Британские монстры второй мировой. tog 1 и tog 2

Английские монстры Второй мировой войны. TOG 1 и TOG 2

Долгий период отсутствия в составе Королевского Механизированного корпуса (Royal Tank Corps — RTC) тяжёлых танков, вызванный острым денежным кризисом, завершился только в конце 1930-х гг. Наличие аналогичных автомобилей, оснащенных толстой мощным вооружением и бронёй, талантливых практически пробить оборону соперника, было вызвано новыми опасениями “окопной войны”, призрак которой будоражил умы английских штабистов более 20 лет. Учитывая эти особенности, нетрудно додуматься, что «настойчиво попросили» от конструкторов госслужащие из армейского ведомства.

Ещё до начала 2-й всемирный войны стало ясно, что многобашенная схема потеряла актуальность . Танки наподобие А1Е1 либо Т-35 при наличии огромного количества стволов владели узкой бронёй, и потому на роль “пехотных” совсем не доходили. На создание принципиально новых автомобилей тратить средства и усилия совсем не хотелось.

Из этого был сделан вывод, что RTC совсем нужен аналог старого Mk.VIII “Liberty”, но выполненный на как следует новом уровне.

Британские монстры второй мировой. tog 1 и tog 2

Обсуждение требований к танкам для военных действий в Европе прошло в июле 1939 года. Очень любопытно, что в дискуссии принимал участие сэр и британский министр снабжения Альберт Стерн, управлявший Департамент снабжения танками в годы Первой Мировой. Разумеется, оба достопочтенных джентльмена полагали, что немцы будут наносить удар обязательно по “линии Мажино”, упрочнения которой разрешали выдержать долгую осаду. А тут не обойтись без опыта старших товарищей.

Результат был в полной мере закономерным – 5 сентября господин Альберт Стерн взял предложение организовать комитет и заняться вместе с танковыми экспертами выработкой требований к тяжелому танку. В комитет кроме этого вошли господин Ю.Теннисон Д’Энкур, генерал Суинтон, господин Рикардо и майор Уолтер Вильсон. Помимо этого, Стерн внес предложение сэру Уильяму Тритону из компании Foster оказать содействие в разработке новой автомобили.

Все эти люди в 1914-1918 гг. принимали яркое участие в постройке и проектировании известных “ромбов”, ходовая часть которых идеально доходила для преодоления полевых препятствий.

В недалеком будущем комитет запросил Генштаб английской армии выдать им требования на тяжелый танк, на что было получено предложение посетить Францию и ознакомиться с конструкцией танков союзников. Заодно предполагалось определить вывод офицеров штаба английского экспедиционного корпуса. Разумеется, желание армейских не очень сильно разошлось с мнением комитета о том, каким должен быть тяжелый танк.

Как пример “маячил” французский танк B1bis, владевший всеми нужными качествами, но не владевший достаточно сильным оружием. Но, компоновка данной автомобили повторяла технические ответы поздних “ромбов”, у которых в передней части корпуса когда-то собирались устанавливать орудие. Так что неудивительно, что ортодоксы танкостроения решили совместить новое и старое, опередив собственных союзников.

В октябре 1939 года комитет, которому было присвоено официальное наименование “Комитет по разработке особой автомобили министерства снабжения”, взял наконец полноценное техническое задание. Конструкция танка предусматривала гусеничный движитель и удлинённый корпус, всецело охватывающий его по длине и высоте. Бронирование корпуса должно было надежно защищать от попадания снарядов 37-мм противотанковых орудий и 105-мм полевых гаубиц на дальности 100 ярдов (91 метр).

Собственное оружие танка возможно было условно поделить на два вида: пушка в лобовом странице корпуса предназначалась для разрушения полевых упрочнений, а две 40-мм пушки и два 7,92-мм пулемета BESA в бортовых спонсонах предполагалось применять для “зачистки” вражеских окопов. Скорость ограничивалась 5 мильч (8 кмч), а запас хода не превышал 50 миль (82 км).

Столь низкие ходовые качества стали следствием концепции “пехотного танка” – считалось, что автомобили для того чтобы типа не должны были “удирать” от пехоты. К переднему краю фронта танк доставлялся бы по железной дороге.

