Д. шеин, а. уланов. т-34 в огне 41-го

Д. шеин, а. уланов. т-34 в огне 41-го

Д. Шеин, А. Уланов. Т-34 в огне 41-го

  • танки
  • лекции

Редакция Warspot

Расшифровка лекции, состоявшейся 16 ноября в ЦМВС РФ. Видеоверсия тут.

На следующую лекцию Юрия Пашолока об ИС-2, которая состоится 7 декабря в ЦМВС РФ, открыта регистрация.

Д.Ш. Хороший сутки, глубокоуважаемые собравшиеся! Мы рады приветствовать вас на лекции проекта «не забываем все».

Тема отечественной сегодняшней лекции: «Т-34 – легендарный танк в огне 1941 года». Сейчас мы с вами давайте разберемся, как же так произошло, что танк, названный танком Победы и наличествовавший в армиях Красной армии к 22 июня много, в Западных округах пребывало практически тысяча таких автомобилей, не оказал решающего стратегического влияния на развитие событий драматического лета 41-го и был в неспециализированном-то кроме того не увиден германскими армейскими мемуаристами.

Всем, я думаю, известны цитаты из работ германских армейских, это мемуары, исследовательские работы. Ботт, к примеру, относит первое появление танка Т-34 к июлю месяцу, Гудериан пишет о финише июля, Мидельдорф на осень относит появление Т-34 много. Нам думается, что нужно прояснить данный вопрос.

Меня кличут Дмитрий Шеин, мой соавтор – Андрей Уланов, мы воображаем архивную группу компании «Варгейминг».

Начнем. Это храбрец отечественного повествования, Т-34, таковой, каким он был в первой половине 40-ых годов двадцатого века. Мы привыкли к второму образу этого танка, застывшего на пьедесталах, к танку Победы достаточно позднего выпуска. В большинстве случаев, с 85-миллиметровой пушкой в увеличенной башне.

Но давайте израсходуем пара мин. и попытаемся осознать, из-за чего Т-34 был как раз таким, каким был и из-за чего, фактически, его родословная, предыстория его появления оказала определенное влияние на характерные моменты его конструкции, каковые, возможно сообщить так: преследовали его в течении большой части военной биографии.

Т-34 примера 1941 года

Итак, до войны еще целых десять лет. В СССР прибывает прототип колесно-гусеничного танка американского изобретателя Уолтера Кристи. Танк нравится советским армейским, танк решают поставить в производство и на вооружение Красной армии.

Конечно, танк требует определенных доработок. Если вы присмотритесь, то увидите. к примеру, что щиток механика-водителя, вот его кромки, на щитке механика-водителя нет никаких прорезей для смотровых устройств. Другими словами, в неспециализированном-то будку механика-водителя закрыть возможно, но наряду с этим механик-водитель должен вести танк по наитию, вслепую.

Конечно, это никого не устраивало.

Танк M 1940 года

Второй момент: несложно подметить, что у прототипа отсутствует башня, как таковая. У Кристи не было денег, он не создал ее, конечно, что и не представил. Так, танк нуждался в доработке.

Доработка была совершена и танк отправился в серию под индексом БТ-2 – «быстроходный танк 2-й». Танк был собран из советских материалов, были совершены кое-какие трансформации в конструкции, установлена вращающаяся башня с оружием. Это или 37-миллиметровая пушка, или спарка пулеметов, мотор оставался американским, «Либерти».

Решить вопрос с установкой советского двигателя не удалось.

БТ-2

Время шло и на повестку дня встал вопрос об усилении этого танка. 34-й год, следующий танк семейства БТ, БТ-5. На танке прописалась 45-миллиметровая пушка. От американского двигателя «Либерти» отказались в пользу его советского аналога М-5.

Но и с М-5 появляются неприятности. М-5 уже прекращен производством, над судьбой танков БТ сгущаются облака. Соответственно, появляется ответ поставить на танк более замечательный двигатель.

