Боевые роботы вермахта

Боевые роботы вермахта

Боевые роботы Вермахта

  • ВМВ
  • танки
  • Германия

Алексей Стаценко

Во второй половине 30-ых годов двадцатого века Управление оружий сухопутных сил Германии совершило конкурс на разработку двух автомобилей, различных по собственному функциональному назначению, но сходных по конструкции. Первая являлась радиоуправляемым минным тралом с индексом Sd.Kfz.300. Вторая машина с индексом Sd.Kfz.301 предназначалась для бронетехники противника и дистанционного подрыва Дотов. Конкурс на проектирование этих автомобилей, шасси которых должны были быть фактически аналогичными, победила компания «Боргвард»

Армейский заказ для «Боргварда»

В начале XX века в Европе появилось множество автомобилестроительных компаний. Во время, в то время, когда в гараже возможно было собрать автомобиль и выгодно реализовать его, модели машин и торговые марки оказались, как будто бы грибы по окончании дождя. Одной из таких компаний стала германская компания автопрома «Боргвард», созданная во второй половине 20-ых годов XX века предпринимателем и конструктором Карлом Боргвардом.

Компания занималась продажей и проектированием трехколесных легковых автомобилей и грузовых фургонов, но по окончании прихода к власти фашистов ей было нужно осваивать и продукцию армейского назначения.

Карл Боргвард
Источник – subscribe.ru

Во второй половине 30-ых годов двадцатого века Управление оружий сухопутных сил Германии (нем. Heereswaffenamt, HWaA, потом – Управление) совершило конкурс на разработку двух автомобилей, различных по собственному функциональному назначению, но сходных по конструкции. Первая являлась радиоуправляемым минным тралом с индексом семь дней.Kfz.300 (Sonderkraftfahrzeug – транспортное средство особого назначения). Вторая машина с индексом Sd.Kfz.301 предназначалась для бронетехники противника и дистанционного подрыва Дотов.

Конкурс на проектирование этих автомобилей, шасси которых должны были быть фактически аналогичными, победила компания «Боргвард».

Радиоуправляемые минные тралы

Первоначально конструкторы приступили к созданию Sd.Kfz.300. На любой борт у нее приходилось по три опорных катка. Ведущими были передние (что было обычным для германской гусеничной техники), направляющими – задние колеса.

Машина имела два отделения – переднее (моторно-трансмиссионное) и заднее, в котором размещалась радиоаппаратура. Силовой установкой служил 29-сильный 4-цилиндровый бензиновый двигатель Боргвард 4М с 2500 об/мин, разрешавший тралу достигать скорости в 5 км/ч при перемещении по ровной местности и дававший запас хода в 18 км.

Минный трал Sd.Kfz.300 Боргвард В-І
Источник – subscribe.ru

Так как существовала большая вероятность стремительного выведения автомобили из строя, ее корпус сваривали из страниц несложной конструкционной стали. Из противопульной брони толщиной 12 мм делали только нижнюю и верхнюю лобовые подробности. Вес трала достигал 1,55 тонны.

Управление машиной осуществлялось оператором из малого командирского танка Kleiner Panzer Befehlswagen I (Sd.Kfz.265), строившегося на базе легкого танка Pz.Kpfw.I Ausf.B. Это первенствовала гусеничная машина с пулеметным оружием, оборудованная двумя радиостанциями: приемо-передающей Fu6 и приемной Fu2. Ее экипаж складывался из трех человек.

Машина управления Sd.Kfz.265 и минный трал Sd.Kfz.300 Боргвард В-І с тральными тележками,
толкаемыми в первых рядах
Источник – en.valka.cz

Перед собой минный трал должен был толкать три тележки с дополнительными тралящими катками, каковые должны были приводить к детонации мин без угрозы для жизни оператора. По окончании окончания проектных работ был создан прототип трала под индексом В-І (по первой букве компании-создателя). К маю 1940 года было выпущено 50 единиц Sd.Kfz.300 B-I.

