Боевые машины решающей схватки

Боевые машины решающей схватки

Военные машины решающей схватки

  • ВМВ
  • СССР
  • Германия

Юрий Пашолок

25 апреля 1945 года части 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов начали наступление на Берлин. В данной грандиозной битве обе стороны применяли самые идеальные образцы собственной бронетанковой техники. В Сутки Победы отыщем в памяти, какие конкретно как раз военные машины схлестнулись между собой в битвах за столицу Фашисткой германии.

Советская военная техника 1/9

Т-34

Т-34–85

ИС-2

M4A2(76)W

СУ-76М

СУ-85М

СУ-100

ИСУ-152

ИСУ-122

К весне 1945 года базой танковых армий Красной армии был Т-34–85, но и его старший брат всё ещё продолжал исправно сражаться. До Берлина дошли как танки Т-34 выпуска 1944 года, так и более ветхие автомобили, созданные ещё в 1942-м. Символично, что среди них во взятии германской столицы принимали участие и танки, выстроенные в Сталинграде летом 1942 года.

Надежды Гитлера сделать Берлин своим Сталинградом не оправдались – город продержался всего семь дней.

Главный танк Красной армии в последний год войны. Установка новой трёхместной башни с 85-мм пушкой существенно повысила боевые возможности Т-34. Модернизация оказалась такой успешной, что Т-34–85 совсем сняли с оружия лишь в конце 90-х годов XX века, не смотря на то, что ещё в 50-е танки стали отправлять в резерв.

В отдельных локальных конфликтах современности Т-34–85 всё ещё возможно встретить на полях сражений.

Изображённый на фотографии танк относится к известной модификации, которая конкретно ассоциируется с Берлинской операцией. Для защиты от германских противотанковых гранатомётов были созданы сетчатые экраны, каковые взяла часть танков. Злые языки утверждают, что на танки ставили кроватные сетки, но в действительности это заводская конструкция.

Принятый на вооружение в самом финише октября 1943 года, ИС-2 стал одним из лучших тяжёлых танков Второй мировой. Оснащённая толстой бронёй и замечательной 122-мм пушкой, имеющая довольно хороший двигатель и небольшую массу, эта машина полностью соответствовала созданной в первой половине 40-ых годов XX века концепции тяжёлого танка с высокой подвижностью.

Гвардейские тяжёлые танковые полки, на вооружение которых поступали ИС-2, употреблялись руководством для усиления наступающих соединений и оказались на самых страшных направлениях. В Берлине эти замечательные автомобили сыграли очень ключевую роль, став необычным тараном танковых частей.

Наровне с танками производства СССР в штурме Берлина активно учавствовали и боевые машины, поставленные по ленд-лизу. Ими были американские средние танки М4А2, оснащённые 76-мм пушками. Такими автомобилями был укомплектован 1-й танковый корпус под руководством генерала С. М. Кривошеина.

В составе 2-й гвардейской танковой армии «Шерманы» 1-го механизированного корпуса обошли Берлин с севера и ударом по северо-западным окраинам города отрезали немцам пути к отступлению.

Самоходная установка СУ-76М, серийное производство которой стартовало только в осеннюю пору 1943 года, стала самой массовой САУ Второй мировой. Оснащённая 76-мм пушкой ЗИС-3, к концу войны она стала настоящей палочкой-выручалочкой для советской пехоты. К тому времени мощности пушки уже не хватало для противодействия Пантерам «» и «Тиграми».

Но главными соперниками для СУ-76М были лёгкие укрепления и вражеская пехота, с которыми ей приходилось видеться значительно чаще. Относительно маленькая, недорогая в производстве и в полной мере соответствующая своим задачам, СУ-76 «задержалась» в армиях до 50-х годов.

