Американские проекты атомных танков

Американские проекты ядерных танков

В пятидесятые годы прошлого века человечество начало деятельно осваивать новый источник энергии – деление ядер атома. Ядерная энергетика тогда виделась если не панацеей, то, как минимум, ответом великого множества разных неприятностей. В атмосфере интереса и всеобщего одобрения строились ядерные электростанции и проектировались реакторы для кораблей и подлодок.

Отдельные мечтатели кроме того предлагали сделать ядерный реактор таким компактным и маломощным, дабы он имел возможность употребляться как бытовой источник энергии либо в качестве энергоустановки для машин и т.п. Подобными вещами заинтересовались и армейские. В США действительно рассматривались варианты создания полноценного танка с ядерной энергоустановкой.

К сожалению либо к счастью, все они так и остались на уровне технических чертежей и предложений.

История ядерных танков началась в первой половине 50-ых годов XX века и ее появление связано с научными конференциями Question Mark («Символ вопроса»), на которых обсуждались техники и перспективные направления науки. На третьей таковой конференции, прошедшей в июне 1954 года в Детройте, американские ученые обсудили представленный к рассмотрению проект танка с ядерным реактором.

В соответствии с техническому предложению, военная машина TV1 (Track Vehicle 1 – «Гусеничная машина-1») должна была иметь боевую массу порядка 70 тысячь киллограм и нести 105-мм нарезную пушку. Особенный интерес воображала компоновка бронекорпуса предлагаемого танка. Так, за броней толщиной до 350 миллиметров должен был размешаться малогабаритный ядерный реактор. Для него предусмотрели количество в передней части бронекорпуса.

За его защитой и реактором, расположили рабочее место механика-водителя, в средней и задней частях корпуса поместили боевое отделение, укладки снарядов и т.п., и пара агрегатов силовой установки.

Американские проекты атомных танков

Военная машина TV1 (Track Vehicle 1 – «Гусеничная машина-1»)

Более чем занимателен принцип работы силовых агрегатов танка. Дело в том, что реактор для TV1 планировалось делать по схеме с открытым газовым контуром теплоносителя. Это значит, что охлаждение реактора должно было производиться атмосферным воздухом, прогоняемым рядом с ним. Потом нагретый воздушное пространство предполагалось подводить на силовую газовую турбину, которая должна была приводить в перемещение трансмиссию и ведущие колеса.

В соответствии с расчетам, совершённым прямо на конференции, при заданных габаритах удалось бы обеспечить работу реактора длительностью до 500 часов на одной заправке ядерным горючим. Но проект TV1 не советовали к продолжению разработки. За 500 часов работы реактор с открытым контуром охлаждения имел возможность заразить пара десятков либо кроме того сотен тысяч кубов воздуха.

Помимо этого, во внутренние количества танка никак не получалось вписать достаточную защиту реактора. В целом, военная машина TV1 получалась значительно более страшной для собственных армий, нежели для соперника.

К следующей конференции Question Mark IV, прошедшей в 1955 году, проект TV1 доработали в соответствии с текущими новыми и возможностями разработками. Новый ядерный танк стал называться R32. Он существенно отличался от TV1, прежде всего собственными размерами.

Развитие ядерных разработок разрешило уменьшить габариты автомобили и соответствующим образом поменять ее конструкцию. 50-тонный танк кроме этого внесли предложение оснастить реактором в передней части, но бронированный корпус с лобовым страницей толщиной в 120 мм и башня с 90-мм орудием в проекте имели совсем другие обводы и компоновку.

Помимо этого, предлагалось отказаться от применения газовой турбины, приводимой в перемещение перегретым атмосферным воздухом и применить новые совокупности защиты менее большого реактора. Расчеты продемонстрировали, что фактически достижимый запас хода на одной заправке ядерным горючим будет равняться приблизительно четырем тысячам километров. Так, ценой понижения времени работы, планировалось понизить опасность реактора для экипажа.

И все же меры, принятые для защиты экипажа, технического персонала и взаимодействующими с танком армий, были недостаточными. В соответствии с теоретическим выкладкам американских ученых, R32 «фонил» меньше, чем его предшественник TV1, но кроме того при оставшемся уровне излучения танк не был пригоден для использования на практике. Требовалось бы систематично поменять экипажи и создавать особую инфраструктуру для отдельного обслуживания ядерных танков.

