Чехословацкая альтернатива для «тридцатьчетвёрки»

Чехословацкая альтернатива для «тридцатьчетвёрки»

Чехословацкая альтернатива для «тридцатьчетвёрки»

  • танки
  • военная техника
  • Чехословакия

Юрий Пашолок

Для большинства любителей истории бронетанковой техники развитие чехословацких танков заканчивается во время второй мировой. Частично это справедливо: лёгкие Skoda T-15 и Pz.Kpfw.38(t) n.A. стали последними по-настоящему уникальными чехословацкими танками, каковые были изготовлены в металле. Но в действительности проектная работа на фирмах не останавливалась ни на 60 секунд. Наряду с этим помогать немцам прорывными проектами ни на Skoda, ни на BMM не спешили.

Однако, опыт, купленный в годы германской оккупации, был учтён при разработке первых послевоенных чехословацких танков. Не смотря на то, что ни один из них не был изготовлен в металле, оригинальность задумки этих боевых автомобилей вызывает к ним громадный интерес.

Германское наследство

К концу Второй мировой войны пребывавшие чуть ли не в её центре Словакия и Чехия подошли с минимально вероятными утратами. Промышленность региона в годы войны довольно слабо стала жертвой массированных бомбардировок союзной авиацией, и воссозданная в 1945 году Чехословакия появилась в хороших условиях. Skoda и BMM (так на протяжении германской оккупации именовалась CKD) за счёт германских заказов взяли бесценный опыт.

По состоянию на конец войны BMM занималась выпуском истребителей танков Jagdpanzer 38(t). Эту же машину производили и на заводе Skoda.

Установка 75-мм пушки KwK 42 L/70 с орудийной маской от башни Schmalturm разработки Krupp. Фото сделано американскими экспертами на заводе Skoda в 1945 году

У Skoda, но, уровень сотрудничества с германскими клиентами был намного выше. Кроме Jagdpanzer 38(t), под конец войны на заводе в Пльзене освоили производство корпусов для германских тяжёлых танков Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B. Кроме этого, Skoda деятельно принимала участие в работах по сверхтяжёлому танку Pz.Kpfw.Maus: чешская компания производила его ходовую часть, включая траки. Не следует забывать и про артиллерийское производство Skoda: за войну тут был создан множество орудийных совокупностей самого различного класса.

К примеру, танковую версию 149-мм орудия sIG 33, которое устанавливалась на штурмовой на данный момент Sturmpanzer IV, создали и производили как раз в Чехии. Одним словом, опыт, полученный при исполнении германских заказов, разрешал чехословацким оружейникам с оптимизмом наблюдать в завтрашний сутки.

По окончанию Второй мировой чехословацкая армия взяла самую различную технику: советские Т-34–85 и ИС-2, британские Cromwell и Challenger, германские Pz.Kpfw.IV. Эти автомобили были хорошими, но с одной значительной оговоркой – все они были созданы и выпущены не в Чехословакии. Учитывая богатый опыт предвоенного чехословацкого танкостроения, такое положение дел в полной мере справедливо считалось временным.

Не следует забывать, что до войны Чехословакия была одним из наибольших европейских экспортёров бронетанковой техники. Чехословацкие танки поставлялись в Румынию, Швецию, Швейцарию, Эфиопию, Перу. Это были в полной мере современные автомобили, не уступавшие подобным зарубежным разработкам тех лет.

Застой, вызванный германской оккупацией, считался скоро преодолимым, тем более что танковые производственные мощности в годы войны, как уже говорилось выше, пострадали довольно слабо.

Траки, изготовлявшиеся на заводе Skoda. Данный опыт позднее был использован при разработке Skoda T-40 Танковое импортозамещение

Уже в осеннюю пору 1945 года в возрождённой Чехословакии была инициирована работа по разработке нового среднего танка, которому предстояло заменить подобные военные машины зарубежного производства. Зелёный свет новому танку дало заседание в Генштабе, состоявшееся 17 октября 1945 года. Технические требования на новую машину утвердил глава Генштаба дивизионный генерал Богумил Бочек (Bohumil Bocek).

