Чудовище вида ужасного

Чудовище вида ужасного

Чудовище вида страшного

  • шушпанцер
  • Англия

Андрей Мартьянов

Все мы превосходно знаем, что эра двадцатых и тридцатых годов ХХ века в истории танкостроения была отмечена возникновением самых немыслимых бронированных страшилищ, каковые и танками-то назвать сложно. Злые языки поговаривают, что самые варварские и безжалостные опыты в области конструирования военной техники проводились в межвоенной Франции (и в этом имеется большая часть истины), но от французов не отставали и англичане. Не смотря на то, что, казалось бы, Англия, являвшаяся отчизной танков как таковых, в указанный период выдала пара более чем вменяемых моделей, ставших прототипами для танков в других государствах — достаточно отыскать в памяти известный Vickers Mk E «шеститонный», прямой прародитель советского Т-26 и ещё уймы автомобилей на его базе.

Однако танкостроительные кошмары процветали и на берегах Альбиона. Тут направляться отыскать в памяти о английской концепции применения военной техники, основанной на опыте Первой Мировой — потому, что другого опыта попросту не было, а очень редкое применение танков в колониях ограничивалось запугиванием туземцев невиданными металлическими автомобилями.

Итак, деление танков по классам было донельзя архаичным, в особенности в свете быстро развивающейся технологических прорывов и военной науки — танки пехотные, кавалерийские и штурмовые. Первый тип, как светло из заглавия, обязан был поддерживать пехоту (из этого неповоротливость и медлительность, дабы танк внезапно не обогнал атакующих пехотинцев), кавалерийские (они же крейсерские), более лёгкие автомобили делали роль конницы — стремительные прорывы в тыл и фланговый обход, ну и сверхтяжёлые штурмовые танки предназначались для преодоления глубоко эшелонированной обороны.

Непреодолимый кошмар, что испытывали английские и французские генералы перед колоссальными потерями и позиционной войной, которые связаны с прорывом фронта времён Великой войны, отразился и на заказах армейского ведомства компаниям, создававшим военную технику. Отчего иногда появлялись очень драматические коллизии, одна из которых именовалась TOG II* — самый необычный танк периода Второй мировой.

Да-да, как раз Второй мировой войны — потому, что данный монстр был закончен к 1941 году, а совсем проект прикрыли аж в 1945-м. Это при том, что у многих воюющих держав — по крайней мере, у Германии и СССР, — уже давно были обычные танки, а не футуристические «сухопутные линейные корабли»!

Несомненно, проект TOG для начала сороковых годов смотрелся как минимум необычно. Но, отчего же «необычно»? Машина в полной мере укладывалась в рамки британского представления о так именуемом «тяжёлом штурмовом танке», предназначенном только для прорыва эшелонированных оборонительных позиций.

Мы уже говорили о панической боязни новой «окопной войны» во Великобритании и Франции. Французы выстроили собственные «штурмовые» В1 bis, но в Англии в течении всех тридцатых годов так и не показалось ни одного приличного тяжёлого танка…

— А как же пятибашенный A1E1 «Independent»? — спросит читатель. Отвечаем:

«Independent» окончательно остался не более чем опытом. Весьма дорогой, сверхсложный в производстве и совсем ненужный: к концу тридцатых всем стало совсем ясно, что многобашенная компоновка бесперспективна. «Independent» выстроили в единственном экземпляре и практически сходу сдали в музей. Перед самой войной английское руководство сделала вывод, что в случае если нужно будет воевать с Германией и прорывать «линию Зигфрида», то потребуется аналог древнего «ромба» Mk.VIII «Liberty», лишь выполненный с учётом всех достижений технической мысли за последние двадцать лет.

A1E1 «Independent» – то ли экспериментальный монстр, то ли монструозный опыт

Это кроме того не обращая внимания на то, что танк «Liberty» — это не просто седая древность, а тотально устаревшая концепция! Однако, армии требовался как раз таковой танк: машина, предназначенная для преодоления траншей. Из-за чего Mk.VIII сделали такими длинным? Десять с половиной метров?

Правильно: танк имел возможность переползти четырёхметровый ров. Кстати, в 1918 году были замыслы удлинить «Liberty» до четырнадцати метров — тогда ему была бы не страшна траншея в пять с половиной метров! Проектировщики TOG исходили как раз из этих мыслей…

Увы, совсем новый танк создавали для в далеком прошлом закончившейся войны. Никто и представить себе не имел возможности, что состоится блицкриг, и позиционное противостояние окончательно уйдёт в прошлое. В июле 1939 года в армейском министерстве Британии произошло заседание, где обсуждались требования к новым тяжёлым танкам для грядущего конфликта в Европе — было ясно, что Гитлер не остановится на Чехословакии и аннексии Австрии.

Участники дискуссии, все до единого, во время Первой мировой занимались строительством и разработкой «ромбов», а потому придумывать что-то принципиально новое не стали — для чего, в то время, когда имеется замечательно отработанная и зарекомендовавшая себя схема? Нужно лишь вывести её на как следует новый уровень!