В апреле 1940 года компании Боргварда был заказан минный трал В-ІІ, призванный заменить В-І. По замыслу уже с июня 1940 года должен был начаться выпуск первой серии этих автомобилей числом 100 штук. Новая машина была намного больше и тяжелее собственной предшественницы – ей вес составлял 2,3 тонны.

Протяженность В-ІІ увеличилась до 1,85 метра, исходя из этого машина взяла уже не по три, а по четыре опорных катка на любой борт. Двигатель кроме этого был заменен на более замечательный – 49-сильный шестицилиндровый Боргвард 6М 2.3 RTBV количеством 2,25 л. Он кроме этого не разрешал тралу развивать скорость более пяти километров/ч, но запас хода автомобили увеличился до тридцати километров.

Германские саперы, фотографирующиеся на фоне минного трала Sd.Kfz.300 Боргвард В-ІІ
Источник – ww2history.ru

бронирование и Компоновка минного трала были такими же, как и у В-І. Первоначально Управление собиралось заказать около сотни радиоуправляемых автомобилей новой конструкции, но по окончании проведения опробований на полигоне в Куммерсдорфе военные бюрократы не известно почему отказались от этого заказа. Быть может, германские генералы сделали вывод, что дешевле и несложнее преодолевать минные поля, применяя саперов и танковые минные тралы.

Не смотря ни на что, до 1943 года все работы по разработке радиоуправляемых минных тралов были остановлены.

Конструкторами компании «Боргвард» был создан и плавающий вариант трала-амфибии В-ІІ, названный Ente (нем. – «утка»). Как мы знаем, что один прототип был доставлен на танковый полигон в Куммерсдорфе, но подробности его опробований автору не известны. Главными конструкционными трансформациями, внесенными в строение амфибии, были гребной винт и герметичный влагонепроницаемый корпус.

Плавающий вариант минного трала Sd.Kfz.300 Боргвард В-ІІ Ente
Источник – ww2history.ru

В следствии и В-І, и В-ІІ употреблялись лишь в тренировочных целях саперными ротами Вермахта. Об их участии в военных действиях ничего не известно.

Бронированная техника у гаражного бокса на полигоне в Куммерсдорфе. Слева направо: центр
радиоуправления Боргвард B-I-II Sd.Kfz.265; прототип плавающего минного трала B-II Ente;
прототип минного трала Sd.Kfz.300 B-II
Источник – flickriver.com Опробования минного трала-амфибии Боргвард В-ІІ Ente
Источник – flickriver.com Роботы-подрывники

На протяжении Французской кампании в мае-июне 1940 года армейские инженеры 1-й танковой дивизии Вермахта, входившей в 19-й механизированный корпус генерала Хайнца Гудериана, переделали 10 легких танков Panzer I Ausf.B в бронированные транспортеры взрывчатки. Такие автомобили доставляли заряды с установленным таймером к минным полям и Дотам соперника для их последующего подрыва. В следствии преодоления т. н. «продленной линии Мажино» дивизия не утратила ни одного для того чтобы транспортера.

Данный боевой опыт был учтен Управлением, и компании Боргварда было получено создать специальный радиоуправляемый минный транспортер Sd.Kfz.301.

Для минимизации людских утрат новая машина должны была стать радиоуправляемой. Помимо этого, ее грузоподъемность должна была разрешать перевезти заряд, достаточно большой чтобы уничтожить ДОТ либо выполнить проход в минном поле. В лобовой части автомобили должен был пребывать отсек для помещения в том направлении заряда, что по прибытии транспортера на место дистанционно раскрывался оператором.

Мина скатывалась по наклонной направляющей на грунт, а транспортер задним ходом возвращался в место запуска.

Минная танкетка-транспортер Sd.Kfz.301 Боргвард IV Ausf.А
Источник – panzernet.net

Конструкторы пошли по пути трансформации уже созданной ими автомобили Sd.Kfz.300 B-II. Танкетку удлинили с 1,85 до 3,35 метра. Сейчас ее высота составила 1,18, а ширина – 1,8 метра.

