Боевая машина поднебесной

Боевая машина поднебесной

Военная машина Поднебесной

  • танки
  • Китай

Алексей Стаценко

Успешная конструкция Т-55 стала причиной тому, что танки, созданные на его базе и модернизированные с применением новых разработок, воображают ещё очень внушительную силу, в особенности в случае если им не предстоит встреча с техникой соперника последних поколений

По окончании окончания Второй мировой боевые действия на территории Китая не закончились. Впредь до 1950 года тут полыхала гражданская война между коммунистической Народно-освободительной армией Китая (потом – НОАК) и вооружёнными силами Гоминьдана. СССР поддерживал собственных идеологических союзников разными методами – а также, и поставляя им военную технику.

В частности, СССР передал коммунистам трофейные японские танки в обмен на поставки продовольствия из Маньчжурии на коммунистический Дальний Восток.

По окончании окончания войны Китай начал приобретать военную технику производства СССР – тяжёлые танки ИС-2, средние Т-34–85, САУ СУ-100 и т. д. Во второй половине 50-ых годов двадцатого века СССР поставил собственному новому дальневосточному союзнику пара экземпляров новейшего танка Т-54А и техдокументацию на его производство.

Как танк Т-54 стал «китайцем»

Т-54 был весьма успешной новаторской машиной. В общем итоге он был на вооружении танковых подразделений СССР более тридцати лет, и на момент передачи Китаю прав на его производство являлся главным танком.

Дезактивация танков «Тип 59» на учениях
Источник — china-defense-mushup.com

Собственное танковое производство управление КНР развернуло в муниципальном округе Баотоу в провинции Внутренняя Монголия, присвоив выстроенному предприятию №617. На сегодня это предприятие есть национальной «Первой машиностроительной корпорацией Внутренней Монголии» – единственным производителем боевых танков в Китае. Корпорация входит в состав национальной промышленной группы CNGC Norinco Group (China North Industries Corporation) – главного китайского производственного объединения, занимающегося как выпуском техники армейского назначения, так и машиностроительной продукцией, ориентированной на удовлетворение гражданских потребностей.

Сооружение завода в Баотоу и запуск танка в производство осуществлялись при участии советских экспертов в один момент ещё со 156-ю вторыми главными промышленными объектами, выстроенными в Китае в первую пятилетку. Первоначально на нём планировалось изготавливать до тысячи лицензионных танков Т-54А в год. Также, в Пекине был создан профильный НИИ-201, занимавшийся проектными разработками бронетанковой техники.

Первый танк китайские рабочие собрали во второй половине 50-ых годов двадцатого века из советских комплектующих. Машине присвоили производственный индекс WZ-120, а при принятии на вооружение танк взял индекс «Тип 59» (Type 59). Первые 32 автомобили «Тип 59» 1 октября 1959 года участвовали в пекинском параде, посвящённом 10-й годовщине создания КНР.

В последующие годы эти танки стали постоянными и необходимыми участниками таких мероприятий. Автомобили стартовой серии всецело повторяли конструкцию советского танка Т-54А, а в последующие модификации китайские инженеры начали вносить кое-какие трансформации, лучше приспосабливающие машину к климатическим условиям Юго-Восточной Азии.

Снятие башни с танка «Тип 59» при помощи крана БРЭМ «Тип 84»
Источник — armyrecognition.com

В первой половине 60-ых годов двадцатого века из-за оскорблений, которыми обменялись главы Китая и СССР Мао Цзэдун и Н.С. Хрущёв случился разрыв взаимоотношений между двумя государствами. Прежде всего, он коснулся военно-промышленного сотрудничества, исходя из этого скоро завод в Баотоу столкнулся с дефицитом комплектующих, многие из которых в то время поставлялись из СССР.

В следствии замысел производства в 1000 танков в месяц выполнен не был, и китайцам без промедлений было нужно решать вопрос налаживания производства агрегатов, ранее поставлявшихся извне.

