«Быстрый» танк т-60

«Быстрый» танк т-60

«Стремительный» танк Т-60

  • ВМВ
  • танки

Алексей Чернышов

По собственному опыту мы в далеком прошлом уяснили: создание новой автомобили – дело тяжёлое и не стремительное. Сперва появляется информация о концепции перспективной модели, через несколько лет – примерные характеристики, позже фотографии дизайна кузова, опытные образцы, переналадка конвейера, и через пара лет В первую очередь разработки модель попадает к клиенту.

Так, к примеру, от проекта автомобиля «Калина» (1993 год) до создания прототипа (1999 год) прошло шесть лет, а первую машину Волжский автомобильный завод выпустил лишь в 2004 году. А как же разрабатывали новые танки на протяжении ВОВ? На полях сражений шли битвы не только между людьми, но и между конструкторами, и необходимо было скоро отвечать новыми техническими ответами на трансформацию толщины брони, оружия танков соперника.

Приемка на заводе танков Т-60 представителями армии
Источник: http://nevsepic.com.ua/nostalgiya/page,9,10620-velikaya-otechestvennaya-voyna-1000-foto-1-chast.html

СССР встретил германскую агрессию с легким танком Т-40, что был создан еще перед войной. Он оказался несложным, надежным и недорогим, но с началом военных действий стало известно, что по показателям вооружения и бронирования Т-40 не соответствует поставленным перед ним задачам. Исходя из этого, Государственный обороный комитет (ГКО) летом 1941 года принял экстренное ответ: снять с производства Т-40 и перейти на выпуск Т-50 – легкого танка, что отвечал поставленным требованиям (повышение лобовой брони до 25-30 миллиметров и установка пушки вместо крупнокалиберного пулемета), но был значительно сложнее в производстве.

Взял таковой главный конструктор и приказ столичного завода №37 Николай Александрович Астров. Он замечательно осознавал, что в назначенные сроки завод не сможет наладить выпуск нового танка. С трудом был запущен в производство 5,5-тонный Т-40, об освоении же 14,5-тонного Т-50 в скором будущем не могло быть и речи: не хватало места в цехах, грузоподъемности кранов, под новый проект не доходили станки.

Нужна была масштабная реконструкция завода, но в армейский период на это не было времени, да и распоряжение ГКО не оставляло заводу выбора.

В один момент с началом работ по Т-50 Астров решил в свободное время (а его было мало), на риск и свой страх и без ведома руководства, переделать Т-40 под новые требования армии. За две с половиной семь дней готовься макет и чертежи в металле. Астров лично ездил уговаривать конструктора Б. Шпитального сделать танковый вариант авиационной пушки ШВАК. Танк оказался успешным: с надежным автомобильным двигателем ГАЗа, наклонной броней башни и корпуса.

При весе 6,4 тонны машина была несложна в производстве и владела повышенной проходимостью.

В августе 1941 года Астров со старшим военпредом завода Окуневым написали письмо Сталину, где обрисовали обстановку, сложившуюся с Т-50, обосновали невозможность выполнить в срок распоряжение ГКО и в качестве альтернативы приложили чертежи собственной автомобили. Вечером того же дня письмо попало в ЦК, а ночью его уже просматривал Глава ГКО Сталин.

На следующий сутки нарком танковой индустрии Малышев приехал на завод и осмотрел машину, и вдобавок через сутки готовься проект распоряжения о принятии на вооружение Т-60 и отмене выпуска Т-50. В первую очередь разработки Астровым нового танка прошло всего 20 дней.

В сентябре, под германскими бомбами, КБ завода №37 дорабатывало чертежи и документацию. В собственных мемуарах Николай Александрович Астров ярко обрисовал самоотверженность работников КБ, которая разрешила создать новый танк в столь сжатые сроки: «Нужно ли сказать, сколь маленький срок выяснили нам на доработку, размножение, рассылку чертежей. КБ действовало весь день, отдыхали, уткнувшись носами в чертежные столы.

Не прерывались и при бомбежке, а в то время, когда бомбы падали близко, девочки-копировщицы плакали от страха. Слезы капали на сделанные тушью кальки, получались тёмные лужи – приходилось копировать опять».

Опытный образец Т-60 готовься , в то время, когда немцы уже доходили к Москве. Завод №37 успел выпустить 20 автомобилей и отправился в эвакуацию, а Астров закрепил на броне бочки с горючим, сел за рычаги танка и погнал машину в Неприятный на ГАЗ налаживать производство. Данный пробег был зачтен как ходовые опробования.

Головные фабрики по выпуску Т-60 эвакуировались за Урал (ХТЗ и №37), ГАЗ бомбили немцы. Не хватало квалифицированных рабочих; смежные фабрики лихорадило, и они срывали поставки бронекорпусов и башен (Коломенский машиностроительный завод эвакуировался в Киров, Сталинградский тракторный завод производил Т-34 и довольно часто не справлялся с дополнительной нагрузкой); станки были приспособлены под расточку подробностей меньшего размера, и конструкторы на фабриках время от времени переделывали целые узлы, наряду с этим не останавливая производство.

И все-таки фабрики дали такие нужные фронту танки в установленные ГКО сроки. В мемуарах Астров обрисовал обстановку 1941–42 годов так: «Но (не в похвальбу себе – так трудились все!) освоения и сроки проектирования автомобилей легко несопоставимы с сегодняшними. Болезни выжидания, опасения, довольно часто надуманные, еще не обладали людьми.

Конструкторам верили все – от директора завода до последнего уборщика, и трудились безусловно, не считаясь ни со собственными силами, ни с временем». Горьковский автомобильный завод наладил массовое производство Т-60 (1323 автомобили за 1941 год) с конца октября, через три месяца по окончании начала разработки Астровым первых чертежей.

Источник: Мемуары Н. А. Астрова

лёгкие танки Т-60 и Т-70 (Поле Боя 2015)


Занимательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

  • Небольшой танк громадной войны

    Небольшой танк громадной войны ВМВ танки СССР Юрий Пашолок История создания танка Т-60 нетипична для советского танкостроения. Кроме того, что эту машину…

  • История советского танкостроения. небольшой танк громадной войны

    История советского танкостроения. Небольшой танк громадной войны История создания танка Т-60 нетипична для советского танкостроения. Кроме того, что эту машину…

  • Танк т-30: несложнее несложного

    Танк Т-30: несложнее несложного ВМВ танки СССР Юрий Пашолок В воскресенье, 17 июля 2016 года, исполнится 75 лет с того дня, в то время, когда было издано постановление о…

  • Т-60 тяжёлого периода

    Т-60 тяжёлого периода ВМВ танки СССР Юрий Пашолок 20 июля 1941 года Государственный комитет обороны (ГКО) СССР принял распоряжение №222сс «Об изготовлении 10 тысяч…

  • Танк со сталинградских окраин

    Танк со сталинградских окраин ВМВ танки СССР Юрий Пашолок Одним из знаков битвы за Сталинград стали выпускавшиеся в том месте же Т-34. Последние такие танки,…

  • Обзор т-34. коммунистический средний танк

    Обзор Т-34. Коммунистический средний танк В игре… Т-34 – машина, узнаваемая кроме того людям, не игравшимся в World of Tanks. Так именуемое «оружие победы» — танк,…

spacer