В связи с повышением длины транспортного средства было нужно поставить по пять опорных катков с каждого его борта, наряду с этим катки сделали сдвоенными и снабдили резиновыми бандажами. Боевая масса новой автомобили составляла 3,45 тонны против 2,3 тонны у В-ІІ. Не обращая внимания на это, двигатель транспортеру покинули тот же – 49-сильный Borgward 6М 2.3 RTBV, но перенесли его в кормовое моторное отделение.

Минная танкетка-транспортер Sd.Kfz.301 Боргвард IV в трех проекциях
Источник – the-blueprints.com

Подвеска автомобили была торсионной, а гусеничные траки первоначально сделали с резиновыми подушками. Ведущее колесо вместо зубьев имело цилиндрические ролики – это новшество разрешило расширить скорость автомобили на ровной поверхности до 38 км/ч. Баки автомобили (два бака емкостью 45 и 35 литров) вмещали 80 литров топлива, в качестве которого употреблялся бензин с октановым числом 70–74, что давало запас хода в 150 км.

Транспортер был способен перевозить до 450 кг взрывчатки.

Машина бронировалась 10-мм броней спереди, 8-мм броней – с бортов и 6-мм броней – с кормы. днище и Крыша сваривались, соответственно, из 3- и 4-мм катанной гомогенной стали. В транспортере было предусмотрено место механика-водителя, что вел машину в маршевых условиях. В боевых же условиях она управлялась дистанционно с применением радиоаппаратуры.

Радиус действия сигнала достигал 1,5 км.

Ведущее колесо Sd.Kfz.301 Боргвард IV и его опорные катки
Источник – topwar.ru

Если сравнивать с B-II компоновка автомобили изменилась. Спереди добавилось отделение для взрывчатки с направляющей, по которой она должна была скатываться на грунт. Потом шло отделение управления с приспособлениями механика-и местом водителя для ручного управления машиной. В том месте же размещалась и трансмиссия, складывавшаяся из гидротрансформатора и коробки передач на четыре скорости – две вперед и две назад.

Кормовое отделение было моторным, в том месте же с правой стороны (ближе к центру автомобили) размещалась и радиоаппаратура управления: радиоприемник, блок и дешифратор-реле совокупности взрыва. Радиоаппаратура питалась от генератора и аккумулятора, подававших рабочее напряжение в 12V.

На транспортере была предусмотрена совокупность предупреждения несанкционированного взрыва: перед запуском автомобили, снаряженной взрывчаткой, оператор выставлял расстояние, на удалении меньше которого подрыв взрывчатки был неосуществим. В этом случае заряд имел возможность сдетонировать лишь под действием взрывной волны другого заряда.

Контейнер и направляющая для ее выгрузки на грунт танкетки Боргвард IV Ausf.А и Ausf.B
Источник – tank2.ru

При ведения работ по разминированию заряд имел возможность устанавливаться на режим самоуничтожения при взрыва мины. При таких условиях взрывная волна заряда должна была привести к детонации мин на достаточно громадном участке. Но такое применение транспортера было нежелательным, поскольку привело бы к его выходу из строя.

12 прототипов автомобили было создано и передано на полигон в Куммерсдорфе к маю 1942 года. По окончании проведения опробований Sd.Kfz.301 Ausf.А был принят на вооружение Вермахта под индексом В-IV. Всего с мая 1942 по июнь 1943 года было произведено 616 автомобилей данной модификации, включая прототипы.

Средний германский танк Pz.Kpfw.V «минная» танкетка и Пантера-транспортер Sd.Kfz.301 Боргвард В-IV
около гаражных боксов полигона в Куммерсдорфе
Источник – weaponsandwarfare.com

У модификации В-IV Sd.Kfz.301 Ausf.B, производство которой началось в июне 1943 года, трансформации в конструкции были малыми и касались, по большей части, ходовой части. Вместо особых гусениц с резиновым бандажом начали употребляться простые (с «сухим» пальцем), почему изменилась и конструкция ведущего колеса. Помимо этого, было усилено корма машины – транспортёра и бронирование борта взяли 10-мм бронирование, а толщина лобовой брони достигла 16–20 мм.