направляться раздельно подметить, что в СССР тогда вели работы по созданию КВ и Т-34, в Германии доводили до ума Pz.III и Pz.IV, но Британия оставалась верна традициям. Жертвой ответа бронетехнических старикашек-конструкторов стал не только TOG, но и фактически все британские тяжёлые и пехотные танки начального периода войны. Infantry Tank A20 и «Черчилль» также ведут собственную родословную от упомянутого заседания, в то время, когда было решено возродить к судьбе концепцию «ромбов»…

Примером служил французский В1, у которого главное орудие размещалось не в башне, а в лобовом бронелисте — повторяя нереализованные проекты усовершенствования танков Первой мировой. Сообщено — сделано: техзадание от октября 1939 года подразумевало отсутствие башни, громадную длину танка для преодоления траншей, полный охват гусеницами корпуса, замечательную пушку в передней части корпуса для уничтожения упрочнений и две пушки в боковых спонсонах, спаренных с пулемётами, для зачистки окопов.

Что в у Либерти, самого долгого танка Великой войны

На сохранившейся в Бовингтонском музее машине TOG II* замечательно заметны огромные вырезы в передней части корпуса для установки спонсонов с 40-пулемётами и миллиметровыми пушками BESA. Причём скорость танка предусматривалась ничтожная: максимум пять миль либо восемь км/ч — ничего необыкновенного, танк не должен опережать пехоту. Ну и, конечно же, фирменная английская твёрдая подвеска без упругих элементов, плюс уйма катков.

Действительно, двигатель решили поставить прогрессивный — дизельный.

Осветим ещё один ответственный вопрос — отчего же как раз TOG и никак в противном случае? В Британии танкам в большинстве случаев присваивались порядковые цифровые либо буквенные индексы либо имена личные: «Черчилль», «Крестоносец», «Матильда». Эта сокращение показалась в следствии шутки тех самых пожилых джентльменов, что решили реанимировать идею ромбовидных танков.

Они назвали собственный комитет в соответствии с действительностью: «The Old Gang», «Ветхая банда», подразумевая прежнее сотрудничество в Первую мировую.

TOG I во дворе завода

Страно, как эти люди смогли в один момент воплотить в металл в далеком прошлом отжившую собственное архаику и вправду передовые идеи! К примеру, TOG оснащался уникальной электротрансмиссией: главный двигатель вращал генератор, подававший энергию на два электродвигателя по бортам, приводя в перемещение ведущие колеса. Причём штурвал автомобили был связан с потенциометром, уменьшавшим либо увеличивавшим напряжение в двигателях.

Стоит напомнить, что САУ «Фердинанд» врача Порше, созданная по тому же принципу, покажется лишь через три с лишним года! По тем временам это была очень современная трансмиссия, действительно, установленная на машину, которой в новой войне при всём жажде не пребывало места.

Разработка шла своим чередом, но по окончании трагедии во Франции до «Ветхой банды» начало доходить, что проект пара не соответствует реалиям времени. Сделали вывод, что башня всё-таки нужна. Спонсоны убрали, заменив их бронированными люками. Покинули 75-миллиметровое орудие в лобовой части корпуса, а сверху привинтили башню от танка «Матильда-II». Поменяли трансмиссию на гидравлическую.

Исправленный вариант взял обозначение TOG 1А, его испытывали впредь до весны 1944 года, после этого послали на Чобхэмский полигон — что стало с данной конкретной машиной, неизвестно, быть может, её временные остатки до сих пор покоятся в одном из ангаров вести войну.

TOG I с башней от Матильды

Да-да, никаких неточностей. Весна сорок четвёртого года. В Германии шла подготовка к серийному производству «Королевского» Тигра II, а СССР уже производил ИС’ы. Всем в далеком прошлом было ясно, что мастодонт TOG не имеет никаких возможностей, но Англия — консервативная страна.

Кстати, сам Уинстон Черчилль настаивал в первой половине 40-ых годов двадцатого века на продолжении работ.

В итоге показался второй прототип, тот самый TOG II*, со ветхим корпусом и ходовой. Пушку в лобовом бронелисте всё-таки демонтировали и заказали новую башню, намерено под 57-миллиметровое орудие. Данный вариант испытывали до апреля 1943 года, причём «Ветхая банда» с восхищением отмечала: оказался самый тяжёлый и самый замечательный танк в английской истории! Восемьдесят тысячь киллограм!

В проектирование пошли модификации TOG II* R и TOG III, но их так и не выстроили — во-первых, Вторая мировая своевременно закончилась, во-вторых, кроме того до пожилых джентльменов наконец-то дошла несложная идея: для данной автомобили манёвренная война губительна.

TOG II* с макетом башни и 75-мм пушки

Совсем проект закрыли уже по окончании Победы. В сущности, вся эта история являлась частным развлечением «Ветхой банды» — глубокоуважаемые господа, накрепко застрявшие психологически в прошлом, за счёт бюджета страны создавали машину более для собственного наслаждения, чем для настоящих целей. Но так как создали?

Второй прототип до сих пор стоит в музее Бовингтона, радуя почтеннейшую публику древними формами и винтажной конструкцией…

Всё правильно – это башня TOG II* верхом на Челленджере

101 рассказка: Чудовища вида страшного. Схватили ребенка несчастного…


Увлекательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

spacer