Бронетехника венгрии. средний танк «туран»

Военная техника Венгрии. Средний танк «Туран»

В начале 1940 года венгерские эксперты заинтересовались умелым средним танком ГЬ2с (Т-21) чехословацкой компании Jlkoda. Последний воображал собой развитие известного легкого танка той же компании 1Ъ2а (LT-35), с которым венгры смогли познакомиться в марте 1939 года. В пользу Т-21 высказались эксперты Университета бронетехники, они сочли его лучшим средним танком .из всех реально дешёвых. Немцев эта машина совсем не завлекала, и они не возражали против передачи ее венграм.

3 июня 1940 года Т-21 был послан в Будапешт, а 10 июня прибыл на Центральный испытательный полигон Хонведшега в Хаймашкери. По окончании опробований, на протяжении которых Т-21 прошел без поломок 800 км, 7 августа 1940 года стороны подписали лицензионный договор. 3 сентября машину приняли на вооружение венгерской армии называющиеся «Туран» (Turan).

Туран — мифологическая прародина венгров, пребывавшая в Средней Азии, откуда в шестом веке они начали собственный переселение в Европу. Скоро танк взял армейский индекс 40М.

Бронетехника венгрии. средний танк «туран»

Средний танк Т-21

На протяжении подготовки к серийному производству начальная чешская конструкция подверглась некоей модернизации и трансформациям. Были установлены венгерские двигатель и пушка, усилено бронирование, заменены средства связи и приборы наблюдения. Эта работа проводилась под управлением конструктора компании Manfred Weiss инженера Яноша Корбуля. Первый заказ на 230

боевых автомобилей, выданный минобороны 19 сентября 1940 года, поделили между четырьмя компаниями: Manfred Weiss (70 единиц), Magyar Vagon (70), MAVAG (40) и Ganz (50). Но, от выдачи заказа до его настоящего исполнения было еще далеко. Началу производства мешало отсутствие полного набора техдокументации, поскольку последние чертежи с компании Jlkoda были взяты лишь в марте 1941 года.

Затянулось и исполнение чертежей по модернизации. В следствии первый прототип «Турана», изготовленный из неброневой стали, покинул заводской цех только 8 июля. В войска же новые танки начали поступать только в мае 1942 года.

Всего было выпущено 285 танков 40М «Туран 40», в отечественной литературе они время от времени обозначаются как «Туран I».

Компоновка и башни и конструкция корпуса, планировавших посредством клепки на каркасе из уголков, по большей части соответствовали чешскому прототипу. Толщина катаных броневых страниц лобовой части башни и корпуса составляла 50 — 60 мм, кормы и бортов — 25 мм, днища и крыши — 8 — 25 мм.

Средний танк Т-21 во дворе завода Skoda. На машине установлено чехословацкое оружие: 47-мм пушка vz.38 и два 7,92-ми пулемета ZB vz.37. Крыша МТО демонтирована

40-мм орудие 41М 40/51 было создано компанией MAVAG на базе 37-мм пушки 37М, предназначавшейся для танка V-4, противотанковой пушки того же калибра и «шкодовской» 37-мм пушки А7. Один 8-мм пулемет 34/40АМ Gebauer устанавливался в башне в шаровой установке, второй — в лобовом странице корпуса слева вместе с оптическим прицелом, защищенным, как и стволы обоих пулеметов, массивным броневым кожухом. Боекомплект пушки включал 101 выстрел, а пулеметов — 3000 патронов.

Turan I

Танк оснащался шестью перископическими смотровой щелью и приборами наблюдения с триплексом в лобовом странице корпуса напротив места механика-водителя. Рядом с местом стрелка-радиста устанавливалась радиостанция R/5a.

8-цилиндровый карбюраторный V-об-различный двигатель Manfred Weiss-Z мощностью 265 л.с. при 2200 об/мин разрешал танку массой 18,2 т разгоняться до большой скорости 47 км/ч. Емкость топливных баков — 265 л, запас хода — 165 км.

Средний танк «Туран I» на протяжении переправы. 2-я танковая дивизия. Польша, 1944 год

Трансмиссия «Турана» складывалась из многодискового главного фрикциона сухого трения, планетарной 6-скоростной коробки передач, бортовых механизма передач и планетарного поворота. Управление агрегатами трансмиссии осуществлялось посредством пневматического сервопривода. Предусматривался и дублирующий механический привод.

направляться подчернуть, что, имея удельную мощность 14,5 л.с./т, «Туран» владел хорошей манёвренностью и подвижностью. Они обеспечивались, кроме всего другого, эргономичными и не требующими громадных физических упрочнений органами управления.

