Бестселлер из праги

Бестселлер из праги

Бестселлер из Праги

  • ВМВ
  • танки
  • Чехословакия

Юрий Пашолок

По окончании победы в конкурсе на легкий танк для чехословацкой армии компания CKD заполучила договор на выпуск P-II, принятого на вооружение как LT vz.34. Скоро был заявлен новый конкурс, что обернулся для CKD разочарованием. Легкий танк P-II-a чехословацким армейским не приглянулся.

В этом случае победу праздновала Skoda со своим легким танком S-II, принятым на вооружение как LT vz.35. Но, CKD удалось добиться того, что добрая половина договора на производство LT vz.35 все равно появилась в ее руках.

Параллельно конструкторы компании трудились по экспортной программе, где компании сопутствовал успех. Как раз работы по экспортным танкам стали причиной созданию LT vz.38 — самого совершенного чехословацкого танка предвоенного периода. Детище CKD стало самым массовым танком чехословацкой разработки и, в один момент, самым известным чехословацким танком.

Показавшимся, но, через чур поздно чтобы оказать помощь армии собственной страны.

На экспортной базе

10 сентября 1935 года иранская делегация, прибывшая в Прагу, подписала соглашение о закупке у CKD 50 танкеток AH-IV и 50 легких танков TNH. В то время это была одна из наибольших сделок по экспортной поставке танков. Уже сейчас CKD заметно облегчила собственный положение: сейчас кроме того поражение в конкурсе на создание танка категории II-a не оставляло ее без громадного заказа.

Ориентация на зарубежных клиентов скоро принесла компании дополнительные барыши. За иранцами заказы пришли от Румынии, которая заинтересовалась танкетками AH-IV. Модифицированная версия автомобили, взявшая обозначение AH-IV-R, была принята на вооружение румынской армией как R-1.

Заинтересовались танкетками и шведы. Переработанная машина взяла обозначение AH-IV-Sv, шведская армия купила 45 таких танкеток, принятых на вооружение как Strv m/37. Это был самый массовый пример шведской бронетанковой техники на начало Второй мировой.

Схема шасси Praga TNH-S/LT vz.38

Большой заказ разрешил CKD сблизиться с некоторыми шведскими производителями. Но, сотрудничество в военно-промышленной сфере между Швецией и Чехословакией началось куда раньше, но тогда оно касалось прежде всего оружия: шведов интересовали пушки компании Skoda. На этот раз интерес уже CKD проявляла интерес к продукции шведской индустрии.

Дело в том, что ставившиеся на чехословацкие легкие танки двигатели, разрабатывавшиеся для грузовиков Praga, имели недостаточную мощность.

Шведская компания Scania-Vabis c 1936 года производила обновленную модель грузовика Scania-Vabis 335. На него устанавливались моторы Scania-Vabis 1664 количеством 7,75 литров и мощностью 140 лошадиных сил. Первыми на эти моторы обратили внимание шведские армейские. Именно во второй половине 30-ых годов двадцатого века они принимали ответ о закупках легких танков Landsverk L-60. Их двигатель Bussing-не меньше8V-G армейским не пришолся по нраву, потому, что имел зарубежное происхождение.

Его место именно и занял Scania-Vabis 1664. Переработанный танк, взявший обозначение L-60-S, был принят на вооружение как Strv m/38.

Этим же мотором заинтересовались и конструкторы CKD. Довольно компактный и замечательный, он превосходно доходил для установки в легкие экспортные танки.

Внутренности башни

В то время, как CKD осваивала внешние рынки, у Skoda дела шли не самым лучшим образом. Не смотря на то, что для LT vz.35 также нашлись зарубежные клиенты, с заказом для чехословацкой армии начались неприятности. Летом 1937 года из армий начали поступать массовые жалобы на LT vz.35.

Всплывали недочёты конструкции, часто обстоятельством рекламаций был заводской брак.

Дело приняло такой серьёзный оборот, что заказ на 103 танка третьей серии было решено придержать. Минобороны Чехословакии одобрило сделку лишь 7 ноября 1937 года. Окончательный заказ на эти автомобили был существенно сокращен.

В следствии любой из производителей, поделивших заказ, выстроил по 149 LT vz.35, не смотря на то, что первоначально чехословацкая армия собиралась заказать около 600 автомобилей данного типа.

