Большой француз с балочным крестом

Большой француз с балочным крестом

Громадный француз с балочным крестом

  • ВМВ
  • танки
  • Германия
  • Франция

Юрий Пашолок

Ошибочность применения «боевого» танка (Char de bataille) в качестве главного наглядно продемонстрировала кампания во Франции мая-июня 1940 года. Французская танковая индустрия так и не смогла действенно перестроиться на армейские рельсы. В следствии к началу германского наступления уровень насыщения армий танками Char B1 bis был весьма далеким от запланированного.

К тому же часть французских танков скоро была утрачена или по техническим обстоятельствам, или в следствии нехорошего снабжения снарядами и топливом. Большая их часть была и в руках немцев. Как же употреблялись танки Char B1 и автомобили на их базе в германской армии?

32 тонны противоречий

Употреблялись ли Char B1 bis немцами уже на протяжении французской кампании мая-июня 1940 года — вопрос открытый. Большая часть танков, каковые не были утрачены безвозвратно, имели разные повреждения. Привести «боевой» танк в работоспособное состояние, в отличие от менее массивных легких и кавалерийских танков, было задачей непростой.

В германских документах эти автомобили первое время фигурировали как Renault 32 to, другими словами «32-тонные танки Renault». Были созданы особые команды, каковые эвакуировали поврежденные либо кинутые автомобили и свозили их в пункты сбора. Те танки, что были технически исправными, отправлялись в район Фонтенбло.

Pz.Kpfw. B2, 1941 год. Как возможно подметить, на данной машине командирскую башенку не поменяли

Из фирм, участвовавших в выпуске Char B1 bis, в руках немцев были два. Это конкретно завод Renault в парижском пригороде Булонь-Бийанкур, и AMX. Наряду с этим AMX в качестве предприятия, которое создавало либо ремонтировало Char B1 bis, у немцев не фигурировало.

И с AMX, и с Renault были заключены договора по ремонту легких танков Renault R 35. Что же касается Renault 32 to, то их капремонтом занялись лишь в Булонь-Бийанкуре. Иногда французские рабочие устраивали забастовки, отказываясь ремонтировать трофейные автомобили, но к концу 1940 года дело наладилось.

В январе 1941 года завод в Булонь-Бийанкуре перешел под контроль Daimler-Benz. По состоянию на октябрь 1941 года тут было отремонтировано 150 Renault 32 to, оставшиеся автомобили ожидали запчастей. Предельное количество возвращенных в строй танков, которое указывается в разных изучениях – 180 штук.

На протяжении ремонта у части танков срезался верх командирской башенки, вместо которого ставился двустворчатый люк. Изменялись кроме этого антенна и радиостанция.

Итог бомбежки завода Renault в городе Булонь-Бийанкур, 4 марта 1942 года

В начале 1941 года трофейная французская бронетанковая техника взяла германские заглавия. Char B1 и Char B1 bis взяли обозначение Panzerkampfwagen B1 Bis 740 (f). В действительности же их в большинстве случаев обозначали как Pz.Kpfw.

B2.

Французские танки вызывали у немцев смешанные эмоции. В отличие от чехословацких танков, в особенности Pz.Kpfw.38(t), каковые превосходно вписались в германскую совокупность оружия, с французами так не получилось. Кроме того Somua S 35, самый успешный французский танк, был негоден для применения в качестве автомобили первой линии.

Танк вести войну в германской армии, но не в составе танковых дивизий, и это может многое сказать.

Еще более необычная обстановка сложилась с Pz.Kpfw. B2. В руках у немцев был танк с замечательной броней, с которым было совсем неясно, что делать. Его 75-мм короткоствольная пушка была достаточно бестолковым орудием, одноместная башня очень сильно усложняла работу начальника, а подвижность танка была не на высоте.

Неудивительно, что на фронт машина попала в достаточно специфичном виде.

Толстокожий поджигатель

Невозможность применения Pz.Kpfw. B2 в качестве обычного танка первой линии заставила немцев искать иные методы для его применения. самые простым и логичным вариантом была переделка в огнеметный танк. Для немцев это была не первая для того чтобы рода модернизация боевых автомобилей с вызывающими большие сомнения боевыми чертями. До того в огнеметные танки переделали Pz.Kpfw.II Ausf.D и Ausf.E.

