100 Лет танкам. от «маленького вилли» до таинственного «водовоза»

100 лет танкам. От «Мелкого Вилли» до загадочного «водовоза»

100 Лет танкам. от «маленького вилли» до таинственного «водовоза»
Опробования первого прототипа танка — «Автомобили № 1 Линкольн» — были достаточно успешными. Её «папа Эрнест Суинтон в сентябре 1915 года отправлял «наверх» бодрые рапорты наподобие: «Морякам удалось соорудить первый экземпляр гусеничной автомобили, переезжающей через канавы шириной 4,4 фута (около 1,3 м. — Прим. ред.) и возвышения в 4 фута 6 дюймов (около 1,5 м. — Прим. ред.) и крутящуюся около собственной оси, как собака с блохой на хвосте». В действительности дела обстояли менее радужно.

Тракторная ходовая часть была не готова к нагрузкам, каковые серийному танку было нужно бы испытывать каждый день. Вдобавок у автомобили всегда сваливались гусеничные ленты. Прототип необходимо было или безотлагательно довести до ума, или (также безотлагательно) предложить ему хорошую альтернативу.
Устройство первенца
Корпус автомобили напоминал бронированную коробку. Спереди, в отделении управления, пребывали два водителя с распределёнными обязанностями. Правый шофер при помощи педалей руководил двигателем, переключал передачи рычагом и посредством лебёдки осуществлял контроль колёсный «хвост».

Левый отвечал за работу гусениц — левой и правой по отдельности. Посредством ручного тормоза он регулировал скорость каждой из них.
Основная трудность в работе над первым прототипом будущего танка заключалась в необходимости сделать скоро, но, одновременно с этим, как следует
В корме автомобили конструкторы разместили моторно-трансмиссионное отделение с карбюраторным двигателем «Фостер-Даймлер» мощностью 105 лошадиных сил. Боевое отделение пребывало в середине автомобили, но оружия у «Автомобили № 1 Линкольн» пока не было. Кроме этого для прототипа создали вращающуюся башню, но пока не стали монтировать.

Другими словами схема «прото-танка» на два года опередила французский Renault FT 17, на продолжительные десятилетия ставший законодателем хорошей компоновки боевых автомобилей.
Чем вооружать новую технику — данный вопрос инженеры и военные обсуждали жарко и деятельно. Создатели весьма желали оснастить машину 40-мм автоматической пушкой «Виккерс». Но генерал-фельдцейхместер Стэнли фон Доноп, глава английской артиллерии, давал предупреждение: на поставку многочисленной партии этих орудий может пригодиться до полугода.

А потому, что «истребители пулемётов» (так именовали тогда машину Суинтона) имело суть производить лишь многочисленными партиями, то предугадать с оружием нужно было с одной попытки, не затягивая. Как мрачно пошутил безымянный участник работы над танком: «Мы будем довольно глупо смотреться, в случае если война закончится на следующий сутки». Увы, но война заканчиваться пока не планировала.
его цена и Промедление
До тех пор пока в ветхой хорошей Англии конструкторы и военные разламывали головы над доводкой новой автомобили, на фронте подготовилась очередная большая операция — сентябрьское наступление франко-английских армий у города Лооса в Северной Франции. В собственной книге о Первой мировой английский историк Бэзил Лиддел-Гарт назвал главу об данной операции «Нежеланное сражение».

А генерал Дуглас Хейг мрачно отметил: «Местность в основном обнажённая и открытая, она будет простреливаться огнём винтовок и пулемётов как с фронта германских окопов, так и из бессчётных укреплённых сёл, конкретно расположенных за линией фронта. Стремительное наступление окажется совсем неосуществимым». К несчастью, французское руководство вычисляло в противном случае.

Итог? «…Данный сутки стал днём трагедии, и в нём не было ни единого проблеска успеха, что имел возможность бы смягчить её печаль», — возможно прочесть в официальной английской истории Первой мировой. Статистика утрат говорит практически о 60 000 убитых и раненых во время с 25 сентября до середины октября 1915 года.
Англичане-пулемётчики в противогазах. Сражение у Лооса, сентябрь — октябрь 1915 года
Если бы у британцев были танки, эту ужасную цифру возможно было значительно сократить. Инженеры не виноваты, они делали всё, что имели возможность, но сейчас «Машина № 1 Линкольн» ещё лишь ушла на доработку. Улучшенный прототип практически выстроили, в то время, когда Британия послала главного покровителя Суинтона и компании — Уинстона Черчилля — вначале в отставку, а позже и в окопы.
На передовой Черчилль видел, как не достаточно воинам надёжной мощных средств и поддержки атаки. Он воодушевлял начальников: «Около семидесяти [гусеничных машин] на данный момент близится к завершению в Англии. Ни одна не должна быть использована, пока не готовься все сходу… Они способны обойти любое простое препятствие, преодолеть канаву, бруствер либо траншею.

Они несут два либо три пулемёта Максима и любая возможно оснащена огнемётом. Ничто, не считая прямого попадания из полевой пушки, не остановит их…» В действительности история развивалась совсем в противном случае, и Черчилль опередил события практически на год.
В последних числах Ноября 1915 года готовься улучшенный прототип. Один из сотрудников компании, строившей машину, сделал вывод, что она похожа на одного из конструкторов, Уолтера Вильсона, и дал ей имя «Мелкий Вилли». Её корпус собрали на клёпках из страниц котельной стали, он начал выглядеть в противном случае, чем у предшественника, и взял выступ в носовой части.

