Чехословак с тагильской родословной

Чехословак с тагильской родословной

Чехословак с тагильской родословной

  • танки
  • СССР
  • Чехословакия

Юрий Пашолок

Танки Т-34–85 по окончанию Второй мировой были чуть ли не самым массовым типом военной техники чехословацкой армии. Первые такие автомобили чехословацкий корпус взял в начале 1945 года, всего же на протяжении войны ему было передано до 130 танков этого типа. Они учавствовали в освобождении Праги, а позднее стали главной бронетанковых сил послевоенной чехословацкой армии.

По окончании войны поставки длились. На фотографиях тех лет видятся советские автомобили, очевидно выпущенные уже по окончании 9 мая 1945 года. Т-34–85 стали первыми танками чехословацкой армии, взявшими на башнях известные трёхцветные «кокарды».

Плод компромисса

Не обращая внимания на то что Т-34–85 был на момент окончания Второй мировой в полной мере современным танком, ни для кого не являлось секретом – машина быстро устаревает. Это осознавали и чехословацкие армейские. 17 октября 1945 года произошло заседание в генеральном щтабе, на котором его командующий, дивизионный генерал Богумил Бочек, утвердил тактико-технические требования на Tank vseobecneho pouziti (TVP), другими словами основной боевой танк.

В этих требованиях очевидно просматривался забранный за базу образ Т-34–85, но наряду с этим в деталях новый чехословацкий танк должен был достаточно очень сильно различаться.

Разработка TVP затягивалась. Военно-технический университет (Vojensky technicky ustav, либо VTU), где проектировался TVP, представил концепцию танка в марте 1946 года. На её базе инженеры фабрик CKD и Skoda должны были создать собственные танки. Итогом стал проект Skoda T 40, заметно отличавшийся от исходного TVP. Представленный в декабре 1946 года проект уже через год прекратил удовлетворять требованиям чехословацких армейских.

По результатам во второй половине 40-ых годов XX века TVP переработали, и на свет показались проекты Skoda T 50 и CKD T 51. На их базе в один момент стали проектировать и самоходные установки.

Т-34–85 производства СССР на учениях чехословацкой армии в Миловице, 1952 год

В это же время, время шло, а дальше бумаги ни один проект так и не продвинулся. Неудивительно, что в один красивый момент у военных иссякло терпение. И не смотря на то, что работы по TVP длились до марта 1950 года, к тому моменту чехословацкий Генштаб уже решил, причём отнюдь не в пользу разработок CKD и Skoda.

Часто это решение именуют политически мотивированным. Вправду, 20–25 февраля 1948 года коммунисты заняли главные посты в управлении Чехословакии, что привело среди них и к чисткам. 14 июня президентом Чехословакии стал коммунист Клемент Готвальд.

Всё это не имело возможности не отразиться на отношениях с СССР, в том числе и в военной сфере.

Но именно ответ чехословацкого Генштаба по танкам связано с политикой в мельчайшей степени. Быстро устаревающий парк бронетанковой техники нужно было обновлять, кроме того, многие подразделения по большому счету остро нуждались в комплектовании хоть бы какими-то танками. Дело дошло до того, что начались принятие и модернизация в строй германских StuG 40 и Pz.Kpfw.

IV. Наряду с этим за прошедшее по окончании войны время чехословацкая индустрия не выпустила ни одного по-настоящему нового танка либо самоходной установки. Единственным разумным ответом в данной ситуации стало обращение за помощью к политическому и армейскому союзнику.

В начале 50-х годов кое-какие Т-34–85 взяли ограждения фар, как на этом танке. Помимо этого, часть чехословацких танков взяла фары Notek

В июле 1949 году Чехословакия взяла лицензию на производство Т-34–85. Обстоятельства, из-за чего этот танк, казавшийся устаревшим ещё в 1945 году, был выбран для производства, несложны. Во-первых, с Т-34–85 чехословацкие армейские были прекрасно привычны. Во-вторых, не обращая внимания на то что он вправду не был новейшим танком, кроме того в конце 40-х годов это не казалось критичным.

В-третьих, танк был технологичен, и его освоение в производстве не воображало громадных неприятностей.

