Бесполезная модернизация

Бесполезная модернизация

Ненужная модернизация

  • ВМВ
  • танки
  • Франция

Юрий Пашолок

Во второй половине 30-ых годов двадцатого века, спустя всего два года по окончании принятии ответа о запуске в серийное производство «боевого танка» Char B1, начались работы по его модернизации. По большей части обращение шла об усилении вооружения и бронирования. Уже в апреле 1937 года сборочный цех Renault покинул первый модернизированный танк, взявший обозначение Char B1 bis. Ему было суждено стать самым массовым средним танком французской армии, не смотря на то, что по многим параметрам он уже относился, скорее, к тяжёлому классу.

В это же время до запуска его в серию пошли слухи о предстоящей глубокой модернизации, плодом которой стала ещё более тяжёлая машина, названную Char B1 ter.

На перепутье

Обстановка с разработкой танка Char B была сложной сначала. Изначально в конкурсе по его созданию приняло участие пять компаний (это число скоро сократилось до четырёх), в следствии чего в конструкции танка, созданного по новой спецификации армейских, употреблялись компоненты от различных автомобилей. К тому моменту, в то время, когда вид будущего Char B1 начал формироваться совсем, в проекте показалась ещё одна сторона, которую довольно часто обходят вниманием.

Речь заходит о танковом производстве компании APX (Ateliers de Puteaux). Кстати, от Пюто, где пребывали главные мощности APX, до Рюэй-Мальмезона, где размешался завод другого участника создания Char B, компании Schneider, совсем неподалеку.

Конкретно танковым направлением APX занялась лишь в начале 30-х годов, главной сферой её деятельности до этого было производство артиллерии, боеприпасов и стрелкового вооружения. Успех улыбнулась компании в первой половине 30-ых годов XX века, в то время, когда тут для Char B1 была создана новая башня, взявшая обозначение APX 1. Её же было решено ставить и на Char D2.

В первой половине 30-ых годов XX века конструкторское бюро APX создало лёгкий танк, что хоть и проиграл конкурс, но ещё больше усилил позиции компании во французском танкостроении. Созданная для данной автомобили башня APX R была такой удачной, что именно её выбрали для лёгкого танка Renault R 35. Позднее эта же башня «прописалась» и на кавалерийском танке Hotchkiss H 35.

В то время, когда как раз APX начала играть одну из главных ролей в судьбе Char B1, до конца неизвестно. В любом случае уже к моменту запуска танка в серию одним из центров разработки нового танка стал Рюэй-Мальмезон. От APX работы возглавил инженер Морис Лавиротт.

Если судить по переписке, Лавиротт игрался крайне ключевую роль на финальном этапе разработки танка, потому, что уже на протяжении опробований первых опытных образцов (1931 год) он значится как «основной инженер». В будущем все работы по Char B1 так или иначе были связаны с этим человеком и конструкторским бюро, в котором он трудился.

В январе 1935 года Лавиротт представил проект модернизации Char B, что обозначил как Char BL. Главным его отличием от базисного Char B стало то, что 75-мм короткоствольная пушка тут имела возможность наводиться не только по вертикали, но и по горизонтали. Кроме этого показались надгусеничные полки с солидной броневой защитой.

Но дальше проекта эта мысль не продвинулась.

Char BL, эскизный проект модернизации Char B1, январь 1935 года

В это же время принятие ответа о запуске Char B1 в серию отнюдь не означало, что пехотное руководство до конца им достаточно. У детища генерала Эстьена имелась масса соперников, каковые открыто высказывали собственную позицию. Обстоятельств для этого было даже больше чем нужно.

Для начала, боевая масса, составлявшая 13–15 тысячь киллограм изначально и 19–21 тысячь киллограм в промежуточном варианте, на серийном Char B1 достигла 27 тысячь киллограм. Наряду с этим с позиций боевых черт, кроме наличия короткоствольной 75-мм пушки, Char B1 особенных преимуществ перед Char D2 не имел. А не считая в полтора раза большей массы и значительно более внушительных размеров, у него имелись и другие неприятности.

Один Char D2 обходился французской армии в 600 тысяч франков — сумма немаленькая, но более-менее адекватная (для сравнения, SOMUA S 35 стоил 982 тысячи франков). Что же касается Char B1, то изначально за него желали по большому счету 2,5 миллиона франков, но благодаря APX и лично Лавироту эту сумму удалось уменьшить до 1,4 миллиона, а в громадной серии она снизилась ещё посильнее — до 1 218 000 франков. Но, и это были огромные деньги, столько не стоил в то время ни один второй серийный танк.