К 1967 году завод вышел на мощность в 600 автомобилей в год и в будущем лишь наращивал собственную производительность. Со своей стороны, НИИ-201 активизировал работы по усовершенствованию конструкции «Тип 59». в течении последующих лет китайцы пошли по пути постепенного улучшения уже освоенной ими техники и её глубокой модернизации, впредь до создания новых видов техники.

Но скоро в Китае началась «Культурная революция», самый разрушительный период которой, вылившийся в многочисленные аресты интеллигенции, среди них и технической, пришёлся на 1966–69 годы. Это очень плохо отразилось как на развитии китайской индустрии в целом, так и на танкостроении в частности.

Конструкция танка «Тип 59»

Как и Т-54, «Тип 59» владеет хорошей компоновкой – в первых рядах находится отделение управления, за ним направляться боевое отделение, а в корме находится моторно-трансмиссионное отделение. Корпус танка сварен из бронеплит катанной гомогенной стали. Толщина лобовой брони – 97 мм, наклон верхней подробности 60°, нижней – 55°. Толщина бортов – 79 мм, корма – 40–45 мм, днище – 20 мм, крыша корпуса – 30 мм.

Толщина лобовой стены литой башни достигает толщины 203 мм, боковых – 80 мм, задней – 65 мм. Благодаря полусферической форме стены башни расположены под рациональными изменяющимися углами наклона. Вес танка образовывает 36,5 тонны.

Экипаж – 4 человека: начальник, механик-водитель, наводчик, заряжающий.

«Тип 59» на учениях днём
Источник – china-defense-mushup.com

В моторно-трансмиссионном отделении танка под индексом 12150L устанавливалась китайская копия советского дизельного двигателя В-54, владевшая мощностью 520 л. с. при 2000 об/мин. Трансмиссия «Тип 59», аналогичная Т-54А, применяла для передачи упрочнения от двигателя на параллельно расположенную коробку передач (потом – КПП), новый элемент – «гитару». Она является редуктором с передаточным числом 0,7.

Именно поэтому КПП удалось сконструировать компактной и несложной (механической, пятиступенчатой). Ходовая часть танка «Тип 59» применяла принцип личной торсионной подвески. Опорные катки устанавливались громадного диаметра, по пять на один борт.

Гусеницы изготавливались шириной 580 мм, мелкозвенчатые с открытым цевочным зацеплением и металлическим шарниром с ведущим колесом. Любая из них складывалась из 90 траков.

Запас горючего в 532 литра находится в трех наружных и трех внутренних баках, помимо этого, на корме корпуса предусмотрено крепление для двухсотлитрового наружного бака.

Первоначально на «Типе 59» устанавливалась 100-мм нарезная пушка «69», представлявшая собой лицензионный вариант советского орудия Д-10ТГ, устанавливавшегося на Т-54А. Практически впритык к дульному срезу пушки расположен эжектор, нужный для продувки канала ствола от пороховых газов. Первоначально пушка снабжалась одноплоскостным стабилизатором, стабилизировавшим пушку в вертикальном положении и повышавшем точность стрельбы танка с ходу.

Но в связи с разрывом взаимоотношений с СССР установка стабилизаторов на орудия закончилась, и прекратили монтироваться устройства ночного видения (танки выходили из сборочного цеха без них).

Углы наведения пушки Д-10ТГ составляли ?5°…+18°, что в условиях военных действий в гористой либо холмистой местности имело возможность создавать определённые неудобства, в особенности при ведении огня с возвышенности. Действенная дальность ведения огня варьировала в пределах 700–1200 м. Для стрельбы из пушки употреблялся телескопический шарнирный прицел китайского производства с переменным 3,5- и 7-кратным повышением, воображавшим собой копию советского ТШ-2А-22.

«Тип 59» на учениях ночью
Источник – china-defense-mushup.com

Боекомплект танка складывался из 34 унитарных выстрелов, 20 из которых пребывали в стеллажной укладке справа от места механика-водителя, и вдобавок 14 – в боевом отделении. Справа от орудия устанавливался спаренный с ним 7,62-мм пулемет «Тип 59Т», лицензионный вариант советского СГМТ. Второй такой же курсовой пулемет жестко закреплялся в лобовом странице танка.

