Большой успех маленького трактора

Большой успех маленького трактора

Громадный успех мелкого трактора

  • ВМВ
  • танки
  • СССР

Евгений Васин

В военное время, в критических обстановках, инженерный гений часто доходил до отчаяния. Не секрет, что прообразом танка стал трактор, на гусеницы которого решили установить орудие и броню. Но истории известны примеры, в то время, когда уже во времена существования полноценных танков, руководство прибегало к применению тракторов в военных действиях.

Изначально гусеничные автомобили привлекли интерес армейских тем, что имели громадную, чем у колесной техники, проходимость и грузоподъёмность. Отцом отечественного шушпанцера есть полковник артиллерии по фамилии Гулькевич. В 1915 году он взял патент на первую бронированную машину на гусеничном ходу.

Всего Гулькевичу удалось снарядить два танкотрактора. Кто знает, возможно, как раз ему удалось положить начало русском танковой индустрии… если бы не грянула революция.

В 30-е годы XX века бронированные тракторы активно использовались советским руководством за неимением средств на организацию серийного производства полноценных танков. Другими словами, в сторону бронетракторов наблюдали только от безысходности. Грубо говоря эффективность их применения в важном сражении всегда была под вопросом.

По классификации тех лет бронетракторы неуважительно именовали суррогатными танками.

Курьезный, но наряду с этим самый успешный опыт применения бронетракторов случился в первой половине 40-ых годов двадцатого века при обороне Одессы. Из-за недостатка военной техники главным инженером Одесского машиностроительного завода им. Январского восстания было предложено снарядить импровизированные военные машины на базе сельскохозяйственного трактора СХЗ-5-НАТИ. Данный гусеничный тягач, созданный на базе сельскохозяйственного трактора СХЗ-НАТИ, имел всего лишь 56 л.с. мощности.

Данный легендарный аппарат в будущем стал известным за счет того, что на него установили реактивный миномет БМ-13-16 «Катюша».

Покинутый экипажем бронтрактор, фото армейского времени.
Вместо орудия бронерубку украшает макет (http://topwar.ru)

В условиях тотального недостатка сельхозтехника обшивалась металлическим страницами, древесными прокладками, а в лучшем случае – корабельной сталью толщиной 14-25 мм, что никак не удовлетворяло требованиям того времени. Вооружались тракторы по большей части 7,62-мм пулеметами, реже легкими пушками. На кое-какие устанавливались восстановленные башни подбитых легких танков Т-26.

В то время, когда же ресурсы были вовсе на исходе, употреблялись кроме того муляжи!

В ночь на 20 сентября 1941 года состоялся легендарный бой. К тому времени, по одним источникам информации, Одесскому заводу удалось изготовить 20 бронетракторов, по вторым 60, каковые были включены в состав 210-го бронетанкового батальона и вместе с ним участвовали в военных действиях против румынских армий под селом Великий Дальник.

Руководство показало чудеса тактической и психотерапевтической хитрости. Румыны думали, что Одесса находится на грани капитуляции. Каково же было их удивление, в то время, когда среди ночи под сопровождение пронзительных сирен и свет замечательных прожекторов, с русских позиций двинулись грохочущие металлические монстры! Любопытно, что не смотря на то, что атака и началась без артиллерийской помощи, особенного сопротивления она не встретила.

Румынские армии бежали, кинув собственные позиции.

Монумент НИ-1. Одесса, завод имени Январского Восстания
(http://medform.net)

Затем боя легендарные шушпанцеры стали называться НИ-1, что в буквальном смысле расшифровывается, как «на испуг». До наших дней дожило как минимум три автомобили, две из которых установлены в качестве мемориалов в самой Одессе, и вдобавок одна выставляется в составе экспозиции Бронетанкового музея в подмосковной Кубинке.

опробование косилки на мини трактор №2 , успех


Увлекательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

spacer