Британский исполин: противотанковая 183-мм сау fv4005

Британский исполин: противотанковая 183-мм сау fv4005

Английский великан: противотанковая 183-мм САУ FV4005

  • Англия
  • самые-самые
  • военная техника

Юрий Пашолок

История замечательнейшей британской противотанковой САУ началась в последних числах Января 1951 года, в то время, когда в дополнение к САУ FV4004 Convay, вооружённой 120-мм пушкой L1A1, было решено запустить в разработку ещё более замечательный истребитель танков. Ему суждено было стать самой замечательной противотанковой САУ в мире из созданных в металле. В соответствии с требованиям клиента, оружие новой конструкции должно было с уверенностью поражать на расстоянии практически в 2 километра цель, имеющую броню 150 мм под углом наклона в 60 градусов.

В качестве данной самой цели британцы прежде всего разглядывали коммунистический тяжёлый танк ИС-3. По окончании появления на Параде победы в Берлине в осеннюю пору 1945 года в течении практически десяти лет он считался на Западе самым ужасным соперником из танков.

«Противоисовая» пушка QF L4 и варианты САУ с ней

Дабы их детище соответствовало предъявленным требованиям, конструкторам было нужно значительно более замечательное орудие, чем L1A1. Британцы не стали мелочиться и остановились на калибре 7,2 дюйма (183 мм). Применение столь внушительного калибра было неслучайным: новое орудие базировалось на наработках по 183-мм гаубице BL 7,2-inch Howitzer, история создания которой восходит ещё к Первой мировой.

Исходно гаубицы имели длину ствола 22,4 калибра, но уже с версии Mk.VI ствол удлинили до 33,1 калибра. Но, и данной длины для борьбы с советскими тяжёлыми танками было не хватает.

В первой половине 50-ых годов двадцатого века началась работа над QF L4 — самой замечательной в мире танковой пушкой. Вес пушки составил чуть менее четырех тысячь киллограм, а сила отдачи достигала практически 87 тысячь киллограм. Чтобы избавить расчёт от облака пороховых газов в боевом отделении, на стволе установили эжектор.

Предполагался всего один тип снаряда – фугасно-бронебойный со сплющивающейся головкой (High Explosive Squash Head, сокращённо HESH). Поражает не только калибр L4, но и масса употреблявшихся для пушки снарядов. Заряжание сделали раздельным, но и это не очень облегчило работу расчёта: масса боеприпаса составляла 72 килограмма, а заряда — 32,8 кг.

Проект установки 183-мм орудия на шасси танка FV200, ноябрь 1950 года

9 ноября 1950 года в Армейском Министерстве произошло заседание, посвящённое вопросу создания военной машины, которую предполагалось оснастить сверхмощным орудием. По результатам заседания были выяснены 4 варианта перспективной САУ:

  1. всецело забронированная военная машина (практически танк) с вращающейся на 360 градусов башней;
  2. самоходная установка с замечательным бронированием лобовой части, но с ограниченными по горизонтали углами наводки;
  3. самоходная установка с круговым обстрелом, но с минимальным бронированием;
  4. самоходная установка без бронирования.

Вариант 1/2: FV215

Договор по разработке первого варианта изначально достался компании Morris, позднее он перешёл к Vickers-Armstrongs. В качестве базы употреблялось шасси тяжёлого танка FV200 с усиленной ходовой частью от тяжёлого танка FV214 Conqueror. Проект имел пара наименований – Heavy Gun Tank No.2, Heavy Anti-Tank SP No.2, FV215 Heavy Anti-Tank SP No.2, либо легко FV215. Индекс Heavy Gun Tank No.2 был неверно трактован историками, и в следствии в информационном поле показался мифический проект, известный как FV215B.

В действительности под всеми этими индексами пряталась одинаковая машина, вооружённая 183-мм пушкой L4.

В этом проекте соединились первый и второй варианты новой автомобили. Теоретически её башня имела возможность кругового вращения, но для стрельбы угол горизонтальной наводки ограничили 90 градусами. Дабы громадный ствол не выступал на большом растоянии вперёд, башню разместили в кормовой части корпуса.

Боезапас составлял всего лишь 20 выстрелов. По проекту скорострельность должна была составить 6 выстрелов в 60 секунд, но те, кто указал подобные требования, были большими оптимистами. Внутренние размеры башни не разрешали разместить в механизм заряжания, а вручную достигнуть таковой скорострельности орудия было невозможно.

