Большой успех маленьких танков

Большой успех маленьких танков

Громадный успех мелких танков

  • ВМВ
  • танки
  • Чехословакия

Юрий Пашолок

Оружие чешского производства было очень популярно еще в начале XX века. Артиллерийские орудия компании Skoda пользовались популярностью и за пределами Австро-Венгерской империи, в состав которой Чехия входила до 1918 года. По окончании образования Первой Чехословацкой республики начались экспортные поставки сейчас уже чехословацкого оружия.

В большинстве случаев, оно имело успешную конструкцию и владело в полной мере адекватной ценой.

В середине 30-х годов к пушкам добавились и танки. По количествам экспортных поставок бронетанковой техники Чехословакия умудрилась занять в межвоенный период второе место в мире, близко подобравшись к Англии. Первым и в один момент самым массовым примером чехословацкого экспортного бронетанкового оружия стала танкетка Praga AH-IV.

На британской базе

Первыми танками чехословацкой армии стали семь французских Renault FT, каковые к середине 20-х годов существенно устарели. Особенно это касалось их подвижности, а именно она начала играться все более и более ключевую роль на поле боя. Чехословацкие армейские не стали изобретать велосипед и обратились к зарубежным экспертам.

На большом растоянии идти не было нужно: в соседней Германии, которая с 1920 года по условиям Версальского соглашения не имела возможности строить и разрабатывать танки, скоро нашелся человек, что предложил свои услуги. Им стал Йозеф Фольмер, создавший колесно-гусеничную платформу.

С 1923 года в Чехословакии была запущена программа разработки колесно-гусеничного танка KH-50. Длилась она до 1929 года, но ничем хорошим так и не закончилась. Созданный при участии Фольмера танк был неудачен, дальше умелых экземпляров на этом направлении дело не продвинулось.

Одна из танкеток CL-P, 1930 год. Как раз с этих автомобилей, выстроенных по лицензии, началось полноценное танкостроение в Чехословакии

«Виновниками» будущего успеха чехословацкой танковой индустрии стали британцы, а вдруг правильнее – госслужащие английского военного министерства. Во второй половине 20-ых годов XX века они устроили натуральный погром танковым силам собственной страны. Поставки танков в армии быстро сократились, от чего очень сильно пострадал один из главных их производителей, компания Vickers-Armstrongs Limited.

Приоритеты предприятия сместились в сторону экспортных поставок. Основной экспорта стали две автомобили – легкий танк Vickers Mk.E и танкетка Carden-Loyd Mk.VI. Британские армейские, «отпустившие» Vickers-Armstrongs на свободные хлеба, сами чуть ли осознали, что натворили. Реализовывая за предел эти автомобили, британские танкостроители поделились собственными передовыми разработками со всем миром.

Прямые «потомки» британских экспортных автомобилей показались в Соединенных Штатах, СССР, Германии, Польше, Франции, Италии, японии и Швеции.

Танкетка Skoda MU-2 на опробованиях. Не обращая внимания на очень прогрессивную конструкцию, чехословацких военных она не устроила

Появилась в этом перечне и Чехословакия. Во второй половине 20-ых годов XX века компания CKD купила лицензию на танкетку Carden-Loyd Mk.VI. В будущем году один пример прибыл в Чехословакию. В соответствии с изучениям Юрия Тинтеры, на CKD выстроили две танкетки, каковые взяли обозначение CL-P (Carden-Loyd-Praga). Такое обозначение машина взяла вследствие того что в структуру CKD входила компания Praga, производившая грузовики и легковые автомобили.

CL-P стали первыми танками CKD, выстроенными компанией самостоятельно. Договор с британцами подразумевал, что за каждую танкетку CKD платила правообладателю 75 фунтов. Неудивительно, что массовой танкетка CL-P так и не стала.