Самое же основное, что по-настоящему массовой эта машина стать просто не могла. При всех проблемах пятьдесят танков Char D2 концерн Renault изготовил за 9 месяцев, а для выпуска тридцати двух Char B1 пригодилось больше полутора лет, причём 11 автомобилей в итоге изготовили на мощностях FCM.

Ответ сделать дорогой Char B1 главным средним танком французской пехоты стало бомбой замедленного действия. Рванула она весной 1940 года, в то время, когда стало известно, что нужного количества средних танков у французской пехоты попросту нет.

Опытный образец Char B1, нагруженный до массы Char B1 ter. Эта же машина послужила главной для постройки B1 ter

Не требуется думать, что во всем виноват генерал Эстьен. Масла в пламя подлил и Консультативный совет по оружиям (Conseil Consultatif de l’Armement, сокращенно CCA). 16 января 1935 года произошло заседание, на котором рассматривалась обстановка, сложившаяся с D2 и B1.

На нём в первый раз раздалась идея о том, что в пределах массы 20 тысячь киллограм и с экипажем из 3 человек возможно сделать танк, подобный по чертям Char B. Так стартовала программа Char G, продолжавшаяся до начала 1940 года и закончившаяся ничем.

Одновременно с этим стали опять вынимать из нафталина ветхие замыслы по Char B2. Они увенчались созданием модификации Char B1bis, но наряду с этим 9 апреля 1935 года у CCA появилась ещё более храбрая мысль. В соответствии с ей, боевую массу Char B планировалось расширить до 45 тысячь киллограм, а толщина его брони вырастала до 75 мм.

Эти требования приблизительно соответствовали спецификациям на Char B3. И это стало лишь началом как минимум необычной деятельности.

Промежуточный результат

Совет CCA включал достаточное количество приверженцев идей Эстьена. Среди них был и генерал Шедевилль, что сначала высказывался против Renault FT и других лёгких танков, считая, что базой танковой мощи французской пехоты будут автомобили массой 30–35 тысячь киллограм. Основывался он на боевом опыте Первой Мировой.

Ещё более одиозной фигурой в совете был генерал Вельпри, известный своим проектом сверхтяжёлого танка массой 600 тысячь киллограм, предложенным в первой половине 20-ых годов двадцатого века. С того времени прошло много времени, Вельпри стал известный танковым теоретиком и в один момент занял должность генерал-инспектора по танкам. При нем запускалась программа 6-тонного лёгкого танка, которая эволюционировала в Renault R 35 и FCM 36.

Вельпри инициировал и программу создания 45-тонной модификации Char B — произошло это в декабре 1935 года. Эта программа в итоге стала причиной разработке французских сверхтяжёлых танков, но в один момент показалась и параллельная ветвь развития.

Первый пример Char B1 ter на заводском дворе, 1938 год

Работы по «упрощённой» версии возглавил Лавиротт. На протяжении разработки было реорганизовано предприятие, в конструкторском бюро которого он трудился. Во второй половине 30-ых годов двадцатого века танковое производство APX национализировали, на его месте показалось предприятие Ateliers de construction de Rueil (ARL).

Принципиально, но, ничего не поменялось, потому, что деятельность ARL так же, как и прежде по большей части сводилась к производству башен и работам по формированию конструкции Char B1. Для этого в Рюэй-Мальмезоне имелся самоходный испытательный стенд в виде Char B1 с серийным номером 101. В армию данный танк не попал, потому, что его корпус был выполнен из неброневой стали, так что его уделом были опробования.

Данной же машине было суждено стать исходной точкой в программе, которая стала называться Char B1 ter.

Эта же машина на виде спереди. Фотография стала «жертвой» ретуши, что прекрасно заметно по последовательности элементов, в особенности в районе орудийной установки

Предварительные расчёты показывали, что для получения требуемой толщины брони совсем не обязательно доводить боевую массу до 45 тысячь киллограм. Для получения нужных CCA толщин брони боевая масса увеличивалась до 36 тысячь киллограм. В качестве опыта танк 101 догрузили до нужной массы, сделав толще борта корпуса и разместив наверху дополнительный балласт.

На данной же машине инженеры ARL испытали новую трансмиссию, которая продемонстрировала в полной мере удовлетворительные результаты.