Turan I с броневыми экранами

Продольный разрез

Поперечный разрез

Компоновка танка «Туран I»: 1 — установка оптического прицела и курсового пулемёта; 2 — устройства наблюдения; 3 — топливный бак; 4 — двигатель; 5 — коробка передач; 6 — механизм поворота; 7 — рычаг механического (дублирующего) привода механизма поворота; 8 — рычаг переключения передач; 9 — пневмоцилиндр совокупности управления танком; 10 — рычаг привода механизма поворота с пневмоусилителем; 11 — амбразура пулемета; 12 — смотровой люк механика-водителя; 13 — педаль акселератора; 14 — педаль тормоза; 15 — педаль главного фрикциона; 16 — механизм поворота башни; 17 — амбразура пушки

Ходовая часть была в целом подобна ходовой части легкого чехословацкого танка LT-35 и применительно к одному борту складывалась из восьми обрезинен-ных сдвоенных опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно и собранных в две тележки, любая из которых подвешивалась на двух полуэллиптических листовых рессорах. Между передней тележкой и направляющим колесом, имевшим зубчатый венец, устанавливался один сдвоенный каток, облегчавший танку преодоление вертикальных препятствий.

Ведущее колесо размешалось позади. Верхняя ветвь гусеницы опиралась на пять сдвоенных обрезиненных поддерживающих катков. Конструкция ходовой части снабжала танку мягкий движение без сильных раскачиваний и вертикальных колебаний.

Не считая линейного танка, был в один момент создан и командирский вариант «Туран РК», предназначенный для начальников рот, полков и батальонов. На данной машине имелась не только штатная радиостанция R/5a, но и радиостанция R/4T, антенна которой крепилась на кормовом странице башни.

В мае 1941 года, другими словами еще до поступления новых танков в армии, венгерский генштаб поставил вопрос о модернизации «Турана» с целью трансформации его оружия, «Наверное,» под впечатлением от германского танка Pz.IV. На машине, взявшей обозначение 41М «Туран 75» («Туран II»), установили 75-мм пушку 41М с длиной ствола 25 калибров и горизонтальным клиновым затвором. Башню было нужно переделать, увеличив ее высоту на 45 мм и поменяв размеры и форму неподвижной командирской башенки.

Боекомплект сократился до 52 артвыстре-лов. Остальные агрегаты и узлы танка трансформациям не подверглись. Масса автомобили возросла до 19,2 т, мало снизились запас и скорость хода.

В мае 1942 года «Туран II» приняли на вооружение, в 1943-м запустили в серийное производство; до июня 1944-го было выпущено 139 единиц.

«Туран I» из танковой 2-дивизии и состава. Восточный фронт, апрель 1944 года

Командирский «Туран II». Характерным внешним отличием данной автомобили от линейного танка было наличие трех радиоантенн на башне. Из оружия сохранен только курсовой пулемет; пушка и башенный пулемёт отсутствуют (вместо орудия установлена его древесная имитация)

Наровне с линейными танками выпускались и командирские автомобили 43М «Туран II». Оружие их состояло лишь из одного 8-мм пулемета в лобовом странице корпуса. пушка и Башенный пулемёт отсутствовали, причем вместо последней устанавливалась древесная имитация.

В башне размещались три радиостанции — R/4T, R/5a и германская FuG 16.

Потому, что короткоствольная пушка не годилась для противодействия танкам , Университету бронетехники поручили проработать вопрос о оружии «Турана» длинноствольной 75-мм пушкой 43М. Параллельно планировалось расширить толщину лобовой брони корпуса до 80 мм. Масса наряду с этим должна была вырасти до 23 т.

В декабре 1943 года был изготовлен пример танка 44М «Туран III», но серийный выпуск развернуть не удалось из-за отсутствия достаточного количества орудий.

В первой половине 40-ых годов XX века на «тураны», по примеру германских танков Pz.NI и Pz.IV, стали навешивать экраны, предохранявшие от кумулятивных снарядов. Набор таких экранов для «Турана» весил 635 кг.

Как уже упоминалось, в армии «тураны» начали поступать в мае 1942 года, в то время, когда первые 12 автомобилей прибыли в танковую школу в Эстергоме. На 30 октября 1943 года Хонведшег располагал 242 танками этого типа. Полнее всех был укомплектован 3-й танковый полк 2-й

танковой дивизии — в нем насчитывалось 120 автомобилей, а в 1-м танковом полку 1-й танковой дивизии — 61 «Туран 40», еще 56 единиц пребывало в составе 1-й кавалерийской дивизии. Помимо этого, два «турана» имелось в 1-й роте самоходных орудий и три употреблялись в качестве учебных.

Танки «Туран 75» стали поступать в венгерские войска в мае 1943 года; к концу августа их было уже 49, а к марту 1944-го — 107.

На фото вверху — массивная броне-маска противооткатных устройств 75-мм пушки.

В центре — независимая установка курсового пулемета, ствол которого закрыт броневым кожухом. Прекрасно видны пулестойкие головки болтов. На бортах башни этого танка, кроме экранов, размещены траки гусениц.

Внизу — броневые кожухи курсового пулемёта и прицела

В апреле того же года 2-я танковая дивизия была послана на фронт, имея в собственном составе 120 «Туран 40» и 55 «Туран 75». Боевое крещение венгерские средние танки приняли 17 апреля, в то время, когда дивизия контратаковала наступавшие советские части под Коломыей. Танковая атака на труднопроходимой лесис-той и гористой местности не увенчалась успехом.

К 26 апреля продвижение венгерских армий было остановлено. Наряду с этим утраты составили 30 танков. В августе — сентябре дивизия принимала участие в битвах у Станислава (сейчас Ивано-Франковск), понесла тяжелые потери, и ее вывели в тыл.