Боекомплект обоих пулемётов составлял 3500 патронов. На крыше башни над люком заряжающего монтировался крупнокалиберный 12,7-мм пулемёт «Тип 54», являвшийся лицензионной копией советского ДШКМ. Его боезапас составлял 200 патронов.

Тип 59-I

В первой половине 60-х годов прошлого века в Китае проводилась модернизация танка «Тип 59». Характеристики новой модификации «Тип 59-I» (производственный индекс – WZ120A) приближали данный танк к советскому Т-54Б. На машине устанавливался двухплоскостной стабилизатор оружия (аналог советского «Циклона»), и активные устройства ночного видения. Боекомплект аналога «69-и» (пушки советской Д-10Т2С) вырос до 44 унитарных снарядов.

Для танка китайцы начали производить новый бронебойно-подкалиберный боеприпас (потом – БПС) АР100–2 с удлиненным сердечником, созданный одной из компаний, входящих в группу NORINCO. Танковая пушка взяла эжектор новой конструкции независимой китайской разработки.

Английская компания MEL поставила Китаю танковые устройства ночного видения, каковые начали устанавливать на танки «Тип 59-I». Сейчас наводчик и командир обеспечивались инфракрасными прицелами, а механик-водитель – ночным прибором наблюдения. Эти танки возможно было легко отличить по лазерным дальномерам «Тип 82» либо «Тип 83-II» китайской компании CELEC, смонтированным над маской пушки – на месте, очень уязвимом для осколков и стрелкового оружия.

Их начали устанавливать на танки во второй половине семидесятых годов прошлого века, исходя из этого на протяжении Китайско-вьетнамской войны 1979 года часть техники, участвовавшей в военных действиях, уже была снабжена ими. «Тип 82» разрешал измерять расстояние до цели на дальностях 300–3000 метров с точностью до десяти метров. Также, автомобили начали снабжать аналоговыми баллистическими вычислителями. Данные в них вносились вручную при помощи кнопочной панели управления.

Средний танк «Тип 59-I»
Источник — armor.kiev.ua

Все имевшиеся на вооружении НОАК танки «Тип 59» модернизировали до «Тип 59-I».

Специально для Пакистана выпускались модернизированные автомобили «Тип 59AP», отличавшиеся наличием решетчатой корзины, приваренной к кормовой части башни и дымовыми гранатометами по ее бортам. Эти танки кроме этого в больших количествах производились в Пакистане местной компанией Heavy Defence Industries в кооперации с NORINСO, а в начале 2000-х годов Пакистан создал их модернизированный вариант называющиеся «Аль-Заррар». Они до сих пор стоят на вооружении пакистанских армии и принимают участие в военных действиях против исламских экстремистов.

Тип 59-II

В первой половине 80-х годов прошлого века пушку танка «Тип 59-I» заменили на 105-мм нарезное орудие «81» израильского производства, которое воображало собой копию американской танковой пушки М68 (израильтяне вооружали этими орудиями собственные танки «Шот» и «Меркава» моделей Mk.1 и Mk.2). Американцы, со своей стороны, при создании М68 скопировали конструкцию 105-мм Royal Ordnance L7 английского производства, купив соответствующую лицензию. Собственное орудие они устанавливали на танки M48A5, M60 и M1 «Абрамс» ранних серий.

Эти пушки прекрасно зарекомендовали себя в Шестидневной Войне и войне Судного дня, где главными соперниками израильтян были именно Т-54/55 и Т-62, конструкция которых кроме этого во многом схожа с «Тип 59». В Китае пушки и танки, каковые вели по ним пламя на Ближнем Востоке, соединились в одной машине, взявшей индекс «Тип 59-II» (WZ-120B).

У израильтян в то время уже был опыт перевооружения трофейных египетских и сирийских Т-54 105-мм орудиями. Такие танки поступали на вооружение Израильской армии под индексом «Тиран-4Ш» – «Ш» (на иврите – буква «шин») свидетельствует «шарир» (сильный). Так что особенных неприятностей у китайцев с модернизацией собственных автомобилей не появилось, тем более что по габаритам новые орудия полностью соответствовали 100-мм «69-II». Стабилизатор оружия остался тем же, что употреблялся на «Тип 59-I».

