Американский наследник английского танкостроения

Американский наследник английского танкостроения

Американский наследник британского танкостроения

  • танки
  • США
  • Англия
  • военная техника

Юрий Пашолок

Американская танковая индустрия начиналась с производства танков, базировавшихся на зарубежных разработках. К примеру, первый по-настоящему важный успех американских танкостроителей был связан с французским Renault FT. Переработанная версия этого танка, M1916 6-t Light Tank, на полтора десятилетия стала главной машиной американских танковых подразделений.

Зарубежная разработка стала базой и для первого американского среднего танка, принятого на вооружение — Medium Tank T1E1.

На базе британской неудачи

Ещё более плотным, чем с французами, было сотрудничество американцев с британцами, результатом которого стал тяжёлый танк Mark VIII International — машина, спроектированная в Англии, оснащённая американским мотором и выпускавшаяся на территории США. Непременно, в Соединенных Штатах проектировались и личные танки подобного класса, но как раз разработки с зарубежными корнями стали локомотивом развития американского танкостроения в тяжёлом весе.

По весьма похожему сценарию развивалась обстановка и со средними американскими танками. В случае если по лёгким и тяжёлым танкам в годы Первой Мировой в Соединенных Штатах имелись хотя бы довольно успешные попытки создать личные автомобили, средний класс тут фактически отсутствовал. Одной из попыток создать личный средний танк был Tracklayer Best 75, очень необыкновенного вида военная машина массой около 15 тысячь киллограм, которая базировалась на тракторе Holt 75.

Но в случае если в Англии, Германии и Франции база этой американской автомобили в конечном счёте и стала базой для первых серийных танков, то в Соединенных Штатах дело очевидно не заладилось. Танк оказался эффектным, но бестолковым. Выстроенный в 1917 опытный образец годился лишь для агитационных целей, с которыми, но, он справлялся хорошо.

Но американским армейским танк был нужен отнюдь не для пропаганды. По данной причине взгляд Департамента оружий обратился за океан. Очень сильно американцы не торопились, потому, что средние танки того времени и в Англии смотрелись далеко не идеально.

Medium Tank Mk.A Whippet быстро устаревал, а последовавшие за ним Medium Tank Mk.B и Mk.C Hornet и вовсе смотрелись шагом назад.

Патент на ходовую часть конструкции Филипа Джонсона. Кое-какие её элементы выглядят, мягко говоря, нестандартно

Тут необходимо заметить, что в годы Первой Мировой средние танки были на вторых ролях. Исключение составлял только французский Schneider CA1. Он стал не только первым французским серийным танком, но и первым средним танком, сочетавшим довольно маленькую массу, хорошую для собственного времени мощное вооружение и броню, включающее 75-мм короткоствольную пушку.

Британцы же сейчас делали собственные средние танки чисто пулемётными, что очень сильно ограничивало область их применения. Французская машина, но, также имела последовательность значительных недочётов.

Главным разработчиком британских танков в то время был Уильям Триттон. В это же время, ближе к концу Первой Мировой у него появился хороший соперник – майор Филип Джонсон (Philip Henry Johnson). Он являлся неофициальным главой центральных танковых мастерских во Франции и замечательно осознавал недочёты автомобилей конструкции Триттона.

Согласно точки зрения Джонсона, среднему танку требовалась манёвренность, чего конструкции Триттона дать не могли: ходовая часть первых британских танков не разрешала им развивать скорость выше 12 км/ч.

Первые опыты Джонсона, к концу войны уже полковника, были связаны с установкой на Medium Tank Mk.A Whippet пружинной подвески. Достаточно скоро стало ясно, что это полумера. Новый танк требовалось создать с нуля.

Как раз этим Филип Джонсон и занялся.

Согласно его точке зрения, новый средний танк должен был развивать скорость порядка 20 миль (32 км) в час. Забрав за базу Mk.A Whippet, он спроектировал машину, разительно отличавшуюся от разработок Триттона. Танк боевой массой 13,5 тысячь киллограм имел двигатель Wolseley Puma мощностью 240 л.с., что дало впечатляющую удельную мощность 17,7 л.с. на тонну.

Но это было только началом. Джонсон создал совсем новую ходовую часть, не имеющую к обычным английским «ромбам» никакого отношения. Смотрелась она революционно и чудаковато в один момент: в качестве упругого элемента в ней употреблялся металлической трос, протянутый на протяжении ходовой части.