Таким TNH-S был в первой половине 40-ых годов двадцатого века. Орудие демонтировали, вместо него стоял макет ствола от Praga TNH

Ответ об аннулировании заказа на 300 LT vz.35, объявленное минобороны Чехословакии 30 октября 1937 года, совпало с выдвижением требований на разработку нового танка. Обе компании решили выставить на конкурс экспортные предположения собственных танков. Skoda внесла предложение S-II-aR, практически тот же самый LT vz.35, доработанный по румынскому заказу. Что же касается CKD, то ей было нужно строить новую машину с нуля.

Дело в том, что опытный образец TNH отправился в Иран, где его разобрали и применяли как учебное пособие.

Это, но, было и к лучшему, потому, что за прошедшее с его постройки время прогресс на месте не стоял, как и требования армейских. Им (требованиям) TNH соответствовал не всецело, в особенности это касалось толщины его брони. Применяя задел по проектированию экспортных танков, конструкторское бюро CKD под управлением Алексея Сурина в малейшие сроки спроектировало новую машину. Для удешевления работ при ее постройке употреблялась неброневая сталь.

Но, бюджет все равно был весьма немаленьким – 1 020 000 чешских крон, на четверть больше цены серийного танка.

Подобные препятствия не воображали для TNH-S никаких неприятностей

На опробования улучшенный танк, взявший обозначение TNH-S, вышел уже в конце 1937 года. В целом его конструкция повторяла конструкцию TNH, но с рядом оговорок. В новый танк установили мотор Praga TNHPS, копию шведского Scania-Vabis 1664. Новый двигатель развивал мощность 125 лошадиных сил, другими словами практически на треть больше, чем мотор TNH. Выросла толщина брони – ее довели до 25 мм, стандартной величины для легких чехословацких танков того периода.

Протяженность автомобили возросла на 5 см.

Важной переделке подверглось место стрелка-радиста: подобно германскому Pz.Kpfw.IV, лобовой лист подбашенной коробки был выдвинут мало вперед. Это в один момент разрешило разместить на крыше люк. Кроме этого переделке подверглись смотровые устройства, ставшие более идеальными.

Эта же машина с левого борта

На опробования машина поступила с макетной башней от TNH. На этом этапе проверялись ходовые возможности танка, так что башня была не столь серьёзна. Вместо оружия употреблялся балласт массой 380 килограмм.

Для начала, TNH-S прошел 550 километров заводских опробований. Потом последовал этап полигонных опробований. В качестве места проведения был выбран армейский полигон в Миловице, куда танк прибыл 18 января 1938 года.

Машина взяла временный регистрационный номер P-10.074.

Спустя 6 дней на полигон прибыл еще один танк, P-II-R, взявший регистрационный номер P-10.071. Эта машина являлась «подстраховкой» — она представляла собой предстоящее развитие LT vz.34. В нее установили такой же двигатель и планетарную коробку передач Praga-Wilson, как и на TNH-S.

Но, скоро стало ясно, что танк на базе экспортных ответов очевидно лучше.

Предстоящие опробования TNH-S продолжились в испытательном центре, пребывавшем рядом от Вишкова. Нужно заявить, что испытывавшие его чехословацкие танкисты были уже привычны с конструкцией детища CKD. Дело в том, что испытатели до того тестировали TNH по иранскому заказу и в целом остались им довольны. А новая машина была значительно лучше.

В общем итоге опытный образец TNH-S прошел 5 тысяч километров.

В самом финише марта 1938 года машина возвратилась на завод CKD в Либень, где на нее установили башню от LT vz.35 с 37-мм пушкой Skoda A7. Кроме этого машина взяла последовательность улучшений, каковые внесли в конструкцию по результатам опробований. В частности, перегревавшаяся коробка передач Praga-Wilson взяла масляную совокупность охлаждения.

Необходимо подчеркнуть, что танки Skoda прошли от 2814 до 3419 км, наряду с этим выявилось множество недостатков и дефектов. А машина разработки CKD к тому же времени прошла 5584 км без единой важной поломки. Неудивительно, что выбор чехословацких армейских начал склоняться в сторону TNH-S. 6 мая танк отправился на артиллерийский полигон в Глбоку (Словакия), где были совершены огневые опробования пушки A8. На протяжении опробований была достигнута скорострельность 7 выстрелов в 60 секунд.