Для нового орудия в NORINСO создали 105-мм оперённый БПС с сердечником из уранового сплава повышенной пробивной силы. БПС 100-мм орудия имел начальную скорость 1480 м/с и бронепробиваемость 150 мм на дальности 2400 метров под углом 65°, а 105-мм ОБПС с сердечником из уранового сплава был способен пробить броню толщиной 150 мм на дальности 2500 м под углом 60°. Кроме этого в боекомплект танка вошли фугасные и кумулятивные боеприпасы, производство которых наладили в Китае по израильским разработкам.

Боекомплект у «Тип 59-II» остался таким же, как и у «59-I» – 44 выстрела.

Танки «Тип 59-II» в строю
Источник — vooruzenie.ru

Снаружи «Тип 59-II» отличается от «Тип 59-I» эжектором, что переместили существенно ближе к башне и повысили в размерах. На «Тип 59-II» кроме этого устанавливались бесподсветочные устройства ночного видения, показались резинотканные бортовые экраны, дымовые гранатомёты. Лазерный дальномер перенесли с площадки над орудием в командирскую башенку.

Танки, снабжённые таким оборудованием, взяли индекс «Тип 59-IIА».

Тип 59-IID

В 1990-х годах в Китае начали проводить модернизацию собственных «Тип 59-II» – новая машина взяла индекс «Tип 59-IID» (WZ-120C). Была установлена новейшая совокупность управления огнём (потом – СУО), включающая в себя новые комбинированные (дневные/ночные) пассивные прицелы наводчика и командира, вспомогательный телескопический прицел, встроенный лазерный дальномер, усовершенствованный двухплоскостной стабилизатор оружия и цифровой баллистический вычислитель. Вместо перископического прицела наводчик имел возможность обеспечиваться тепловизором.

105-мм орудие модернизировали, и оно взяло новый индекс «Tип 83-I» (83A).

Танк оснастили элементами динамической защиты FY, являющейся коробчатые контейнеры с взрывчаткой. 13 контейнеров защищают лобовую подробность корпуса, а ещё 30 размещается на скулах башни (по 15 с каждой стороны). Кроме этого по бокам башни установили по четыре дымовых гранатомёта, а в кормовой части – корзину для имущества экипажа, которая параллельно делает функцию дополнительного противокумулятивного экрана.

Вдобавок ко всему, танк оснастили термодымовой аппаратурой, применяющей в качестве реагента горючее.

Средний танк «Tип 59-IID»
Источник — armor.kiev.ua

Двигатель автомобили форсировали путём степени подачи сжатия и увеличения топлива, что разрешило расширить мощность 12-цилиндрового дизеля 12150L7до 580 л. с. Скорость танка при перемещении по шоссе достигла 50 км/ч, по распутью – 25, а запас хода увеличился с 360 до 440 километров (с дополнительными баками достигая 600). Металлические шарниры гусениц заменили резинометаллическими, а валы торсионов усилили. На танке установили новую радиостанцию А-220А, разрешающую поддерживать сообщение на расстояниях до 16 километров.

Тип 59 на продажу

Для зарубежных клиентов была создана особая модификация танка – «Тип 59-IID1» (WZ120C1). 105-мм пушку «79» снабдили алюминиево-композитным теплоизоляционным кожухом. На танк установили комплекс управляемого оружия, разрешающий вести через ствол пламя противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР) с большой дальностью стрельбы до 5,2 километра и бронепробиваемостью до 700 миллиметров.

Кроме этого нельзя исключать, что была предусмотрена возможность установки комплекса советской разработки 9К116–1 «Бастион», сконструированного для ведения огня из 100-мм нарезных орудий танков Т-54 и Т-55. Кроме наземных объектов, такие комплексы смогут уничтожать и низколетящие воздушные цели (к примеру, вертолёты).