При обрыва этого троса упругого элемента в один момент лишались все тележки по борту, а обслуживание таковой ходовой части смотрелось как пытка. Однако, трудилась эта конструкция в полной мере удачно.

Это же справедливо и в отношении трака конструкции Филипа Джонсона. Его изюминкой было то, что он имел возможность наклоняться вбок, чем обеспечивалось лучшее сцепление на сложном рельефе местности. Кроме этого данный трак имел древесную накладку, что улучшало езду по ровным дорогам.

Medium Tank Mk.D Modified, финальная версия танка Филипа Джонсона. Обратите внимание на башенку сзади рубки – в том месте сидит механик-водитель

Танк Джонсона стал называться Medium Tank Mk.D. Пара его опытных образцов было выстроено в 1919 году. Для собственного времени они продемонстрировали легко замечательную скорость, но наряду с этим обнаружилась и масса неприятностей.

За рамки умелых автомобилей Medium Tank Mk.D так и не вышел, что, но, не помешало ему занять хорошее место в истории танкостроения. Он был не только первым танком, преодолевшим отметку в 30 км/ч, но и первым в мире танком-амфибией. Плавал он весьма не имеет значение, но факт остаётся фактом.

Британской новинкой заинтересовались французы, каковые похожую ходовую часть испытали на умелых Char B. Но ещё дальше пошли американцы, которых танк Джонсона заинтересовал полностью.

Моторный голод

В первый раз вопрос о том, что Департамент оружий Армии США желает заполучить танк конструкции Филипа Джонсона, был поднят в июне 1919 года. Большую роль в принятии ответа об применении концепции Medium Tank Mk.D сыграл майор Карлсон (R.E. Carlson), входивший в англо-американскую танковую рабочую группу.

Обращение, но, шла не о копировании, а о разработке собственного среднего танка, схожего по конструкции с британским.

Связано это было с тем, что Medium Tank Mk.D в том виде, в каком его выстроили, потребовал весьма важных доработок. Достаточно заявить, что механика-водителя Джонсон посадил в корме боевого отделения, и по данной причине обзор у руководившего танком члена экипажа был, мягко говоря, не наилучший. Не устраивало американцев и оружие, которое на британском танке складывалось из трёх пулемётов. Совсем неприемлемым было признано и размещение оружия в неподвижной рубке.

Опыт Первой Мировой конкретно показывал на то, что танк должен иметь вращающуюся башню.

Полноразмерный макет Medium A Tank, апрель 1920 года

18 августа 1919 года спецификация на средний танк была утверждена генералом Самуэлем Рокенбахом (Samuel D. Rockenbach), новым начальником американского Механизированного корпуса. Рокенбах, находившийся у истоков американских танковых армий и имевший богатый боевой опыт, превосходно осознавал, какой танк нужен его подчинённым.

В соответствии с изначальной спецификации, требовалась 18-тонная военная машина с двигателем, снабжающим удельную мощность не меньше 10 л.с. на тонну. Большая скорость для того чтобы танка оценивалась на уровне 19–20 км/ч, а запас хода должен был составить 100 километров. Танк планировалось вооружить одной пушкой и двумя пулемётами.

Броня должна была снабжать защиту экипажа и машины от пуль винтовочного калибра со всех расстояний. Но 4 ноября 1919 года Комитет по оружию пересмотрел требования по броне: сейчас она должна была защищать и от пуль калибра 12,7 мм.

Орудийная установка с возможностью наводки как по вертикали, так и по горизонтали

Разработкой танка занялась новая структура – Технический департамент механизированного корпуса, размешавшийся в арсенале Рок-Айленд. Полноразмерный макет нового танка готовься ко 2 апреля 1920 года. Оказавшийся танк заметно отличался от исходной концепции Medium Tank Mk.D, о копировании британских идей речи уже не шло.

Оказалась военная машина самобытной и передовой в то время конструкции. От британского прародителя в ней практически ничего не осталось, не считая концепции танка с долгим корпусом, боевым отделением в носовой части и моторно-трансмиссионной группой в кормовой.

Ответ о постройке двух умелых танков было принято 13 апреля 1920 года. Первый из них строился с ходовой частью американской разработки, а второй – с ходовой частью по типу уникального Medium Tank Mk.D. Приоритет, но, был сначала дан собственной разработке.

