Бронетехника венгрии. бронеавтомобиль «чабо»

Военная техника Венгрии. Бронеавтомобиль «Чабо»

Бронетехника венгрии. бронеавтомобиль «чабо»

Бронеавтомобиль AC.II

Первая попытка создать бронеавтомобиль венгерской конструкции была предпринята в первой половине 30-ых годов двадцатого века уже упоминавшимся конструктором Н.Штраусслером. Под его управлением на заводе компании Manfred Weiss создали и изготовили четырехколесную небронированную машину AC.I. По сути она представляла собой шасси будущего бронеавтомобиля.

Шасси увезли в Англию для опробований. В 1935 году изготовили улучшенную модель шасси AC.II, опять-таки скоро посланную в Англию, потому, что бронировать его в Венгрии было нельзя (запретительные статьи Трианонского договора еще действовали). башней и Броней машину оснастила британская компания Alvis, на которую во второй половине 30-ых годов XX века перешел трудиться и сам конструктор. Скоро появилась и компания Alvis-Straussler. Бронеавтомобиль AC.II имел клепаные бронекорпус и башню.

Масса автомобили с экипажем из четырех человек составляла 4 т. Оружие складывалось из пулемета Vickers калибра 7,69 мм. Шестицилиндровый двигатель Alvis мощностью 120 л.с. разгонял бронеавтомобиль до большой скорости 45 км/ч.

Csaba

Компоновка бронеавтомобиля «Чабо»: 1 — 20-мм противотанковое ружье 36М; 2 — прибор наблюдения; 3 — пулемет 31М; 4 — сиденье пулеметчика; 5 — сиденье заднего водителя; 6 — поручневая антенна; 7 — двигатель; 8 — боеукладка; 9 — задний руль; 10 — сиденье переднего механика-водителя; 11 — передний руль

Во второй половине 30-ых годов XX века на заводе компании Alvis-Straussler был изготовлен прототип бронеавтомобиля AC.IIЮ. Эти автомобили заказала Голландия для собственных колоний, Англия и Португалия — для работы на Среднем Востоке. Шасси для них поставлялись компанией Manfred Weiss , а броня, двигатели, вооружение и коробки передач — Alvis-Straussler.

Венгерская компания Manfred Weiss во второй половине 30-ых годов XX века на базе шасси AC.IIID изготовила прототип бронеавтомобиля для Хонведшега. Машина взяла индекс AC.II и имела корпус и башню из неброневой стали. Она испытывалась во второй половине 30-ых годов двадцатого века, была рекомендована к серийному производству и принята на вооружение под наименованием 39М Csaba («Чабо») — в честь младшего сына гуннского короля Аттилы. К окончательной доработке «Чабо» Штраусслер уже отношения не имел.

Заказ на производство восьми учебных (из неброневой стали) и 53 бронированных автомобилей завод Manfred Weiss взял во второй половине 30-ых годов двадцатого века. С 1940 по 1944 год было выпущено 135 единиц.

«Чабо» — единственный серийный венгерский легкий разведывательный бронеавтомобиль. Он относится к числу самые удачных автомобилей этого типа периода Второй мировой.

Буксировка заглохшего бронеавтомобиля «Чабо» однотипной машиной. 1-я кавалерийская бригада (ее опознавательные символы нанесены над шаровыми установками 8-мм пулеметов Gebauer). Украина, 1941 год

Башня и несущий корпус автомобили — клепаные, планировали из прямых броневых страниц, расположенных под рациональными углами наклона. Толщина броневых страниц в лобовой части корпуса достигала 13 мм, бортов — 7, башни — 10. В кормовой части справа размещался двигатель, слева — задний пост управления.

Оружие складывалось из противотанкового ружья 36М калибра 20 мм и 8-мм пулемета 34/37АМ Gebauer. Помимо этого, в корпусе бронеавтомобиля укладывался 8-мм ручной пулемет 31М, предназначавшийся для стрельбы по воздушным целям через люк в кормовой стенке башни. Боекомплект — 200 патронов калибра 20 мм и 3000 патронов калибра 8 мм.

В экипаж входили начальник-стрелок, пулеметчик, передний и задний водитель (он же радист). В распоряжении последнего имелась радиостанция R/4.

На бронеавтомобиле устанавливался восьмицилиндровый карбюраторный V-образный двигатель Ford G61T жидкостного охлаждения. Мощность — 90 л.с, рабочий количество 3560 см3. Трансмиссия включала в себя шестискоростную раздаточную коробку и коробку передач.

Колесная формула бронеавтомобиля — 4×2 (при перемещении задним ходом 4×4), размер шин 10,50 — 20, подвеска — на поперечных полуэллиптических рессорах (по две на любой мост).

Бронеавтомобиль «Чабо» на марше. Восточный фронт, 1941 год

ходовая часть и Силовая установка снабжали «Чабо» достаточно проходимость и высокую подвижность на местности. Большая скорость при перемещении по шоссе достигала 65 км/ч. Запас хода составлял 150 км при емкости топливных баков 135 л. Боевая масса автомобили — 5,95 т.

Кроме линейной модификации, выпускался и командирский вариант — 40М, вооруженный лишь 8-мм пулеметом. На нем устанавливались радиостанции R/4 и R/5 с рамочной антенной. Боевая масса равнялась 5,85 т. Командирских автомобилей было произведено 30 единиц.

направляться подчернуть, что для бронекатеров дунайской флотилии заводом Manfred Weiss были изготовлены 18 башен «Чабо».

Бронеавтомобили «Чабо» поступили на вооружение 1-й и 2-й моторизованных и 1-й и 2-й кавалерийских бригад по одной роте в каждую. В роту входили 10 боевых автомобилей, одна командирская и две учебных. Взвод из трех «Чабо» имела горнострелковая бригада.

Все эти соединения, за исключением 1-й кавалерийской бригады, совместно с Вермахтом учавствовали в агрессии против Югославии в апреле 1941 года.

Летом того же года на советско-германском фронте вести войну 2-я моторизованная и 1-я кавалерийская бригады, и рота бронемашин 2-й кавбригады — всего 57 «Чабо». К декабрю 40 бронеавтомобилей были потеряны. На протяжении военных действий выявилась слабость их бронирования и вооружения.

В январе 1943 года в битвах на Дону была разгромлена 1-я кавалерийская бригада и утрачены все 18 таких броневиков, пребывавших в ее составе.

К лету 1944 года в венгерской армии оставалось 48 боеспособных «Чабо», 14 из которых в июне вести войну в Польше в составе 1-й кавдивизии. В последний раз бронеавтомобили этого типа учавствовали в битвах на территории Венгрии зимний период 1945 года. Bсе они были стёрты с лица земли Красной Армией.

Создатель Михаил Барятинский

Венгрия в братских объятиях Москвы. Осень 1956 года.


Занимательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

spacer