Проект взял обозначение Tank vseobecneho pouziti (TVP), другими словами основной боевой танк.

Местом разработки TVP стал Военно-технический университет (Vojensky technicky ustav, либо VTU), находящийся в Праге. направляться сходу подчернуть, что VTU занимался по большей части концептуальной разработкой. Задачей сотрудников университета стало определение неспециализированной концепции нового танка, а дальше в дело вступали уже конструкторские бюро фабрик-изготовителей.

Эскизный проект среднего танка TVP, начало марта 1946 года

В качестве ориентира при разработке TVP чехословацкие армейские выбрали коммунистический средний танк Т-34–85. В первые послевоенные годы эта машина была самой массовой в чехословацкой армии. Не обращая внимания на то что в СССР данный танк считался устаревшим, детище КБ завода №183 в середине 40-х так же, как и прежде являлось одним из лучших средних танков мира.

В нём сочетались хорошее оружие, замечательный двигатель, благодаря которому танк владел хорошими динамическими чертями, и удовлетворительное бронирование, которое, но, к середине 40-х было уже очевидно недостаточным.

То, что в качестве ориентира военные и чешские инженеры выбрали Т-34–85, не свидетельствует что его . Единственным элементом советского танка, что изначально находился в проекте TVP, являлась 85-мм пушка ЗИС-С-53. Но, это орудие фигурировало лишь начинаеться проектных работ.

В соответствии с первым требованиям, датированным 17 октября 1945 года, в качестве оружия предлагалось применять пушки калибра 85 либо 100 мм (второй была кроме этого советская 100-мм пушка Д-10Т). С пушкой предполагалось спарить пулемёт ZB vz.37. Боекомплект предполагался в 80 снарядов и 3600 патронов.

Об ориентации на Т-34–85 говорит и требование чехословацких армейских установить страницы корпуса под наклоном, причём коммунистический танк прямо указывается как ориентир. Действительно, уже на этом этапе бронирование отличается: толщина лобового страницы предполагалась в 60 мм, а борта в 40 мм. При массе от 30 до 33 тысячь киллограм большая скорость TVP оценивалась в 50 км/ч.

Какой как раз двигатель должен был употребляться, не указывалось, но подчёркивалось, что он должен быть дизельным, а удельная мощность танка должна быть равна 20 л.с. на тонну.

Проект TVP VTU Реконструкция TVP разработки VTU

Советские пушки продержались в проекте TVP весьма недолго – богатое германское наследство давало о себе знать. В итоге эскизный проект, представленный 2 марта 1946 года, радикально отличался от Т-34–85. О советском танке напоминали только бронелисты под рациональными углами наклона, размещение трансмиссии и дизельный двигатель в кормовой части. На оказавшийся эскиз стоит наблюдать с изрядной долей скептицизма, потому, что ходовая часть, к примеру, продемонстрирована очень схематично.

Особенно это относится ведущего ленивца и колеса. Однако, прекрасно видно, что Военно-технический университет создал уникальную машину, в которой технических решений и узлов германского происхождения выяснилось очевидно больше, чем советских.

Никаких информации о силовой установке, боевой массе и скоростных чертях TVP к эскизу представлено не было. Наверное, инженеры VTU попытались вписаться в заданные Главным штабом тактико-технические требования. В боевую массу 33 тонны проект вписаться в полной мере имел возможность.

Не обращая внимания на то, что по длине корпуса TVP превышал Т-34–85 на полметра, толщина брони оказалась приблизительно та же. Толщина брони башни, достигавшая 65 мм в лобовой части и 40 мм по бортам, была меньше, чем у Т-34–85. Наряду с этим и её размеры были меньшими, чем у советского танка.

Огнемёт разработки VTU, что планировалось ставить в спарке с курсовым пулемётом. Позднее данный огнемёт употреблялся на огнемётном танке PM-1

Корпус TVP, и его ходовая часть были сплавом чешских, германских и советских ответов. С одной стороны, требования Генштаба очевидно ориентировали конструкторов на применение идей Т-34–85. Иначе, форма лобовой части была не похожей ни на что. Верх лобового страницы сделали ступенчатым, что было продиктовано мыслями удобства установки комплекса и механика-смотрового прибора водителя курсового оружия.