1-я кавалерийская дивизия летом 1944 года учавствовала в тяжелых битвах в восточной Польше, отступая к Варшаве. Утратив все собственные танки, она была в сентябре выведена в Венгрию.

С сентября 1944 года 124 «турана» 1-й танковой дивизии сражались в Тран-сильвании. В декабре битвы шли уже в Венгрии, недалеко от Дебрецена и Ньиредьха-зы. Не считая 1-й, в них принимали участие и обе другие упомянутые дивизии. 30 октября начались битвы за Будапешт, продолжавшиеся четыре месяца. 2-я танковая дивизия появилась в окружении в самом городе, а 1-я танковая и 1-я кавалерийская дивизии сражались к северу от столицы.

В следствии ожесточённых боев у озера Балатон в марте — апреле 1945 года венгерские танковые армии прекратили собственный существование. Тогда же были стёрты с лица земли либо захвачены Красной Армией и последние «тураны».

«Туран II» с сетчатыми экранами, изготовленными по примеру германских «типа Тома»

Боец Красной Армии осматривает трофейный танк «Туран II», оборудованный сетчатыми экранами. 1944 год

Как уже говорилось, венгерский средний танк создавался на базе чехословацкой конструкции середины 1930-х годов. Не затянись так подготовка к его серийному производству и успей его выпуск к 1941 году — «Туран» имел возможность бы стать суровым соперником для советских БТ и Т-26. Но в апреле 1944-го эта угловатая клепаная машина была уже полным анахронизмом.

направляться подчернуть, что венгры перенимали германский опыт с значительным опозданием: «Туран II» взял короткоствольную 75-мм пушку по аналогии с Pz.IV. в то время, в то время, когда германские танки уже перевооружались длинноствольными орудиями.

В первой половине 40-ых годов XX века, опять-таки с учетом германского опыта, венгры решили создать собственный штурмовое орудие. Единственной подходящей базой для него был «Туран», ширину корпуса которого увеличили на 450 мм. В 75-мм лобовом странице низкопрофильной клепаной броневой рубки в рамке установили переделанную 105-мм пехотную гаубицу 40М компании MAVAG с длиной ствола 20,5 калибра.

Горизонтальные углы наведения гаубицы ±11°, угол возвышения — +25°. Боекомплект САУ складывался из 52 выстрелов раздельного заряжания. Пулемета машина не имела.

Двигатель, ходовая часть и трансмиссия остались такими же, как у базисного танка. Боевая масса составляла 21,6 т. Экипаж складывался из четырех человек. Эту самая удачную венгерскую бронированную военную машину периода Второй мировой, взявшую обозначение 40/43М «Зриньи 105» («Зриньи II»), названную в честь национального храбреца Венгрии Миклоша Зриньи, приняли на вооружение в январе 1943 года и выпустили в малом количестве — всего 66 единиц.

Эшелон с танками «Туран I» и«Туран II», попавший под удар советской авиации и захваченный частями 2-го Украинского фронта. 1944 год

Опытный образец танка 44М «Туран III» с длинноствольной 75-мм пушкой

Средний танк «Туран» в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового оружия и техники в Кубинке

Самоходное орудие «Зриньи II» в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового оружия и техники в Кубинке

Предпринималась попытка создать и противотанковую САУ 44М «Зриньи 75», вооруженную 75-мм пушкой 43М, такой же, как у танка «Туран III». Опытный образец выстроили в феврале 1944 года, на базе прототипа «Турана». Но дальше изготовления четырех серийных экземпляров дело не пошло.

С 1 октября 1943 года в венгерской армии начали формироваться батальоны штурмовой артиллерии по 30 САУ в каждом, на вооружение которых наровне с военными машинами германского производства стали поступать и штурмовые орудия «Зриньи». К 1945 году все оставшиеся САУ этого типа пребывали в составе 20-го Эгерского и 24-го Кошицкого батальонов. Последние части, вооруженные этими самоходками, сдались на территории Чехословакии.

Zrinyi I

Zrinyi II

Вооруженная 105-мм гаубицей САУ «Зриньи» была замечательным штурмовым орудием

Батарея самоходных орудий «Зриньи II» на протяжении тактических занятий. 1943 год

«Зриньи» являлись обычными штурмовыми орудиями. Они удачно сопровождали атакующую пехоту маневром и огнём, но бороться с советскими танками в первой половине 40-ых годов XX века уже не могли. В аналогичной ситуации немцы перевооружили собственные StuG III длинноствольными пушками, перевоплотив их в истребители танков.

Венграм же с их более отсталой экономикой такое мероприятие выяснилось не по силам.

До наших дней сохранилось лишь две военные машины из семейства венгерских средних танков. «Туран 75» (номер 2Н423) и «Зриньи 105» (номер ЗН022) возможно заметить в экспозиции музея бронетанкового оружия и техники в Кубинке под Москвой.

Создатель Михаил Барятинский

Новый танк Turan III — Легкий Дайджест №61 — готовься [World of Tanks]


Занимательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

spacer