Churchill avre. «петарды» против немецких дотов

Churchill avre. «петарды» против немецких дотов

Churchill AVRE. «Петарды» против германских дотов

  • ВМВ
  • танки
  • шушпанцер
  • Англия

Станислав Черников

В то время, когда немцы в первой половине 40-ых годов двадцатого века выбили союзников из континентальной Европы, они сразу же стали принимать меры к тому, дабы не разрешить войти их обратно. Одним из средств был Атлантический вал — линия долгосрочных упрочнений на побережье. В германской пропаганде он фигурировал как неприступная и несокрушимая преграда.

В действительности это была «нитка» бункеров и дотов, практически не имеющая глубины, да ещё и выстроенная к лету 1944 года чуть на треть.

Это несоответствие в итоге повернулось против самих немцев. Так как если бы союзники не поверили в то, что им нужно будет прорывать неприступный укреплённый район, то, быть может, не показалось бы целого парка разнообразной техники, прозванного «игрушками Хобарта» — по имени их создателя, генерала Перси Хобарта из особого подразделения английской 79-й бронетанковой дивизии. А также не показался бы и танк, предназначенный для разрушения долгосрочных огневых точек, через каковые должны были пробиться союзники 6 июня 1944 года.

«Петарды» на гусеницах

Перси Хобарт создал стенобитный таран на современный лад. Он забрал тяжёлый танк Churchill и перевоплотил его в чудовище, вооружённое 290-мм миномётом Petard. Это оружие стреляло 18-килограммовыми фугасами, каковые воины за характерную форму прозвали «летающими урнами».

Взрыва этого боеприпаса хватало, дабы проломить цементную стенке толщиной до трёх метров.

Действительно, у «Петарда» было два недочёта. Радиус его действия не превышал 120 метров (по другим сведеньям — 72). А заряжать его было необходимо с дула, приведя ствол в вертикальное положение.

Другими словами в боевых условиях работа взрывотехника, что должен был этим заниматься, была, мягко выражаясь, вредной.

Машину назвали Churchill AVRE. Вместе с другой специальной техникой: танками-бульдозерами, мостоукладчиками, плавающими «Шерманами» — они должны были сопровождать английскую пехоту, высаживающуюся на пляже «Голд» в «Сутки Д». И хотя здесь количество препятствий и плотность укреплений были не такими высокими, как, к примеру, у американцев на соседнем пляже «Омаха», лёгкой прогулки британцы не ожидали.

Битва за пляж имени короля

Англичане поделили пляж «Голд» на четыре участка, самый восточный из которых именовался «Кинг». Десант в этом месте подошёл к берегу 6 июня, в 6:25 утра. В первой волне должны были высадиться два пехотных батальона (не меньше 1000 человек) при помощи «Шерманов DD». В то время, когда армии были уже рядом с берегом, оказалось, что уровень моря на пляже выше расчётного.

Вода скрывала солидную часть мин и препятствий, так что инженеры не смогли их устранить. К тому же они ещё и угодили под германский обстрел. Начальники решили высаживать «Шерманы» конкретно на пляж, а не в прибрежные воды.

Миномёт Petard и снаряд с нему (справа)

Совместно со средними плавающими танками к берегу подошли танкодесантные суда (LCT) с автомобилями 81-го штурмового отряда майора Р. Томпстоуна. На каждом корабле были два тральщика «Краб», бульдозер и три-четыре «Черчилля» различных особых модификаций. Среди них и с миномётами «Петард».

Первой волне десанта было нужно несладко. От германского огня понёс тяжелые потери батальон пехотного Хэмпширского полка, его начальник погиб в первые 60 секунд боя. Воины были вынуждены укрыться за волнорезами, продвигаться вперёд они не могли.

Важной проблемой для британцев стало германское 88-мм орудие, пребывавшее в замечательном каземате и талантливое накрывать своим огнём целый сектор «Кинг». Англичане не сходу осознали, откуда ведёт пламя эта пушка, а немцы тем временем успели повредить и стереть с лица земли четыре «Черчилля», а также один «Петард». Замолчать германскую пушку вынудил наводчик танка «Шерман-Краб» Джим Смит, всадивший боеприпас совершенно верно в амбразуру бункера.

На участке «Кинг» отличился экипаж «Черчилля AVRE» под руководством сержанта Миллера, что вынудил сдаться гарнизон одного из дотов. Сначала танк произвёл выстрел миной, но она не разорвалась. Тогда Миллер открыл огонь по амбразурам из пулемёта.

Немцы, наверное, осознали, чем им угрожает попадание 290-мм боеприпаса, и предпочли сдаться.

Рядом, в зоне высадки с другого десантного корабля, на берегу было четыре германских бункера. «Черчилль Петард» под руководством Д. Кинга, действовавший вместе с пехотой, сначала стёр с лица земли пулемётный бункер, а после этого всадил мину в бункер с 50-мм орудием. При очередной перезарядке в миномёте заклинил боеприпас, и с остальными двумя огневыми точками разобрались пехотинцы.

