Британский «дьявол» и его братья

Британский «дьявол» и его братья

Английский «его» братья и дьявол

  • ПМВ
  • танки
  • Англия

Юрий Бахурин

Имел возможность ли кто-то заподозрить 15 сентября 1916 года, что в данный сутки множество книг по военной теории разом устарели? По причине того, что первый танк принял боевое крещение. И крик безымянного немца «Сатана идёт!» провозгласил явление нового короля сухопутной войны. За англичанами танки создали немцы и французы, но «ромбы» окончательно остались первыми среди первых. Всего в данной линейке было девять автомобилей.

Какие-то успели на войну, другие так и остались прототипами. Эпизоды, собранные в этом материале, кратко говорят об истории «ромбовидного» семейства.

Mark I. Что скрыла тень Соммы

15 сентября 1916 года — сутки, в то время, когда первые танки взяли крещение огнём. Эта эффектная атака прекрасно известна: туманное утро на реке Сомме, германский шок от металлических чудовищ, вышедших из мглы, возглас «Сатана идёт!». Куда реже вспоминают о том, как танки Mark I вести войну позднее.

В это же время эффективность их применения в осеннюю пору 1916 года в отдельных случаях была кроме того выше, чем в дебютном бою.

25 и 26 сентября в районе Гведекура и Ле-Сара 13 танков Mark I вступили в бой. И не смотря на то, что 12 из них так и не дошли до соперника, хватило всего одного пулемётного Mark I Female, дабы меньше чем за час зачистить вражескую траншею и захватить в плен 370 германских солдат. В другом бою три «Марка» пошли в лобовую атаку.

Один подбила германская артиллерия, два застряли. Но уже самого факта присутствия танков хватило, дабы немцы сдались. Так трудилась танкобоязнь, пышным цветом расцветавшая в то время среди кайзеровских воинов.

Справедливости для нужно подчернуть, что потрясающий эффект танки создавали на немцев лишь в первые семь дней по окончании собственного дебюта. Скоро соперник обучился не опасаться их, а недостатки конструкции, мешавшие танкам сражаться, вредили репутации новейшего оружия в глазах самих британцев.

Mark II и Mark III. Без хвоста, но с бревном

Британия выстроила суммарно всего сотню танков Mark II и Mark III — на 75 автомобилей меньше, чем «единиц». Вследствие этого в исторической литературе их довольно часто именуют примерами малотиражной техники переходного периода. В это же время в конструкции «троек» и «двоек» в первый раз показалось пара неповторимых изюминок.

Mark II, к примеру, лишился известного колёсного «хвоста», якобы нужного, дабы танку было легче преодолевать окопы. По легенде, у одного из танков «хвост» отстрелили в сражении, но экипаж продолжил перемещение, и оказалось, что колёса сзади автомобили не имеют практической сокровище. Длину танка конструкторы сократили на два метра — также без ущерба для проходимости!

Вместо «хвоста» на корме разместили ящик ЗИП (для инструментов и хранения запчастей). Выхлопные трубы, искрившие на крышах первых танков, кроме этого вывели на корму.

В конструкции Mark III его создатели вознамерились нарастить толщину лобовой брони за счёт применения броневых экранов. Но, не смотря на то, что технологические отверстия для их установки и испещрили корпуса «троек», сами экраны на них так и не поставили. Но именно на Mark III в первый раз показалась балка для самовытаскивания — толстый древесный брус, укреплённый на крыше. Он употреблялся как опора при спасении увязшего танка.

Это средство выяснилось страно живучим и употреблялось на всём протяжении предстоящей истории данной техники.

Mark IV. Первый «тысячник»

Заказ на постройку танка Mark IV армейские организовали уже в сентябре 1916 года, практически сразу после дебюта «ромбов» на Сомме. Если сравнивать с Mark I в конструкцию «четвёрки» внесли пара больших трансформаций.

В первую очередь, конструкторы усилили броню, так что винтовочный и пулемётный пламя был танку больше не страшен. За счёт скошенной снизу формы оружейные спонсоны прекратили цеплять почву при боковом крене автомобили. Помимо этого, их оснастили особыми рельсами, благодаря которым спонсоны возможно было не разбирать перед перевозкой по железной дороге, а просто задвигать вовнутрь корпуса.

