Английский змей горыныч

Английский змей горыныч

Британский Змей Горыныч

  • танки
  • Англия
  • военная техника

Юрий Пашолок

К середине 20-х годов английская армия взяла средние танки нового поколения, каковые на долгое время задержались на вооружении. Medium Tank Mk.I и Medium Tank Mk.II стали первыми в мире серийными средними танками, оснащёнными башнями. Достаточно надёжность и удачная конструкция обеспечили этим автомобилям продолжительную работу. Однако, уже к 1926 году британские армейские стали задумываться о том, что этим танкам требуется замена.

На её роль в полной мере годился достаточно успешный танк компании Vickers, узнаваемый называющиеся Medium Tank Mk.III. Но не смотря на то, что увлекательная концепция данной автомобили легла в базу многих более поздних танков, а также в СССР и в Германии, в английской армии её будущее сложилась не через чур гладко.

Экспортная эволюция

Не смотря на то, что в целом Medium Tank Mk.I и Medium Tank Mk.II имели очень успешную конструкцию, к ним у военных имелись и претензии. Переднее размещение двигателя не отлично отразилось на размещении механика-водителя. Помимо этого, английских военных не устраивала скорость, развиваемая танком. Для 20-х годов 24 км/ч было достаточно, но запросы росли, что но, в полной мере объяснимо.

Через чур стремительным танк ни при каких обстоятельствах не бывает, и увеличение скоростных черт военной машине лишь во благо.

Концепция нового среднего танка показалась не на безлюдном месте. Звучит это достаточно необычно, но прообразом для него послужил танк тяжёлого класса. В первой половине 20-ых годов XX века Военное министерство создало спецификацию на тяжёлый танк.

В соответствии с ей, танк должен был иметь низкий силуэт, возможность и заднее расположение двигателя преодолевать траншеи шириной 2,8 метра. В качестве оружия предполагалось применять 3-фунтовую (47-мм) пушку в носовой части и 2 пулемёта в боковых спонсонах. К работам подключилась компания Vickers, которая скоро переработала проект, предложив установить пушку во вращающейся башне.

Неспешно проект превратился в совсем другую машину, известную как A1E1 Independent. Однако, мысль автомобили с кормовым размещением двигателя, одной пушкой в башне и пулемётами в бортах не была забыта.

Medium Tank Mk.C на протяжении ходовых опробований

Проектирование нового танка началось в 1925 году. Английская армия эту машину, названную Medium Tank Mk.C, не заказывала, разрабатывалась она только для экспортных потребностей. Базой для танка послужила самоходная артиллерийская установка Birch Gun.

Как и в данной САУ, подвеска экспортной автомобили взяла по 13 опорных катков на борт, да и в общей конструкции ходовой части легко угадывается прародитель. Но, на этом сходство с Birch Gun заканчивалось.

Как и в спецификации на тяжёлый танк 1922 года, боевое отделение тут было перенесено в носовую часть танка, а моторно-трансмиссионное – в кормовую. В качестве силовой установки был использован 6-цилиндровый летный двигатель Sunbeam Amazon мощностью 110 лошадиных сил, имевший водяное охлаждение. Именно поэтому мотору военная машина взяла хорошую удельную мощность – около 10 лошадиных сил на тонну.

Большая скорость танка с боевой массой 11,6 тысячь киллограм достигала в полной мере приличных для собственного времени 32 км/ч.

Пулемёт в корме башни позднее стал визиткой японских танков

Сохранилась от техзадания на тяжёлый танк и установка пулемётов в бортах корпуса. Установлены они были, действительно, в шаровых установках с очень сильно ограниченными углами обстрела, что делало их практически ненужными. Если судить по концепции, применять их предполагалось как средство зачистки окопов: танк заезжал на траншею, а бортовые пулемёты уничтожали всё, что было в секторе их обстрела.

Но до окопа нужно было ещё доехать, что при броне толщиной 6,5 миллиметров было очень сложной задачей. Кроме того ружейный пламя такая броня надёжно держала не меньше чем с нескольких сот метров…

Полноценная дверь во лбу корпуса смотрелась, мягко говоря, занятно

не меньше примечательным было и башенное оружие. Дело в том, что в передней части башни нашлось место лишь для 6-фунтовой (57-мм) пушки Vickers, схожей с теми, что ставились в известные «ромбы». Пулемёт в башне был, но размешался он не спереди, а позади, в развитой кормовой нише.