Skoda MU-4, кроме этого оставшаяся за бортом конкурса

Но, значительно посильнее финансового вопроса на судьбу CL-P повлиял вердикт чехословацких армейских. В осеннюю пору 1930 года танкетки участвовали в маневрах, проходивших в Миловице. Британская танкетка армейским не понравилась, ее конструкция потребовала переделки.

Была запущена программа по созданию собственной танкетки, причем на конкурсной базе.

Первой с заданием справилась компания Skoda, представившая в первой половине 30-ых годов двадцатого века танкетку MU-2. От изначальной танкетки Carden-Loyd в ней осталось мало. MU-2 смотрелась как полноценный танк: вместо рубки на ней была установлена одноместная башня. Действительно, рубка для механика-водителя существенно перекрывала сектор обстрела справа от башни.

MU-2 опробования провалила: брони толщиной до 5,5 мм было очевидно мало, да и один пулемет в качестве оружия чехословацких армейских не устроил. Слабоватым для автомобили был и установленный на ней двигатель.

Второй попыткой компании Skoda стала улучшенная танкетка, взявшая обозначение MU-4. Характеристики автомобили смотрелись существенно лучше. Ее броню усилили до 10 мм, оружие было увеличено до двух пулеметов ZB vz.26, машина взяла 40-сильный мотор.

MU-4 представили в первой половине 30-ых годов двадцатого века, а ее доводка длилась до 1934 года. Время выяснилось потеряно.

Опытный образец танкетки P-I на заводских опробованиях. Надпись M.N.O. свидетельствует «ministerstvo narodni obrany», другими словами «минобороны»

В отличие от соперника, на CKD предпочли забрать уже имеющиеся автомобили и их переделать. Компоновку Carden-Loyd Mk.VI тут трогать не стали, важной переделке подверглось боевое, оно же моторное отделение. От тесной конструкции с колпаками на CKD отказались, создав корпус безо всяких карманов по бортам. Место механика-водителя перенесли вправо, в первых рядах был установлен смотровой прибор, что в походном положении откидывался.

Начальник взял пулеметную установку с довольно широким сектором обстрела. Всего на танке стояло два пулемета ZB vz.26: один употреблялся начальником, второй размешался справа от механика-водителя.

На крыше боевого отделения показались громадные люки, более продуманной была и совокупность вентиляции. Мотор поменяли на двигатель Praga AHN мощностью 30,7 л.с. Боевая масса танкетки, взявшей обозначение P-I, выросла до 2,4 тысячь киллограм, но более замечательный мотор разрешил сохранить хорошую подвижность.

Наряду с этим защита автомобили была в полной мере приличной: толщина лобовой брони достигала 12 мм, что надежно защищало танкетку от пуль винтовочного калибра.

С позиций удобства для экипажа Tc vz. 33 была громадным шагом вперед если сравнивать с исходной танкеткой Carden-Loyd Mk.VI

Переделанные танкетки взяли номера NIX 223, NIX 224 и NIX 225. Кроме этого на CKD выстроили четвертую танкетку, которая осталась собственностью завода. Опробования P-I начались в первой половине 30-ых годов двадцатого века, по их итогам в конструкцию вносились разные трансформации.

17 октября 1933 года в Миловице отправились опытные образцы, а скоро было издано постановление о принятии танкетки на вооружение чехословацкой армии. Официально машина взяла обозначение Tc vz. 33 (танкетка примера 1933 года). Умелые экземпляры взяли серийные номера 13.359–13.361. Кроме этого с CKD был заключён сделку на выпуск 70 танкеток. Tc vz. 33 стал первым примером чехословацкой бронетанковой техники, запущенным в массовое производство.

Поставки начались в ноябре 1933 года и закончились 10 октября 1934 года. Серийные автомобили имели номера 13.420–13.489.

Tc vz. 33 на маневрах в Миловице. К концу 30-х годов эти танкетки употреблялись по большей части как учебные автомобили

Tc vz. 33 стала первой и последней танкеткой чехословацкой армии. Она отыскала собственный место в совокупности оружия чехословацкой армии, но в целом рассматривалась скорее как учебная машина. 23 апреля 1934 года CKD сдала первые шесть легких танков P-II, позднее принятых на вооружение как LT vz.34. Эта машина по всем параметрам превосходила Tc vz.