По окончании того, как R32 не смог оправдать ожидания потенциального клиента в лице американской армии, интерес армейских к танкам с ядерной энергетической установкой стал неспешно угасать. Стоит признать, в течение некоего времени еще предпринимались попытки создать новый проект а также довести его до стадии опробований. К примеру, во второй половине 50-ых годов двадцатого века проектировалась экспериментальная машина на базе тяжелого танка M103.

Ее предполагалось применять в будущих опробованиях танкового шасси с ядерным реактором. Работы по этому проекту начались весьма поздно, в то время, когда клиент прекратил видеть в ядерных танках перспективную технику для армии. Работы по переоборудованию M103 в испытательный стенд завершились созданием эскизного проекта и подготовкой к сборке макета.

R32. Ещё один проект американского ядерного танка

Последний американский проект танка с ядерной силовой установкой, что смог продвинуться дальше стадии технического предложения, был выполнен компанией Chrysler на протяжении ее участия в программе ASTRON. Пентагон заказал танк, предназначенный для армии следующих десятилетий и эксперты «Крайслера», по-видимому, решили дать еще одну попытку танковому реактору. Помимо этого, новый танк TV8 должен был олицетворять новую концепцию компоновки.

Бронированное шасси с электромоторами и, в некоторых предположениях проекта, двигателем либо ядерным реактором воображало собой обычный корпус танка с гусеничной ходовой частью. Но на нем предлагалось установить башню уникальной конструкции.

Крупногабаритный агрегат сложной обтекаемо-граненой формы предполагалось сделать мало дольше шасси. В таковой уникальной башни предлагалось поместить рабочие места всех четырех членов экипажа, все оружия, в т.ч. 90-мм орудие на твёрдой безоткатной подвесной совокупности, и боекомплект. Помимо этого, в поздних предположениях проекта предполагалось поместить в кормовой части башни дизельный двигатель либо малогабаритный ядерный реактор.

При таких условиях реактор либо двигатель давали бы энергию для работы генератора, питающего прочие системы и ходовые электромоторы. В соответствии с некоторым источникам, до самого закрытия проекта TV8 шли споры о самоё удобном размещении реактора: в шасси либо в башне. Оба варианта имели минусы и свои плюсы, но установка всех агрегатов энергоустановки в шасси была удачнее, не смотря на то, что и сложнее в техническом замысле.

Танк TV8

Один из вариантов ядерных монстров разрабатываемых в своё время в Соединенных Штатах по программе «Astron».

TV8 был самым удачливым из всех американских ядерных танков. Во второй половине пятидесятых на одном из фабрик компании Chrysler кроме того выстроили макет перспективной бронемашины. Но дальше макета дело не пошло. Революционно новая компоновка танка в сочетании с ее технической сложностью не давала никаких преимуществ перед существующими и разрабатываемыми бронемашинами.

Соотношение новизны, технических рисков и практической отдачи сочли недостаточным, тем более при с применением ядерной энергоустановки. В следствии проект TV8 закрыли за бесперспективностью.

По окончании TV8 ни один американский проект ядерного танка не вышел из стадии технического предложения. Что касается других государств, то в них также рассматривалась теоретическая возможность замены дизеля ядерным реактором. Но за пределами США эти идеи остались лишь в виде простых предложений и задумок. Главными обстоятельствами отказа от аналогичных идей стали две особенности ядерных энергоустановок.

Во-первых, реактор, пригодный для монтажа на танке, по определению не имеет возможности иметь достаточную защиту. В следствии окружающие и экипаж люди либо объекты будут подвергаться действию радиации. Во-вторых, ядерный танк при повреждения энергоустановки – а возможность для того чтобы развития событий весьма громадна ¬– делается настоящей нечистой бомбой.

Шансы экипажа выжить в момент аварии через чур мелки, а выжившие станут жертвами острой лучевой болезни.

Относительно громадный запас хода на одной заправке горючим и неспециализированная, как казалось в пятидесятых годах, перспективность ядерных реакторах во всех сферах не смогли пересилить страшные последствия их применения. В следствии танки на ядерном ходу так и остались уникальной технической задумкой, появившейся на волне общей «ядерной эйфории», но не давшей никаких практических результатов.

Создатель Рябов Кирилл

Лекция Ж.Алферова Американские и советские ядерные проекты и их современная роль. наука и Власть


Занимательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

spacer