Как раз комплекса – вместе с пулемётом ZB vz.37 был спарен огнемёт конструкции VTU. Для питания огнемёта в лобовой части корпуса предполагалось разместить бак ёмкостью 100 литров.

Для входа и выхода в отделение управления предполагалось применять двустворчатые люки. Для питания двигателя имелся топливный бак ёмкостью 1500 литров, размещавшийся в кормовой части корпуса. Это делало более надёжным размещение экипажа в боевом отделении.

Но, будем помнить о баке для огнемёта, находящемся в обитаемом отделении управления.

Орудийная маска проекта установки 88-мм пушки KwK 43 L/71 в башне Schmalturm разработки Krupp. Орудийная маска TVP разработки VTU имела фактически ту же конфигурацию, и вряд ли это случайность

Очень уникально смотрелась ходовая часть проектируемого танка. Как уже говорилось выше, конструкция ленивца и ведущего колеса продемонстрированы очень условно. Но в подвеске очевидно прослеживается чешское происхождение. Предлагавшаяся VTU конструкция являлась развитием идеи инженера Алексея Сурина, использовавшейся на военных машинах компании CKD.

Отличие была в том, что опорные катки не блокировались в тележки, а пребывали на свободных балансирах. Что же касается гусеничных лент, то в них конкретно угадывается германская школа. Ширина трака, если судить по эскизу, составляла чуть менее 800 мм – это ненамного меньше, чем ширина трака Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B.

К слову, траки для тяжёлого танка Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E выпускались на заводе Skoda.

В случае если в конструкции корпуса и ходовой части германское влияние выражено не сильно, то происхождение башни и особенно орудия сомнений не вызывают. Пушка так и именуется – 88 mm N. Vz.36, где «N» свидетельствует «германская». Практически это германская 8.8. cm KwK 36 L/56, которая стояла на тяжёлом танке Pz.Kpfw. Tiger Ausf.E.

Башня имеет уникальную форму, но очень сильно напоминает башню Pz.Kpfw. Panther. Её лобовой лист сделан гнутым.

Ответ достаточно спорное, потому, что от нижней его части имели возможность случаться рикошеты в крышу корпуса. Орудийная маска, в отличие от созданной «по мотивам» башни, очевидно совсем германская: весьма похожую конструкцию имела маска проектной установки 8.8. cm KwK 43 L/71 в «узкую» башню Pz.Kpfw.Panther.

Германская 88-мм зенитная пушка Flak 41. Танковая версия этого орудия рассматривалась как более замечательная альтернатива 8.8 cm KwK 36

В представленном на эскизе виде TVP разработки VTU просуществовал считанные семь дней. Ещё 21 декабря 1945 года в адрес VTU пришло письмо, в соответствии с которому чехословацкие армейские захотели иметь в перспективном танке пушку, талантливую пробивать броню толщиной 100 мм на дистанции 3000 метров. Ни ЗИС-С-53, ни Д-10Т, ни 8.8 cm KwK 36 L/56 на такое не были способны.

Но на это была способна 88-мм зенитная пушка Flak 41, танковая версия которой известна как 8.8 cm KwK 43 L/71. Эта зенитная пушка, проходящая в чехословацких документах как 8.8 cm kan.pr.let. vz.41 (88-мм зенитная пушка обр.1941 года), начала считаться подходящей для нового танка. Ещё одной пушкой, которую разглядывали в качестве оружия для TVP, была германская же 105-мм зенитная пушка Flak 39 L/63.

На обе этим пушки конструкторы обратили внимание 13 февраля 1946 года, всего за 14 дней до рассмотрения проекта.

За дело берётся Skoda Проект Skoda T-40, декабрь 1946 года

Эскизные работы по TVP передали из VHU на фабрики CKD и Skoda. Реакция CKD малоизвестна, никаких документов о предстоящем развитии TVP по данной линии неизвестно. А вот Skoda проектом заинтересовалась, и в начале Декабря 1946 года заводское КБ представило собственное видение главного боевого танка.