Вопрос о переделке был поднят Гитлером на протяжении заседания с представителями Daimler-Benz, прошедшего в марте 1941 года.

Первый вариант Pz.Kpfw. B2 (Flamm), созданный Wegmann

11 марта произошло еще одно заседание, в котором учавствовали ведущий конструктор Daimler-Benz Мённинг и глава 6-го отдела Департамента оружий полковник Фихтнер. Темой дискуссии стали варианты переделки Pz.Kpfw. B2 в огнеметный танк.

Первый вариант предусматривал демонтаж из башни 47-мм пушки SA 35 и установку вместо нее огнемета. 75-мм пушка SA 35, находящаяся в корпусе, заменялась на германскую пушку 7.5 cm KwK 37 с горизонтальными углами наводки по 10 градусов влево и вправо. Второй вариант предусматривал замену 75-мм пушки в корпусе на огнеметную установку с углами наводки 30 градусов во все стороны.

Первый вариант оформили в виде эскизного проекта, а второй изготовили в виде макета.

3 апреля 1941 года оба варианта продемонстрировали Гитлеру, он выбрал размещение огнемета в корпусе. В качестве исполнителя была выяснена компания Wegmann Co, уже имевшая опыт переделки танков в огнеметные. В Касселе сложных дорог искать не стали и просто адаптировали огнеметную установку Pz.Kpfw.II (F) к новому шасси.

Трансформации были минимальными: 75-мм пушку снимали, на ее место ставился огнемет с громадным сектором ведения огня (по 90 градусов влево и вправо). В верхнем лобовом странице показался смотровой прибор. Французскую радиостанцию заменили на германскую, наряду с этим на верхнем лобовом странице устанавливалась штыревая антенна.

В корпуса показался бак с огнесмесью емкостью 160 литров, такой же, как на Pz.Kpfw.II(F).

В мае готовься первый огнеметный танк, взявший обозначение Pz.Kpfw. B2 (Flamm). какое количество их произвели на Wegmann – вопрос открытый.

Если судить по переписке, в Касселе переделали (либо пребывало в переделке) 17 Pz.Kpfw. B2, а целый заказ предполагался в размере 84 автомобилей.

Франко-германский огнеметный танк на опробованиях

Производственные сложности, и выявившиеся недочёты в конструкции стали обстоятельством того, что в середине мая 1941 года начались работы по разработке другой конструкции огнеметного танка. Неспециализированное управление работами осуществлялось Daimler-Benz, а разработчиком огнеметной установки стала компания Feuerwehrgeratefabrik Hermann Kobe из Луккенвальде. Мало иронично выглядит то, что специализировалась эта компания на противопожарном оборудовании.

Первый, самый простой вариант установки, предполагал замену 75-мм пушки на огнемет, наряду с этим ни возможности наведения огнемета вбок, ни смотрового прибора у для того чтобы танка не было. В автомобили разместили два бака по 500 литров любой, и бензиновый мотор мощностью 2 л.с.. Такую переделку срочно разрешили войти в серийное производство.

Всего к началу вторжения в СССР производителями было сдано 24 огнеметных танка с установками конструкции Wegmann и Kobe.

Второй вариант огнеметного танка на базе Pz.Kpfw.B2, без промедлений созданный Kobe

Все выстроенные на текущий момент Pz.Kpfw. B2 (F), и 6 Pz.Kpfw. B2, поступили в состав 102-го огнеметного батальона (Panzer-Abt. (F) 102), складывавшегося из двух тяжелых огнеметных рот. Организовали его 31 мая 1941 года во Франции. Из-за последовательности неприятностей, в первую очередь производственных, танки поступали в подразделение неравномерно, последние автомобили прибыли за считанные дни до начала войны против СССР.

Линейные танки употреблялись как автомобили управления (по 3 на роту), огнеметные танки поступили на вооружение взводов (4 взвода по 3 танка в каждом). Как минимум три танка было переделано в огнеметные из Char B1. Кроме этого часть танков ввиду спешки не взяла радиостанций.

Матчасть 102-го огнеметного батальона на марше. Львов, июль 1941 года

Боевая карьера 102-го огнеметного батальона была маленькой. К 20 июня он достиг боевой готовности, а 23 числа поступил в распоряжение 17-й армии. Утром следующего дня батальон придали 24-й пехотной дивизии, которая штурмовала Рава-Русский УР в районе Дахани (к северо-западу от Верхрата).