По окончании первых опробований участь умелой автомобили была предрешена. Чтобы изготовить Char B1 ter, танк 101 был разобран, наряду с этим часть его агрегатов снова применяли. При проектировании модернизированного танка Лавиротт максимально применял прошлый опыт, особенности полученный при работе над проектом Char BL.

Как возможно подметить, борта корпуса заметно преобразились

На опробования опытный образец Char B1 ter вышел в декабре 1937 года. В противоположность к Char B1 bis, что минимально отличался от предшественника, новый танк заметно преобразился. В первую очередь, это относится корпуса автомобили. Совершив расчёты, конструкторское бюро ARL пришло к выводу, что при установке брони под наклоном возможно будет мало победить в весе. Бортовую броню установили под наклоном в 25 градусов, в один момент снизив её толщину до 70 мм.

До такой же размеры сократили, если сравнивать с исходным заданием, и толщину лобового страницы. Экипажу рациональные углы наклона пара ухудшили жизнь, потому, что бортовой люк сейчас откидывался не вбок, а вниз.

Подобно Char BL, надгусеничные полки у B1 ter конструкторы увеличили и выполнили их не из жести, а из брони. Действительно, сейчас появлялся риск забить эти полки грязью, что в холод возможно имело возможность обездвижить танк. Для улучшения защиты воздухозаборник радиатора был перенесён с левого борта в корму.

Орудийная установка в корпусе взяла возможность наводки не только по вертикали, но и по горизонтали

Определённые переделки было нужно вносить и в конструкцию ходовой части. Потому, что боевая масса по сравнению Char B1 выросла на 9 тысячь киллограм, было нужно ставить на танк ходовую часть от Char B1 bis, в один момент усиливая подвеску. Но, усиление ходовой части, которая изначально создавалась в расчёте на в полтора раза меньшую боевую массу, не имело возможности длиться всегда, и, отправься B1 ter в серию, неприятностей с ней избежать не удалось бы.

Что касается силовой установки, то её кроме этого позаимствовали у Char B1 bis. В соответствии с расчётам, на возможность требовался двигатель мощностью 350–400 лошадиных сил, но и на менее замечательном моторе удалось достигнуть большой скорости 26,5 км/ч.

Char B1 ter на протяжении опробований, 1939 год

Раздельно стоит остановиться на вооружении. Совокупность наведения NAEDER иногда поминали не самыми хорошими словами, потому, что с её помощью наведением 75-мм пушки SA 35 на цель занималось сходу два человека. В первый раз Лавиротт пробовал улучшить обстановку ещё на Char BL, но тогда дело остановилось на теоретической стадии.

Новая орудийная установка заметно отличалась от того, что устанавливалось на Char B1 и B1 bis. Во-первых, стало возмможно наводить пушку на 5 градусов влево и вправо, большой угол возвышения составил 9 градусов, а склонения — 4. Во-вторых, наводить пушку по горизонтали имел возможность механик-водитель, но в один момент это имел возможность делать и его ассистент. В-третьих, у пушки наконец-то показался прицел.

В целом новая установка напоминала казематную, которую ставили в фортификационных сооружениях. Это выяснилось и плюсом, и минусом. Минус был в том, что размеры установки 75-мм пушки SA 35 стали больше.

Показался характерный выступ в верхней части, что частично перекрыл обзор механику-водителю. Вместе с тем создатели B1 ter устранили выступ под пушкой, что был очень проблемным и уязвимым местом.

Запоздавшая возможность

По окончании первого этапа заводских опробований Char B1 ter направился в тренировочный центр, расположенный в районе Мурмелон-ле-Гран. Опробования начались в апреле 1938 года и длились до 30 августа 1939 года. Первый этап опробований проходил в апреле — мае 1938 года, на протяжении него танк прошёл 163 километра.

В последующем активность около танка пара утихла, но снова активизировалась в самом финише 1938 года, а после этого уже летом 1939 года. Связано это было с тем, что на вооружении французской армии стали поступать 47-мм противотанковые пушки 47 mm CA Mle.1937 разработки APX. Для них броня 60 мм уже не была проблемной.

В совершенстве танкам сейчас требовалось 80 мм брони. Но, и концепция Char B1 ter по окончании некоторых переделок кроме этого под эти потребности в полной мере доходила.