33. Чехословацкая армия сделала ставку на легкие танки с пушечным оружием.

Экспортная мелочь

Взоры чехословацких армейских разделяли далеко не во всех государствах. Миниатюрные бронемашины деятельно «разводили» во многих странах, считая, что мелкие и недорогие пулеметные танки все еще хороши с позиций помощи пехоты. Германия, Италия, Япония, США, Польша – в этих государствах танкетки, и малые и легкие пулеметные танки составляли базу бронетанковых сил.

опытные образцы и Иранская делегация танков для Ирана. Автомобили еще не имеют оружия, а роль башен делают макеты

При таком положении дел неудивительно, что танкетки и малые пулеметные танки закупались многими странами. Одним из них стала Персия (с 22 марта 1935 года поменявшая официальное наименование на Иран). В начале 1935 года в Европу отправилась закупочная рабочая группа во главе с генералом Исмаилом Ханом, имевшая задачу купить 3-тонные танкетки. В Париже были совершены переговоры с представителями чехословацких компаний.

Иранцы заинтересовались предложениями CKD, чему поспособствовал агент компании Эмиль Оплатка. В мае иранская делегация прибыла в Прагу. По окончании осмотра продукции CKD 15 мая впечатленные иранцы заключили соглашение на приобретение 26 лёгких танков TNH.

От танкеток, но, иранские армейские также не отказались: по тому же соглашению закупалось 30 танкеток AH-IV. Не смотря на то, что оба примера военной техники до тех пор пока кроме того не существовали в металле, совершённая демонстрация внушила закупочной рабочей группе уверенность в том, что все будет прекрасно. Не забыли и о подарке: компания CKD вручила иранской делегации опытный образец танкетки P-I.

Так чехи попросту избавились от ненужной автомобили.

Та же танкетка с полноценной башней и установленным вооружением

В случае если при с Praga TNH обращение шла о модернизации не весьма успешного легкого танка P-II-a, то танкетку для Ирана стали разрабатывать фактически с нуля. Так как кроме того в модернизированном виде P-I к тому времени смотрелась анахронизмом. На CKD закипела работа, и перед прибывшей в сентябре 1935 года иранской рабочей группой предстала совсем вторая машина.

Боевая масса AH-IV выросла до 3,5 тысячь киллограм, машина стала дольше на полметра, а по конструкции танкетка стала больше напоминать легкие танки CKD. Начальник взял полноценную башню с круговым сектором обстрела, наряду с этим курсовой пулемет справа от механика-водителя сохранился. На умелой машине, но, сначала оружие отсутствовало.

Конструкцию ходовой части, включая созданную Алексеем Суриным подвеску, танкетка позаимствовала у Praga TNH. На умелом примере употреблялся такой же двигатель, что и на P-I, но более ходовая часть и совершенная трансмиссия разрешили машине разогнаться до сорока километров/ч.

Серийный вариант AH-IV. Конфигурация башни пара изменилась, имеется отличия и по корпусу

Иранские армейские были впечатлены демонстрацией. На момент создания AH-IV была лучшей танкеткой, по боевым возможностям близко приближаясь к легким танкам. Ничего необычного, что заказ был расширен до 50 автомобилей. Цена одной танкетки составляла 1 629 фунтов, что было дешевле германского Pz.Kpfw.I Ausf.B.

В эту сумму не входила цена пулемётов и прицелов, их иранцы заказывали у компании Ceskoslovenska zbrojovka (ZB) в Брно. По соглашению, сроком окончания поставок определялся финишем октября 1936 года.