К сожалению, новая конструкция была хрупкой — время от времени в сражении случался обрыв крепежей, и спонсон с грохотом закатывался в корпус, давя танкистов. Бензобаки вынесли на корму, дабы снизить пожароопасность автомобили.

К маю 1917 года Mark IV прибыли во Францию и поступили на вооружение действующей английской армии. Новый танк достойно продемонстрировал себя в сражении. Бронированные гиганты легко проделывали в проволочных заграждениях широкие бреши, ведя за собой пехоту. Один танк очень необыкновенным методом показал собственную мощь в ноябре 1917 года.

Он преодолел полутораметровый забор, проехал, круша деревья, через фруктовый сад и при развороте своротил угол дома.

Ресурс автомобилей всё ещё ограничивался 100–112 километрами пробега, но если сравнивать с Mark I это был важный ход вперёд.

Mark IV был по-настоящему массовой модификацией «ромба», всего было выстроено свыше тысячи танков этого типа.

Mark IV в битвах под Камбрэ. Попытка «сделать красиво»

Летом 1917 года в штабе английского Механизированного корпуса созрела мысль образцовой танковой атаки. Армейские желали послать автомобили в бой в таких событиях, в которых они имели возможность бы продемонстрировать себя во всей своей наготе, достигнув безоговорочного успеха. Подходящим участком фронта казалась местность в северо-восточной части Франции, недалеко от города Камбрэ.

Плуг войны ещё не успел перепахать тамошний ландшафт, грунт был сухим и жёстким.

Перед танками Mark IV поставили задачу прорвать германскую оборонительную линию Гинденбурга. Это вспоминало как локальный танковый рейд, а переросло в масштабную операцию.

Танки перебрасывались в 3-ю армию генерала сэра Джулиана Бинга в режиме идеальной секретности. Рёв их моторов глушили пулемётными очередями. Для операции автомобилям требовалось свыше миллиона литров масла и бензина, около полумиллиона снарядов — снабженцы вовремя доставили всё это в ближний тыл.

Начало танковой атаки 20 ноября 1917 года напоминало смелый эпос. Сам командующий Танковым корпусом генерал Хью Эллис сидел в головном «Марке» и вёл за собой остальные пять сотен «ромбов». Танки рвали проволочные заграждения, как нитки, проходя милю за милей.

Много немцев-пленных брели в английский тыл. А позже дела приняли скверный оборот.

Пехота — хайлендеры 51-й дивизии — ввязалась в бой у деревни Флескьер, на острие холмистого хребта, и отстала в. Немцы, со своей стороны, подтянули свежие резервы и начали шквальный обстрел из-за гребней холмов. Танки Mark IV, взбиравшиеся на них, открывали собственные слабозащищённые днища и горели кроме того от пулемётного огня. Английский атакующий клин смялся о Камбрэ, а десять дней спустя немцы контратаковали и вернули собственные захваченные территории.

С процентами.

Mark V и первый «настоящий» танковый двигатель

В последних месяцах 1917 разработка новых моделей «ромбов» забуксовала. Виноваты были а также оружейные фабриканты, каковые опасались, что танки сделают ненужными их винтовки, пушки и пулемёты, а потому не гнушались ставить палки в колёса танковым производствам. Но кроме того воля «оружейных баронов» не имела возможности остановить развитие военной техники, и в декабре 1917 года к запуску в серию готовься очередной «ромб» Mark V, узнаваемый кроме этого как «танк Рикардо».

Эксплуатация на фронте наглядно продемонстрировала, что танкам нужен двигатель более высокой мощности, талантливый трудиться без перебоев в широком спектре нагрузок, и достаточно простой для ремонта на передовой. Наряду с этим инженеры не могли рассчитывать на то, что им дадут использовать в конструкции мотора легированную сталь либо алюминий: на эти материалы наложили руку авиаторы. Первым, кто создал настоящий танковый двигатель, был конструктор Гарри Рикардо.

Его мотор всецело соответствовал требованиям армейских. А вместе с новой коробкой передач конструкции Вильсона двигатель Рикардо значительно упростил управление танком.

Из вторых новшеств Mark V необходимо отметить оптический телеграф, пришедший на смену сигнальным флажкам. С мая 1918 года и до конца Первой Мировой английская армия взяла 400 Mark V — по две много орудийных «пулемётных» самок и «самцов».