Кроме пушки, оружие составляли два пулемёта: первый из них был спарен с орудием, а второй делал функцию зенитного оружия.

FV215 Heavy Anti-Tank SP No.2, первый носитель 183-мм пушки L4. Дальше полноразмерного макета данный проект не продвинулся. Обратите внимание на рубленые формы орудийной маски. Они такие вследствие того что при помощи фанеры литьё продемонстрировать очень проблематично

65-тонную машину предполагалось разгонять до 31,7 км/ч, для чего в FV215 Heavy Anti-Tank SP No.2 планировалось установить 810-сильный двигатель Meteor Mk.12. Что касается бронирования, то оно на протяжении проектирования всегда менялось. Толщина верхнего лобового страницы корпуса варьировалась от 125 то 152 мм, борта имели толщину 50 мм (плюс бортовые экраны).

Что касается башни, то конкретика в её бронировании была только в отношении лобовой подробности, толщина которой составила 254 мм, другими словами 10 дюймов.

Будущее FV215 Heavy Anti-Tank SP No.2 была несчастливой. Morris должна была изготовить сперва полноразмерный макет, а после этого два прототипа – один для ходовых опробований, а второй для обстрела. В июне 1954 года Vickers-Armstrongs, к которой перешёл договор, взяла подобное задание. Разработка самоходной установки длилась до января 1957 года.

К тому моменту был изготовлен полноразмерный древесный макет и 80% чертёжной документации. Но в Армейском Министерстве Англии завёлся собственный Хрущёв: разработка FV215 Heavy Anti-Tank SP No.2 была остановлена в угоду разработке управляемых ракет класа «Земля-Земля».

FV215 Heavy Anti-Tank SP No.2 в представлении живописца Валерия Петелина. Эта картина находится на обложке коробки для модели японской компании Amusing Hobby, которая не отыскала ничего умнее, чем без разрешения забрать за базу игровую модель из World of Tanks. Японцы бездумно скопировали все неточности игровой модели: лобовая часть башни САУ планировалась как литая, а её рубленые формы в игре связаны с лимитом по полигонам и недочётом информации на момент создания Вариант 4: FV4005 Stage I

Что касается главного храбреца этого материала, САУ FV4005, то работы по ней были запущены чуть позднее. Примечательно, что от третьего проекта изначально отказались, перейдя сходу к небронированному варианту. Связано это с тем, что с целью достижения скорострельности 6 выстрелов в 60 секунд без автомата заряжания было не обойтись.

Vickers-Armstrongs не стала изобретать велосипед и создала совокупность механизированной подачи снарядов, подобную той, что применили на 104-мм зенитной пушке QF 127/58 SBT X1, более известной как Green Mace. Установка 183-мм орудия с механизмом подачи снарядов известна как FV4005 Stage I. В качестве базы было использовано шасси танка Centurion Mk.3, которое соответствующим образом переделали. В кормовой части оборудовали массивный сошник, опускаемый при стрельбе, а на лобовом странице показались крепления для установки орудия по-походному.

По окончании проведения опробований, связанных, в первую очередь, с изучением стабильности автомобили при стрельбе, от для того чтобы воплощения идеи противотанковой САУ отказались. Было решено, что САУ аналогичных размеров, всецело лишённая брони – это чересчур, а также механизм заряжания не следует для того чтобы большого риска для участников расчёта. Помимо этого, на деле круговой обстрел был условным, поскольку замечательная отдача ограничивала углы горизонтальной наводки орудия.

FV4005 Stage I в заводском цеху Вариант 3: FV4005 Stage II

В июле 1955 года показалась спецификация на более несложный вариант 183-мм САУ, известный как FV4005 Stage II. От громоздкой совокупности подачи снарядов отказались, посчитав, что двух заряжающих в полной мере хватит. С учётом того, что кроме того в этом варианте больше 12 выстрелов на борту не помещалось, это решение смотрелось в полной мере разумным.

Вместо машина взяла массивную башню. Неспециализированная высота 50-тонной САУ достигла 3,6 метра, что сделало её самой высокой военной машиной, выстроенной в Англии.