Батальону достаточно скоро удалось вывести из строя пребывавший в том месте ДОТ, выжившие защитники отошли.

На следующий сутки батальон переподчинили 296-й пехотной дивизии, которая штурмовала опорный пункт Велки Дзял, что западнее Дахани. Тут сложилась вторая обстановка. Танки начали преследовать технические неприятности. Помимо этого, Велки Дзял был крепким орешком. Ни 26, ни 27, ни 28 июня забрать его не удалось.

К 7 утра 29 числа немцы подтащили 88-мм зенитные орудия Flak 18 и стали вести пламя по амбразурам. Частично это возымело эффект, и огнеметные танки пошли в бой. Результаты атаки были печальными. Стало известно, что вовнутрь ДОТ-ов огнеметная смесь не попадает.

Что хуже, по танкам стали вести огонь в ответ, «Наверное,» «получили» 76-мм капонирные пушки Л-17. Два танка были подбиты и сгорели, включая бывший Char B1 №103.

Днем позднее батальон передали в прямое подчинение руководства 17-й армии. Танки двинулись на восток, но больше не вести войну. Неизменно появлявшиеся технические неприятности давали знать о себе все чаще, неудивительно, что 17 июля, меньше, чем через месяц, батальон расформировали. Танки послали на ремонт в Булонь-Бийанкур.

Если судить по фотографиям, они в том месте так и «зависли».

Переработанная надстройка справа от рубки механика-водителя

К моменту запуска срочного заказа на изготовление Pz.Kpfw. B2 (F) с упрощенными установками Kobe было ясно, что это временное ответ. Еще 20 мая управление Управления оружий и 6-го отдела Департамента оружий совершили заседание, на котором поднимался вопрос об огнеметном танке улучшенной конструкции. Размещение бака с огнесмесью в танка не вызывало энтузиазма у военных, как да и то, что на танке «срочной» серии огнеметчик был практически слепым.

Созданный Kobe улучшенный проект этих недочётов лишился. Была создана курсовая установка огнемета нового типа с возможностью наводки не только по вертикали, но и по горизонтали.

Огнеметная установка улучшенной конструкции, созданная на Kobe

В отличие от первых двух разработок, установка 75-мм пушки SA 35 тут изменялась всецело. Еще одним значительным трансформацией стала особая рубка для огнеметчика. Механик-водитель наряду с этим терял смотровой прибор с правой стороны, но в этом случае эта жертва была оправданной.

В новой рубке показался смотровой прибор по типу того, что ставился на Pz.Kpfw.III серии Ausf.F и более поздних. Наконец, бак с огнесмесью переносился в особый короб, что крепился к кормовому странице корпуса. Его хватало на 200 пусков, расстояние ведения огня достигала 40–45 метров.

Баки с огневой смесью перенесли в особый короб, что крепился в кормовой части корпуса

Неспециализированное управление над проектом осталось у Daimler-Benz, в том месте же создали внешний бак и новую рубку. Огнеметную установку улучшенной конструкции сделали на Kobe, а Wegmann несла ответственность за внутренне оборудование. В качестве изготовителя рубки и других броневых элементов была выбрана компания Deutsche Edelstahlwerke AG (DEW). Первоначально предполагалось, что DEW успеет изготовить компоненты еще в мае-июне, но запуск задержался.

Это и вызвало появление упрощенной версии огнеметного танка.

В соответствии с скорректированному замыслу, предполагалось переделать в Pz.Kpfw. B2 (F) 20 танков, по 10 в январь 1941 и декабрь 1942 года. На деле первые 5 автомобилей переделали еще в ноябре 1941 года.

Всего же подобным образом перестроили 60 танков.

223-я рота трофейных танков в Крыму, 1942 год

Первым подразделением, которое взяло модернизированные танки, стала 223-я рота трофейных танков (Panzer-Beute-Kompanie 223), организованная 6 февраля 1942 года. В ее составе пребывало 5 линейных танков и 12 огнеметных. В мае 1942 года роту послали в Крым, где она была придана 22-й танковой дивизии. Рота приняла активное участие в штурме Севастополя. 24 июня 1942 года ее переформировали в 1-ю роту 223-го танкового батальона.

На этом ее активное боевое использование закончилось. По сути, история 102-го огнеметного батальона повторилась и с ней. Солидную часть времени экипажи боролись с собственной техникой. Обстановка усугублялась тем, что боевая масса Pz.Kpfw.

