Бронетехника венгрии. легкий танк «толди»

Военная техника Венгрии. Легкий танк «Толди»

Во второй половине 30-ых годов XX века правительство Венгрии приняло развития и план модернизации армии. В рамках этого замысла в марте 1938 года шведской компании Landsverk АВ в г.Ландскрона был заказан один экземпляр танка Landsverk L60B. По окончании доставки в Венгрию он подвергся сравнительным опробованиям вместе с германским Pz.lA. Шведский танк показал несравненно лучшие боевые и характеристики.

Его и решили забрать как пример для танка венгерского производства, взявшего наименование 38М Toldi («Толди») — в честь прославленного солдата Миклоша Толди, жившего в четрандцатом веке и отличавшегося большим ростом и необычайной физической силой.

Бронетехника венгрии. легкий танк «толди»

Легкие танки «Толди I» с еще не установленным оружием. 1941 год

Опытный образец легкого танка «Толди НА». Привлекает внимание отсутствие броневого кожуха спаренного пулемета 34/40АМ. имевшегося на серийных танках

Рабочая группа, проводившая опробования, советовала произвести несколько изменений в конструкцию автомобили. С целью изучения возможности внесения этих трансформаций венгерский Университет бронетехники отправил в Ландскрону собственного эксперта Ш.Бартоломейдеса. Шведы дали согласие на модернизацию, за исключением совокупности рулевого управления машиной и стопора башни.

В следствии ходовая часть и корпус танка с личной торсионной подвеской значительных трансформаций, по сравнению со шведским прототипом, фактически не претерпели. Малым переделкам подверглась башня, например, люки в бортах, смотровые щели, и маска пулемёта и пушки.

Лоб, борта и корма корпуса и башни защищались 13-мм броней, днище и крыша — 6-мм, а маска — 20-мм.

Карбюраторный двигатель Bussing-NAG L8V/36TR мощностью 155 л.с, информировавший танку большую скорость 50 км/ч, поставлялся из Германии, кроме этого как и прицеливания и приборы наблюдения. При емкости топливных баков 253 л запас хода по шоссе составлял 220 км. Трансмиссия «Толди» складывалась из главного фрикциона сухого трения, планетарной пятискоростной коробки передач, блокируемого бортовых фрикционов и дифференциала.

Компоновка танка «Толди I»: 1 — 20-мм самозарядное ружье 36М; 2 — 8-мм пулемет 34/37М; 3 — перископический прицел; 4 — кронштейн крепления зенитного пулемета: 5 — жалюзи; 6 — радиатор; 7 — двигатель; 8 — вентилятор; 9 — выхлопная труба; 10 — сиденье стрелка; 11 — карданный вал; 12 — сиденье механика-водителя; 13 — коробка передач; 14 — рулевое колесо; 15 — фара

В отличие от шведского прототипа, вооруженного 20-мм автоматической пушкой «Мадсен», в башне «Толди» установили 20-мм самозарядное противотанковое ружье швейцарской компании Solothurn, производившееся в Венгрии по лицензии под обозначением 36М. Питание ружья осуществлялось из магазина на пять патронов. Практическая скорострельность равнялась 15 — 20 выстр./мин. С ружьем был спарен 8-мм пулемет 34/37М.

Боекомплект — 208 патронов к ружью и 2400 — к пулемету. Помимо этого, на крыше башни имелся кронштейн для установки зенитного пулемета.

Экипаж автомобили включал трех человек. Начальник размещался в башне справа, и в его распоряжении имелась командирская башенка с люком и семью смотровыми щелями с триплексами. Стрелок сидел слева и мог вести наблюдение через перископический прицел.

Механик-водитель размешался в носовой части корпуса слева в некоем подобии броневой рубки с люком, закрываемым сдвижной крышкой.

Масса танка достигала 8,5 т, а среднее давление на грунт составляло 0,62 кг/см2. Танк оснащался радиостанцией R/5.

Башня танка «Толди I». Прекрасно виден броневой колпак над магазином пулемета, прикрепленный к крыше башни болтами. На фото справа — командирская башенка. На переднем замысле — бронеколпак перископического прицела

Командирская башенка с открытым люком и поднятыми заслонками смотровых щелей

Первый заказ на 80 автомобилей «Толди I», поделенный поровну между компаниями Ganz и MAVAG, был выдан в феврале 1939 года. Весной 1941 года последовал заказ на 200 танков 38М «Толди II» с дополнительной 20-мм броней лобовой части корпуса и по периметру башни. Завод Ganz изготовил 68, a MAVAG — 42 «Толди II». В итоге было выпущено лишь 110 танков данной модификации.

Первые четыре «Толди II» поступили в армии в мае 1941 года, а последние — летом 1942-го.

Танки «Толди» поступали на вооружение 1-й и 2-й моторизованных и 2-й кавалерийской бригад. Эти бригады участвовали в военных действиях против Югославии в апреле 1941 года, а спустя два месяца в составе так именуемого «подвижного корпуса» — против СССР. Первоначально в них насчитывался 81 «Толди», а после этого прибыли еще 14. С боями корпус прошел около 1000 км до р.До-нец, и в ноябре 1941 года возвратился на родину.