Первый опытный образец взял обозначение Medium Tank M1921, его постройка завершилась в декабре 1921 года.

Medium Tank M1921 на Абердинском полигоне, февраль 1922 года. Танк всё ещё несёт старое обозначение

В целом конструкция этого танка повторяла макет, представленный в апреле 1920 года. Из-за трансформации требований по бронированию боевая масса автомобили выросла до 18,5 тысячь киллограм. Наряду с этим толщина брони составила 25 мм, что сделало Medium Tank M1921 первым в мире танком, имевшим надёжную защиту от крупнокалиберных пулемётов.

Передовым, но, выяснилось не только бронирование. В отличие от британского прообраза, оружие американского танка размещалось сходу в двух башнях. В главной башне пребывала спаренная установка 6-фунтовой (57-мм) пушки и 7,62-мм пулемёта Browning M1919.

Установка разрешала наводить орудие при помощи плечевого упора как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. Это решение, подсмотренное американцами на Renault FT, употреблялось на многих американских танках впредь до 1942 года.

Вторая башня (практически – гипертрофированная командирская башенка) устанавливалась на крыше главной башни, и в ней ставился ещё один пулемёт M1919. Механика-водителя разместили в отделении управления, пребывавшем в носовой части корпуса. Всего же экипаж танка складывался из 4 человек, пребывавших во в полной мере комфортных условиях.

Ходовая часть Medium Tank M1921 радикально отличалась от той, что употреблялась на британском Medium вести войну Mk.D. Создал её инженер Эмиль Норелиус (Emil Francis Norelius), трудившийся в небезызвестной компании Holt. Ещё в годы Первой Мировой Норелиус создал пара типов самоходных установок на тракторном шасси.

Потому, что строились все эти автомобили под маркой Holt, имя этого гениального инженера так и осталось в тени. А также его вклад в создание ходовой части Medium Tank M1921 кроме этого остался неизвестным.

Вместо умной совокупности с тросами Норелиус внес предложение более классические элементы, созданные им для Holt. Тракторную родословную танка выдают ведущие колёса и ленивцы, да и конструкция траков конкретно говорит о происхождении. Для танка, большая скорость которого не должна была быть больше 20 км/ч, такая ходовая часть в полной мере доходила.

Для защиты от вражеского огня элементы ходовой части прикрывались съёмными бортовыми экранами.

Двигатель Murray and Tregurtha, практически погубивший Medium Tank M1921

Ахиллесовой пятой Medium Tank M1921 был двигатель. В качестве подрядчика для производства силовой установки американские армейские выбрали Murray and Tregurtha, Inc., специализировавшуюся на корабельных моторах и судостроении. Данный подрядчик не стал искать сложных дорог и практически приспособил для танка корабельный V-образный двигатель. Не смотря на то, что номинально данный мотор выдавал 220 лошадиных сил, на практике больше 195 лошадиных сил ему развить не получалось.

Результатом стало то, что танк на опробованиях, начавшихся в феврале 1922 года на Абердинском полигоне, чуть смог превышать скорость в 16 км/ч. Дополнительные неприятности заключались в низкой надёжности силовой установки.

Попытки решить проблему с двигателем длились 4 года. самоё простым ответом считалась установка более замечательного мотора, что нашёлся достаточно скоро. Это был Liberty L-12, летный мотор, что употреблялся на тяжёлом танке Mk.VIII International. 338-сильный мотор разрешил удвоить большую скорость, но платой за это стали постоянные поломки.

Чудес не бывает: ходовая часть и трансмиссия проектировались совсем под скорость и другую мощность двигателя, так что подобные неприятности были предсказуемыми.

Medium Tank M1922 отличался ходовой часть по типу Medium Tank Mk.D

Вторая умелая машина, взявшая обозначение Medium Tank M1922, прибыла на Абердинский полигон 1 марта 1923 года. По конструкции оружия, корпуса, других компонентов и силовой установки она повторяла Medium Tank M1921. Отличие пребывала в ходовой части.

Инженеры Технического департамента механизированного корпуса позаимствовали её, с некоторыми трансформациями, у Medium Tank Mk.D. Сохранились и подвеска с тросом в качестве упругого элемента, и «качающиеся» траки с древесными башмаками.