В 1980-е годы маленькими партиями изготавливались экспортные варианты танка «Тип 59»:

  • «Тип 59R» – с новой СУО, совокупностью противоатомной защиты, металлическими фальшбортами, пушка «Тип 79»;
  • «Тип 59P» – c усиленным бронированием башни и лобовой части корпуса, пушка «Тип 79»;
  • «Тип 59G» («Tип 59–125/59–120») – с новой башней, новой СУО, двигатель 580/1200 л.с., 120/125-мм гладкоствольная пушка Rh-120-L44 (нелицензионная копия советской 2А46).

Производство танков «Тип 59» осуществлялось в Китае до 1987 года. Он выпускался параллельно с менее массовой машиной «Тип 69», а позже их поменял «другие 79» танки и Тип второго поколения. Известно как минимум две попытки Поднебесной повысить колличество производственных площадок, на которых планировали бы танки. Так называемый «филиал № 704», выстроенный на Лоянском тракторном заводе в первой половине 70-ых годов XX века, за десять лет смог выпустить лишь 100 танков.

Вероятнее, в Лояне столкнулись с проблемами, касающимися качества продукции (технологический уровень производства, квалификация рабочей силы и т. п.). В первой половине семидесятых годов прошлого века существовал проект строительства второго полноценного танкового завода («база № 541»), но он не был реализован.

Неспециализированные количества выпуска танка «Тип 59» точно не известны. В 1970-х годах Китай производил по 500–700 автомобилей в год, в 1979 – 1000, в 1980 – 500, в 1981 – 600, в 1982 –1200, в 1983 – 1500–1700 единиц. По окончании 1980 года фактически целый выпуск шёл на экспорт.

Ориентировочное количество изготовленных танков данной модели всех модификаций образовывает 10 тысяч единиц.

«Tип 59–120» со 120-мм пушкой
Источник — armor.kiev.ua

Большое количество танков «Тип 59» экспортировалось в следующие государства: Албания (470 штук), Бангладеш (около 100), Иран (500), Ирак (около 700, по большей части модернизированные варианты), Конго (15), Камбоджа (около 50), КНДР (175), Пакистан (1200 – а также, произведенные по лицензии), Вьетнам (350), Зимбабве (35), Танзания (30), Судан (50). Большая часть этих государств эксплуатирует китайские танки до сих пор либо разглядывает возможности их модернизации и ремонта.

По западным источникам, по состоянию на 2012 год на вооружении и хранении в Китае числилось 4,3 тысячи танков «Тип 59».

На базе «Тип 59» были созданы другие модели автомобилей, каковые по китайской классификации относятся к первому поколению танков:

  • «Тип 62» (WZ-131) – воображал собой танк, облегчённый на 15,5 тысячь киллограм за счёт более узкой брони, облегчённой ходовой части и пушки меньшего калибра (85 мм). Выпускался до 1989 года;
  • «Тип 69» (WZ-121) – отличался, по большей части, 100-мм гладкоствольной пушкой, созданной в Китае на основании данных, взятых при изучении советского Т-62, захваченного на острове Даманский. Производился до 1987 года маленькими партиями, и по большей части на экспорт.

«Тип 59» в битвах

Боевое крещение танки «Тип 59» взяли в Третьей индо-пакистанской войне 1971 года. На протяжении Второй войны 1965 года военное управление Пакистана утратило доверие к американским танкам, поскольку только под Ассал-Уттаром в сражении с индийскими «Центурионами» пакистанские вооружённые силы утратили около сотни автомобилей М48 «Паттон», отчего место сражения стало называться «Паттон Нэгер» – кладбище Паттонов. В конце 60-х годов Пакистан начал тесно сотрудничать с Китаем, и уже к 1971 году на вооружении его армии стояло 700 танков «Тип 59».

Ночью 25 марта 1971 года началась операция «Прожектор», проводимая пакистанской армией против бангладешских повстанцев из партии «Мукти-бахини», поддерживавших отделение создания и Восточного Пакистана свободного страны Бангладеш. В следствии вспыхнула гражданская война, в которую на стороне Бангладеш в декабре 1971 года вступила армия Индии. Появилась неприятность отличия индийских Т-54/55, приобретённых у СССР, от пакистанских «Тип 59».