Изменилось и размещение антенны – она была перенесена вперед. С июня по ноябрь 1943 года компания «Боргвард» изготовила 260 автомобилей данной модификации.

Трансформации в конструкции Sd.Kfz.301 Ausf.C были намного более кардинальными. Бронирование автомобили со всех сторон нарастили 8-мм бронеплитами, отчего броня транспортера фактически со всех сторон достигала толщины в 20 мм, и лишь днище и крыша изготавливались из 6-мм брони. Был установлен намного более замечательный двигатель – 78-сильный Боргвард 6B.

Не обращая внимания на вес автомобили, возросший до 4,85 тонны, с новой силовой установкой она развивала скорость до сорока километров/ч. Так как габариты у Боргвард 6B были больше, чем у прошлого двигателя, место механика-водителя было нужно перенести ближе к левому борту. Выросли и протяженность (с 3,7 до 4,1 метра), и высота (с 1,17 до 1,25 метра) транспортера.

Модель B-IV Ausf.C производилась компанией «Боргвард» с декабря 1943 по сентябрь 1944 года. Всего было произведено 304 автомобили данной модели.

Минная танкетка-транспортер Sd.Kfz.301 Боргвард В-IV Ausf.С в экспозиции Музея истории бронетанковых
армий в Кубинке
Источник – trizna.ru На фронтах Второй мировой войны

Первые транспортеры начали поступать в армии в мае 1942 года. 1-й батальон минного траления был реорганизован в 300-й танковый батальон радиоуправляемых автомобилей, складывавшийся из трех рот, в каждой из которых было по 10 танков управления (в их роли употреблялись танки Pz.Kpfw.III, оборудованные соответствующей радиоаппаратурой) и по 24 единицы Sd.Kfz.301. Из десяти танков два был командирскими, а любой из остальных восьми руководил тремя танкетками.

В состав каждой роты входило три БТР Sd.Kfz.251/1 Hanomag, перевозивших механиков-водителей 24 телетанкеток B-IV. В последних числах Мая батальон поступил в распоряжение руководство Группы армий «Юг». Из подробностей участия батальона в военных действиях известно только то, что в случае если на 7 июня 1942 года в его составе числилось 27 боеспособных танков Pz.III, то через месяц, 11 июля – уже 20.

Танк управления Pz.Kpfw.III и управляемые им телетанкетки B-IV Sd.Kfz.301. Восточный фронт
Источник – valka.cz

В первых числах Сентября 1942 года номер батальона был поменян на 301-й, и он был послан в распоряжение Группы армий «Север». Большая часть личного состава батальона была послана в Германию, в город Нойруппин, где у Вермахта пребывала школа подготовки кадров для подразделений радиоуправляемых автомобилей. Уже в первых числах Сентября у батальона было 25 исправных танков Pz.Kpfw.III.

В Группе армий «Север» он был до декабря 1942 года, по окончании чего его переподчинили Группе армий «Центр».

Тут снова организованные 312-я, 313-я и 314-я отдельные роты батальона взяли для применения в качестве танков управления САУ StuGIII/40 (вместо танков Pz.Kpfw.III). К июлю 1943 года батальон был переброшен на юг и участвовал в операции «Цитадель», проводившейся на Курской дуге.

Его роты первоначально вошли в состав тяжелых танковых батальонов, вооруженных танками «Тигр» (505-го, 504-го и 508-го соответственно), но перед самым наступлением 313-ю и 314-ю роты переподчинили 654-му и 653-му тяжелым противотанковым батальонам 656-го тяжелого противотанкового полка. У каждого из этих батальонов имелось по 45 тяжелых САУ «Фердинанд», каковые в собственных боевых донесениях немцы показывали как «Элефант» (нем. – «слон»).