Военное ведомство, по всей видимости хотя перестраховаться, выдало ТТЗ сходу двум компаниям – Foster и Harland Wollf. На стороне первой трудился тот самый Комитет, что применительно для себя применял сокращение TOG, что означало “The Old Gang” (ветхая банда). Это же наименование использовалось и к танку, не смотря на то, что кроме этого употреблялось обозначение TOG 1 (TOG №1).

Помимо этого, техническое задание предусматривало установку дизельного двигателя.

Так, эскизный проект TOG, предъявленный в декабре 1939 года, воображал собой соединение передовых технических явных анахронизмов и идей. “Ветхая банда” не стала отказывать себе в наслаждении создать многокатковую ходовую часть с твёрдой подвеской без упругих элементов. Это существенно упрощало конструкцию и снижало её вес. Однако, проектная масса танка оценивалась в 50 тысячь киллограм без спонсонов, боекомплекта и вооружения, а замечательный дизельный двигатель ещё не показался.

Вместо него внесли предложение применять V-образный 12-цилиндровый дизель Pacsman-Ricardo мощностью 450 л.с., что планировалось форсировать до 600 л.с. Экипаж танка складывался из 8 человек: начальник, шофер, артиллерист переднего орудия, заряжающий и четыре танкиста в спонсонах.

Уже на данной стадии проектирования стали очевидны сходу два просчета. В первую очередь, схема оружия очевидно не соответствовала реалиям современной войны. Бортовые спонсоны было нужно убрать, а на крыше корпуса сейчас предполагалось установить башню с круговым вращением.

Второй большой проблемой стала трансмиссия. Учитывая массу танка схема с планетарным механизмом, предложенная сначала У.Вильсоном, была неприемлема и тогда к работе было нужно привлечь компанию English Electric Company, которая занялась разработкой электрической трансмиссии уникальной схемы, которая заключалась в следующем. На танке TOG двигатель вращал электрогенератор, питавший два бортовых двигателя, вращавших гусеницы.

Штурвал управления был связан с потенциометром, изменявшим напряжение на бортовых электродвигателях и отличие в скорости вращения гусениц приводила к повороту автомобили.

В доработанном виде проект был принят к реализации в феврале 1940 года и в октябре компания Foster закончила сборку первого опытного образца. Разработчикам удалось уложиться в 50 “сухих” тысячь киллограм, но корпус так же, как и прежде сохранял вырезы под спонсоны, а на крыше устанавливалась башня от пехотного танка “Matilda II”. Всё оружие TOG складывалось из 75-мм в лобовом странице корпуса и спаренной установки 40-мм пушки и одного 7,92-мм пулемета в башне.

Дабы компенсировать возросшую нагрузку на грунт было нужно кроме этого ввести широкие гусеничные траки.

Опробования прототипа танка TOG длились продолжительно и тяжело. На ходовые тесты танк поступил 27 сентября, а 6-го ноября состоялся его показ представителям Министерства и армии Снабжения (Ministry of Supply — MoF). Масса танка с башней от “Matilda II” и без спонсонов составила 64555 кг.

В ходе опробований силовую установку всегда преследовали неприятности с перегревом, устранить каковые не представлялось вероятным. Не страно, что двигатель и трансмиссию в итоге вывели из строя. Ещё одной проблемой стала низкая адаптированность конструкции трансмиссии под установку на танк, работа которой приводила к деформации гусениц и направляющих колес.

К тому же, по главным ходовым качествам TOG в полной мере устраивал министерство. Главный испытательный цикл был закончен в июне 1941 года, но MoF настояло на продолжении работ по TOG.

Для исправления распознанных недочётов на прототипе установили трансмиссию гидравлического типа, по окончании чего танк взяли обозначение TOG 1А. Данный вариант также был неудачен из-за громадной инерционности гидравлических пар, делавших управление ненадежным. И однако, тесты с гидравлическим приводом начались в мае 1943 года, а через месяц танк вернули на завод для предстоящих доработок.

Последние информацию о TOG 1A относятся к апрелю-маю 1944 г., в то время, когда модернизированный прототип прошел дополнительную серию тестов. Затем танк послали в Чобхэм, где его следы теряются.