Из 95 «Толди», участвовавших в битвах, 62 автомобили подвергались восстановлению и ремонту, причем лишь 25 по обстоятельству боевых повреждений, а остальные из-за поломок в трансмиссии. По большому счету же боевая эксплуатация танка продемонстрировала, что механическая надежность его низка, а оружие через чур слабо (ружье Solothurn на дистанции 300 м пробивало лишь 14-мм броневую плиту, расположенную под углом 30° к вертикали). В следствии танк имел возможность употребляться только в качестве разведывательной и связной автомобили.

В первой половине 40-ых годов XX века лишь 19 «Толди» попали на Восточный фронт, а в феврале 1943 года на протяжении разгрома венгерской армии практически всех их стёрли с лица земли.

Toldi НА с броневыми экранами

Противотанковая САУ на шасси Toldi

Toldi IIА

Toldi III

Стремясь повысить боеготовность танка, венгры перевооружили 80 «Толди II» 40-мм пушкой 42М с длиной ствола 45 калибров и дульным тормозом. С орудием был спарен модернизированный 8-мм пулемет 34/40АМ, часть ствола которого, поддерживавшая пределы маски, прикрывалась броневым кожухом. Толщина брони маски достигала 35 мм. Масса танка возросла до 9,35 т, скорость снизилась до 47 км/ч, а запас хода — до 190 км.

Боекомплект пушки складывался из 55 снарядов, а пулемета — из 3200 патронов. На кормовую стенку башни по примеру германских танков навешивался ящик для перевозки снаряжения. Эта машина взяла обозначение 38М «Толди НА».

В умелом порядке «не сильный НА» оборудовался навесными 5-мм броневыми экранами, защищавшими башни и борта корпуса. Боевой вес наряду с этим возрос до 9,85 т. Радиостанцию R-5 заменили на модернизированную R/5a.

Была предпринята попытка создания на шасси «Толди» легкой противотанковой САУ, подобной германской установке «Мардер». Вместо башни в средней части корпуса в открытой сверху и позади легкобронированной рубке установили германскую 75-мм противотанковую пушку Рак 40. В особых коробках, закрепленных на крыше моторного отделения, размещался боекомплект.

Эта военная машина так и не вышла из умелой стадии.

В конце 1942 года компания Ganz предложила новый вариант — 43М «Толди III» с увеличенной до 20 мм лобовой броней башни и корпуса. рубка механика и Маска пушки-водитепя защищались 35-мм броней. Уширенная корма башни разрешила расширить боекомплект пушки до 87 выстрелов.

Серийный «Толди НА». На снимке пропечатались обозначенные на негативе (наверное — фотостекле) цифры толщин лобовых броневых страниц корпуса, маски механика-и рубки водителя спаренной установки

Легкий танк «Толди I» из состава 2-й танковой дивизии переправляется через реку. Польша, 1944 год

Венгерская танковая колонна. в первых рядах — венгерский легкий танк 38M «Toldi», за ним направляться танкетка итальянского производства L3/35 (FIAT-Ansaldo CV 35)

Подбитый венгерский легкий танк 38М «Толди I» из состава разгромленной в Будапеште 2-й венгерской танковой дивизии. Номер советской трофейной команды «146». Лобовой верхний лист пробит боеприпасом калибра 57-76мм. На ЖД платформе венгерский средний танк 41М Туран II

Заказ на данный, наилучший, вариант «Толди» был выдан, но в первой половине 40-ых годов двадцатого века смогли изготовить всего три танка, а в первой половине 40-ых годов XX века, согласно неподтвержденным сведеньям, — еще девять. Главные упрочнения венгерской индустрии в тот период сосредоточились на выпуске среднего танка «Туран», более замечательного, но в целом не меньше устаревшего, чем «Толди».

С 1943 года «Толди» всех модификаций в большинстве собственном пребывали в составе 1-й и 2-й танковых и 1-й кавалерийской дивизий и учавствовали в военных действиях на территории СССР, Венгрии и Польши. На 6 июня 1944 года Хонведшег располагал еще 66 танками «Толди I» и 63 «Толди II» и «ПА». На протяжении кампании 1944 — 1945 годов все они были утрачены.

Сейчас сохранились лишь две автомобили этого типа — «Толди I» и «Толди НА» (регистрационный номер Н460). Оба они находятся в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового оружия и техники в подмосковной Кубинке.

Легкий танк Toldi I. 1-я танковая дивизия, район Дона, декабрь 1942 года

Легкий танк Toldi I. 2-я танковая дивизия, Польша, лето 1944 года

M38 «Toldi II» в Бронетанковом музее в Кубинке

38M «Toldi I» в Бронетанковом музее в Кубинке

Создатель Михаил Барятинский

43 M Toldi III


Увлекательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

spacer