B2 (F) выросла на 3 тонны, что еще посильнее нагрузило двигатель и ходовую часть.

По состоянию на 27 марта 1943 года танки все еще пребывали в Крыму. Фактически любой из них имел те либо иные механические неисправности. Роту применяли для обороны, потому, что никаких иллюзий по поводу Pz.Kpfw. B2 и их огнеметных предположений германское руководство уже не испытывало. 20 мая 15 танков загрузили на платформы и послали на Голубую Линию в район Феодосии.

Пробыли они в том месте недолго: в июне танки заменили на Pz.Kpfw.IV, а французскую матчасть послали во Францию.

Для учёбы и навесного огня

Pz.Kpfw. B2 (F) была не единственной конверсией на базе французского «боевого» танка, которая обсуждалась на заседании с участием Гитлера. Для сопровождения огнеметных автомобилей предполагалось создать самоходную гаубицу, которая вместо штатного оружия должна была взять 105-мм орудие leFH 18.

С запуском программы по разработке данной автомобили 6-й Управление Департамента вооружений и отдел вооружений затянули. Не обращая внимания на то, что обсуждение произошло еще в марте, добро на работы было получено лишь 28 мая 1941 года.

Подрядчиком был выбран концерн Rheinmetall-Borsig, к тому моменту – один из главных разработчиков самоходной артиллерии. У компании из Дюссельдорфа уже имелся опыт переделки не самых успешных шасси во в полной мере успешные САУ. Конструкторское бюро Rheinmetall-Borsig сработало оперативно – уже в июне готовься первый опытный образец.

75-мм орудие из корпуса убрали, как и башню вместе с подбашенным погоном. На месте башни установили рубку шестигранной формы, для увеличения внутреннего количества ее максимально расширили. Это разрешило расширить экипаж до 5 человек.

В рубки разместилась гаубица leFH 18M, которую спереди прикрыли громадным орудийным щитом, складывавшимся из нескольких секций.

10,5 cm leFH 18/3 (Sf.) auf GW B2

Задержка с началом разработки стала причиной тому, что на Восточный фронт машина не попала. Запускать в серию летом 1941 года было уже поздно, к тому же летом пришли далеко не лестные отзывы о боевом применении Pz.Kpfw. B2 (F).

Уже к середине июля поддерживать огнем стало легко некого, и по данной причине на некое время о самоходной установке забыли.

К вопросу возвратились лишь в первых числах Января 1942 года. Связано ли это было с тем, что начался выпуск улучшенных Pz.Kpfw. B2(F), или показались другие обстоятельства, неизвестно. Возможно сообщить одно – Управление оружий разрешило изготовление серии из 16 самоходных установок, взявших обозначение 10,5 cm leFH 18/3 (Sf.) auf GW B2, другими словами 105-мм самоходная гаубица leFH 18 на шасси B2.

Изготовили их на заводе Alkett в Шпандау, по 5 автомобилей в январе-феврале и оставшиеся 6 в марте 1942 года.

Эта же установка спереди

В отличие от начальной концепции, средством помощи огнеметных танков 10,5 cm leFH 18/3 (Sf.) auf GW B2 так и не стали. Самоходные установки направили на укомплектование 26-й танковой дивизии, организованной в сентябре 1942 года. Дивизия, организованная из остатков 23-й пехотной дивизии, создавалась для обороны оккупированной территории Франции. В ее составе организовали 93-й танковый артполк, куда входил 3-батарейный дивизион. В каждую батарею попало по 4 10,5 cm leFH 18/3 (Sf.) auf GW B2.

Оставшиеся автомобили были вне штата, но все равно числились в 26-й танковой дивизии. По состоянию на 31 мая 1943 года, их было 15 штук, из них 14 в рабочем состоянии.

О том, как себя продемонстрировали 10,5 cm leFH 18/3 (Sf.) auf GW B2 в составе 26-й танковой дивизии, информации нет. Имеется громадные сомнения, что экипажи были сильны рады своим автомобилям. Их боевая масса выросла на полтонны, что не имело возможности не сказаться на надежности автомобили.

