100 Лет танкам. награда для их создателей

100 Лет танкам. награда для их создателей

100 лет танкам. Приз для их создателей

  • ПМВ
  • танки
  • Англия

Юрий Бахурин

В октябре 1919 года в английском городе Линкольне собрались все, кто имел отношение к разработке первых танков. Они предстали перед особой рабочей группой парламента, которая должна была оценить вклад каждого изобретателя в дело победы над Германией и назначить приз по заслугам. И вот что оказалось, в то время, когда за оценку изобретательской работы взялись политики и бюрократы.

Майора Томаса Хетерингтона, автора четырнадцатиметрового «сухопутного крейсера», Уинстон Черчилль назвал генератором храбрых идей и человеком, талантливым бороться за их воплощение. И пускай его огромная машина не могла быть выстроена, в остальном Хетерингтон продемонстрировал себя полезным экспертом. Так решила и рабочая группа. Но материального поощрения изобретатель не дождался.

Политики указали на то, что идеи и замыслы это одно, а технические ответы — второе. В графе о сумме вознаграждения перо секретаря бесстрастно вывело ноль.

Коммодор Мюррей Суэттер, создатель неудачного «Наземного корабля», рассчитывал на премию до ста тысяч фунтов (один фунт стерлингов 1919 года, согласно данным Госархива Англии, соответствует приблизительно 21 современному). Как-никак его детище дошло до воплощения в металле. Выводы парламентской рабочей группе остудили пыл изобретателя: согласно точки зрения политиков, Суэттер не имел прямого отношения к изобретению танка.

К этому неутешительному вердикту приложил руку и Уинстон Черчилль, невзлюбивший инженера. Оставшись «за бортом» танкового успеха, Суэттер продолжал военную карьеру до того момента, пока не умудрился рассердить короля одним из собственных писем и не был уволен. Остаток судьбы он посвятил военной теории и политике.

Альберт Несфилд и Роберт Макфи летом 1915 года не поделили между собой проект «истребителя пулемётов». Дело дошло до судебной тяжбы и скандала. Сейчас, четыре года спустя, они решили зайти в собственных претензиях ещё дальше.

Несфилд настаивал на том, что его корпус рациональной формы имел возможность бы воплотиться в настоящий танк, если бы не Mark I. Макфи по большому счету объявил, что концепция бронированного «истребителя пулемётов» придумана им, равно как и колёсный «хвост» первого серийного танка. Рабочая группа очевидно была озадачена и внесла предложение инженерам по 500 фунтов. Несфилд в негодовании ответил, что израсходовал на собственную работу больше, и отказался от премии.

Действительно, позже он продолжительно и бесполезно получал, дабы её всё-таки выплатили. Макфи, кроме этого оскорблённый мизерностью вознаграждения, «настойчиво попросил», дабы ему выплатили 7,5% от общей цены производства танков — около 1,25 миллиона фунтов. Конечно же, Британия не планировала отдавать столь огромную сумму.

Полковник Рукес Кромптон также попал в число невезучих. Он был очень сильно обижен равнодушием, с которым руководство отнеслось к его проектам Mark I—Mark III. Появление «Громадного Вилли» он встретил нескрываемым презрением и обозвал его «слизняком».

В ответ рабочая группа со всем уважением оценила вклад Кромптона в создание танка суммой в 1550 фунтов.

Юстас Теннисон д’Энкур был главой Комитета по сухопутным судам сначала и проделал огромную административную работу на этом посту. Он сохранял надежду на заслуженную премию, и неспроста. В этот самый момент — неожиданно — прогремело заявление одного из создателей Mark I Уильяма Триттона, что, мол, д’Энкур не привнёс в конструкцию танка ничего его подписи и нового нет ни на одном эскизе либо чертеже.

Рабочая группа приняла сторону Триттона, выплатив бывшему начальнику комитета всего 1000 фунтов. Д’Энкур отнёсся к этому философски. Он был умелым и трудолюбивым инженером, замечательно осознававшим, что не пропадёт в Британии.

Так и произошло: до 1924 года он служил английской короне, а после этого ушёл на свободные хлеба.

Уильям Триттон, «утопивший» д’Энкура, и Уолтер Вильсон (второй «папа» первого танка) рассчитывали на двоих взять 100 тысяч фунтов. Неожиданно в полемику с ними вступил королевский юрист. Он назвал боевой дебют танков на Сомме всецело провальным из-за поломок и множества дефектов автомобилей на фронте. Триттон резонно возразил, что раз уж танки так нехороши, для чего английская армия заказала свыше тысячи автомобилей?

Стороны ещё мало подискутировали, но в следствии рабочая группа всё-таки признала первенство Триттона и Вильсона в создании военной машины нового времени. А эквивалентом их лаврового венка стали 15 000 фунтов. На двоих. Позднее Триттон работал в William Foster Co. ЛТД, во второй половине 30-ых годов двадцатого века став управляющим директором компании.

Сейчас его именем в городе Линкольне названа одна из улиц. Вильсон остался верен танкам, уйдя в отставку в звании майора лишь в первой половине 40-ых годов двадцатого века. Его планетарная коробка передач, облегчившая судьба танкистов, понадобилась и в мирной продукции, став эталоном для европейского автомобилестроения на десятилетия вперёд.

И наконец — Эрнест Данлоп Суинтон. Казалось, никто не имеет возможности поставить под сомнение его роль в изобретении танка. Но английская бюрократия смогла.

Дело в том, что Суинтон трудился над танком вне рамок собственных служебных обязанностей и не имел возможности подтвердить собственный вклад ничем, не считая графика работ на заводе Фостера. К тому же, на момент слушаний рабочей группы он уже вышел в отставку в чине генерала. Разглядев все аргументы за и против, рабочая группа присудила Суинтону символическую премию, о которой он с печалью написал: «Я взял 1000 фунтов за победу в войне».

Но со временем справедливость восторжествовала: в первой половине 20-ых годов двадцатого века Суинтону были пожалованы титул отца и рыцарское «звание танков». Остаток его жизни был очень насыщенным. Он занимался вопросами гражданской авиации, успел побыть одним из директоров компании Citroen, возглавлял кафедру военной истории в Оксфордском университете.

Наконец, с 1934 по 1938 год человек, находившийся у истоков танкостроения, руководил Английским Королевским танковым полком.

Источники:

  1. Федосеев С. Л. Танки Первой мировой. М., 2012.
  2. Glanfield J. The Devil’s Chariots. Osprey, 2013.
  3. Stern A. G. Tanks 1914–1918. The Log-Book of a Pioneer. London, 1919.
  4. Swinton D. E. Eyewitness. Being Personal Reminiscences of Certain Phases of the Great War, семь дней the Genesis of the Tank. New York, 1933.

НОВЫЙ РЕЖИМ КОНВОЙ | 100 ЛЕТ ТАНКАМ


Увлекательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

spacer