Для чего это было сделано, до конца не ясно.

Дабы пара скрасить отсутствие спаренного с пушкой пулемёта в башне, в лобовом странице корпуса, слева по ходу перемещения, конструкторы установили курсовой пулемёт. Так, на 5 членов экипажа Medium Tank Mk.C в общем итоге приходилась 1 пушка и 4 пулемёта.

А вот справа по ходу перемещения в лобовом странице инженеры Vickers разместили… дверь. И на этом чудеса в передней части танка не заканчивались: для размещения ног механика-водителя по центру корпуса был сделан особый выступ.

Эта пушка – всё, что осталось от ирландского Medium Tank Mk.D

Опытный образец Medium Tank Mk.C был закончен во второй половине 20-ых годов XX века. Английская армия машину однако испытала, но скоро от неё отказалась. Для большей скорости жертвовать бронёй армейские совсем не желали, да и кое-какие конструкторские ответы очевидно вводили в ступор.

Иначе, зарубежный клиент нашёлся весьма скоро. Танк во второй половине 20-ых годов XX века купили японцы, и он стал базой для среднего танка Тип 89. Забавно, что японские инженеры сохранили и дверь во лбу корпуса, и курсовой пулемёт, и чудную схему размещения оружия в башне.

Следом за Medium Tank Mk.C показался его чуть улучшенный собрат, названный Medium Tank Mk.D. Во второй половине 20-ых годов XX века его купила Ирландия. В ирландской армии данный танк прослужил до 1940 года.

Ещё продолжительнее прослужила его пушка. В Куррахе (Curragh), где совершил всю собственную жизнь Medium Tank Mk.D, его орудие до начала 80-х прослужило на оборонительной линии. Пушка дожила до наших дней и экспонируется в учебном центре Сил обороны Ирландии в Куррахе (графство Килдэр).

Одна голова прекрасно, а три – лучше

Не обращая внимания на то что Medium Tank Mk.C был тупиковой ветвью развития, для компании Vickers его создание было нужным. Кроме того что танк удалось реализовать зарубежному клиенту, так ещё и сама разработка данной автомобили стала бесценным опытом. И понадобился это опыт ещё до того момента, как Medium Tank Mk.C покинул заводской цех.

В мае 1926 года Королевский механизированный корпус, применяя опыт первых манёвров с участием Medium Tank Mk.I и аккумуляторная Tank Mk.II, начал разрабатывать требования к новому среднему танку. Совсем видение новой автомобили было организовано в июле. Для начала, саму идею с пулемётами в бортах корпуса признали порочной.

Потому, что для удовлетворительного манёвра огнём такое размещение оружия было неподходящим, выходом из обстановки считалась установка пулемётов в отдельные башни. Но для таковой схемы оружия компоновка танка по типу Medium Tank Mk.I/Mk.II очевидно не доходила.

Оказать помощь решить проблему должны были перенос двигателя в кормовую часть танка и установка пулемётных башен спереди. Наряду с этим боевую массу танка необходимо было удержать в пределах 15,5 тысячь киллограм, потому, что грузоподъёмность английского понтонного парка ограничивалась 16-ю тоннами. К главному оружию танка предъявлялось требование гарантированно поражать вражеские танки на дистанции 900 метров (1000 ярдов).

Необходимым требованием было наличие радиостанции, и вынос топливных баков из корпуса в борта. Ещё одним из требований стало понижение шумности.

16-тонный Vickers на заводском дворе, 1927 год

Концепцию нового среднего танка инженеры Vickers подготовили достаточно скоро – к началу осени 1926 года. У конструкторов компании уже имелся опыт работ над Medium Tank Mk.C, помимо этого, они максимально применяли опыт, полученный при проектировании тяжёлого танка A1E1 Independent — того самого, что показался из спецификаций 1922 года.