Помимо этого, высокое размещение орудия вряд ли содействовало увеличению точности ведения огня. В мае 1943 года началось перевооружение 93-го артполка на самоходные установки Wespe. При том же орудии они были куда более успешными по конструкции. Что же касается 10,5 cm leFH 18/3 (Sf.) auf GW B2, то их «сослали» на Сардинию, где 6 июля 1943 года организовали 90-ю панцергренадерскую дивизию.

В том месте они были включены в состав 190-го артполка. Судьба этих самоходных установок малоизвестна.

Кинутый Fahrschulpanzer B2 (f) в Париже, август 1944 года

Побывали Pz.Kpfw. B2 и в роли учебных танков. «Наверное,» для этих целей частично применяли самые последние выпущенные B1 bis, кое-какие из которых отправились на фронт без башен.

Рецепт был несложен: с танка снималось оружие, время от времени сверху устанавливались скамейки и поручни. Эти танки обозначались как Fahrschulpanzer B2 (f).

По обе стороны фронта

Очень спорный боевой дебют Pz.Kpfw. B2 (F) на Восточном фронте еще раз показал, что танки этого типа слабо годятся для применения в качестве боевых автомобилей первой линии. Продлись кампания во Франции продолжительнее, использование Char B1 bis французами вряд ли бы очень сильно отличалось от германского опыта.

Единственным методом для немцев извлечь хоть какую-то пользу из трофейных танков стала комплектация ими частей, организованных во Франции.

Схема трофейного Char B1 ter из французского определителя вражеских танков, 1944 год

Информация о том, что немцы ввели в строй французские танки, с лета 1941 года начала поступать в Англию. Да и в разведывательных сводках Главного автобронетанкового управления Красной Армии попадаются подобные сведения. Примечательно, что в числе трофеев, каковые достались немцам, указываются не только Char B1 bis, но и Char B1 ter. Больше того, данный танк попал кроме того в справочник по вражеским танкам, составленным в первой половине 40-ых годов XX века при участии французов.

Очевидно, в действительности никаких B1 ter у немцев не было.

Что же касается ремонтной базы, организованной немцами в Булонь-Бийанкур, то британцы недолго мирились с фактом ее существования. В ночь с 3 на 4 марта 1942 года 235 самолетов RAF совершили массированный налет на Париж, целью которого стал завод Renault. Завод превратился в руины, вместе с ним были стёрты с лица земли пребывавшие в том месте танки.

Кроме этого погибло 370 мирных обитателей.

Pz.Kpfw. B2 из состава 213-го танкового батальона. В этом подразделении было больше всего таких танков. Их экипажи позднее всех и сдались – 8 мая 1945 года

Утрата ремонтной базы не имела возможности не сказаться на количестве Pz.Kpfw. B2 и автомобилей на его базе, пребывавших в строю. По состоянию на 1 марта 1943 года в армиях группы «Запад» имелось 52 линейных танка этого типа, и 44 огнеметных. Больше всего их было в 1-й танковой дивизии (13 линейных и 10 огнеметных), пребывающей на переформировании, а также в 213-м танковом батальоне (26 линейных и 10 огнеметных).

К концу мая 10 линейных и 24 огнеметных танка передали в 100-ю танковую бригаду. Еще 17 линейных танков пребывали в дивизии СС «Принц Ойген». В том же направлении позднее попало и некое количество огнеметных автомобилей.

Кинутые в августе 1944 года Pz.Kpfw. B2 (F) из состава германского гарнизона Парижа

К середине весны 1944 года состав частей, на вооружении которых пребывали Pz.Kpfw. B2 и огнеметные танки на их базе, пара изменился. В апреле 1944 года на базе 224-й танковой роты организовали танковую огнеметную роту, куда попало 17 танков. 213-й танковый батальон, имевший самый количество танков, был передислоцирован на Нормандские острова. Кроме этого Pz.Kpfw. B2 сохранились на вооружении 100-й танковой бригады, отдельные автомобили, включая учебные, пребывали в гарнизоне Парижа.

В таком составе бывшие французские танки встретили высадку в Нормандии.

Продолжительнее всех в строю продержались танки двух подразделений. 224-я танковая рота принимала участие в осеннюю пору 1944 года в битвах за Нидерланды. К 30 декабря в ее составе все еще пребывало 9 Pz.Kpfw.

B2 и B2 (F). Последним же подразделением, которое все еще имело танки этого типа, был 213-й танковый батальон. Он сдался лишь 8 мая 1945 года.