«Черчилли AVRE» на вторых участках высадки

Сектор «Джиг» размешался западнее участка «Кинг», и битвы в нём были такими же упорными. Британская пехота тут угодила под артиллерийский обстрел из 75-мм орудий, установленных в казематах у селения Ле-Амель. Из-за навигационной неточности пехота высадилась в стороне от запланированного места, а танки подоспели ей на помощь лишь через полчаса.

Пехотинцы пробовали обойти Ле-Амель с флангов, но наткнулись на сильный плотные заграждения и огонь неприятеля из мин и колючей проволоки.

Последствия попадания «летающей урны» в германский орудийный бункер

Наступление застопорилось до 15:00, до тех пор пока в дело не вступили танки 82-го штурмового отряда. Лейтенант Эллис, командир экипажа «Петард», вспоминал:

«Я атаковал здание санатория, в котором укрылись более двух десятков немцев. Я выпустил два боеприпаса, часть строения обрушилась, и испуганные немцы сдались в плен. После этого я атаковал дот с 75-мм орудием, выпустив боеприпас прямо через двери фортификации (нападал с тыла).

Боеприпас взорвался внутри, и сохранившиеся немцы сдались. Я стёр с лица земли ещё один дот и в сопровождении пехоты начал продвигаться на запад, очищая от соперника дома, расположенные вдоль берега моря».

Британцам, высадившимся в стороне от Ле-Амель, повезло значительно больше. Так, что военврач Д. Лич информировал, что у медиков на пляже не было другой работы, не считая разгрузки снарядов. В целом по участку «Джиг» утраты британцев составили четыре «Черчилля» и один «Шерман-Краб», стёртые с лица земли артиллерией соперника.

Ещё шесть автомобилей подорвались на минах.

Западнее участка «Джиг», в секторе «Айтем», британцам не повезло наткнуться на батарею из четырёх 155-мм орудий. Они размешались в отдельных упрочнениях из железобетона метровой толщины с подземными складами снарядов. Тут не помогли и танки, так что уничтожать германские орудия было нужно крейсеру «Аякс».

Артиллеристы корабля, пребывавшего приблизительно в 11 километрах от берега, вели такой точный пламя, что через непродолжительное время две вражеские пушки замолчали, а третья взлетела на воздушное пространство вместе с бункером из-за сдетонировавших снарядов.

«Черчилль AVRE», опрокинувшийся в секторе «Кинг»

К вечеру 6 июня 1944 года на пляже «Голд» пребывали уже около 25 тысяч английских солдат. Не обращая внимания на германское сопротивление, утраты британцев были довольно малы: около 1100 человек, из которых убитыми — 350. Для сравнения, американцы на безрадосно известном пляже «Омаха» лишь убитыми утратили около 1800 солдат и офицеров.

Два штурмовых отряда со особой военной техникой, принимавшие участие в бою, утратив 20 автомобилей различных модификаций, внесли громадный вклад в достижение успеха. Они проложили дорогу через минные поля, стёрли с лица земли 14 германских десятки и дотов огневых точек. Как раз спецтехника расправилась с головной болью английских армий — 88-мм пушкой у Ла-Ривьер и 75-мм у Ле-Амель.

На этом война для «игрушек Хобарта» не закончилась. Танки особого назначения сражались впредь до завершения войны с Германией, прокладывая союзникам путь через германскую оборону в Нормандии, Голландии, на реке Рейн и в других опорных пунктах соперника.

литература и Источники:

  1. Гастингс М. Операция «Оверлорд»: Как был открыт второй фронт. М.: Прогресс, 1989.
  2. Райан К. Самый долгий сутки. Высадка десанта союзников в Нормандии. М.: ЗАО Центрполиграф, 2004.
  3. Anderson K. Cracking Hitler’s Atlantic Wall: The 1st Assault Brigade Royal Engineers on D-Day. Mechanicsburg: Stackpole Books, 2010.
  4. Doherty R. Hobart’s 79th Armoured Division at War: Invention, Innovation and Inspiration. Barnsley: Pen Sword, 2011.
  5. Ford K., Lyles K. D-Day 1944 (4) Gold Juno Beaches. London: Osprey Publishing, 2002.
  6. Holborn A. The D-Day Landing on Gold Beach: 6 June 1944. London: Bloomsbury Publishing, 2015.
  7. Trew S. Gold Beach. Stroud: History Press Limited, 2011.
  8. Winter P. D-Day Documents. London: Bloomsbury Publishing, 2014.
  9. 79 Armoured Division Final Report, 1943 Apr. – 1945 July. Kew: Richmond The National Archives, 1945.

Как должны были закончиться Звездные Войны (Спецвыпуск) [How It Should Have Ended от GSV]


Занимательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

spacer