Германские воины и торчащий из почвы германский танк-робот B-IV, Курская дуга
Источник – waralbum.ru

Вот отрывок из боевого донесения, дающий представление о характере применения танкеток В-IV 312-й роты, вести войну в составе 505-го батальона (31 «Тигр» и 15 Pz.Kpfw.III) с 5 по 8 июля 1943 года: «Один B IV был отправлен с расстояния 800 метров против узла противотанковой обороны из 2 либо 3 ПТ пушек. Взорвавшись, машина стёрла с лица земли пушки и пехотное охранение пушек. Второй B IV был отправлен с расстояния в 400 метров против T-34, что столкнувшись с радио машиной, взорвался.

Три B IV были отправлены с расстояний от 400 до 600 метров против цементных бункеров и уничтожили их. Два B IV были отправлены с расстояния 800 метров против позиции и противотанковой позиции пехотных орудий, уничтожив обе. Один IV, достигнув русских позиций, был подожжен бутылкой с зажигательной смесью.

В следствии взрыва русская позиция была стёрта с лица земли».

Телетанкетка B-IV Sd.Kfz.301, Восточный фронт, операция «Цитадель»
Источник – otvoyna.ru

Главной задачей танкеток было проделывание проходов в минных полях, каковые хорошо закрывали опорные пункты советских подразделений. При ответе этих задач танковые роты радиоуправления понесли большие потери. В целом B-IV продемонстрировали себя как результативное оружие, но в ходе эксплуатации стало известно, что действенное радиоуправление минными транспортерами вероятно на дистанции до 1 километра, а не 1,5–2, как предполагалось изначально.

Стёртые с лица земли советской артиллерией германские танки-роботы B-IV и танки управления Pz.Kpfw. III
(один из танков имеет номер F23). Cеверный фас Курской дуги у деревни Глазуновка
Источник – waralbum.ru

В Красной армии не могли не подметить новое оружие Вермахта, и советским руководством были созданы средства противодействия. Красноармейцам рекомендовалось уничтожать танкетки огнем крупнокалиберных пулеметов, противотанковых артиллерии и ружьё, а случае возможности ведения флангового огня с дистанции 50–75 метров – стрелковым оружием с применением бронебойных патронов.

Действительно, в случае если учитывать, что уничтожать танкетки рекомендовалось на расстоянии двадцати метров от них, делается ясно, что для воина, ведшего таковой фланговый пламя, это занятие было очень страшным. Указывалось, что уязвимыми территориями поражения являются задняя часть левого борта (в том месте был двигатель) и средняя часть правого борта (место крепления радиоаппаратуры).

В последних числах Августа все три роты 301-го батальона были посланы в Нойруппин, где они до Января этого года приобретали пополнение и отдыхали. Одвременно с этим тут формировались новые 311-я, 315-я и 316-я роты, каковые в качестве командных танков приобретали по 10 САУ StuG40 Ausf.G.

В декабре 1943 – январе 1944 года 313-я и 314-я рота были приданы 504-му и 508-му тяжелым танковым батальонам, а 516-я рота – танковой учебной дивизии (Panzer-Lehr-Division), которая проходила переформирование во Голландии и Франции и вооружалась танками «Тигр». Роты радиоуправления кроме этого заменили собственные командирские StuG40 более надежными тяжелыми танками. Состав рот был следующим: 2 «Тигра» (отделения управления) и три взвода, в каждом из которых было по 4 «Тигра» и по 9 танкеток B-IV.

Порядок следования тяжелой роты радиоуправления
Источник – armyman.info

313-я и 314-я рота отправились в Италию (где союзники совершили высадку в районе Анцио) и в том месте принимали участие в битвах до октября 1944 года, по окончании чего были посланы обратно в Германию на переформирование.

316-я рота пребывала в стадии замены матчасти, в то время, когда началась высадка союзников в Нормандии. В то время у нее было 9 StuG40 Ausf.G и 3 «Тигра». Ранее рота взяла на вооружение 6 «Королевских Тигров», но они были «сырыми» и не готовыми к военным действиям.

В начавшейся неразберихе эти танки так и не смогли вывезти в Германию, и они попали к союзникам. Уже в июле 1944 года потрепанная рота отправилась на переформирование.