Машина, взявшая индекс Skoda T-40, напоминала разработку VTU, но была куда лучше проработана.

Трезво оценив задание, инженеры предприятия из Пльзени сделали неутешительный вывод: в заданную тактико-техническими требованиями массу в 30–33 тонны уложиться не удастся. Реально танк обязан будет весить порядка 40 тысячь киллограм. Ещё последовательность предложений VTU кроме этого был или нереальными, или вызывающими большие сомнения.

В качестве силовой установки Т-40 предполагался X-образный дизель воздушного охлаждения Skoda 16ADH140

Конфигурация корпуса, если сравнивать с TVP, осталась по большей части той же. От идеи разместить спаренную установку пулемёта с огнемётом разумно отказались, убрав курсовой пулемёт по большому счету. В запасе остался лёгкий пулемёт, что, при необходимости, употреблялся и как курсовой.

Отказались инженеры Skoda и от рессорной подвески, разумно посчитав, что торсионная подвеска лучше. Конструкция поддерживающих катков очень сильно напоминала подобные катки со средних танков Skoda предвоенного периода. Ширину траков снизили до 700 мм, что высвободило в корпусе место, которое очевидно не было лишним.

В отличие от TVP, для танка Т-40 у инженеров Skoda нашлась силовая установка в виде X-образного дизеля воздушного охлаждения Skoda 16ADH140 мощностью 700 л.с. при 2000 об/мин. Не смотря на то, что до планировавшейся удельной мощности в 20 л.с. на тонну дотянуть не удалось, Skoda T-40 имел бы более высокую удельную мощность, чем Т-34–85 и Pz.Kpfw.Panther. Его большая скорость оценивалась в 50 км/ч, что и требовалось по заданию.

Установка оружия Skoda T-40. Она фактически один в один повторяла установку оружия башни Schmalturm разработки Krupp

Более ответственно подошли в КБ Skoda и к вопросу проектирования башни. В ней кроме этого угадывались германские корни, но к вопросу размещения экипажа подход конструкторов был более важным. Башня Т-40 оказалась больше, чем у TVP, так что вопросов с размещением в ней как штатного, так и перспективного оружия не появилось.

Но, вторых вариантов оружия, не считая пушки 88 mm N. Vz.37, для этого танка не рассматривалось. С пушкой должен был быть спарен пулемёт ZB vz.37. Помимо этого, в крыше башни был предусмотрен дымовой гранатомёт, подобный германскому.

Форма орудийной маски полностью повторяла маску башни Schmalturm разработки Krupp.

Реконструкция Skoda T-40

Трезво оценивая создание Skoda, возможно сказать о том, что в Пльзени создали в полной мере современный танк. Значительным недочётом Skoda T-40 было очевидно неудачная конструкция и недостаточное бронирование лобового страницы корпуса. Иначе, оружие чехословацкого танка делало недостаточным бронирование фактически всех тогдашних средних танков.

Только Т-54 в лобовой проекции был бы не по зубам для Pak 43.

Танк Skoda T-40 в полной мере имел возможность бы иметь экспортный потенциал. Но вторая добрая половина 40-х годов стала временем стремительного роста аппетитов армейских во многих государствах. Не стала исключением и Чехословакия. Уже во второй половине 40-ых годов двадцатого века танк Skoda T-40 прекратил соответствовать требованиям, предъявляемым к современному танку.

Машина так и осталась на страницах заводской документации.

Создатель высказывает признательность Юрию Тинтере (Jiri Tintera) и Франтишеку Роцкоту (Frantisek Rozkot), Чехия, за помощь в подготовке материала.

Источники:

  • NARA (National Archives and Records Administration)
  • BAMA (Bundesarchiv)
  • VHU Prahan (Vojensky historicky archiv)
  • Mgr.Martin Dubanek — Od bodaku po tryskace — Nedokoncene Ceskoslovenske zbrojni projekty 1945–1955, Mlada fronta 2011
  • Архив Юрия Тинтеры (Jiri Tintera)
  • http://forum.valka.cz
  • Фотоархив автора

Чего получает Альтернатива для Германии?


Занимательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

spacer