24 апреля 1918 года произошла первая танковая дуэль: Mark IV против германского A7V. Бой продемонстрировал, что пулемётные танки хороши лишь против пехоты. В следствии часть «пятёрок» потеряла «гендерную идентичность» из-за замены пулемёта на пушку в одном из спонсонов.

Такие асимметричные танки фронтовики не в серьез прозвали «гермафродитами».

Опасаются ли танки грязи

В начале утра 31 июля 1917 года английская армия отправилась в наступление на реке Ипр в направлении французского города Пашендаля.

Местность на пути британского наступления изобиловала перелесками и болотами. Кроме того в мирное время тут было нужно бы настилать бревенчатые гати для танков. А на данный момент, в то время, когда совокупность водоотводных каналов была уничтожена артиллерией, не помогло бы и это. Руководство Механизированного корпуса давало предупреждение: рукотворное грязевое болото автомобили не пройдут. Тем более что и погода подложила свинью в виде сильного ливня, ещё больше размывающего грунт.

К сожалению, никто не планировал отменять танковую атаку.

К середине дня танки остановились. Многие из них погрузились в воду по самые спонсоны, так что не помогали кроме того брёвна для самовытаскивания. А немцы не терялись в обороне, ведя по неподвижным «ромбам» плотный огонь артиллерии.

Пехота, следовавшая за Mark IV, также безнадёжно завязла в грязи. Немцы подтянули к месту боя диковинные бронекаретки Шумана (мобильные огневые точки), обстреливавшие англичан. Над полем боя кружили германские аэропланы, пробуя с малой высоты поразить танки.

Начальник одного из «ромбов», не выдержав, снял с автомобили пулемёт и начал отстреливаться от вражеской авиации.

Английская атака на Пашендаль провалилась, но документы отмечали, что немцы опасались танков, по причине того, что пологали, что те вооружены огнемётами — кошмаром пехоты. Сохранившиеся танки до августа 1917 года пребывали в тылу на ремонте.

Mark V в Стодневном наступлении

Последним аккордом в партитуре Первой Мировой было Стодневное наступление армий Антанты на Западном фронте. Оно проходило с августа по ноябрь 1918 года и началось у Амьена, где союзники собственными атаками решили отбить у немцев одну из основных парижских транспортных артерий. Это была наибольшая операция Первой Мировой, в которой танки участвовали.

К передовой линии фронта подошёл целый Механизированный корпус. Не считая новинок (средних танков Mk. A Whippet), на прорыв германской обороны пошли 334 «ромба» Mark V. 8 августа 1918 года танки двинулись вперёд.

И не смотря на то, что сотрудничество с пехотой так же, как и прежде хромало так, что некоторым танковым начальникам для координации действий приходилось ехать рядом со собственными автомобилями на лошади, ошеломительная плотность в 23 «Марка» на один километр фронта компенсировала неувязки.

Танки шли на германские позиции за артиллерийским огневым валом. Окопы немцев тонули в дыму и тумане, мешавшем противотанковой артиллерии. Сознавая собственное превосходство, английские танкисты время от времени выходили из автомобилей и жестами показывали неприятельским воинам, дабы те сдавались по-хорошему.

Германская артиллерия пробовала отсечь артиллерию и пехоту в, обстреливая их химическими боеприпасами с газом чихательного действия «светло синий крест». Заметного результата обстрел не дал.

Четверть английских танков уже в первые сутки наступления вышла из строя. Причём в подавляющем большинстве это были как раз боевые утраты, лишь 5% автомобилей было утрачено из-за поломок. Не обращая внимания на все неприятности союзных армий, немцы не выстояли.

Стодневное наступление завершилось 11 ноября 1918 года подписанием Компьенского мира и капитуляцией Германии.

Mark VIII, послевоенный англо-американец

седьмая модификации и Шестая «Марка» до серийного производства не дошли, оставшись прототипами. К созданию следующей автомобили ромбовидного семейства решили приложить руку американцы. Они вступили в Первую мировую на стороне Антанты весной 1917 года, сразу же горячо заинтересовались танками и решили закупить для собственной армии 600 автомобилей Mark VI. Позже поразмыслили, отменили заказ и внесли предложение британцам совместно создать новый «ромб».

В следствии «восьмёрка» опоздала поучаствовать в Первой мировой: к концу войны было готово всего пять танков. По окончании завершения военных действий производство Mark VIII всецело «переехало» в Соединенных Штатах.