301-й батальон в составе четырех рот кроме этого принимал участие в битвах во Франции. На момент высадки союзников он был придан 2-й танковой дивизии и имел в собственном составе два танка Pz.Kpfw.III, 32 самоходки StuG40 и 146 транспортеров B-IV. По окончании больших утрат, понесенных батальоном в июль и июнь 1944 года, его послали на переформирование.

«Командный танк» САУ StuG40 Ausf.G и B-IV Sd.Kfz.301 Ausf.С
Источник – panzernet.net

Летом 1944 года при переформировании был создан 302-й танковый батальон радиоуправляемых автомобилей. Он приобрел новую матчасть и автомобили 301-го батальона. Его четыре роты: 315-я, 316-я, 317-я и 311-я в августе 1944 года отправились на Восточный фронт в распоряжение руководства Группы армий «Центр». Подразделения этого батальона принимали участие в подавлении Варшавского восстания – транспортеры подрывали баррикады, возведенные восставшими.

Пара позднее наступавшие войска СССР захватили часть автомобилей B-IV на товарной станции Варшавы – они готовься к погрузке и пребывали на ЖД платформах. Любопытно, что вместе с германскими автомобилями на платформах была обнаружена как минимум одна трофейная французская транспортер-танкетка Рено UE. какое количество таких танкеток употреблялось 302-м батальоном и для каких целей, автору неизвестно.

302-й батальон на переформирование не выводился, поскольку был разгромлен в Восточной Пруссии.

Подбитая танкетка B-IV Ausf.С около Саксонского сада, Варшава
Источник – recogito.pologne.net

301-й батальон в ходе переформирования лета 1944 года сделали «тяжелым», передав ему 31 танк Pz.Kpfw.VI «Тигр» из отремонтированных автомобилей. По штату на четыре роты было положено 56 танков, но забрать их было неоткуда, и батальону было нужно ограничиваться этим числом. Новый 301-й тяжелый батальон учавствовал в наступлении в Арденнах зимний период 1944–45 годов в составе Группы Армий «Б». В том месте же сражалась и отдельная 319-я рота, созданная в сентябре 1944 года.

Но обстановка складывалась для немцев неудачно – они понесли важные утраты, и подразделения в очередной раз вернули в Германию.

Английские солдаты фиксируют технические данные захваченной германской телеуправляемой
подрывной автомобили B-IV компании «Боргвард» (Sd.Kfz 301), загружённой на транспортер
Источник – topwar.ru

Зимний период 1945 года из остатков 301-го, 302-го батальонов и 319-й отдельной роты был создан 303-й батальон, ставший скорее танковым подразделением, чем батальоном радиоуправления. Эту часть послали на Восточный фронт, где она и погибла. Последним подразделением, оснащенным радиоуправляемыми транспортерами, стал танковый взвод №303. На 18 февраля 1945 года на его оружии было 4 единицы StuG40 Ausf.G и 12 единиц B-IV.

Взвод был направлен на Восточный фронт и в том месте придан 35-й танково-гренадерской дивизии.

На 1 марта 1945 года на вооружении Вермахта имелось 397 телетанкеток B-IV. Круг функций, делаемых ими, существенно расширился – они употреблялись и для транспортировки маленьких грузов, для постановки дымовых завес, а часть автомобилей переоборудовали в необычные противотанковые установки.

Бойцы Красной армии на трофейной германской танкетке «Боргвард» с установкой из шести 88-мм
«панцершреков». Берлин, май 1945 года
Источник – topwar.ru

Одна такая САУ была захвачена в полной исправности частями Красной армии в центре Берлина, неподалеку от Бранденбургских ворот. Эта машина была вооружена тремя гранатометами для постановки дымовой завесы, а для стрельбы по танкам на ней была закреплена импровизированная установка, представлявшая собой шесть «панцершреков», стрелявших 88-мм реактивными боеприпасами.

Кроме этого известны фотографии еще одной аналогичной САУ, вооруженной четырьмя «панцершреками». Эта машина имела собственное имя – «Ванце».

Боевые роботы Вермахта masterok


Увлекательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

spacer