Индусы установили на собственные танки фальшивые дополнительные эжекторы поднятого размера на расстоянии 2/3 длины ствола от башни. Именно поэтому пушка Д-10 стала с далека напоминать британскую L7, которой были вооружены индийские «Центурионы» и «Виджаяты». Так, индийские Т-54/Т-55 отличались от пакистанских «Тип 59» кроме того с громадного расстояния.

Пакистанцы же маркировали собственные «Тип 59» горизонтальными белыми полосами шириной около 25 см, наносимыми около башни с разрывом на левой и правой стороне для номера, и белой полосой на эжекторе пушки.

Танк «Тип 59-АР» армии Пакистана
Источник — otvaga.narod.ru

Правительству Северного Вьетнама Китай начал поставлять танки достаточно поздно, в конце 1971 года. 30 марта 1972 года Ханой совершил массированную наступательную операцию против армий Южного Вьетнама, прозванную западными СМИ «Пасхальным наступлением», в которой в первый раз пехоту Вьетнамской народной армии поддерживали танковые подразделения – 201-й, 202-й и 203-й полки, на вооружении которых находились и китайские «Тип 59». В будущем эти и другие танковые подразделения принимали участие в битвах в Южном Вьетнаме впредь до полной победы армий ДРВ над соперником.

В следующий раз Вьетнам столкнулся с танками «Тип 59» на протяжении Китайско-вьетнамской войны 1979 года. Из-за изгнания китайской диаспоры с территории политического противостояния и Северного Вьетнама, появившегося в Лаосе, 17 февраля 1979 года подразделения НОАК вторглись на территорию Вьетнама. У Китая в наступлении употреблялись танки «Тип 59», облегчённые «Тип 62» и плавающие «Тип 63».

У Вьетнама же большинство танковых подразделений была сконцентрирована в Лаосе и на границе с ним, исходя из этого в боевых действия учавствовали по большей части устаревшие Т-34–85. По окончании месяца битв подразделения НОАК возвратились на территорию КНР. Всего НОАК утратил в военных действиях до 260 единиц военной техники, включая БТР и БМП.

Воины армии Южного Вьетнама на броне трофейного танка «Тип 59», захваченного на протяжении проведения их соперниками «Пасхального наступления»
Источник — adamalla.com

Китайские танки с радостью брал Иран, что утратил возможность покупать военную технику в Европе и у США по окончании изгнания 1979 и революции года из страны шаха. В первой половине 80-х годов прошлого века у КНР было куплено 750 танков «Тип 59», каковые участвовали в битвах с иракской армией в Ирано-иракской войне 1980–88 годов. Из-за репрессий, совершённых против участников Компартии, Ирак на какое-то время в 1980-х годах утратил возможность покупать технику у СССР.

Исходя из этого в первой половине 80-ых годов двадцатого века Саддам Хусейн заключил контракт на поставку армии Ирака семисв «тысячи 59» и Тип «Тип 69», из которых около 600 автомобилей Китай поставил до окончания войны.

Оставшиеся у Ирака танки «Тип 59» и «Тип 69» были полностью уничтожены силами армии США и государств-союзников в следствии проведения операций «Буря в Сабля» и «пустыня пустыни» в первой половине 90-ых годов двадцатого века, и вторжения коалиционных сил в Ирак в 2003 году. Какого-либо заметного противодействия сопернику эти устаревшие танки оказать не смогли.

Кинутый иракский танк «Тип 59»
Источник — en.academic.ru

Об участии танков в гражданской войне в Судане фактически ничего не известно, поскольку обе стороны не приветствуют распространение информации о ходе военных действий. В целом возможно констатировать, что успешная конструкция Т-54 стала причиной тому, что танки, созданные на его базе и модернизированные с применением новых разработок, воображают ещё очень внушительную силу, в особенности в случае если им не предстоит встреча с техникой соперника последних поколений. Вследствие этого страны «Третьего мира» деятельно применяют эту технику до сих пор, неизменно её модернизируя.

Самый-самый. Военная машина Терминатор


Занимательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

spacer