В соответствии с расчётам, боевая масса нового среднего танка, взявшего обозначение A6, составляла около 14 тысячь киллограм. При таковой массе бронирование составляло 14 мм в лобовой части и 9 мм по бортам. Этого в полной мере хватало чтобы машина не поражалась ружейно-пулемётным огнём. Место механика-водителя, как и в A1E1 Independent, разместили по центру, установив по бокам от него пулемётные башни. По центру корпуса была установлена главная башня с 3-фунтовой пушкой и спаренным пулемётом.

Сзади главной башни пребывала ещё одна – зенитная. Жизнь её, но, была недолгой. От её установки конструкторы скоро отказались, что разрешило мало победить в массе.

Силовая установка была размещена в кормовой части. На выбор предлагалось два варианта двигателей. Первым был 120-сильный, что, в соответствии с расчётам, разрешал машине разгоняться до 22,4 км/ч.

Куда более занимательным ответом был V-образный мотор Armstrong-Siddeley мощностью 180 лошадиных сил. С ним средний танк должен был развивать большую скорость 32 км/ч, наряду с этим удельная мощность превышала 10 л.с. на тонну.

Прекрасно видно, как Medium Tank Mk.II и A6E2 отличаются друг от друга

К марту 1927 года готовься древесный макет танка. При его утверждении было издано постановление о постройке двух опытных образцов, взявших обозначение A6E1 и A6E2. Оба танка лишились зенитных башен, наряду с этим в пулемётных башенках было установлено сходу по два пулемёта Vickers.

С учётом того, что в каждой башенке сидел только один человек, такое ответ очевидно не упростило его работу.

Второй танк было решено оснастить планетарной коробкой передач Wilson с гидравлическим механизмом включения. В качестве предприятия, важного за сборку танков, был выбран Королевский арсенал в Вулвиче (ROF Woolwich). Боевая масса A6 достигла 16 тысячь киллограм.

По данной причине у танка и показался индекс 16-tonner (16-тонный), что часто употреблялся в переписке.

Обратите внимание на громадную нишу в ходовой части – в том месте находится бортовой люк

Первый танк, A6E1 с регистрационным номером T.404, был изготовлен в начале 1928 года. В целом, по конструкции он воспроизводил древесный макет. немного поднятый в носовой части корпус снабжал в полной мере комфортные условия для работы семи членов экипажа. Подобно A1E1 Independent, корпус взял боковые люки в бортах.

Для большей пулестойкости в лобовой части корпуса были сделаны особые отбойники. Как и указывалось в требованиях, большинство горючего (416 литров) пребывала в наружных баках. Оставшиеся 37,5 литров были размещены в корпуса для улучшения центровки.

Главная башня танка взяла аж две командирские башенки.

Но, без странностей не обошлось. Смотровых щелей у люка механика-водителя не было в принципе. Складывается чувство, что при закрытом люке он должен был руководить танком на ощупь.

Помимо этого, для радиостанции места в танке не выяснилось, потому, что башня кормовой ниши не имела.

Второй танк, A6E2 с регистрационным номером T.405, снаружи был фактически аналогичным собственному собрату. Часто танки именовали по-второму — 16-tonner №1 и 16-tonner №2.

На протяжении опробований новые танки проходили самые различные тесты

Обе автомобили в июне 1928 года поступили на полигон Mechanical Warfare Experimental Establishment (MWEE) в Фарнборо. В том месте A6E1 взял регистрационный номер ML 8698, а A6E2 – ML 8699. На протяжении опробований A6E2 взял другую силовую установку — 180-сильный двигатель Ricardo CI.

Но, достаточно скоро стало известно, что новый мотор хуже прошлого, и ветхий двигатель вернули на место. Кроме этого предполагалось опробовать в A6E1 спарку двигателей Rolls-Royce Phantom I суммарной мощностью 190 л.с. Но до реализации данной идеи дело так и не дошло.

Необходимо подчеркнуть, что создатели A6 при расчётах очевидно недооценили собственное детище: по факту танки развивали большую скорость 41,5 км/ч, что для того времени было весьма недурно. Омрачала картину подвеска, которую позаимствовали у Medium Tank Mk.II. Для нового танка она была слабовата. Во второй половине 20-ых годов XX века инженеры Vickers внесли предложение три варианта замены ходовой части, два из которых предполагали модификацию ветхой подвески, а третья потребовала переделки всего танка.

