта. Машина должна была перемещаться на движителе Диплока, так называемой «ноге-рельсе». Единственное число не неточность: вместо пары гусениц Кромптон решил применять одну широкую ленту под дном.

Комитет одобрил проект и уже готов был заказать 12 опытных образцов.

Тут состоялась командировка сотрудников Комитета в прифронтовую территорию, во Францию. Сухопутное руководство не разрешило войти гостей в морской форме на передовую, но Кромптону хватило и того ландшафта, что он заметил в нескольких километрах от фронта. Полковник осознал, что его машина по такому месиву не проедет.

Как будто бы фокусник, делающий трюк с распиливанием, полковник «разрезал» свой автомобиль пополам, соединил секции сцепкой и взял вариант Mark II. Кромптон сделал вывод, что «переламывающемуся» танку будет существенно проще преодолевать воронки. Вторым трансформацией стала замена ходовой части Диплока на более практичные гусеницы.

Казалось, возможно затевать строить машину в металле, но не тут-то было.

Эскизы проектов Mark IIA и Mark III полковника Р. Кромптона в нескольких проекциях. Реконструкция Д. Харли

Комитет «настойчиво попросил» от изобретателя новых трансформаций. Вместо бронированного транспорта для пехоты Кромптон должен был создать вооружённую военную машину. Так показался Mark III, примечательный тем, что в нём конструктор предусмотрел вращающиеся пулемёты и пушечные башни в носовом бронелисте. Это были уже черты, характерные для «настоящего» танка.

Работу над «тройкой» изобретатель завершил 1 июня 1915 года. К сожалению, он так и не избавился от уязвимой точки — сцепки двух секций.

Два месяца спустя Кромптона постигло сходу два удара: его сын был ранен на фронте, а Комитет сказал, что проект полковника совсем закрывается. Кромптон пробовал предложить собственные услуги в других сферах, но в этот самый момент ему отказали. Быть может, напрасно: инженерные ответы Кромптона были увлекательны, и кто знает, что бы он смог сделать, если бы в его распоряжении больше времени.

Из мастерской — в суд

Были в истории Комитета сухопутных судов и открыто скандальные обстановки. Главный герой одной из них, лейтенант морской авиации Роберт Макфи, в далеком прошлом увлекался гусеничной техникой и был в числе тех, кто принёс собственный проект на первое совещание учреждения.

Все последующие он, действительно, пропустил. Но умудрился как-то получить от начальника броневого дивизиона Королевской морской авиационной работы 700 фунтов на собственные разработки. Для 1915 года сумма большая. На эти средства Макфи планировал поставить на гусеницы ветхий 5-тонный грузовик компании «Олдэйз».

Данной идеей лейтенант поделился ещё с одним первопроходцем, Мюрреем Суэттером, и тот помог молодому энтузиасту отыскать производственную базу на маленькой компании «Несфилд и Маккензи». Тут-то всё и началось.

Макфи с жаром принялся за работу, а глава компании Альберт Несфилд за что-то его невзлюбил. Он бомбардировал высоких государственныхы служащих требованиями убрать Макфи либо заменить его кем-то вторым. Параллельно Несфилд трудился над собственной машиной.

Она должна была ездить на двух парах гусениц, передние из которых были управляемыми.

Эскиз автомобили Р. Макфи и А. Несфилда. Реконструкция Д. Харли

Несфилд изготовил пара миниатюрных моделей и представил их Комитету сухопутных судов 1 июля 1915 года. Прямо на протяжении совещания в помещение ворвался разъярённый Макфи, что тут же обвинил Несфилда ни большое количество ни мало в присвоении и краже плодов его труда. Наиболее значимое военно-техническое предприятие угрожало скатиться в уголовщину и погрязнуть в судебных тяжбах.

Осознать, кто был прав, а кто виноват, сложно. Несфилд вправду пробовал запатентовать проект без ведома Макфи. Тот же, пользуясь служебным положением, присвоил все наработки и материалы. Если судить по сохранившимся документам, различия в прототипах однако были. К примеру, машина Макфи оснащалась рулевым колесом позади. Куда ответственнее второе.

Создатели автомобили, ставшей яблоком раздора, первыми вынесли направляющие колёса вперёд и вверх, дабы повысить проходимость аппарата. Оружия в машине Макфи — Несфилда не предусматривалось, изобретатели ограничились бойницами для стрелкового оружия.

Среди других автомобилей Комитета эта была больше всего похожа на будущие английские «ромбы». Другими словами, не обращая внимания на неприязнь, Макфи и Несфилд всего за шесть недель работы продвинулись дальше всех других инженеров. Возможно, в второй ситуации управление разрешило бы им продолжать, но скандал имеется скандал.

Любой из оппонентов взял 500 фунтов за труды, а проект лёг под сукно.

Предполагаемый внешний вид автомобили Макфи — Несфилда. Реконструкция Wargaming

Летом 1915 года консервативная военная вершина наблюдала на деятельность Комитета по сухопутным судам с неприкрытым скепсисом. К примеру, командующий Средиземноморскими экспедиционными силами генерал Ян Гамильтон сказал: «Для данной траншейной войны не нужно громадных технических знаний. здоровый желудок и Высокая мораль — вот что серьёзнее всего».

Здравое зерно в этом было: изобретатели никак не могли нащупать верное ответ; казалось, что они зря тратят казённые средства и время.

А до тех пор пока Комитет искал выход из тупика, на поле боя показались броневики. Ненадолго показалось, что это и имеется ответ, а танки больше не необходимы.

Оригинал статьи размещён на worldoftanks.ru

Источники:

  1. Федосеев С. Л. Танки Первой мировой. М., 2012.
  2. Fletcher D. The British tanks 1915–19. Ramsbury, 2001.
  3. Glanfield J. The Devil’s Chariots. Osprey, 2013.
  4. Pedersen B. A. What kept the Tank from Being the Decisive Weapon of World War One? Thesis for the degree of Master of Military Art and Science. Fort Leavenworth, Kansas, 2007.

САМОЛЁТ WORLD of TANKS. ТАНКИ В ЛОНДОНЕ. 100 ЛЕТ ТАНКАМ. WARGAMING


Занимательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

spacer