100 Лет танкам. революционное изобретение суинтона

100 Лет танкам. революционное изобретение суинтона

100 лет танкам. Революционное изобретение Суинтона

  • ПМВ
  • танки
  • персоналии

Юрий Бахурин

Большое количество месяцев инженеры английского Комитета по сухопутным судам пробовали собрать воедино бессчётные технические успехи человечества так, дабы оказалась принципиально новая военная машина. Мозаика настойчиво отказывалась складываться в стройный военно-технический узор. А в первых числах Августа 1915 года — бац! — и семь недель спустя первый ходовой прототип танка вовсю топчет гусеницами полигон.

Человека, благодаря которому данный прорыв стал вероятным, кликали Эрнест Данлоп Суинтон.

Посевная танкового отца

Полковник Суинтон был бы хорошим персонажем научно-фантастического произведения. Кадровый армейский, участник англо-бурской войны, блестящий армейский инженер, аналитик и репортёр. Он очень многое повидал на своём веку, но, попав на фронт в осеннюю пору 1914 года, всё равняется был шокирован.

Суинтон заявил, что «постиг суть того, что позднее назвали контузией!» Глаза полковника видели, как пулемёты щедро собирают кровавый урожай людей, гибнущих в неисправимых атаках сражения у реки Ипра, а его ум искал выход из данной позиционной западни.

19 сентября 1914 года Суинтона осенило: гусеничный трактор! Полковник незадолго до войны получил от ветхого товарища письмо об опробованиях американского трактора «Холт» в Антверпене. По проходимости эта машина побеждала у колёсной техники с разгромным счётом.

«В случае если эта сельскохозяйственная машина вправду может делать всё, что ей приписывают, из-за чего бы не переоборудовать её и приспособить для отечественных требований?» — поразмыслил инженер и принялся забрасывать английскую военную вершину письмами. То ли по совпадению, то ли метафорически, но идею о превращении сельскохозяйственной автомобили в военную Суинтон в своих мемуарах назвал «посевной».

Агитационный плакат с портретом Г. Китченера, английского министра обороны и одного из основных оппонентов Суинтона

События развивались так. Спустя семь дней по окончании собственного озарения Суинтон возвратился в Лондон по служебным делам. Ему появилась возможность поделиться собственными идеями с самим лордом Горацио Китченером — министром обороны Англии. Но сначала полковник решил поболтать о создании «бронированного истребителя пулемётов» со своим ветхим другом, секретарём Комитета имперской обороны полковником Морисом Хэнки.

Тому мысль понравилась, как и второму армейскому инженеру, капитану Тому Таллоку по прозвищу Томми Тротил, одному из лучших английских спецов по взрывному делу. Оказалось, что Таллок и сам +строил идею военной машины на базе трактора «Хорнсби».

Немногим позднее Суинтон дошёл и до английского премьера, но… ничего не поведал ему о собственной машине. Как человек армейский, полковник не имел возможности нарушить субординацию и сделал вывод, что «не вправе делиться тем, о чем до тех пор пока ещё не сказал лорду Китченеру». Увы, но подобная тактичность была безлюдным делом: Китченер не принял Суинтона, сославшись на занятость.

22 октября 1914 года Эрнест Суинтон прибыл во французский город Сент-Омер, где пребывала ставка руководства английскими экспедиционными силами. Он встретился в том месте с командующим инженерными армиями, с директором фортификационных и строительных работ, говорил с обоими, убеждал… Он не питал иллюзий: руководство было через чур занято, дабы разбираться со всякими техническими авантюрами, но сохранял надежду хотя бы расшевелить консервативных «шишек». Увы, пока что это был стук в закрытые двери.

От падения до взлёта

Самый мощный удар Суинтон взял 2 января 1915 года, в то время, когда Морис Хэнки согласился, что сам изложил Китченеру идеи полковника довольно гусеничной автомобили, а лорд в ответ разрешил понять, что эта мысль не дождётся от него никакой помощи. Суинтон кусал локти. Но предприимчивый Хэнки не пал духом и подготовил меморандум на имя английского премьера Герберта Асквита и Уинстона Черчилля — Первого лорда и морского министра Адмиралтейства.

«Наверное,» как раз по окончании получения этого документа Черчилль загорелся идеей «сухопутного броненосца» и инициировал создание Комитета по сухопутным судам. Тогда же, в январе 1915 года, на полигоне Альдершот прошли опробования двух тракторов «Холт», но Суинтона на них почему-то не пригласили.

Машина, забранная Суинтоном за базу собственного проекта — трактор «Холт» с бензиновым двигателем мощностью 75 л/с

Позднее Суинтон сетовал в воспоминаниях: «Черчилль по малоизвестной мне причине был против объединения упрочнений с армейским министерством в его изучениях… Это напоминало комедию-гротеск…» И в самом деле: человек, благодаря которому Комитет по сухопутным судам показался, вычислял его разработки фантастикой, отнимающей ресурсы Великобритании и драгоценное время.