Потом состоялся визит танка на завод Skoda в Пльзень, где на полигоне Болевец за 3 дня из пушки произвели 470 выстрелов.

Грамотно спроектированные люки доступа к моторному отделению разрешали трудиться с танком, не пачкая ноги в грязи

В окончательном виде танк предстал перед рабочей группой 1 июля 1938 года. К тому моменту машина приобрела новую башню, по конструкции имевшую большое количество неспециализированного с теми, что устанавливались на LT vz.34 и LT vz.35. Посильнее всего изменилась командирская башенка.

Перископический смотровой прибор переместили с люка на крышу башни, изменились смотровые устройства. Башенный люк переделали: он стал несложным по конструкции, а от идеи воздухопритока, что был между башенкой и закрытым люком, отказались.

В готовом виде машину презентовали на полигоне в Киже. В рабочую группу входили генералы Воженилека и Нетика, управлявшие, соответственно, первый и второй департаменты минобороны. По результатам презентации рабочая группа минобороны единогласно приняла танк на вооружение как Lehky tank vz.38, сокращенно LT vz.38.

Тогда же была принята на вооружение и пушка A 8, которая взяла обозначение 3.7 cm kanon PUV vz.38.

Незадолго до громадной беды

Принятие на вооружение LT vz.38 происходило в условиях высокой напряженности в Чехословакии и отношениях Германии. С 11 на 12 марта 1938 года германская армия вступили на территорию Австрии. Австрийская армия не сопротивлялась.

Австрийская оборонная индустрия затем была тесно интегрирована в германскую военную машину.

По-иному обстановка развивалась весной 1938 года на западе Чехословакии. Немцы все настойчивее потребовали автономии Судетской области, где громадный процент населения составляли немцы. К 20 мая вермахтом был разработан замысел нападения на Чехословакию. Войны не случилось, но напряжение все больше увеличивалось. Чехословакия совершила частичную мобилизацию, летом 1938 года много раз проводились армейские учения, а также с массированным применением танков.

Англия, формальный союзник Чехословакии, еще с мая всячески давила на ее правительство. Чем это закончилось, известно.

Первый серийный пример LT vz.38, позднее он попал на вооружение Вермахта как Pz.Kpfw.38(t) Ausf.A

Изготовление к серийному производству LT vz.38 начались еще в апреле 1938 года. Уже к тому моменту было ясно, какой танк победит конкурс. 24 апреля CKD представила калькуляцию цены производства 150 танков с началом выпуска в феврале 1939 года.

Это первенствовала партия, потом предполагалось заказать как минимум столько же.

Вот лишь ценник на новый танк чехословацким армейским совсем не пришолся по нраву. 640 180 чешских крон ($25 600) – столько запросили за один LT vz.38. Это приблизительно на треть превышало цена LT vz.35. Конечно, чехословацкие армейские захотели цену снизить.

Справедливости для направляться подчернуть, что с позиций цены всё было не так уж и не хорошо: к примеру, экспортная цена советских Т-26 в то время была $20 000, а БТ-5 — $30 000.

Переговоры о понижении цены LT vz.38 продолжались два месяца, но очень сильно уменьшить ее было нереально. По подвижности и вооружению LT vz.38 превосходил LT vz.35, а такие его более дорогие компоненты, как коробка и двигатель передач, были очевидно лучше, чем у танка Skoda. В следствии цену клиент смог сбить, но очень незначительно. В соответствии с договору c.j.26300 V/3.odd.8 от 22 июля 1938 года, CKD поставляла 150 танков двумя партиями.

100 танков первой партии с броней производства POLDI Hutte из Кладно стоили 620 146 крон за штуку, а 50 автомобилей с броней производства VHHT (Vitkovicke horni a hutni tezirstvo) из Витковице – 619 570 крон.

Необходимо подчеркнуть, что в эту сумму не входила цена оружия. Каждую пушку 3.7 cm kanon PUV vz.38 Skoda реализовывала за 103500 крон.

Поручневая антенна была штатным элементом комплектации LT vz.38

Местом для сборки LT vz.38 был выяснен завод CKD недалеко от Праги Либень, в том месте же, на котором выпускались LT vz.34 и другие танки данной компании. Поставщиком двигателей и коробок передач выступал завод Praga, производивший грузовики и автомобили. Первые танки ожидалось взять еще в конце 1938 года, потому, что внешнеполитическая ситуация накалялась, и новые военные машины требовались как воздушное пространство.