Ещё одним неприятным, но предсказуемым сюрпризом стали результаты огневых опробований на стрельбище в Лулворте. Стало известно, что с двумя пулемётами в один момент стрелкам в малых башнях управляться весьма тяжело.

A6E3 приобрел новую ходовую часть, почему лишился бортовых люков

Результаты опробований послужили базой для проектирования улучшенной версии танка, взявшей обозначение A6E3. При поступлении на полигон MWEE танку присвоили номер MT 9637. Новый танк взял пулемётные башни, спроектированные по типу A1E1 Independent.

Количество пулемётов в каждой из них сократилось до одного, а благодаря смещению оставшегося пулемёта вправо в стало значительно просторнее. Количество командирских башенок в главной башне сократилось до одной.

Помимо этого, танк был оснащён новой подвеской. Опорные катки были сгруппированы по четыре в две группы, по две тележки в каждой. Подвеска в целом представляла собой вариацию на тему совокупности, созданной Джоном Карденом и Вивианом Лойдом для Vickers Mk.E.

Но, важного улучшения черт с новой подвеской достигнуть не удалось, а вот неспециализированная масса танка выросла до 16,25 тысячь киллограм.

Для увеличения скоростных характеристик на A3E3 был установлен замечательный 500-сильный дизельный двигатель Thornycroft RY/12, что ставился на катера. Как увеличилась большая скорость танка – неизвестно, но ходовой части от таковой замены лучше очевидно не стало.

Не принявшие эстафету

Не обращая внимания на неприятности с подвеской, A6 всё равняется были достаточно успешными автомобилями, в полной мере подходящими для замены Medium Tank Mk.II. Во второй половине 20-ых годов двадцатого века была создана спецификация на улучшенный A6, взявший обозначение Medium Tank Mk.III.

Частенько заглавия Medium Tank Mk.III и A6 путают. В действительности, Medium Tank Mk.III индекса A6 не носил. Но технически это были весьма похожие танки, а также их боевая масса была фактически однообразной – 16 тысячь киллограм.

Потому, что каких-то прорывных результатов на A6E3 достигнуть не удалось, на Medium Tank Mk.III покинули ходовую часть по типу Medium Tank Mk.II. Подвеску мало модифицировали, но в целом совокупность осталась той же. Осталась прошлой и силовая установка.

Неспециализированная протяженность танка не изменилась, а его ширина чуть выросла. С A6E3 на новую машину перекочевали и пулемётные башни.

Medium Tank Mk.III в заводском цеху, 1929 год

Танки Medium Mk.III E1 и Medium Mk.III E2 были изготовлены Королевским арсеналом в Вулвиче во второй половине 20-ых годов XX века. Они взяли регистрационные номера T.870 и T871. Одним из главных отличий Medium Mk.III от A6 стала башня. Коническая башня A6 исключала возможность установки в неё радиостанции, исходя из этого новый танк взял основную башню с развитой кормовой нишей, где без неприятностей разместилась радиостанция №9.

Ещё одной отличительной изюминкой стала замена командирской башенки. Её сместили к левому борту и заменили на конструкцию, которую позаимствовали у Medium Tank Mk.IIA.

Сверху прекрасно видно, как отличаются башни A6 и Medium Mk.III

Увы, появление Medium Tank Mk.III совпало с печальными событиями, каковые стали причиной настоящему кризису британского танкостроения. Затеянный британским пехотным руководством «Великий танковый скандал» привёл к расформированию экспериментальной механизированной группы (Experimental Mechanized Force), организованной в мае 1927 года полковником Джоном Фуллером. А в недалеком будущем разразился и глобальный экономический кризис, что сильно ударил по армейскому бюджету.

Потому, что приоритетом британского Военного министерства оставался флот, понижение затрат компенсировалось прежде всего за счёт вторых направлений. Одним из таких «неудачников» именно и выяснилось танкостроение.