Не обращая внимания на то, что позиционная война на Западном фронте в далеком прошлом закончилась капитуляцией Франции и необходимость в подобном танке отпала сама собой, под влиянием сэра У.Черчилля и некоторых вторых государственныхы служащих, горевших жаждой обязательно разрешить войти в дело новый “ромб”, работы по TOG длились. Заказ на доработанный прототип TOG 2 (TOG №2) был взят 6 мая 1940 г.

Дабы улучшить технические показатели требовались более радикальные меры, направленные прежде всего на понижение массы. В итоге обновленная модель взяла ходовую часть меньшей высоты, причем спонсоны были покинуты, но пушку в лобовом странице корпуса однако демонтировали. Сейчас главное оружие, складывавшееся из 57-мм орудия, должно было размещаться в башне новой конструкции. Пушки и пулеметы в спонсонах сохранялись, но сами спонсоны так и не были установлены.

Но, сходу взять новую башню также не удалось, исходя из этого вместо неё временно установили древесный макет более несложной формы с муляжом орудия. Дизель-электрическая трансмиссия была сохранена, не обращая внимания на неприятности с перегревом, каковые всегда преследовали TOG 1. Трансформации заключались в следующем.

Приводным двигателем двух главных генераторов являлся дизельный двигатель, что был связан с генераторами механически.

Генераторы питали током электродвигатели каждого борта. Изменение скорости перемещения автомобили осуществлялось педалью подачи горючего дизельного двигателя. Ручным рычагом трансформации сопротивления тока, питающего генератор и электродвигатель, обеспечивалась дополнительная регулировка скорости перемещения автомобили. Поворотом руля, связанного с потенциометром, изменялось сопротивление тока в обмотках возбуждения двух генераторов.

В следствии поворота руля в ту либо иную сторону возрастала выходная мощность электродвигателя противоположного борта (противоположного поворота руля) из-за повышения в его обмотках напряжения. Второй электродвигатель, питаясь от собственного генератора, передавал мощность на ведущее колесо другого борта, помогая осуществлять поворот.

Это являлось одним из способов свободного реверсирования одного из осуществления и электродвигателей разворота танка на месте (разворот около собственной оси). Для осуществления поворота с радиусом равным ширине танка, затормаживалась одна из гусениц посредством пневматических тормозов.

Прототип пехотного танка TOG 2 совершил первые заводские “пробежки” 16-го марта 1941 года. Никаких особенных замечаний предстоящие опробования не распознали, но время было безнадежно потеряно. Танк владел большой скоростью 14 кмч и запасом хода до 112 км.

Благодаря собственной ходовой части TOG 2 имел возможность преодолевать вертикальные стены высотой до 2,1 м и рвы шириной до 6,4 метров, что непременно являлось впечатляющим результатом. Шесть месяцев спустя в конструкцию танка решили внести новые трансформации, в связи с чем его наименование изменилось на TOG 2*

самая важной доработкой стало применение торсионной подвески, обеспечившей лучшие ходовые качества. В дополнение к этому на танк наконец установили новую башню и 76,2-мм пушку.

Опробования, начавшиеся в апреле 1943 года, подтвердили, что TOG 2* есть самым тяжелым (больше 81 тонны) и самым замечательным английским танком, но концепция, в соответствии с которой он был выстроен, в далеком прошлом устарела. Кроме того не обращая внимания на сильное бронирование TOG уступал по вооружению и динамическим качествам не только германскому “Tiger”, но кроме того более не сильный Pz.Kpfw.IV с длинноствольной 75-мм пушкой. Маневренная война для таких автомобилей была губительна.

Однако, в первой половине 40-ых годов XX века начались работы по проектированию модификации TOG 2R (R – revised, исправленный), на котором собирались сократить длину ходовой части за счет окончательного отказа от спонсонов, при сохранении торсионной подвески, 76,2-мм башни и башенного орудия с электроприводом. Предстоящее развитие тяжелого пехотного танка стало причиной появлению проекта TOG 3. Но, ни один из них так и не был реализован.

В отличии от TOG 1A будущее TOG 2*была более радостной. По окончании войны танк послали на склад, откуда в недалеком будущем его извлекли, отремонтировали и передали танковому музею в Бовингтоне. Кстати, двигатель Paxman на нем остался “родной”, не смотря на то, что танк на данный момент не на ходу.

Английский Танк Апокалипсиса — TOG II*.


Увлекательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

spacer