Направляющие катки ходовой части сейчас были немного подняты над грунтом, дабы уменьшить «Мелкому Вилли» передвижение по пересечённой местности. «Вилли» готовься к новым опробованиям, но танковые отцы уже отреклись от собственного детища, по причине того, что трудились над машиной совсем второй конструкции и с другой, не башенной, схемой размещения оружия. Если доверять воспоминаниям Суинтона, на эту идею его натолкнул фантастический рассказ Г. Уэллса «Наземные броненосцы».
Новая машина ещё была скрыта покровом глубочайшей тайны, в то время, когда у неё появилось имя.
Маска, как тебя кличут?
Глава Комитета по сухопутным судам Юстас Теннисон д’Энкур практически помешался на конспирации около перспективного творения Суинтона и его сотрудников. Кроме того английским аэропланам категорически запретили летать над заводом Фостера, пока шла сборка автомобили. Но так же, как и прежде был риск, что слухи о необыкновенной машине просочатся наружу.

Исходя из этого необходимо было придумать для техники кодовое имя — как минимум для отвода глаз. Причём такое, дабы потенциальный шпион и близко не осознал, что за ним прячется. Основное: никаких намёков на суда, пускай кроме того сухопутные.
Сборка корпуса «Мелкого Вилли»
4 ноября 1915 года прототип назвали «водовозом». С таким именем он прожил практически до Нового года. 24 декабря Суинтон и полковник Дейли Джонс из Комитета имперской обороны решили заменить его каким-нибудь вторым.

Из вариантов разглядывали «контейнер», «цистерну» а также «водохранилище». В итоге остановились на маленьком и звучном слове tank (рус. «бак», «ёмкость»). По легенде подразумевалось, что на заводе строят водяные ёмкости, дабы послать в колонии в Месопотамию.

Но к тому времени английская корона уже лишилась собственных владений в Междуречье, так что мнимым клиентом было нужно назначить Россию.
Никто, не считая узкого круга избранных, кроме того отдалённо не воображал, какова хотя бы форма корпуса этого «танка». Разнообразные опробования проводились, в большинстве случаев, ночью. К примеру, конструкторы решили проверить броню новой автомобили на прочность.

Разведка помогла добыть образцы германских снарядов.
12 января 1916 года, в поле рядом от старого Линкольнского собора прошли стрельбы. Хетерингтон поспорил с Вильсоном на 50 фунтов, что первым же выстрелом пробьёт корпус, и сам стал за орудие. То ли спорщики неудачно поставили танк, то ли целились неосторожно, но дело чуть не кончилось скандалом. Хетерингтон выстрелил. Орудие дало осечку, но через пара секунд капсюль всё-таки сработал и грохнул так называемый «затяжной» выстрел, отправивший боеприпас точно в сторону собора.

Лучшие инженерные умы Англии наперегонки помчались к церкви, дабы убедиться, что не причинили ей ущерба, а позже ещё часа два ходили по округе с лопатами и фонарями в отыскивании боеприпаса.
«Мелкий Вилли» на опробованиях. Прекрасно заметны поднятые вверх направляющие колёса ходовой части
Предстоящие опробования показали: броня «танка» удар держит. Осталось совершить решающий опыт, продемонстрировав собственное детище его клиентам. Сперва это желали сделать на стадионе Уэмбли, но позже сделали вывод, что это чересчур публичное место. Ходовой прототип «танка» послали по железной дороге в поместье маркиза Солсбери в Хэтфилде. В том месте под контролем Суинтона была выстроена полоса препятствий.

испытания и Демонстрацию невиданной военной машины прописали на 2 февраля 1916 года.
В поместье съехались сливки военно-политического управления Англии: министр снабжения Д. Ллойд-Джордж, глава министерства внешей политики лорд Артур Бальфур, глава Имперского генштаба генерал Уильям Робертсон. Своим присутствием мероприятие почтил кроме того сам «Лорд Кей» — министр обороны Горацио Китченер, основной соперник танков. Зимнее солнце уже клонилось к закату, в то время, когда высоких гостей поприветствовало рёвом мотора бронированное чудовище невиданной ромбовидной формы.

Говоря о собственных впечатлениях, Ллойд-Джордж не поскупился на эмоции: «Чувство необычного восторга овладело мной, в то время, когда я заметил это некрасивое чудовище называющиеся “Королевская сороконожка”». Так эффектно вышел на опробования первый серийный танк.
Создатель текста — Юрий Бахурин
Источники:
Федосеев С. Л. Танки Первой мировой. М., 2012.
Glanfield J. The Devil’s Chariots. Osprey, 2013.
Neillands R. The Great War Generals on the Western Front 1914-18. London, 1999.
Stern A. G. Tanks 1914-1918. The Log-Book of a Pioneer. London, 1919.
Swinton D. E. Eyewitness. Being Personal Reminiscences of Certain Phases of the Great War, Including the Genesis of the Tank. New York, 1933.

Мультфильм для детей ПРО МАШИНКУ ВИЛЛИ — все серии ПОДРЯД!


Занимательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

spacer