Снаружи танк пара выделялся на фоне старших родственников из-за конструкции ходовой части. Гусеницы так же, как и прежде охватывали корпус, но из-за растянувшейся кормовой части танк начал напоминать больше каплю, чем ромб. Американцы в буквальном смысле сделали так, что экипажу стало легче дышать: они поместили 338-сильный двигатель «Либерти» в корму автомобили и отделили его перегородкой. Конструкторы Mark VIII всецело отказались от деления танков на «самцов» и «самок».

В спонсонах всех автомобилей находились 57-мм орудия, а пулемётное оружие размешалось в башне на крыше, плюс возможно было устанавливать пулемёты в шаровых установках, врезанных в бортовые двери.

До 1930 года Mark VIII «Либерти» был единственным американским тяжёлым танком. Он ни при каких обстоятельствах не был на войне — американцы иногда выводили Mark VIII на полигоны. А в то время, когда началась Вторая мировая война, США передали 90 автомобилей этого типа канадской армии.

Те, со своей стороны, применяли их в учебных целях.

Mark IX. Десантный «ромб»

Кроме технических недостатков, значительной проблемой применения первых танков в сражении была несогласованность их действий с пехотой. Дело было кроме того не в том, что воины не умели трудиться вместе с военной техникой. Легко танкисты сидели в относительной безопасности за бронёй собственных автомобилей, а пехотинцы были открыты всем осколкам и пулям.

На эту потребность армейские инженеры ответили разработкой десантного варианта ромбовидного танка. С автомобили сняли спонсоны, покинув лишь пулемёты во корме и лбу. Это высвободило пространство чтобы за 10–12-мм бронёй имело возможность укрыться 30 солдат либо поместиться 10 тысячь киллограм груза. Экипаж ромбовидного БТР складывался из четырёх человек, причём место водителя расположили с поправкой на то, что в континентальной Европе, в отличие от Англии, правостороннее перемещение.

Для увеличения комфорта в Mark IX установили бак и вентилятор с пресной водой. Увы, соседство с раскалённым двигателем перечёркивало эти удобства совсем.

К концу Первой Мировой ромбовидный БТР Mark IX существовал всего в нескольких экземплярах. Один из них успел побывать на Западном фронте в 1918 году, где являлся санитарным транспортом. Как мы знаем, что воины прозвали диковинную машину «Свиньёй» (англ.

Pig).

Оригинал статьи размещён на портале worldoftanks.ru.

Источники:

  1. Федосеев С. Л. Танки Первой мировой. М., 2012.
  2. Glanfield J. The Devil’s Chariots. Osprey, 2013.
  3. Stern A. G. Tanks 1914–1918. The Log-Book of a Pioneer. London, 1919.
  4. Swinton D. E. Eyewitness. Being Personal Reminiscences of Certain Phases of the Great War, Including the Genesis of the Tank. New York, 1933.

Двойник сатаны показался на премьере биографического фильма о себе


Увлекательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

  • 100 Лет танкам. английский «его» братья и дьявол

    100 лет танкам. Английский «его» братья и дьявол Имел возможность ли кто-то заподозрить 15 сентября 1916 года, что в данный сутки множество книг по военной теории разом…

  • 100 Лет танкам. сводные братья на резиновом ходу

    100 лет танкам. Сводные братья на резиновом ходу С февраля 1915 года инженеры Комитета по сухопутным судам бесполезно бились над самоходной…

  • Танки: столетие боевого крещения

    Танки: столетие боевого крещения ПМВ танки Франция Англия Евгений Белаш Сто лет назад, в 5:20 утра 15 сентября 1916 года, танк-«самец» с бортовым…

  • История английского танкостроения. часть 2

    История английского танкостроения. Часть 2 Основная страница » История танкостроения Первую часть статьи История английского танкостроения Вы имеете возможность…

  • 100 Лет танкам. без чего бы их не было

    100 лет танкам. Без чего бы их не было 1916 год. На фронтах Первой Мировой уже большое количество месяцев продолжалась нескончаемая окопная война. Атака, шквал…

  • Чудовище вида страшного

    Чудовище вида страшного шушпанцер Англия Андрей Мартьянов Все мы превосходно знаем, что эра двадцатых и тридцатых годов ХХ века в истории…

spacer