Находящийся сейчас в танковом музее Бовингтон Char B1 bis на деле есть Pz.Kpfw. B2 именно из состава 213-го танкового батальона.

Один из огнеметных танков 224-й танковой роты, финиш 1944 года. У этих автомобилей командирские башенки французского типа срезали всецело

История трофейных танков была бы неполной без упоминания их повторного применения французскими частями. Части FFL (Forces francaises libres, Свободных французских сил) летом 1944 года смогли отбить у немцев некое количество танков. 7 октября 1944 года был организован 13-й драгунский полк (13eme Regiment de Dragons). В его состав вошло 19 Pz.Kpfw. B2, каковые попали во второй эскадрон.

Состав матчасти оказался разношерстным: часть танков осталась в исходном состоянии, часть была переделана немцами. Попали в том направлении и огнеметные танки.

Создание собственного танкового полка французами скорее стоит разглядывать как жест престижа: за 4 года войны поступившие на его оружие танки заметно устарели, да и состояние автомобилей было далеким от совершенного. Впредь до начала апреля 1945 года полк был на месте базирования около Орлеана.

Char B1 bis из состава второго эскадрона 13-го драгунского полка. Май 1945 года

2 апреля полк выдвинулся в сторону Руайана. В том месте его танки участвовали в штурме германских упрочнений, размешавшихся в Cен-Жорж-де-Дидон. Позднее последовали подобные операции в том же секторе.

Последней операцией стала зачистка порта Ля-Рошель 8 мая 1945 года. По окончанию войны полк стал частью 3-й танковой дивизии. Его танки вошли состав оккупационных сил, размещавшихся в Палатинате (Пфальц).

Char B1 bis прослужили во французской армии до 1950 года.

Финальный вариант каткового трала, созданного в 1945 году на базе Char B1 bis

Последней версией этого танка стал самоходный катковый противоминный трал, созданный компанией AMX. Работы над данной машиной начались еще до окончания войны – в апреле 1945 года. Обстоятельство была очевидной: по окончании войны осталось большое количество минных полей, и огромное количество неразорвавшихся мин и снарядов. Совсем конструкция трала оформилась в сентябре 1945 года. Он взял три секции.

Всего было выстроено два таких трала, из них один сохранился до наших дней. Он находится в танковом музее в Сомюре.

литература и Источники:

  • Материалы NARA
  • Panzer Tracts No.10 Artillerie Selbstfahrlafetten, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, 2002, ISBN 0–9708407–5–6
  • Panzer Tracts No.19–1 Beute-Panzerkampfwagen Czech, Polish and French Tanks Captured from 1939 to 1940, Thomas L. Jentz, Werner Regenberg, 2007, ISBN 0–9771643–7–3
  • Beute-Kraftfahrzeuge und Panzer der deutschen Wehrmacht, Walter J. Spielberger, Motor Buch Verlag, 1989
  • http://nemirov41.forum24.ru

Трактор МТЗ 82.1-23/12 Беларус с фронтальным погрузчиком и балочным мостом ПБМ-1200 .


Занимательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

  • Германские пушки на французских плечах

    Германские пушки на французских плечах ВМВ танки Германия Алексей Стаценко 28 марта 1941 года 4-й Департамент Управления оружий сухопутных сил выдал…

  • Блокадный долгожитель

    Блокадный долгожитель ВМВ танки артиллерия СССР Юрий Пашолок Начало ВОВ летом 1941 года вынудило вносить важные коррективы в…

  • История «толстого макса»

    История «Толстого Макса» ВМВ танки артиллерия Германия Юрий Пашолок Германская армия во время второй мировой была фаворитом по количеству выпущенных…

  • Второй раз в лёгкий класс

    Второй раз в лёгкий класс ВМВ танки Германия Юрий Пашолок Случаи, в то время, когда более идеальный танк, принятый на вооружение, заменяли уступающей ему по…

  • «Бумажные» истребители танков в среднем весе

    «Бумажные» истребители танков в среднем весе ВМВ Германия военная техника Юрий Пашолок Из всех германских боевых автомобилей серии E (Entwicklung, другими словами «проект»)…

  • Карманный «тигр»

    Карманный «Тигр» ВМВ танки Германия Юрий Пашолок Одним из любимых занятий многих танковых специалистов, и людей, вычисляющих себя таковыми, есть…

spacer