Появляется дополнительный вопрос, отчего же Чехословакия купила лицензию именно на Т-34–85, а не на куда более идеальный Т-54. Ответ на данный вопрос несложен: к 1949 году в СССР лишь осваивалось производство Т-54, а совсем его вид сформировался только к началу 50-х. Кроме того если не касаться того, что СССР по большому счету имел возможность бы не поделиться лицензией на совсем новую машину, освоение производства Т-54 имело возможность «настойчиво попросить» куда больше времени.

При же постановки на конвейер Т-34–85 чехословацкая индустрия приобретала опыт выпуска танков, боевая масса которых превышала 30 тысячь киллограм. Ни до войны, ни на протяжении неё военные машины таковой массы в Чехословакии не строилось.

Серийное производство с переездом

Техдокументация на Т-34–85 была доставлена клиентам в ноябре 1949 года. Отправителем был коммунистический завод №183 из Нижнего Тагила, разработчик Т-34–85. Танк, что предстояло производить в Чехословакии, пара отличался от тех автомобилей, что производились в СССР.

Последние советские Т-34–85 были выпущены ещё во второй половине 40-ых годов двадцатого века, и их конструкция неспешно дорабатывалась. Неудивительно, что в итоге чехословацкая тридцатьчетвёрка отличалась от советских собратьев.

Чехословацкий Т-34–85 выпуска завода CKD Sokolovo, май 1952 года

Для производства танков в январе 1950 года началась перестройка завода CKD Sokolovo, пребывавшего в Праге. Применение паровозостроительного завода в качестве базы выглядит в полной мере разумным ответом, в особенности в случае если учесть наличие на нём развитого парка подъёмного оборудования. Для помощи в организации перепрофилирования производства в Чехословакию прибыли эксперты из СССР.

Подрядчиком по производству двигателей стал завод Skoda в Пльзени, где был организован выпуск моторов В-2. Изготовителем оружия было выяснено ещё одно предприятие Skoda, пребывавшее в словацкой Дубнице-над-Вагом. Как и CKD Sokolovo, данный завод, SMZ, ранее занимался паровозостроением.

Наконец, корпусное производство было организовали на заводе им. Сталина (Zavod J.V.Stalina, ZJVS) в словацком Мартине. Новый танк безо всяких оговорок возможно именовать как раз чехословацким, потому, что в его выпуске были задействованы как чешские, так и словацкие фирмы.

Чехословацкий Т-34–85 из технического музея в Лещанах, имеющий оптику позднего типа. Обратите внимание на уровень качества литья башни

Послевоенный первенец дался чехословацкой индустрии непросто. Первый пример чехословацкого Т-34–85 был изготовлен 1 сентября 1951 года. К началу октября было произведено ещё семь танков, два из которых отправились на краткосрочные опробования.

Всего же до Января этого года удалось выпустить 25 Т-34–85.

Первые танки оказались достаточно «сырыми», что для начальных выпусков техники в полной мере обычное явление. В массовом порядке поступали нарекания на работу сцепления, другие агрегаты и трансмиссию. Во многом это было связано с тем, что нужный уровень качества был достигнут далеко не сходу.

Для налаживания техпроцессов потребовалось время. В следствии полномасштабное производство Т-34–85 началось на CKD Sokolovo лишь с февраля 1952 года.

Такими фарами с ограждениями оснащались чехословацкие Т-34–85 в 50–60-х годах

Как уже упоминалось выше, близнецом тагильских автомобилей чехословацкий танк не стал. От завода №183 машина унаследовала характерные опорные катки литой конструкции, не смотря на то, что часть танков взяла штампованные катки. Что же касается башни, то она больше похожа на ту, что под конец производства приобретали танки завода №174 (г.

Омск).

По различным мелочам чехословацкий танк конкретно вычисляется среди советских собратьев. Для начала, в глаза кидается уровень качества башен и изготовления корпусов. Изделия, поступавшие из Мартина, отличались высокой тщательностью обработки.

Особенно в этом замысле выделяется башня, практически лишённая всевозможных неровностей, характерных для литых башен.

Мало отличался и корпус танка. Петли верхнего кормового страницы были увеличены, а броневые кожухи выхлопных труб имели более замысловатую конструкцию. Ещё одним характерным для чехословацких танков элементом стал порт для полевого телефона, пребывавший в левой задней части корпуса.