В осеннюю пору 1939 года было решено, что, начиная с танка с серийным номером 715, Char B1 bis будет заменён на B1 ter. Позднее концепцию поменяли: внедрение B1 ter в серию отодвинули на март 1941 года, начиная с танка с порядковым номером 1333. Учитывая настоящие темпы выпуска B1 bis, над этими замыслами возможно лишь безрадостно посмеяться.

На данной фотографии прекрасно видно, что бортовой люк танка раскрывается не вбок, а вниз. Не самое успешное ответ

Так или иначе, программа Char B1 ter была опять перезапущена. Для нового танка стали разрабатывать переделанную башню, в качестве подрядчика выступал все тот же ARL. Дело в том, что на умелом примере B1 ter стояла башня APX 4 с усиленным бронированием. В это же время к концу 30-х эта башня прекратила устраивать французских военных.

Вместо неё конструкторы ARL создали более успешную башню ARL 2, которая изначально создавалась для кавалерийского танка SOMUA S 40. Её командирская башенка стала заметно больше, наряду с этим башня частично стала сварной, что улучшило её снарядостойкость. Полноразмерный макет башни был установлен на танке 234 Marseille, по окончании чего её продолжили переделывать.

В отличие от ARL 2C для SOMUA S 40, толщину брони башни для B1 ter увеличили до 70 мм.

Эскиз, что наглядно показывает устройство бортовых страниц корпуса, и экранов, закрывающих сверху ходовую часть

Ввиду того что работы по Char B1 были с началом войны в приоритете, было заказано сходу три прототипа. Первый изготавливал ARL, второй FCM, а третьим участником стала компания Fives-Lille, которая специализировалась на паровозах и громадных железных конструкциях. Так, французские армейские минимизировали участие в работах тех предприятия, каковые занимались серийной сборкой Char B1 bis.

Переработанный B1 ter должен был пара различаться от первого опытного образца. Для начала его орудийную установку удалось уменьшить по высоте, что вернуло обзорность с места механика-водителя до прошлого уровня. Пара изменилась конструкция бортов, не смотря на то, что рациональные углы их наклона сохранились.

От вывода воздухозаборника совокупности охлаждения назад было нужно отказаться, его разместили на крыше.

Полноразмерный макет башни FCM, по конструкции подобной башне ARL 2. Такая башня имела возможность находиться на серийном Char B1 ter

Ещё одним трансформацией стало повышение диаметра башенного погона с 1022 до 1218 мм. Это дало предлог некоторым исследователям сказать о том, что в будущем предполагалось ставить на B1 ter двухместную башню. На деле это не верно. Во-первых, диаметр погона башни APX 1CE, которая стояла на SOMUA S 35, составлял 1130 мм, и от этого двухместной она не стала.

Во-вторых, башню ARL 2 не предполагалась делать двухместной. В-третьих, FCM предлагал как альтернативу для неё кормовую башню от тяжёлого танка FCM F4, а она также была одноместной. Эту идею, кстати, достаточно скоро «зарубили».

Изготовление улучшенного примера Char B1 ter на ARL, начало 1940 года. Прекрасно видно, что установка орудия переделана, а диаметр подбашенного погона увеличен

Лишним доказательством того, что фантазии французских исследователей, ставящих на шасси многострадального B1 ter башни от сверхтяжёлых танков, лишены оснований, есть проект AMX. Официально в программу B1 ter это предприятие не было вовлечено, что не мешало его КБ трудиться по целому последовательности смежных направлений. Одним из таких проектов стал AMX Tracteur B, в первый раз представленный 6 ноября 1939 года.

В отличие от Char B1 ter, это была полностью новая разработка, выполненная в целом по одной схеме с целым последовательностей танков различного класса, проектировавшихся коллективом AMX в 1939–40 годах.

Данный же танк позади. На улучшенном Char B1 ter воздухозаборники с кормового страницы убрали на крышу корпуса

В значительной мере разработка AMX соответствовала требованиям на танк Char B 40, совсем организованным к маю 1940 года. В соответствии с им, требовалась машина, талантливая выдержать попадание в упор из 47-мм пушки CA Mle.1937. Для этого толщина брони увеличилась до 80 мм, а боевая масса наряду с этим поднималась приблизительно до 40 тысячь киллограм. Все это на AMX Tracteur B было реализовано ещё в конце 1939 года.