Эта же машина сверху. В таком ракурсе AH-IV больше похожа не на танкетку, а на мелкий танк

В отличие от TNH, выпуск Praga AH-IVорганизовали не в Праге, а на предприятии в Слани (Slany), что к северо-западу от столицы Чехословакии. Главной проблемой сборки стало то, что уровень механизации производства тут был низким. Это не имело возможности не сказаться на скорости выполнения договора. Еще одной значительной проблемой стал брак со стороны компании POLDI Hutte, которая производила броневые страницы.

Броня была хрупкой.

Поставки затянулись, от чего победила, в первую очередь, иранская приемочная рабочая группа, шиковавшая сейчас в Праге. В определенном смысле компенсацией для иранцев стала установка в серийные AH-IV более замечательных двигателей Praga RH. Мотор количеством 3,47 литра и мощностью 55 лошадиных сил разгонял танкетку до 44 км/ч.

В итоге договор выполнили практически в срок: к 3 ноября 1936 года Слани покинуло 48 танкеток. Оставшиеся 2 автомобили, и опытный образец отправились в Иран уже во второй половине 30-ых годов XX века.

Иранская приемная рабочая группа на фоне Praga AH-IV, 1937 год. Если судить по лицам, иранские армейские остались довольны

Чехословацкие танкетки весьма понравились иранским армейским. Во второй половине 30-ых годов XX века начались переговоры о поставках еще 300 автомобилей, но по окончании оккупации Чехии Германией они стали входить в тупик. Максимум, что удалось иранцам – это купить радиостанции Telefunken, каковые установили на танкетки.

Но, ни рации, ни сами танкетки шаху Пехлеви не помогли. В то время, когда в августе 1941 года была совершена советско-английская операция по оккупации Ирана, танки бездействовали. К слову, уже по окончании войны, во второй половине 40-ых годов двадцатого века, Иран пробовал закупить на CKD запчасти для бронемашин, но, «Наверное,» напрасно.

Опытный образец танкетки AH-IV-R на опробованиях

Иранский успех чехословацких танкеток, как и при с танком Praga THN, был увиден и другими государствами. В январе 1936 года по окончании неудачного тура по Европе в Чехословакию прибыла румынская закупочная рабочая группа. Первоначально обращение шла о закупке, подобной иранской.

Румыны хотели купить легкие танки TNH (по цене 375 000 чешских крон за штуку), и танкетки AH-IV (307 000 крон). Позднее, в апреле 1936 года, был заключён сделку на поставку 100 Praga P-II-aJ и 35 AH-IV. Легкий танк, но, скоро провалился сквозь землю из договора, потому, что проиграл конкурс Skoda S-II, принятому на вооружение чехословацкой армии называющиеся готовься .35.

Серийный вариант AH-IV-R, он же R-1

6 августа 1936 года был подписан договор на поставку 35 улучшенных танкеток, взявших заводское обозначение AH-IV-R. В Румынии эти автомобили взяли обозначение R-1. Цена мало выросла – до 320 585 чешских крон. На эти автомобили был установлен более идеальный двигатель Praga RHP, планетарная коробка передач Praga-Wilson, а боевая масса выросла до 3,9 тысячь киллограм. Большая скорость выросла до 45 км/ч, увеличился запас хода.

Чуть изменилась установка пулемета в башне, а внизу показался особый «воротник», закрывавший подбашенный погон от осколков и пуль.

Боевое отделение R-1. Нельзя сказать, что в возможно танцевать, но для танкетки достаточно просторно и комфортно

Первые 10 R-1 покинули завод в Слани 27 сентября 1937 года. До тех пор пока проходили доводочные опробования, готовься оставшиеся танкетки. Не обращая внимания на некую задержку, румынские армейские в целом были довольны машиной, которую предполагалось применять как танк-разведчик. В мае 1938 года начались переговоры о лицензионном производстве R-1 в Румынии. 22 февраля 1939 года было подписано соглашение о выпуске R-1 на заводе Malaxa в Решице.