С левого борта показалось крепление для тросов, а передняя фара взяла ограждение характерной формы. На танки раннего выпуска кроме этого ставились фары ночного вождения Notek, скопированные с германских.

На этом снимке прекрасно видны «фигурные» кожухи выхлопных труб и порт для полевого телефона, характерные для чехословацких Т-34–85 черты

Всего на предприятии CKD Sokolovo был собран 951 танк. Производство длилось до декабря 1953 года. Не обращая внимания на распространённое вывод, что чехословацкие танки были лучше советских, с танками данной партии картина была прямо противоположной. На 81 танке, поставленном в чехословацкую армию в 1951–52 годах, было зафиксировано 280 поломок, из них 250 напрямую было связано с нехорошим качеством изготовления.

Сравнение с танками производства СССР, последняя партия которых прибыла во второй половине 40-ых годов XX века, появилось в пользу танков, сделанных в СССР.

Чехословацкие армейские для себя сделали в полной мере определённые выводы. Уже в мае 1952 года первый Т-34–85 вышел из ворот завода в словацком Мартине, а с сентября тут началось серийное производство. Эти танки и стали той самой визиткой чехословацкого качества. В первой половине 50-ых годов двадцатого века оба завода суммарно выпустили 352 танка, а в следующем – ещё 1050 штук.

В первой половине 50-ых годов XX века CKD Sokolovo переключился на изготовление локомотивов, и Т-34–85 был последний танком, выпущенным CKD и на территории Чехии по большому счету. Отныне как раз Мартин стал сердцем чехословацкого танкостроения, и всего тут было собрано 1785 танков данного типа.

Проект установки в Т-34–85 100-мм пушки, апрель 1954 года

Достаточно скоро был поднят вопрос о модернизации Т-34–85. Во многом это было связано с тем, что с 1953 года начался выпуск САУ SD-100, чехословацкой версии советской СУ-100. Находившееся на ней 100-мм орудие Д-10Т, взявшее чехословацкое обозначение 100 mm vz. 44 S, имело куда громадную бронепробиваемость, чем 85-мм пушка Т-34–85.

В полной мере конечно, что показалось желание поставить более замечательное орудие и на танк, тем более что его габариты в полной мере это разрешали. Работы по данной теме были организованы на предприятии Konstrukta Trencin (Тренчин, Словакия), а после этого в Военно-техническом университете.

Первый (сверху) и второй (снизу) варианты установки 100-мм пушки в башню Т-34–85

Работа над чехословацким Т-34–100 началась в первой половине 50-ых годов XX века. 6 апреля 1954 года Военно-техническим университетом был представлены проекты Т-34–85, вооружённого 100-мм пушкой обр. 1944 года.

Танк оставался фактически без трансформаций, переделке подверглась только носовая часть башни.

Первый представленный вариант смотрелся наименее проблемным с позиций организации производства. Главная часть его башни по большому счету не изменялась. К ней только на болтах пристыковывалась носовая секция, в которой и размешалась достаточно очень сильно выдвинутая вперёд пушка. Орудие приобретало прицел TS-20. Кроме этого переделывалась установка спаренного пулемёта.

Во втором варианте носовую часть башни приходилось существенно переделывать. Но такая версия имела более высокую снарядостойскость.

В соответствии с расчётам, скорострельность 100-мм орудия должна была составить порядка 8 выстрелов в 60 секунд, но в возможность успехи таких параметров верится с большим трудом. Бюджет умелых работ должен был составить 780 тысяч крон, из них 160 тысяч ушло бы на проектные работы, а другое – на изготовление опытного образца.

Установка для преодоления водных рубежей по дну

Вопрос по организации предстоящих работ повис в воздухе на 2 месяца. Возможно такая модернизация имела возможность усилить огневую мощь танка. Но вместе с плюсами всплывали и минусы.

Во многом ситуация пересекалась с тем, что происходило за 9 лет до этого в СССР.

В 1945 году на опробования вышел Т-34–85 с установленной в нём 100-мм пушкой ЛБ-1. Коллективу ЦАКБ во главе с В. Г. Грабиным удалось установить пушку по большому счету без переделки башни, и она кроме того имела возможность стрелять. Основная неприятность была в том, что условия работы экипажа были очень сильно стеснёнными.