Рабочее место механика-водителя Medium Mk.III A3

Позднее Medium Mk.III E1 и Medium Mk.III E2 отправились на полигон MWEE, где взяли регистрационные номера MT 9707 и MT 9708. Помимо этого, в первой половине 30-ых годов двадцатого века компанией Vickers был выстроен третий (и последний) Medium Tank Mk.III. Машина, взявшая номера T.907 и MT 9709, мало отличалась от предшественников модифицированной подвеской. Опробования, каковые длились до 1933 года, продемонстрировали, что эти танки очевидно превосходят Medium Tank Mk.II.

К тому же, так же, как и прежде имели место неприятности с подвеской, каковые на Medium Mk.III A3 хоть и уменьшились, но ненамного.

Уменьшение финансирования и затянувшиеся опробования напрямую оказали влияние на судьбу Medium Tank Mk.III. К 1934 году стало ясно, что пускать эту машину в серийное производство уже поздно.

Работа Medium Tank Mk.III в английской армии

Подобный печальный финал разработки, но, не означал, что Medium Tank Mk.III, подобно A6, так и не попадут в армии. В отличие от предшественников, Medium Tank Mk.III однако успели послужить в английской армии. В первой половине 30-ых годов XX века автомобили вошли в состав Танковой бригады, которая стала реинкарнацией экспериментальной механизированной группы.

Бригада, организованная в первой половине 30-ых годов двадцатого века в Солсбери, складывалась из трёх смешанных батальонов. Medium Tank Mk.III включили в состав бригады как командирские танки. MT 9707, что до того достаточно интенсивно испытывался, продолжительно в бригаде не задержался и скоро был разобран. Ещё более печальной была будущее MT 9708: на протяжении учений в нём случился пожар. Горел танк продолжительно и живописно, и в итоге его кроме этого было нужно списать.

Значительно продолжительнее прожил MT 9709 – его эксплуатация длилась до 1938 года.

По результатам применения Medium Tank Mk.III в Танковой бригаде они взяли очень хорошую оценку. В целом по удобству и комфорту обслуживания они были лучше предшественников.

Разбор полётов в Танковой бригаде, Солсбери, середина 30-х годов

Незамеченными для мирового танкостроения «Виккерсы 16-тонные» не остались. Английские армейские признали идею с двумя пулемётными башнями успешной. Такая схема оружия позднее перекочевала и на лёгкие танки, к примеру на Vickers Mk.E Type A. Идею с дополнительными пулемётными башнями позднее реализовали на британском Cruiser Tank Mk.I и германском Nb.Fz.

Ещё более заметный след Medium Tank Mk.III оставил в советском танкостроении. В первой половине 30-ых годов двадцатого века советская закупочная рабочая группа во главе с главой УММ И. А. Халепским прибыла в Англию с целью приобретения образцов бронетанковой техники. Компания Vickers внесла предложение советской делегации типовой комплект экспортных боевых автомобилей – танкетку Carden-Loyd Mk.VI, лёгкий танк Vickers Mk.E и средний Medium Tank Mk.II.

Все три автомобили в итоге были закуплены, причём Carden-Loyd Mk.VI позднее «превратился» в советскую танкетку Т-27, а Vickers Mk.E – в лёгкий танк Т-26.

Что же касается Medium Tank Mk.III, то сначала его показывать британцы отказались. Позднее позиция изменилась: за ознакомление с документацией они «настойчиво попросили» 20 тысяч фунтов, и ещё 16 тысяч стоил любой танк. Помимо этого, эта сделка увязывалась с расширением количества заказов на другие танки.

В итоге инженер Семён Александрович Гинзбург, ставший позднее одной из главных фигур в советском танкостроении довоенного и военного периода, смог хитростью взять подробные эти по танку.

Но, сказать о том, что танк, известный как Т-28, был полностью скопирован с Medium Tank Mk.III, в корне неверно. Гинзбург, возглавивший разработку Т-28, забрал от британской автомобили саму концепцию среднего танка с кормовым размещением моторно-трансмиссионного отделения, тремя боевой массой и башнями порядка 16–17 тысячь киллограм. Технически же это был совсем второй танк.

литература и Источники:

  • РГВА
  • Фотоархив автора
  • Medium Marks I-III, N.W. Duncan, Profile AFV 12, Profile Publications Limited
  • http://tankdevelopment.blogspot.ru

Алеша Попович и Тугарин Змей (мультфильм)


Занимательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

spacer