Данный автомобильный завод уже имел опыт сборки транспортеров Renault UE. Предполагалось, что Malaxa соберет 382 танкетки, но реально тут выстроили всего одну машину, взявшую серийный номер Sr.301.

Финал боевой карьеры танка №31. Где-то под Одессой, сентябрь 1941 года

R-1 широко применялись румынской армией в войне против СССР. В частности, использовались они и в битвах за Одессу. Кроме того в условиях острой нехватки танков и противотанковых средств у Красной Армии на этом месте румынским R-1 очень сильно досталось. Безвозвратные утраты составили 6 автомобилей, из них пара было захвачено бойцами Красной Армии.

Если судить по тому, что практически все остальные танкетки потребовали ремонта, неспециализированная картина утрат смотрелась еще более безрадосно.

К лету 1942 года все сохранившиеся танкетки возвратились в строй, из них 14 штук к декабрю была утрачено. Морально устаревшие R-1 вывели в резерв. К 1 сентября 1943 года 13 из них пребывали в кавалерийском училище в Сибиу. Действительно, из этого числа лишь 5 было на ходу.

В ноябре появилась мысль сделать из них самоходные установки с 45-мм пушками, а башни поставить на ДОТ-ы. От данной идеи румыны отказались, потому, что «сорокопятка» уже не была действенным средством борьбы с танками. Однако, R-1 довелось повоевать еще раз. По окончании того, как Румыния перешла на сторону Антигитлеровской коалиции, танкетки снова были задействованы.

По иронии судьбы, одним из последних случаев их применения стали битвы на территории Чехии.

Палочка-выручалочка для Швеции

Следующими по окончании румын клиентами, каковые заинтересовались танкетками AH-IV, были очень неожиданными. Ими стали шведы. Уж в чем, а в отсталости шведскую танковую индустрию в середине 30-х годов обвинять было очень сложно. Конструкторское бюро Landsverk под управлением Отто Меркера создало пара танков передовой конструкции. Landsverk L-60 деятельно продвигался на экспорт. Имелся в запасе у шведов и более легкий танк, L-120, что предполагалось применять в качестве разведчика.

Его, к слову, шведы кроме этого предлагали на внешних рынках.

Опытный образец AH-IV-Sv, осень 1937 года

Наряду с этим, но, шведская армия в то время пребывала в сложной обстановке. Не считая 10 устаревших Strv m/21 и 3 Strv m/31, ей похвастаться было нечем. В это же время, к середине 30-х годов возрастающее напряжение в Европе стали ощущать и в Швеции.

Плотные экономические связи с Германией вовсе не обеспечивали безопасности с этого направления, но еще больше шведы опасались СССР. 11 июля 1936 года шведский парламент выделил на модернизацию армии 130 миллионов крон.

Из выделенных денег 6 миллионов шведских крон предназначались на закупку 50 танков. Предполагалось, что автомобили будут двух типов: пулеметные танкетки боевой массой 4 тонны, и легкие танки боевой массой 7 тысячь киллограм, вооруженные пушками. Предлагаемые Landsverk отечественные танки не до конца соответствовали требованиям шведской армии, к тому же они были дорогими.

Армейские все внимательнее посматривали на зарубежную технику. Имело возможность кроме того произойти, что вместо Landsverk L-60 шведы, по примеру финнов, имели возможность бы купить Vickers Mk.E. Но британский танк скоро вычеркнули из перечня, потому, что L-60 был очевидно лучше.

Однако, в конце 1936 года была организована закупочная рабочая группа. В нее вошли капитан Эрик Гиллнер из KAAD, полковник Андерс Бергквист, воображавший пехоту, и майор Йёста Братт из Готаландского лейб-гвардейского танкового батальона. В январе-феврале 1937 года эти офицеры посетили Францию, Германию и Польшу.

Во Франции им внесли предложение Renault ACG-1 (AMC-35), Renault YR, и AMR 35ZT, но эти автомобили шведов не устроили. В Польше рабочая группа осмотрела легкий танк 7TP и танкетку TK-S, энтузиазма они кроме этого не позвали. Наконец, в Германии шведским армейским показали Pz.Kpfw.I Ausf.A.