Опробования этого танка дали неоднозначный итог. С одной стороны, с ходовой частью конструкции Филипа Джонсона танк смог развить большую скорость 26 км/ч, что заметно превышало требования клиента. Иначе, ожидаемые неприятности с надёжностью умной подвески скоро появились. Металлический трос много раз рвался. В итоге, его заменили на цепь, что пара повысило надёжность подвески.

Но неприятности с мотором некуда не убежали. Не обращая внимания на более высокие ходовые качества, от подвески конструкции Филипа Джонсона было решено отказаться. Обслуживание таковой умной совокупности в полной мере имело возможность перевоплотить работу экипажа танка в сущий преисподняя.

Подвеска Филипа Джонсона – это легко! А сейчас представим, что трос порвался… Условно принятый на вооружение

Не обращая внимания на неприятности с двигателем, управление Департамента оружий не теряло надежд на доведение танка до кондиции. На протяжении опытов было решено сконцентрироваться на доводке варианта Medium Tank M1921. В начале 1925 года американские армейские подписали соглашение с Packard Motor Company о разработке особого танкового мотора. Уже в июне 8-циллиндровый V-образный двигатель мощностью 200 лошадиных сил был установлен в Medium Tank M1921.

Опробования продемонстрировали, что новая силовая установка оказалась куда успешнее прошлее.

Разные переделки, происходившие в 1925–26 годах, подняли массу танка до 23 тысячь киллограм. Однако, за счёт установки новых элементов моторно-трансмиссионной группы её надёжность выросла, а скорость автомобили осталась на в полной мере приемлемом уровне.

Совместный патент на конструкцию Medium Tank M1921. Соавтором Норелиуса выступал Левин Кэмпбелл (Levin H. Campbell, Jr.), одна из главных фигур американских армии в годы Первой Мировой

Эти удачи послужили предлогом для предстоящего совершенствования конструкции Medium Tank M1921. Было издано постановление о постройке третьей автомобили, взявшей обозначение Medium Tank T1. Потому, что дело происходило на фоне быстро снизившихся по окончании окончания всемирный войны затрат на оборону, Комитет по оружиям решил отказаться от применения на умелой машине броневых страниц.

Вместо них танк выстроили из неброневой стали, что сократило издержки на порядок (с 52 000 до 5200 долларов). Потому, что танк всё равняется предполагалось применять как тестовую лабораторию, такое ответ было в полной мере оправданным.

Medium Tank T1, Абердинский полигон, июль 1927 года

Выстроенная в мае 1927 года машина в целом повторяла Medium Tank M1921. Ходовая часть повторяла ходовую часть предшественника, за исключением новых «скелетных» траков разработки Гарри Нокса. Подобные траки больше доходили для высоких скоростей перемещения. Практически неизменной была и конструкция башни.

Относительно маленькой переделке подвергся корпус, по большей части это касалось моторного отделения.

Боевая масса танка составила 19,9 тысячь киллограм, и благодаря 200-сильному двигателю Packard его удельная мощность была кроме того чуть больше 10 л.с. на тонну, другими словами всецело соответствовала требованиям армейских. На опробованиях, начавшихся в июле 1927 года, танк развил скорость 18 км/ч, а один раз кроме того разогнался до 22,5 км/ч. Согласно точки зрения американских армейских, это было мало.

Иначе, машина отличалась высокой надёжностью. Неудивительно, что 28 января 1928 года, по окончании опробований, Комитет по оружиям настоял на стандартизации Medium Tank T1. 2 февраля 1928 года его приняли на вооружение как Medium Tank M1.

Принятый на вооружение Medium Tank M1 и его экипаж, весна 1928 года

Казалось, что по окончании 6 лет ошибок и проб американские армейские, наконец, взяли полноценный средний танк. Неприятность была в том, что случилось это уже в конце 20-х годов, и за время, прошедшее В первую очередь работ, концепция Medium Tank Mk.D успела порядком устареть. Ещё хуже для этого танка было то, что с 1925 года Департамент оружий запустил программу разработки нового среднего танка 15-тонного класса.

На фоне удач ещё одной разработки Гарри Нокса, Light Tank T1E1, появилась мысль выстроить и увеличенную версию этого лёгкого танка. С осени 1926 года разработку среднего танка, первоначально именовавшегося Medium Tank M1924, возглавил Гарри Нокс.

Уже весной 1928 года стандартизацию Medium Tank M1 отменили, и он опять начал называться Medium Tank T1. Дополнительно масла в пламя подлил Джон Уолтер Кристи, совсем нежданно для Департамента Оружий вклинившийся в борьбу со своим M.1928. И уже к 1931 году вместо одной автомобили на звание главного среднего танка американской армии претендовали сходу три.