В соответствии с схемам, башни и лоб корпуса утолщались до 80 мм, а борта имели толщину 70 мм. Ходовая часть во многом повторяла совокупность, созданную для лёгкого танка AMX 38. В качестве силовой установки предполагалось применять дизельный мотор Aster мощностью 370 лошадиных сил с возможностью форсирования до 400.

AMX Tracteur B, ноябрь 1939 года

Концепция AMX Tracteur B наглядно показывает, куда бы в действительности двигалось развитие автомобилей семейства Char B. Ни о какой двухместной башне тут не шло и речи, как и о 75-мм пушке в ней. В башне должна была находиться 47-мм казематная пушка APX Mle.1934 RF, подобная по баллистике противотанковой пушке CA Mle.1937. Башня наряду с этим оставалась одноместной.

Что касается оружия в корпусе, то предусматривалось три его варианта. Кроме 75-мм SA 35, предлагалась 75-мм пушка APX с длиной ствола 30 калибров или 105-мм гаубица. Последняя активность конструкторов по данной машине зафиксирована в документах в середине марта 1940 года.

Конструкция корпуса AMX Tracteur B наглядно показывает возможности предстоящего развития Char Bataille

Вряд ли бы концепция AMX была реализована в металле, но в целом она отражала взоры французского пехотного руководства на будущее Char B. Грезы эти упали в мае 1940 года, в то время, когда война отправилась совсем не так, как это планировалось французским армейским управлением. Недостроенные прототипы Char B1 ter с фабрик ARL и Fives-Lille были эвакуированы в Сен-Назер, В том же направлении отправился и его первый опытный образец. Танки загрузили на борт транспорта Mecanicien Principal Carvin, затонувшего 21 июня 1940 года рядом от Руайона.

Третий недостроенный прототип был на FCM впредь до 1943 года.

Башня AMX Tracteur B есть ответом на фантазии некоторых французских историков, каковые делают реконструкции Char B с применением двухместных башен. При диаметре погона 1285 мм башня всё равняется одноместная

Достаточно печальная история Char B французских военных, наверное, ничему не научила. По-иному не растолковать тот факт, что уже в первой половине 40-ых годов XX века данный танк возродили в виде ARL 44. Проектировали его те же самые инженеры во главе с Лавироттом, в итоге дело закончилось созданием автомобили, которую скоро переквалифицировали в истребители танков.

Но, и параллельное развитие в виде сперва AMX 45, а после этого AMX M4, превратившегося в AMX 50, ни к чему хорошему не привело.

Наряду с этим в любых ситуациях обращение, скорее, шла не о нехороших инженерах, а о клиенте, что сам не знал, чего желал. Стоит ли затем удивляться тому, что путь к AMX-30 занял у французов больше двух десятилетий, причём первый французский главный боевой танк имел во многом германские корни?

литература и Источники:

  • Материалы Centre des archives de l’Armement et du personnel civil (CAAPC).
  • Le Char B1, Pascal Danjou, TRACKSTORY №13, 2012.
  • The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914–1940, Franзois Vauvillier, Histoire Collections, 2014.
  • GBM 109, 111.

Ненужные рекомендации (мелкие хитрости)


Увлекательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

  • Сау под знаком y

    САУ под знаком Y танки артиллерия СССР Алексей Стаценко Конструкторы завода №185 пробовали всеми силами упростить конструкцию нового танка, дабы…

  • Модернизация «малой кровью»: т-45 и другие

    Модернизация «малой кровью»: Т-45 и другие ВМВ танки СССР Юрий Пашолок Принимая на вооружение танк Т-60, Основное автобронетанковое управление Красной…

  • Прототипы для оккупантов

    Прототипы для оккупантов ВМВ танки Чехословакия Юрий Пашолок В ночь с 14 на 15 марта 1939 года германская армия вошли на территорию Чехословакии….

  • Торсионы невезения

    Торсионы невезения ВМВ танки Германия Юрий Пашолок Во второй половине 30-х годов мировое танкостроение бурно развивалось. Полностью это справедливо в…

  • На острие блицкрига

    На острие Блицкрига ВМВ танки Германия Юрий Пашолок Будущее танка Pz.Kpfw.II сложилась необычно. Своим «случайным» возникновением он во многом обязан…

  • История французского танкостроения. кавалерийский танк глубокой модернизации

    История французского танкостроения. Кавалерийский танк глубокой модернизации Кроме FCM, которая вне территории оккупации продолжала проектные работы по…

spacer