Рабочую группу он также не устроил.

Компоновочная схема AH-IV-Sv. В в полной мере просторно, в особенности для автомобили для того чтобы класса

Наконец, в январе 1937 года начались переговоры между CKD и директором компании Ackumulator AB Jungner из города Оскарсхамн. Обе компании были связаны между собой: выпускавшиеся в Швеции аккумуляторная батареи (они же NiFe battery) употреблялись чешской компанией. Jungner решила внести собственный вклад в программу перевооружения шведской армии и выступить посредником между CKD и шведскими армейскими.

Таковой активности аккумуляторного гиганта удивляться не следует. В состав Ackumulator AB Jungner входила кроме этого верфь в Оскарсхамне, другими словами имелись производственные площади, разрешавшие стоить танки. Не нужно упускать из виду и тот факт, что во снова грамотного рабочую группу, кроме Гиллнера, входили капитан Хельг Юнг, чей брат трудился в КБ Jungner? и капитал Фале Бурман, кроме этого имевший отношение к компании.

Серийный пример AH-IV-Sv, она же Strv m/37. Для собственного времени это была лучшая танкетка, по ТТХ сравнимая с иными танками

2 марта 1937 года между Ackumulator AB Jungner и CKD было достигнута договоренность о закупке танков общей стоимостью в 80 миллионов чехословацких крон. За сутки до того Гиллнер и Бурман направились в Чехословакию. Они принимали участие в опробованиях танков, каковые проходили в Исполиновых горах (Krkonose). Кроме AH-IV, шведским армейским представилась возможность испытать и TNH, что произвел на низ сильное чувство. 9 марта на CKD им продемонстрировали проекты и различные танки.

Среди них был AH-IV-C, пушечный вариант танкетки.

По возвращении в Швецию Гиллнера посетил чехословацкий армейский атташе. Вывод Гиллнера было однозначное – нужно закупать как раз чехословацкие танкетки. Они идеально вписывались в принятую в шведской армии концепцию.

В последних числах Марта произошло заседание, на котором шведское военное управление еще раз обсудило вопрос, какие конкретно танки закупать. L-120, что на опробованиях продемонстрировал себя не с лучшей стороны, был отвергнут. Не считая AH-IV, вторых кандидатов не осталось. Но, шведы настояли на том, что броня и вооружение должны быть шведские, и это стало лишь началом переделок.

2 июня 1937 года Сурин представил увеличенную версию танкетки, взявшую внутреннее обозначение AH-IV-D. Машина приобретала более замечательный двигатель Volvo. 8 июня последовал еще один визит шведской рабочей группе. Кроме Гиллнера и Братта, в Прагу прибыл полковник Эренсверд из генштаба. Комиссии продемонстрировали опытный образец R-1. На протяжении опробований у танкетки заглох мотор, но это не повлияло на решение рабочей группы.

Кроме того Братт, считавшийся человеком Landsverk, остался доволен.

AH-IV-Sv была больше и существенно замечательнее, чем другие танкетки этого семейства

Итоговый вариант автомобили взял обозначение сперва AH-IV-S, а после этого AH-IV-Sv. Было решено закупить 48 танкеток ценой 37 500 шведских крон за штуку, позднее это число снизилось до 46, а цена увеличилась до 42 240 крон. Кроме этого на 75 000 крон закупались запчасти.

Первый опытный образец готовься в сентябре, а в ноябре его контролировала шведская рабочая группа. Весьма довольные результатами тестов, шведы подписали протокол о закупке.

Прототип шведы разобрали и применяли как лекала для подготовки чертежей серийной танкетки. Чехословацкая индустрия изготавливала только часть автомобили, производство остальных агрегатов осуществлялось в Швеции. Броню для танкеток поставлял сталелитейный завод из Авесты, а сборку осуществляли на верфи в Оскарсхамне.