Толщина башенной брони составляла всего 14 мм, так что кроме того против крупнокалиберного пулемёта она защищала не точно. Иначе, это было значительно лучше, чем по большому счету ничего. Помимо этого, Stage II взяла спаренный с пушкой пулемёт, что было важным подспорьем для противодействия пехоте . Для загрузки боекомплекта в корме башни была предусмотрена громадная дверь.

Создатели FV4005 Stage II предусмотрели совокупность стремительной подачи запасных снарядов с грузовиков, что в определённой степени компенсировало маленькой боекомплект. Новая орудийная башня кроме этого базировалась на шасси Centurion Mk.3, на что установили опускаемый крепление и сошник орудия по-походному.

FV4005 Stage II на протяжении опробований, 1956 год

В марте 1956 года САУ FV4005 Stage II прошла огневые опробования, которые связаны с определением стабильности автомобили при стрельбе. На протяжении первого этапа опробований было произведено 32 выстрела на различных углах возвышения орудия. При стрельбе на угле возвышения 0 градусов раскачка носовой части автомобили достигала 22 см, а кормовой 12 см. Большие колебания достигались при возвышении 3 градуса и составили 27 см носовой части и 19 см кормы.

Всего же на протяжении опробований было произведено 133 выстрела. Стрельба проводилась без экипажа, его роль выполняли манекены. Опробования продемонстрировали, что стрельба не причиняет манекенам увечий.

По результатам опробований был составлен перечень переделок, но до них в итоге дело не дошло. В августе 1957 года программу FV4005 закрыли. В разных изданиях фигурируют различные теории, из-за чего англичане отказались от сверхмощного истребителя танков. В действительности обстоятельство была той же, что и при с FV215 Heavy Anti-Tank SP No.2.

Уже во второй половине 50-ых годов двадцатого века на вооружение британской армии поступили ракеты класа «Земля-Земля» Malkara, установленные на лёгких бронемашинах Humber Hornet. Совокупность оказалась на порядок компактнее и мобильнее, и на её фоне 183-мм самоходная пушка смотрелась анахронизмом из прошлого.

FV4005 Stage II около восточного въезда в танковый музей в Бовингтоне

По окончании завершения опробований оба варианта FV4005 были разукомплектованы. Корпуса Centurion Mk.3 послали на другие программы, а орудийные совокупности появились в учебных центрах. Башня FV4005 Stage II продолжительное время пребывала около стоянки Tank Museum Bovington, и только сравнительно не так давно её установили на шасси Centurion Mk.8.

Кроме того в таком виде САУ воображает громадный интерес, являясь необычной эпитафией британским истребителям танков. на данный момент FV4005 Stage II находится у восточного въезда в музей. Быть может, что спустя какое-то время найдутся средства на её установку и косметическую реставрацию в помещения.

Источники:

  • Bill Munro, The Centurion Tank, The Crowood Press ЛТД, 2005
  • David Flether, The Big Gun Centurions, Classic Military Vehicles, 10–2012, Key Publishing ЛТД.
  • Документы The Tank Museum, Bovington (TTM).

FV4005 Stage II — Башенный БАБАХ — 10 уровень ПТ-САУ Британии Vspishka.pro


Занимательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

  • Ответы разработчиков world of tanks 08.09.2016. о английских танках

    Ответы разработчиков World of Tanks 08.09.2016. О английских танках Ответы разработчиков World of Tanks За перевод громадное благодарю Понюшне! Овсянка, господин…

  • Fv4005, пт-сау британии. история

    FV4005, ПТ-САУ Британии. История Для нового уничтожителя танков английскими инженерами-конструкторами за базу было забрано шасси от Centurion, с…

  • Ответы по английской ветке

    Ответы по Английской ветке В: Будут ли еще ветки в дереве Англии? В случае если да, то какие конкретно: мини ветки либо полные? О: В дерево Англии с…

  • Тяжёлый головастик

    Тяжёлый головастик ВМВ танки США Юрий Пашолок Heavy Tank M6 был обладателем самой несчастливой судьбы среди серийных тяжёлых танков Второй мировой войны…

  • История английского танкостроения. часть 2

    История английского танкостроения. Часть 2 Основная страница » История танкостроения Первую часть статьи История английского танкостроения Вы имеете возможность…

  • Однофамилец английского премьера

    Однофамилец английского премьера ВМВ танки Англия Алексей Стаценко Отношение танкистов к «Черчиллю» было неоднозначным, но из всех танков союзников…

spacer