100 Лет танкам. пророчество о наземных кораблях

100 лет танкам. Пророчество о наземных судах

100 Лет танкам. пророчество о наземных кораблях
«В бледном мерцании это напоминало огромное и неуклюжее тёмное насекомое… ползущее к передней линии траншей и обстреливающее их из орудийных портов. Пули громыхали на его туше, должно быть, яростнее града по оловянной крыше».
В 1903 году, за тринадцать лет перед тем, как взревели над Соммой моторы первых английских «ромбов», британский автор Герберт Уэллс написал данный текст. Его дар и фантазия предвидения вдохновили армейских конструкторов на создание вооружённой и бронированной самоходной автомобили, поменявшей вид войны до неузнаваемости. Рассказ-предсказание именовался «Сухопутные броненосцы».
Механический зверинец худосочных жителей
Уэллс говорил об абстрактной войне: нация Детей природы, охотников, умелых наездников и скотоводов сдерживала агрессию Города, опережающего её в культурном и техническом отношении. «Масса людей нежизнеспособных жителей. Клерки, рабочие, студенты — цивилизованные люди… Они ни разу в жизни не ночевали под открытым небом… Они ездят верхом, как будто бы на велосипедах, взглянуть на них!» — иронизировал юный лейтенант из Детей природы.
Но ирония иронией, а война зашла в позиционный тупик. И армейский репортёр, слушавший лейтенанта, сетовал, что писать ему, в общем, не о чем. И в тот момент, в то время, когда он уже придумал заголовок колонки о том, что война выдохлась, на поле показались невиданные металлические монстры.
«Что возможно сделать против вышедшего на поле скобяного товара?» — задал вопрос офицер-кавалерист, что в первый раз столкнулся в сражении с сухопутными броненосцами и осознал, что его любимый род армий устарел отныне и окончательно
Новое оружие Города громыхало и заливало фронт светом прожекторов. В то время, когда взошло солнце, солдаты и корреспондент смогли получше разглядеть неприятельских металлических гигантов.
Наземные броненосцы были надёжно защищены сверху сегментированной броней, похожей на хитиновый покров либо черепаший панцирь. Ходовую часть укрывала подвижная железная юбка, спускавшаяся до самой почвы. Борта усеивали телескопы и многочисленные бойницы.
Фантазия Уэллса оснастила наземные броненосцы весьма занимательными оптическими прицелами. Это были камеры-обскуры, старейшие устройства, в которых изображения освещённых объектов отражаются на экране. Благодаря столь экстравагантным прицелам стрелок в сухопутном броненосце не рисковал умереть от меткого выстрела.

Надёжно защищённый бронёй, он посредством циркуля корректировал масштаб проекции и, в то время, когда цель выяснялась в перекрестье прицела, давил кнопку дистанционного управления огнём. Совокупность трудилась надёжно, на пристрелку редко было необходимо более двух выстрелов.
Прогноз высокого качества
Одна из автомобилей внезапно подняла металлические экраны, закрывавшие двигатель. «Господин Диплок, — молвил обозреватель. — Он именовал их “ного-рельсами”. Неожиданная встреча!»
Устройство «шагающего колеса» Диплока
Ходовая часть гигантов не была гусеничной, вместо этого Уэллс поставил их на «шагающие колёса». Они существовали в действительности, их изобрёл английский инженер Б. Дж. Диплок. Спицами в таких колёсах помогали рычаги, а ободом — железные блоки-башмаки. Три из них постоянно упирались в почву, снабжая колесу устойчивость.

Диплок назвал собственное детище «pedrail», дословно — «нога-рельс». И не смотря на то, что он не первенствовал , кто придумал подобный движитель, ему повезло заслужить рекламу от именитого писателя.
А вот со связью у сухопутных броненосцев было не имеет значение. Уэллс не дал им радио, так что экипажи обходились переговорными трубами для внутренней связи и сигнальными знамёнами для внешней. Но, это не помешало «больным» жителям смести оборону соперника. Броненосцы прошли траншеи и зачистили их огнём, Дети природы проиграли контрбатарейную артиллерийскую дуэль. Моторизованная пехота, поддерживавшая колоссов, умело маневрировала и выбивала конницу меткими выстрелами.

Репортёр, замечавший за разгромом, имел возможность только предпологать: достаточно ли чист и бел его носовой платок, дабы послужить знаком капитуляции.
В действительности в «Сухопутных броненосцах» было мало фантастики. Тупик позиционной войны уже успел точно и страшно обрисовать русский мыслитель и коммерсант Иван Блох. Безрельсовые поезда применяла английская армия в войне против буров в Южной Африке в 1899–1902 годах. И описание боя в рассказе сильно напоминает настоящие репортажи армейских обозревателей тех лет.

Придуманы лишь машины-гиганты.
Уинстон Черчилль позднее сказал, что Уэллс обрисовал бронированные вооружённые автомобили — танки — «так исчерпывающе, как это вероятно сделать при помощи одного только воображения». Неудивительно, что сперва изобретатели истолковали слова фантаста практически и принялись за разработку проектов сухопутных броненосных судов.
Металлические громадины медлительно ползут к позициям Детей природы
Стрелок сухопутного броненосца склонился над прицелом
Команда броненосца выпивает кофе по окончании победного боя
Создатель текста — Юрий Бахурин
Источники:
Wells H. G. The Land Ironclads // The Strand Magazine. December 1903. Vol. 26. P. 501-513.
Англо-бурская война 1899–1902 годов глазами русских подданных. В 13 тт. Т. 5. М., 2012.
Белаш Е. Ю. Мифы Первой мировой. М., 2012.
Федосеев С. Л. Танки Первой мировой. М., 2012.
Иллюстрации из издания Strange Magazine, декабрь 1903 года.

Эволюция танков с Дмитрием Пучковым. 100 лет танкам


Увлекательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

spacer