К весне 1945 года в армиях всё ещё пребывало много самоходок СУ-85, не обращая внимания на то что в осеннюю пору 1944 года в серию отправилась лучше вооружённая СУ-100. Более ветхая САУ успела учавствовать во всех главных операциях финиша войны, включая штурм Берлина. К тому моменту самая массовой модификацией данной самоходки была СУ-85М, которая фактически ничем не отличалась от СУ-100.

Отличие между ними заключалась лишь в орудии.

В первый раз эти самоходные артиллерийские установки пошли в бой зимний период 1945 года. Из-за применения более замечательной и тяжёлой 100-мм пушки Д-10С у них наблюдались неприятности с перегрузкой передних опорных катков, каковые были решены усилением ходовой части САУ. Но новое орудие существенно увеличило огневую мощь самоходки, благодаря чему СУ-100 имела возможность бороться с большинством танков не только Второй мировой, но и первого послевоенного десятилетия.

Это разрешило СУ-100 оставаться на вооружении и по окончании окончания войны.

ИСУ-152 сыграла ключевую роль на протяжении муниципальных битв в Берлине. Владеющая более чем внушительным орудием, эта САУ довольно часто била по упрочнениям соперника прямой наводкой. Стереть с лица земли тяжёлый танк, простреливающий перекрёсток, перевоплотить в груду мусора строение, где засели немцы – в Берлине такая работа для экипажей ИСУ-152 была рутиной.

В отличие от ИСУ-152, разрабатывавшейся, первым делом, для ответа штурмовых задач, ИСУ-122 создавалась как тяжёлый истребитель танков. Но, на практике эти две самоходки обычно изменялись ролями.

В осеннюю пору 1944 года начался серийный выпуск модифицированной ИСУ-122С с орудием Д-25Т, что заметно повысило скорострельность САУ. В штурме Берлина учавствовали обе модификации самоходки.

Военная техника Германии 1/11

Pz.Kpfw.IV Ausf.J

Panther Ausf.G

Tiger Ausf.E

Tiger Ausf.B

Pz.Kpfw.Maus

StuG 40 Ausf.G

Panzer IV/70(V)

Jagdpanzer 38(t)

Elefant

Waffentrager

Hummel

К весне 1945 года немцы решили свернуть производство Pz.Kpfw.IV, но данный танк составлял базу бронетанковых сил Фашисткой германии. Самой массовой модификацией военной машины в то время была Ausf.J, которую пара упростили (среди них и для понижения веса). Танк оставался очень суровым соперником для советской техники.

Кое-какие автомобили были вкопаны на улицах Берлина, превратившись в неподвижные огневые точки.

«Пантеры» к моменту штурма Берлина войсками СССР приблизительно сравнялись с Pz.Kpfw.IV по количеству. По большей части, они относились к модификации Ausf.G. В наличии имелись танки как ранних, так и поздних производственных серий.

Те из автомобилей, каковые были технически неисправными, вкопали на танкоопасных направлениях.

Часть «Тигров» к весне 1945 года пребывала в учебных частях. Многие из этих боевых автомобилей относились к ранним производственным сериям, выпущенным ещё весной 1943 года. Один таковой танк с башенным номером 323 из состава дивизии «Мюнхенберг» вёл бой в самом финише апреля около Рейхстага.

Машина была подбита 30 апреля. Её фотографии довольно часто публикуют как один из знаков битвы за Берлин.

К 25 апреля в составе дивизии СС «Нордланд» пребывало 8 образцов Tiger II, ранее числившихся в 503-м тяжёлом танковом батальоне СС. Эти танки вести войну до 2 мая, пока не были утрачены в уличных битвах, где они успели показать себя достаточно хорошо. Но, германские доклады об стёртых с лица земли «тиграми» советских танках грешат неточностями — в число подбитых автомобилей немцы записывали кроме того ИС-3, которых в Берлине просто не было.