Неспециализированное управление производством осуществляли инженер CKD Гарри Йосс и еще 20 сотрудников чехословацкой компании.

На начало Второй мировой Strv m/37 были самыми массовыми танками шведской армии

Первые танкетки готовься в сентябре 1938 года. Шведский вариант оказался на 20 см дольше и на 10 см шире, а его масса выросла до 4680 кг. Толщина брони выросла до 15 мм.

На танкетку установили мотор Volvo FC от грузовика LV93–95. Рядная «шестерка» количеством практически 4,4 литра развивала мощность 90 л.с., благодаря чему AH-IV-Sv разгонялась до 60 км/ч. Сначала машина взяла радиостанцию.

Более идеальными были смотровые устройства, а башня взяла командирскую башенку. Наконец, все оружие бронемашины, складывавшееся из спарки пулеметов ksp 8 mm m/36 strv, пребывало в башне. В то время это была лучшая танкетка в мире, по чертям в полной мере сопоставимая с некоторыми легкими танками.

Надежность и весьма хорошие для собственного класса чёрта обеспечили Strv m/37 продолжительную карьеру в шведской армии

Всецело договор по выпуску AH-IV-Sv удалось выполнить в феврале 1939 года, тогда же шведы приняли машину на вооружение как Strv m/37. Доводочные работа продолжались и в марте, в то время, когда из Чехии пришли новости об оккупации страны Германией. Йосс решил остаться в Швеции.

Что же касается новых танкеток, то они взяли серийные номера 131–178. Первоначально они поступили в Готаландский лейб-гвардейский пехотный полк (Gota livgarde, I 2). Strv m/37 были самый массовым типом шведских танков на начало Второй мировой. Насыщение танкового батальона танками посволило совершить первые по-настоящему массовые учения. В осеннюю пору 1939 года танки распределили между пехотными полками I 9 (Скараборк) и I 10 (Стренгнес).

Как и многие шведские танки, Strv m/37 были долгожителями – списали их лишь в первой половине 50-ых годов XX века. До наших дней дожило 10 таких автомобилей, из них добрая половина будет в ходовом состоянии.

Последняя гастроль

Окончание Второй мировой стало началом восстановления экспортных поставок чехословацкой оружейной индустрии. При с танками базой стали работы над автомобилями или германской, или советской разработки. Для собственной армии началась разработка перспективного танка TVP и последовательности проектов легких танков.

Неспешно, но, работы свелись к выпуску лицензионных образцов советского происхождения, включая Т-34–85. Однако, первый коммерческий успех CKD по окончании войны был напрямую связан с довоенной историей чехословацкого танкостроения.

Модифицированный прототип R-1 на опробованиях, сентябрь 1949 года. На машине испытывался мотор Tatra воздушного охлаждения

В июне 1947 года на Ближнем Востоке начал работату агент CKD инженер Бальтазар Гермаркян, задачей которого стало продвижение чехословацкого оружия. Деньги он приобретал не напрасно: базируясь в Каире, инженер смог провернуть пара больших сделок. Во второй половине 40-ых годов XX века он посетил Эфиопию, где смог встретиться с императором Хайле Селассие I. Интерес монарха позвала, как ни необычно, танкетка, которая смотрелась устаревшей уже в начале Второй мировой.

Выбор данный разъяснялся легко: больших танковых баталий в Эфиопии не намечалось, а для противопартизанских функций танкетки в полной мере хватало.

Император выдвинул следующие требования: машина должна была иметь боевую массу 3,5–4,5 тонны, двигатель воздушного охлаждения, и прекрасно трудиться в условиях жаркого климата с громадным числом пыли. На протяжении предстоящих переговоров, каковые проходили весной 1948 года, Эфиопия запросила 20 танкеток. Чехословацкие армейские с оговорками, но все же одобрили эту сделку.