Пробить стенке равнодушия и непонимания помогло лишь обращение к главнокому английскими армиями во Франции Джону Френчу. В нём Суинтон не только написал, что «эти автомобили должны быть бензиновыми тракторами на гусеницах». Он подготовил полноценное техническое задание с чертями предполагаемой автомобили. Бензиновый двигатель, скорость примерно семь километров/ч, свойство преодолевать траншеи шириной до 1,2 метра.

Оружие — два пулемёта и 40-мм пушка.

Френч в ответной весточке задал принципиальный вопрос: имеется ли в Британии автомобили, каковые возможно приспособить к этим требованиям, и в случае если нет, то вероятно ли их выстроить? Он готовься вернуть Суинтона в Лондон, дабы тот курировал разработку. В противном случае, что она начнётся, — было уже решённым вопросом, Френч слов на ветер не бросал. «Посевная» Эрнеста Данлопа Суинтона наконец-то дала всходы.

«Сезам, откройся!»

Успех сопутствует храбрым и упорным. Скоро Суинтон обзавёлся не только помощью влиятельного полководца, но и собственным ресурсом власти. Ветхий приятель Хэнки советовал полковника на должность секретаря Комитета имперской обороны, в то время, когда сам отбыл на фронт. «Сезам, откройся! — прокомментировал Эрнест Суинтон эту перемену в собственной жизни. — В моих руках были ключи от всех дверей».

Машина для преодоления траншей конструкции Триттона на опробованиях, завершившихся неудачно. Май 1915 года

Он срочно разузнал, как поживает его мысль в стенках армейского ведомства, обратился в Адмиралтейство. На протяжении семи дней была выбрана компания-подрядчик для прототипа. Машиностроительная компания «Уильям Фостер энд Компани Лимитед» (William Foster Co ЛТД), расположенная в Линкольне, графство Линкольншир, уже имела дело с тракторами.

В том месте производились тяжёлые колёсные тягачи для буксировки пушек и гусеничные тягачи «Горнсби».

Сейчас дело было лишь в кадрах, каковые, как мы знаем, решают всё. Управление работой над прототипом «истребителя пулемётов» взял на себя исполнительный директор компании Уильям Триттон. Он уже пробовал создать машину для преодоления траншей. Опробования «подвижного моста на колёсном ходу», сконструированного Триттоном в начале 1915 года, завершились провалом.

Сейчас инженеру представился шанс забрать реванш.

Помогать ему должен был лейтенант ВМС Уолтер Гордон Вильсон. Опытный армейский, он посвятил много лет автомобилестроению, а с началом Первой Мировой трудился над автомобилями для Английского бронедивизиона.

«Машина № 1 Линкольн» на ходовых опробованиях. Сентябрь 1915 года

И всё-таки Суинтону и ассистентам не хватало ни денег, ни времени, ни рабочих рук. К станкам в цехах шагнули кроме того дамы — представительницы перемещения суфражисток. сборка и Конструирование прототипа велись в режиме полной секретности. Покинуть территорию завода сотрудники имели возможность лишь по особенному разрешению.

Тех, кого чуть заподозрили в неблагонадёжности, срочно увольняли.

В канун опробований беспокойство достигло пика. О материале для гусеничной ленты спорили до хрипоты, пока Триттон не настоял на звеньевой цепи. Глава Комитета сухопутных судов не верил в успех прототипа Суинтона и подумывал об отмене демонстрации.

Рабочие завода Фостера собрались на неё с семьями.

22 сентября 1915 года прототип, названный «Машиной № 1 Линкольн» (Lincoln Machine № 1), проехал собственные первые метры. Пройдёт три месяца, и его наследник возьмёт имя «танк».

Отцы первого танка

А до тех пор пока что в английское Адмиралтейство ушла гордая весточка: «Приводной ремень лопнул день назад на испытательном стенде. Новый поставлен мной из штампованного страницы. Лёгкий, но весьма сильный.

Всё прекрасно, благодарю. Гордые родители».

Оригинал статьи размещён на worldoftanks.ru

Литература:

  • Федосеев С. Л. Танки Первой мировой. М., 2012 (Fedoseev S. L. Tanki Pervoy mirovoy. M., 2012).
  • Glanfield J. The Devil’s Chariots. Osprey, 2013.
  • Swinton D. E. Eyewitness. Being Personal Reminiscences of Certain Phases of the Great War, Including the Genesis of the Tank. New York, 1933.

Юрий Бахурин / 100 лет танкам. Автомобили Кромптона и Макфи История двух изобретений, каковые могли на успех, но «погибли» под ударом событий

  • ПМВ
  • танки
  • шушпанцер
  • персоналии

Юрий Бахурин / 100 лет танкам. Наземные броненосцы на бумаге и в металле Вдохновившись пророческим рассказом британского фантаста Г. Уэллса, английское Адмиралтейство решило воплотить в судьбу идею о сухопутных боевых судах

  • ПМВ
  • танки
  • военная техника

Самые Редкие Танки World Of Tanks ? О них грезит любой танкист


Занимательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

spacer