Дело дошло до того, что чехословацкие армейские планировали выкупить легкие танки LTP, предназначенные для перуанской армии.

Но, по окончании Мюнхенского сговора обороты быстро сбавились. Однако, уже в середине ноября поступили первые наборы бронелистов из Кладно. VHHT с поставками задержалась – первые наборы брони стали поступать лишь к концу зимы 1939 года. Первые десять LT vz.38 готовься к 15 мая 1939 года. Действительно, оружия на них не выяснилось – Skoda традиционно сорвала сроки поставок. Но и с оружием эти танки ни на что уже воздействовать не имели возможность.

Будущее Чехословакии была решена в Мюнхене еще в осеннюю пору 1938 года.

«Ниже отечественных стандартов»

По окончании Мюнхенского сговора чехословацкая армия, до того часть разработок державшая в секрете, радикально поменяла собственный поведение. Осознавая, что усиливать собственную армию сейчас фактически безтолку, государство разрешило оружейным компаниям вести агрессивную экспортную политику. Наряду с этим в накладе оно не оставалось – 3% выручки от любых экспортных сделок шло в их казну.

Все это касалось и танка LT vz.38, что в полной мере вписывался в неспециализированную линейку экспортных танков CKD. Для демонстрации было решено применять опытный образец TNH-S, что 11 июля осмотрели на заводе. Стало известно, что по окончании 7740 километров пробега износ подробностей был маленьким.

По окончании небольшой модернизации и ремонта танк, позднее взявший обозначение TNH-P, готовься к демонстрации зарубежным клиентам.

TNH-P на опробованиях в Фарнборо, март 1939 года

Первыми, как ни необычно, интерес к нему показали британцы. Еще в сентябре 1938 года начались переговоры между Alvis Straussler и Skoda о лицензионном производстве LT vz.35. По окончании снятия секретности с LT vz.38 стало ясно, что в Чехословакии имеется и более занимательный танк.

Переговоры с CKD начались в конце 1938 года.

28 февраля 1939 года TNH-P в сопровождении лейтенанта Богуслава Коларя (он курировал тему LT vz.38 по линии чехословацкого минобороны) отправился в Англию. Машина была полностью укомплектована, за исключением снарядов. На танк установили радиостанцию с двумя антеннами (поручневой и штыревой), помимо этого, его стали причиной стандартам экспортных танков.

Подобные автомобили имели светло-серую окраску, наряду с этим смотровые приборы и вооружение выделялись черным цветом. Как Praga LTP и другие экспортные танки, машина взяла набор габаритных фонарей и громадную фару по центру лобового страницы. Довершали картину резиновые грязевые щитки.

Без снарядов машина имела массу 9,15 тысячь киллограм, а в всецело укомплектованном виде – 9,7 тысячь киллограм.

Машина имеет массу отличий от серийного LT vz.38

Опытный образец TNH-P доставили на полигон Mechanisation Experimental Establishment (MEE) в Фарнборо. Всего танк прошел 466 километров, из них 165 по пересеченной местности. На протяжении опробований отмечалась высокая манёвренность и лёгкость управления. Тем занятнее смотрелся вердикт:

«Попытка выстроить малозаметную машину с устройствами наблюдения, защищенными от обстрела пулями, стала причиной созданию тесной военной машины, управляемость которой ниже отечественных стандартов»

Крепление ЗИП кроме этого отличалось от LT vz.38

Подобный вердикт ничего, не считая хохота, не вызывает. Достаточно отыскать в памяти, что за танки в тот момент производились в Англии. Ближе всего по чертям к TNH-P пребывали Cruiser Tank Mk.III и его более идеальный вариант Cruiser Tank Mk.IV. Не считая удельной мощности, он ни в чем чехословацкий танк не превосходил. При сопоставимом бронировании (но, и тут британские танки мало уступали) оружие обеих автомобилей выяснилось не сильный оружия чехословацкого.

Да и просторными британские танки назвать весьма сложно. И это не считая того факта, что британские крейсерские танки страдали от постоянных поломок, а TNH-P трудился как часы.

Спустя всего год эти танки встретились лицом к лицу на поле боя в районе Абвиля, где всё стало предельно ясно. Очень комично на фоне этого решения выглядит и запрос британской военной миссии в первой половине 40-ых годов XX века. Среди трофейных германских танков, каковые по просьбе британцев передала советская сторона, был Pz.Kpfw.38(t) с башенным номером 543.