Формально в битве за Берлин участвовал и самый тяжёлый танк в мире. Вторая умелая машина была послана с Куммерсдорфского полигона в район Штамлагера, где её придали к силам, оборонявшим подходы к Цоссену – месту, где был центральный командный пункт Главнокомандования вооружёнными силами Германии. Но, по-настоящему «Маусу» так и не удалось повоевать. Незадолго до наступления 53-й гвардейской танковой бригады на Штамлагер у танка отказал двигатель.

Не имея возможности его эвакуировать, немцы подорвали «Маус». на данный момент башня данной автомобили, установленная на корпус первого опытного образца, находится в экспозиции парка «Патриот».

Самый массовый тип германской бронетанковой техники, StuG 40 составлял базу германской истребительной самоходной артиллерии. Низкая и оснащённая замечательной пушкой, эта САУ всё ещё была очень страшным соперником для советской техники.

Эта машина была запущена в серию во второй половине 1944 года. Она была ещё страшнее, чем StuG 40, потому, что имела более замечательную лобовую броню, установленную под наклоном, а основное — 75-мм пушку длиной в 70 калибров (такую же, как на «Пантере»). В битвах за Берлин учавствовали пара десятков таких САУ.

Не обошёлся штурм Берлина и без истребителя танков Jagdpanzer 38(t), довольно часто ошибочно именуемого Hetzer. Довольно малая боевая машина по своим чертям была сопоставима со StuG 40, но наряду с этим обходилась значительно дешевле. В районе Берлина сражалось около десятка таких истребителей танков.

Битва за Берлин стала последним сражением, в котором учавствовали известные «Фердинанды». Модернизированные в конце 1943 года и взявшие новое обозначение «Элефант», четыре автомобили этого типа пребывали в составе 614-го самоходного истребительного батальона. Последние две такие САУ сражались рядом от «Мауса», обороняя Цоссен.

В том месте они и были брошены экипажами.

Сражение за Берлин стало первым и последним случаем боевого применения «носителя оружий» — созданного весной 1944 года Гюнтером Ардельтом самоходного шасси, на которое установили противотанковую пушку Pak 43. В феврале 1945 года были выстроены первые семь Waffentrager 8.8 cm PaK 43 (Ardelt), причём сам основной конструктор был назначен начальником оснащённой этими самоходками роты.

Принимали участие в обороне Берлина и 149-мм самоходные орудия Hummel. Главным их назначением была стрельба с закрытых позиций, но быстро приближающаяся линия фронта довольно часто заставляла их трудиться и прямой наводкой. Громадные и неповоротливые, эти самоходные установки часто становились лёгкой добычей для советской техники.

Курочка ряба дарит победу Bat25t


Увлекательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

  • Как танки обучались сражаться. парадоксы и сюрпризы эволюции боевых автомобилей

    Как танки обучались вести войну. парадоксы и Сюрпризы эволюции боевых автомобилей Итальянские танкетки CV-35 на манёврах Десятилетиями, если не столетиями, армейские…

  • Военная машина поднебесной

    Военная машина Поднебесной танки Китай Алексей Стаценко Успешная конструкция Т-55 стала причиной тому, что танки, созданные на его базе и модернизированные с…

  • Боевые роботы вермахта

    Боевые роботы Вермахта ВМВ танки Германия Алексей Стаценко Во второй половине 30-ых годов двадцатого века Управление оружий сухопутных сил Германии совершило конкурс на создание двух…

  • Заслуженный дирижёр советского танкостроения

    Заслуженный дирижёр советского танкостроения танки персоналии СССР Алексей Стаценко В создании таковой сложной конструкции как танк заключён труд множества…

  • Танк со «щучьим носом»

    Танк со «щучьим носом» танки локальные конфликты СССР Алексей Стаценко Приказ о создании нового танка под индексом ИС-3 был взят начальниками…

  • Ис-2: довод калибром 122 мм

    ИС-2: довод калибром 122 мм ВМВ танки СССР Юрий Пашолок Использование танков ИС-2 — одна из самых увлекательных тем в истории ВОВ….

spacer