Наряду с этим Medium Tank T1 выступал сейчас в роли аутсайдера.

Установка 75-мм гаубицы M1920 в башню Medium Tank T1

Не обращая внимания на таковой неожиданный поворот судьбы, работы по Medium Tank T1 не закончились. Для начала, на танк установили 75-мм гаубицу M1920. Это новшество заметно увеличило огневую мощь военной машины. Опробования стрельбой по лёгкому танку M1917 продемонстрировали, что попадание гаубичного боеприпаса разламывало броневые страницы в куски.

Но, не обращая внимания на таковой эффект, позднее танку вернули его штатное оружие. В апреле 1932 года состоялась вторичная попытка установить в танк двигатель Liberty L-12. Модернизированный подобным образом танк взял обозначение Medium Tank T1E1.

В таком виде танк был послан в Форт-Беннинг, в то время главное место дислокации танков американской пехоты. Машина была включёна в состав 2-й танковой роты, в октябре 1932 года переформированной в 67-ю пехотную роту, оснащённую средними танками. В Форт-Беннинге и случилась очная ставка трёх соперников: Medium Tank T1E1, Medium Tank T2 и Christie Convertible Medium Tank T3.

Medium Tank T1E1 в составе 67-й пехотной роты, оснащённой средними танками. Танк взял имя собственное Fu-Manchu в честь книжного злодея. Форт-Беннинг, 1933 год

С одной стороны, Medium Tank T1E1 вместе с более замечательным мотором унаследовал те же неприятности, что имел Medium Tank M1921. Машину преследовали постоянные поломки ходовой части и моторно-трансмиссионной группы. Иначе, его большая скорость выросла до сорока километров/ч.

Как ни необычно, более лёгкий Medium Tank T2 по ходовым чертям был никак не лучше собственного тяжёлого соперника. Его практическая скорость не превышала 32 км/ч, а разгоняться выше не разрешала ходовая часть, кроме этого имевшая тракторную родословную. Бронирование у соперника было уже. Да и оружие не было возможности вычислять принципиально лучшим. Что 47-мм, что 37-мм пушки по пробиваемости были только незначительно лучше 6-фунтового орудия.

Наряду с этим боевое отделение Medium Tank T1E1 выяснилось более просторным, а возможности по установке более замечательного оружия были существенно громадными.

По ходу опробований достаточно скоро стало ясно, что оба танка, созданных подразделениями Департамента оружий, существенно уступают военной машине конструкции Джона Уолтера Кристи. Танк Кристи был на порядок стремительнее и существенно надёжнее. Да, по вооружению и бронированию он уступал соперникам, но к тому моменту высокая манёвренность стала для американских армейских одним из наиболее значимых показателей.

Да и 37-мм пехотной пушки, спаренной с пулемётом, в полной мере хватало для помощи пехоты.

В следствии солидную часть 30-х годов развитие американских средних танков двигалось по пути колёсно-гусеничной схемы. Позднее показались Medium Tank T3E2 и T4, представлявшие собой развитие конструкции Кристи, а наработки по Medium Tank T1/T2 отправились на свалку истории.

Medium Tank M1922, потрёпанный судьбой, но избежавший сдачи на металлолом

На свалку отправились заодно и сами Medium Tank M1921 с Medium Tank T1E1. Что же касается Medium Tank M1922, то его время пощадило. Машина появилась в экспозиции Музея оружий при Абердинском полигоне, благополучно пережила массовую сдачу экспонатов утиль, имевшую место в первой половине 50-ых годов двадцатого века, а заодно и стояние под открытым небом, длившееся более чем полвека.

на данный момент танк находится в Аннистоне, штат Алабама, куда попал при переезде экспозиции из Абердина в Форт-Ли. На данный момент принимается ответ, куда, в итоге, данный танк будет передан.

Источники:

  • NARA
  • British Tanks Development at the Start of Inter-war Period, David Nicholas, Tankette 44–1
  • Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994
  • A Yankee Inventor and the Military Establishment: The Christie Tank Controversy, George F. Hofmann, Military Affairs, Vol. 39, No. 1 February 1975
  • Фотоархив автора
  • https://www.flickr.com

История танкостроения США


Занимательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

spacer