От предстоящего развития темы в СССР отказались.

При же с разработкой Konstrukta Trencin дело не дошло кроме того до изготовления опытного образца. Чехословацкий Генштаб всё ещё желал 100-мм пушку в Т-34–85, но совсем не 100 mm kanуn vz. 44 S. Сейчас обращение шла уже о 100-мм танковом орудии AK 1, которое планировалось ставить и в последнюю версию TVP.

Кроме всего другого, эта пушка имела стабилизатор и автомат заряжания вертикальной наводки.

Но эти пожелания не достигли кроме того стадии эскизного проекта. 30 июня 1954 года программу Т-34–85 со 100-мм орудием закрыли совсем. К тому моменту Чехословакия взяла лицензию на производство Т-54. Последние Т-34–85 покинули Мартин в конце 1956 года, а уже в следующем году завод изготовил первые Т-54.

С их возникновением чехословацкая армия совсем решила проблему оружия собственной армии современными танками.

Интернационалист-долгожитель

Из 2736 выстроенных Т-34–85 чехословацкая армия покинула себе лишь 1437 штук, а также 731 производства CKD Sokolovo и 706 производства ZJVS Martin. Остальные автомобили пошли на экспорт. Последние два года завод в Мартине создавал автомобили только для продажи за предел.

Что же касается чехословацкой армии, то во второй половине 50-ых годов двадцатого века у неё имелся 1701 танк Т-34–85. Это число включает и танки, каковые были взяты от СССР. За счёт того, что на вооружение чехословацкой армии неспешно поступали Т-54 собственного изготовления, более ветхая матчасть понемногу изымалась. К 1967 году, в то время, когда в Мартине уже производили Т-55, Т-34–85 всех типов в армии осталось всего 1120 штук.

Часть из снятых с оружия Т-34–85 отправилась за предел, какие-то танки переделали в спецмашины. В конце 1971 года число Т-34–85 сократилось до 780 и неспешно уменьшалось .

Чехословацкий Т-34–85 на съёмках фильма, 60-е годы. Танк имеет фару Notek

В составе чехословацкой армии карьера Т-34–85 была спокойной. Машина стала учебной партой для весьма многих танкистов. На ней экспериментировали с разным оборудованием, включая совокупность подводного вождения.

Совсем по-иному сложилась будущее Т-34–85 чехословацкого производства за границей. Повоевать им было нужно большое количество, и в первоначальный бой эти танки пошли ещё в то время, в то время, когда их производство в Мартине не закончилось.

Трофейные Т-34–85 египетской армии в Хайфе, 1957 год

21 марта 1953 года на место погибшего фаворита Чехословакии Клемента Готвальда пришёл Антонин Запотоцкий, что стало причиной определённым трансформациям политического курса страны. В этом же году начались и экспортные поставки Т-34–85. 21 сентября 1955 года между Египтом и Чехословакией была достигнута договоренность о поставках многих военной техники и образцов вооружения.

Т-34–85 среди них, очевидно, находились.

Всего Египет взял 820 танков, часть из которых (230 штук) успела поучаствовать в битвах за Суэцкий канал. Боевые действия начались 29 октября 1956 года, против Египта сражались Израиль, Франция и Англия. На протяжении этого конфликта воюющие стороны понесли большие потери в бронетанковой технике.

Среди трофеев антиегипетской коалиции были и танки Т-34–85 чехословацкого производства.

В следующий раз вести войну чехословацким Т-34–85 было нужно совсем в другом уголке земного шара. Куба купила около сотни танков как советского, так и чехословацкого производства. Закупки велись прямо со складов чехословацкой армии и достались клиенту с большой скидкой – 67 процентов. Фидель Кастро не прогадал – танки ему понадобились.

В апреле 1961 года случилось известное сражение в Заливе Свиней, где высадился десант соперников революции на Острове Свободы, поддерживаемых и вооружённых ЦРУ. В то время у кубинцев было всего десять Т-34–85, в основном советского выпуска, но и они были весьма кстати. Их соперниками стали американские лёгкие танки M41 Walker Bulldog, по совокупности боевых черт существенно им уступающие.

