Бронефантазии 40-х годов. истребитель танков сиг

Бронефантазии 40-х годов. истребитель танков сиг

Бронефантазии 40-х годов. Истребитель танков СИГ

  • ВМВ
  • шушпанцер
  • СССР

Юрий Бахурин

История поиска совершенной конструкции для одноместной военной машины ведёт собственное начало ещё с конца XIX века. В годы между Первой и Второй мировыми войнами она воплотилась в танкетках, моду на каковые подхватили фактически все мало-мальски развитые армии. Но популярность компактных одно- и двухместных автомобилей скоро прошла, поскольку их боевые качества были не на высоте.

Но изобретатели не останавливались. А также в годы ВОВ проекты одноместных подвижных огневых точек поступали в отдел изобретений. Один из них — «Истребитель танков СИГ» за авторством инженера С. И. Гальперина из Воткинска.

Как был устроен «Истребитель»

На фоне вторых причудливых и обычно нереальных проектов машина Гальперина, представленная в Основное автобронетанковое управление в декабре 1942 года, отличалась высоким уровнем проработки.

«Истребитель танков СИГ» снаружи должен был воображать бронированную сферу с толщиной лобовой брони 40 мм, боковой и кормовой — 20 мм, брони дна — 16 мм. Гальперин предполагал, что это обеспечит защиту его автомобили от осколков и пуль любого калибра, и от снарядов противотанковых пушек калибра до 37 мм со стометровой дистанции.

Расчётная схема преодоления «Истребителем танков СИГ» вертикального препятствия.
Рисунок С. И. Гальперина (ЦАМО РФ)

Ходовая часть «Истребителя танков СИГ» смотрелась как громадное колесо диаметром 1,75 м, обод которого симметрично разделял корпус. Маленькое сдвоенное колесо в хвостовой части предназначалось для поворотов. Гальперин, сам того не зная, повторил схему тридцатилетней давности, применённую изобретателем Н. Лебеденко в его «Царь-танке».

Последний кроме этого был оснащён наклонной задней фермой, заканчивавшейся поворотной тележкой со встроенным катком.

Гальперин думал, что его машина будет очень мобильной. Так, большая скорость «Истребителя танков СИГ» кроме того по заболоченному грунту доводилась им до 120 км/ч благодаря двигателю мощностью 200 л. с., установленному на пружинных амортизаторах в особой углублении на днище. Высота препятствия, которую должен был преодолевать «Истребитель», — до 0,6 м при угле подъёма более 50°.

Вооружённый до зубов

Рассуждая о боевых возможностях собственного «Истребителя», изобретатель писал:

«Владея намного большей тактической манёвренностью и оперативной скоростью, чем германские танки, истребитель сможет неожиданно заходить с тыльной стороны и с расстояния 30–10 м поражать танк».

Наровне с этим Гальперин предписывал применять свой автомобиль для борьбы с механизированными колоннами соперника, уничтожения и деморализации живой силы, среди них и конницы, и для «подавления огневых точек огнём и весом». Изобретатель думал, что расчётной боевой массы в 2,5 тонны для этого достаточно.

Создатель не поскупился на целый арсенал для собственного изобретения. Он планировал устанавливать на «Истребитель» противотанковую пушку, гранатомёт, пулемёт и огнемёт. Такое изобилие сопровождалось некоторыми изюминками управления и устройства.

К примеру, Гальперин предлагал снабжать коническому стволу противотанковой пушки принудительное вращение на протяжении выстрела. Как и для чего — изобретатель умолчал. По вертикали орудие необходимо было наводить«качанием руля управления соответственно вверх и вниз».

Горизонтального наведения ни орудие, ни гранатомёт не имели — красноармеец должен был прицеливаться, вращая корпус «Истребителя танков». Механизма досылания снарядов Гальперин не расписывал. Но уточнял, что заменять магазин при расходе гранат нужно будет вручную.

Расчётная схема угла бокового крена, при котором «Истребитель танков СИГ» опрокидывался.
Рисунок С. И. Гальперина (ЦАМО РФ)

Огнемёт, по плану, воображал собой простой баллон с горючей смесью либо бензином, подающимися в ствол для метания огненной струи. Он был спарен с пулемётом и должен был иметь независимое прицеливание. Управляться с таким арсеналом одному человеку было бы очень непросто.

Но изобретатель самоуверенно полагал: «При стрельбе и управлении число операций минимизировано ».

Оценка экспертов

Создатель проекта верил в превосходстве «Истребителя танков СИГ» над автомобилями соперника по темпу ведения огня: «Германские средние танки тип I-III, I-IV имеют ручной поворот башни и допускают скорость наводки башней не более 10 град/сек., т. е. бесцельная попытка». Залогом успеха являлось групповое использование автомобилей Гальперина в сражении для их прикрытия приятель втором.

Но, как справедливо показывает Ю. Пашолок, «кроме передового вооружения и прогрессивной конструкции, истребитель танков Гальперина имел и массу недочётов…». Шофер «Истребителя» должен был выполнять все роли экипажа. О устройствах наблюдения Гальперин не сообщил ничего вразумительного, а имевшихся по проекту смотровых щелей очевидно не хватало для наблюдения за местностью.

Наконец, двигателя, подходящего для «СИГ» по габаритам и мощности, не существовало. Так что предложение инженера Гальперина армейские эксперты в итоге отклонили.

При всей необычности проекта не следует чрезмерно иронизировать по его предлогу. Он, как и другие подобные предложения, — примета времени. Гальперин выразил на бумаге собственный багаж знаний и обыденный опыт о военной технике, и в оригинальности его идее не откажешь.

Тот факт, что большая часть личных подвижных огневых точек остались на бумаге, разъясняется неспециализированным недостатком в принципе устройства таких автомобилей. Он был назван экспертами Автобронетанкового управления РККА ещё в 1930-е годы: «Трудность одному человеку руководить машиной и следить за противником и полем, не говоря уже о возможности ведения огня…». Возвратиться к нему удалось лишь с возникновением средств автоматизации управления бронетехникой.

Материал перепубликован с портала worldoftanks.ru в рамках партнёрства.

Источники:

  1. Центральный архив минобороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф. 38. Оп. 11350. Д. 392.
  2. Российский национальный армейский архив (РГВА). Ф. 31811. Оп. 16. Д. 45.
  3. Пашолок Ю. И. Металлические шары Сталина. производство и Конструирование. М., 2014.
  4. Федосеев С. Л. Танки Первой мировой. М., 2010.

#Армейские Фильмы 2016 #ИСТРЕБИТЕЛИ ТАНКОВ 1941-45 ! Фильмы про Войну Армейские Фильмы !


Увлекательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

spacer