При с легкими танками TNH чехословацкие армейские сделку заблокировали, чем, к слову, воспользовались американцы.

В целом AV-IV-Hb слабо отличается от R-1, главные отличия были в

Финальной точкой в переговорах стало подписание 24 июня 1948 года в Аддис-Абебе соглашения о поставке 20 AH-IV по цене 26 750 долларов за штуку. Со стороны CKD контракт подписал Гермаркян. С самой танкеткой дело выяснилось не через чур сложным: конструктор CKD Сурин забрал за базу прототип R-1 и мало его доработал. На машину был установлен дизельный мотор Tatra 114 воздушного охлаждения. При количестве практически в 5 литров он развивал мощность 65 лошадиных сил.

Потяжелевшая до 3930 кг машина развивала в полной мере приемлемую скорость 43 км/ч. Модифицированная танкетка взяла обозначение AV-IV-Hb.

Одна из эфиопских танкеток, 80-е годы. Машина все еще пребывала на вооружении

Первые 5 танкеток для Эфиопии готовься к январю 1950 года. По окончании опробований в горах танки отправились к клиенту. В Мае 1950 года было организовано обучение экипажей. В первой половине 50-ых годов XX века Эфиопия заказала запчасти, но тут в дело опять вмешалась политика.

Участие Эфиопии в войне в Корее на стороне контингента ООН заблокировало предстоящие контакты между социалистической Чехословакией и этой страной.

Возможно заявить, что чехословацкие коммунисты стали могильщиками чехословацкого танкостроения с позиций разработки собственных образцов. Отказ последовательности государств в экспортных поставках стал причиной тому, что в начале 50-х годов чехословацкое танковое производство свелось к лицензионной постройке советских Т-34–85 и СУ-100, причем позднее оно переместилось в словацкий Мартин. Данный тот самый случай, в то время, когда здравый смысл и политика были не совместимы.

Что же касается эфиопских танкеток, то они служили как минимум до 80-х годов.

Создатель высказывает признательность Юрию Тинтере (Jiri Tintera), Чехия, и Карлу Бломстеру (Karl Blomster), Швеция, за помощь в подготовке материала.

литература и Источники:

  • Материалы РГВА
  • Материалы из архива Карла Бомстера
  • Export Light Tanks. Tanque 39, Pzw 39, LT-40, V. Francev, C. Kliment, MBI, 2007
  • Czechoslovak Tanks 1930–1945 Photo-Album Part 1, Vladimir Francev, Karel Trojanek, Capricorn Publications, 2013
  • http://forum.valka.cz
  • http://www.ointres.se/strv_m37.htm
  • Материалы из фотоархива автора

9.18!!! Революция в World of Tanks. Успех либо провал?


Увлекательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

  • Небольшой танк громадной войны

    Небольшой танк солидной войны ВМВ танки СССР Юрий Пашолок История создания танка Т-60 нетипична для советского танкостроения. Кроме того, что эту машину…

  • Танки для нейтралов

    Танки для нейтралов ВМВ танки Чехословакия Швейцария Юрий Пашолок В мае 1935 года иранская закупочная рабочая группа подписала соглашение с чехословацкой…

  • История советского танкостроения. небольшой танк громадной войны

    История советского танкостроения. Небольшой танк громадной войны История создания танка Т-60 нетипична для советского танкостроения. Кроме того, что эту машину…

  • Первый танк шведской армии

    Первый танк шведской армии танки Германия Швеция Юрий Пашолок 14 августа 2014 года Швеция отметила 200-летие со дня подписания перемирия с Норвегией. С…

  • Как развивались шведские танки

    Как развивались шведские танки Танковую отрасль Швеции окутывает настоящее теневое облако. Кроме того познания любителей бронетехники редко простираются…

  • Громадный успех мелкого трактора

    Громадный успех мелкого трактора ВМВ танки СССР Евгений Васин В военное время, в критических обстановках, инженерный гений часто доходил до отчаяния. Не…

spacer