Данный танк из состава 19-й танковой дивизии был подбит 16 октября 1941 года в сражении под Сергеевкой, позднее его отремонтировали на ремзаводе №82 (г. Москва).

Словаки принимают первые LT-38, осень 1940 года

Опытный образец TNH-P возвратился в оккупированную немцами Чехию. К тому моменту Словакия стала формально свободным страной. Что же касается серийных LT vz.38, то они появились в руках новых хозяев.

Производство LT vz.38 для немцев есть темой для отдельной статьи. Ее стоит вынести за рамки этого материала, а тут лучше поболтать о выпуске танков для Словакии.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века у данной страны стало возмможно купить, на правах союзника Германии, некое количество танков для собственной армии. Очевидно, обращение зашла о LT vz.38, к тому моменту официально обозначавшихся уже как Pz.Kpfw.38(t) Ausf.A. Словаки испытали опытный образец TNH-P.

С автомобили демонтировали орудие, поставив вместо него макет 37-мм пушки A 4 beta.

Словацкие танки на параде. Мартин, 14 марта 1941 года. Как возможно подметить, поручневых антенн у этих автомобилей нет

В общем итоге словаки заказали 10 танков, каковые в словацкой армии взяли обозначение LT-38. Выстроенные для Словакии автомобили полностью повторяли по конструкции LT vz.38, каковые предполагалось производить для армии Чехословакии. Отличие была только в том, что от поручневой антенны новые клиенты отказались. Автомобили взяли серийные номера V-3000 – V-3009.

В июне 1941 года эти танки принимали участие в нападении на СССР, 6 из них было утрачено на протяжении военных действий.

LT-38 V-3000, стёртый с лица земли на протяжении боев за Липовец, 22 июля 1941 года

Один из уникальных LT vz.38 дожил до наших дней. Данный танк с серийным номером 8 много повоевал, имеет попадание от советского противотанкового ружья. По окончании окончания Второй мировой танк был принят на вооружение армии Чехословакии как LT-38/37.

Сейчас он находится в коллекции Технического музея в Лещанах. Совсем сравнительно не так давно машина прошла очередной этап реставрации, на протяжении которого машину привели в соответствии с уникальной конфигурацией.

Создатель высказывает признательность Юрию Тинтере (Jiri Tintera), Чехия, за помощь в подготовке материала.

литература и Источники:

  • Czechoslovak Tanks 1930–1945 Photo-Album Part 2, Vladimir Francev, Karel Trojanek, Capricorn Publications, 2014
  • Praga LT vz.38, V. Francev, C. Kliment, MBI, 1997
  • Export Light Tanks. Tanque 39, Pzw 39, LT-40, V. Francev, C. Kliment, MBI, 2007
  • http://forum.valka.cz
  • Материалы из фотоархива автора
  • Материалы из архива Юрия Тинтеры

Чехия. Еда в Праге | Что возможно съесть в Праге гуляя | Топ #4 популярных уличных блюд [NovastranaTV]


Занимательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

  • Pzkpfw 35 (t)

    PzKpfw 35 (t) PzKpfw 35 (t) – легкий чехословацкий, а позднее германский танк времен 30х — 40х годов прошлого века. В игре World of Tanks он представлен…

  • Экспортный бестселлер

    Экспортный бестселлер ВМВ танки Англия Юрий Пашолок Финиш 20-х годов был достаточно мрачным временем для британского танкостроения в целом и…

  • Узкоспециальный танк широкого профиля

    Узкоспециальный танк широкого профиля ВМВ танки Германия Юрий Пашолок В декабре 1936 года германскими армейскими с концерном Krupp был заключён сделку на…

  • История французского танкостроения. танк на стыке классов

    История французского танкостроения. Танк на стыке классов Результаты французского конкурса по созданию нового лёгкого танка в середине 30-х годов были…

  • Чехословацкий средний

    Чехословацкий средний танки Чехословакия Юрий Пашолок В отличие от лёгких танков, с военными машинами среднего класса в Чехословакии дело не заладилось….

  • Танки для нейтралов

    Танки для нейтралов ВМВ танки Чехословакия Швейцария Юрий Пашолок В мае 1935 года иранская закупочная рабочая группа подписала соглашение с чехословацкой…

spacer