Один Т-34–85 был стёрт с лица земли, но «гусанос», как именовали жители острова свободы контрреволюционеров, утратили все собственные танки. Кстати, один из них сейчас находится в экспозиции парка «Патриот».

Подбитый сирийский Т-34–85, Голанские высоты, 1967 год. Танк имеет турель для установки зенитного пулемёта ДШК

Вторым по количеству купленных танков клиентом чехословацких Т-34–85 была Сирия. Всего в том направлении отправилось 120 автомобилей. Появлявшиеся в сирийской армии танки взяли наибольшее число трансформаций среди всех Т-34–85 чехословацкого выпуска.

самая заметной подробностью стала массивная турель под пулемёт ДШК, установленная на командирской башенке.

Сирийским Т-34–85 довелось понюхать пороха в первых числах Июня 1967 года, в то время, когда разразилась Шестидневная война. Большая часть этих танков была или подбитой, или захваченной израильской армией. Тогда же в бой опять ходили и египетские Т-34–85. Всего арабами был потерян 251 танк этого типа. Кое-какие из трофеев израильские армейские позднее переделали в долгосрочные огневые точки, закопанные на протяжении границы с Иорданией и Сирией.

Их ходовая часть и двигатели снимались, а на месте отделения управления размещалась громадная боеукладка.

Среди регионов, куда поступали на экспорт чехословацкие автомобили, были и более спокойные. К примеру, Болгария и Румыния взяли, в общем итоге, 120 автомобилей. Около 30 танков отправилось в Индию, Йемен и Ирак. В последнем, но, этим танкам однако было нужно повоевать.

Сражались чехословацкие Т-34–85 и в Ливане, где они появились в 70-х годах.

Т-34–85 чехословацкого производства в Ливане, 70-е годы

В целом «собственный» Т-34–85 был для Чехословакии громадной успехом. Это первенствовал средний чехословацкий танк, добравшийся до стадии серийного производства. Помимо этого, до него Чехословакия ни при каких обстоятельствах не производила танки в таких количествах.

Выпуск Т-34–85 разрешил Чехословакии не только вывести собственную танкостроительную индустрию на большой уровень, но и возвратиться с продукцией собственного изготовления на интернациональный рынок оружий.

Был, но, и один громадный минус. Танков собственной разработки Чехословакия больше не создавала, да и толком и не разрабатывала. Лицензионный выпуск советских танков был более удачным, не требуя больших затрат на выпуск и проектирование опытных образцов.

Создатель высказывает признательность Юрию Тинтере (Jiri Tintera) и Франтишеку Роцкоту (Frantisek Rozkot), Чехия, за помощь в подготовке материала.

литература и Источники:

  • VHU Prahan (Vojensky historicky archiv)
  • Dubanek, M — Od bodaku po tryskace. Nedokoncene ceskoslovenske zbrojni projekty 1945–1955, Praha, Mlada fronta 2011http://forum.valka.cz
  • http://ftr.wot-news.com
  • Фотоархив автора

Типси Тип — Баланс


Увлекательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

  • Громадный успех мелких танков

    Громадный успех мелких танков ВМВ танки Чехословакия Юрий Пашолок Оружие чешского производства было очень популярно еще в начале XX века….

  • Металлическое наследство фашисткой германии

    Металлическое наследство Фашисткой германии Германия военная техника Чехословакия Юрий Пашолок Промышленность Чехословакии по окончании окончания Второй мировой…

  • Приключения «центуриона» в скандинавии

    Приключения «Центуриона» в Скандинавии танки холодная война Англия Швеция Юрий Пашолок Не обращая внимания на рвение Швеции вооружаться собственными…

  • Танковые орудия ссср

    Танковые орудия СССР Первые советские танковые орудия были 37-мм, как находившиеся на первом танке КС, так и на самом распространенном Т-18. Увы, 37-мм…

  • Самый массовый из легких

    Самый массовый из легких ВМВ танки СССР Александр Гребнев В начале ВОВ советским легким танкам было нужно сыграть роль значительно…

  • История американского танкостроения. пт-сау м10 wolverine

    История американского танкостроения. ПТ-САУ М10 Wolverine Самоходная артиллерийская установка M10 Wolverine имела сокращенное обозначение GMC (3-in. Gun…

spacer