БТ-5

Более замечательный двигатель требует переработки ходовой, требует переработки трансмиссии. Эти работы проводятся и в производство идет, возможно, вершина развития семейства БТ – танк БТ-7. Тут направляться отметить еще один момент, момент, что будет помогать развиваться событий фактически в течение всей ВОВ.

Советскими армейскими четко осознавалось необходимость сопровождения танков в атаке огнем артиллерии, артиллерийское сопровождение атаки танков. К тому же, в Советском Альянсе просто не было быстроходной мех.тяги высокой проходимости, таковой, которая имела возможность бы обеспечить сопровождение артиллерией танков во всех видах боя в произвольных условиях погоды на всех видах местности. Конечно, появляется мысль – установить пушку на танковое шасси.

Фактически, мысль самоходной артиллерийской установки. Как раз таким, по начальным планам, должен был стать БТ-7.

БТ-7

Главное, возможно сообщить, предполагавшееся его отличие от предшествующих танков – не только двигатель, но и оружие: трехдюймовка. Прошу обратить внимание – еще в первой половине 30-ых годов XX века советские армейские осознавали необходимость для артиллерийского сопровождения танковой атаки, для артиллерийского сопровождения танков применять орудия большего калибра, нежели 45-ка, другими словами 3-дюймовку. Однако, начинают сказываться, возможно сообщить, неприятности стремительного развития.

О них я сообщу чуть позднее, но пока возможно обрисовать практически в одном слове – это вес, танк набирает вес. БТ-7 более бронирован, нежели БТ-2. БТ-7 несет намного больший запас горючего, БТ-7 несет намного более тяжелый двигатель, в итоге начинает сказываться неспециализированная перетяжеленность конструкции.

Исходя из этого в 1937-м году принимается ответ о разработке нового танка, танка БТ-20, он же А-20.

A-20

А – это индекс изделия конструкторского бюро завода № 183. Танк БТ-20 ни при каких обстоятельствах не был выстроен, он был легко спроектирован, на его основании затем начали делать раздельно две различных автомобили – А-20 и А-32. Нас интересует как раз вторая из них.

Изначально машина А-32 проектировалась под больший боевой вес, исходя из этого было решено отказаться на ней от колесно-гусеничного хода и высвободившиеся резервы веса разрешить войти на наращивание брони. Разрешу себе обратить ваше внимание: танк БТ-20 проектировался с броней 20 – 25 миллиметров, это, в неспециализированном-то, больше, чем у БТ-7. Но в 38-м году, в то время, когда происходили обрисовываемые события, уже был опыт войны в Испании.

Прибывший оттуда комкор Павлов докладывал на соответствующих собраниях советского, назовем словом «генералитета», не смотря на то, что генеральских званий тогда еще не было введено. Докладывал на совещаниях советского генералитета, что кроме того одиночные, 37-миллиметровые противотанковые пушки практически создавали опустошение и вгоняли в страх республиканским танкистам, а малокалиберные скорострельные пушки показали невозможность для танков противопульного бронирования, пользуясь собственной скоростью, скоро добраться до позиций соперника, будь то пехотные, артиллерийские, ворваться на позиции, ну, то что именуется «затоптать пушки».

Павлов заявлял, что кроме того малокалиберные пушки практически двумя – тремя – четырьмя стремительными последовательными выстрелами уничтожают любой танк, причем практически сопровождают его очередью … (8.26). Исходя из этого сама по себе мысль постройки толстобронного танка смотрелась как запрещено более актуальной. Потом, на толстоборонный танк, в соответствии с давешнему, еще 34-го года плану советских конструкторов, должна была прописаться 3-дюймовка.

В принципе, это также требование армейского клиента, 3-дюймовая пушка. Дело в том, что 45-ка, будучи весьма хорошим орудием, имела в полной мере понятный своеобразный недочёт – слабость осколочной гранаты. Чтобы подавить пулемет, нужно было фактически прямое попадание в пулеметное гнездо, другими словами или в амбразуру, или в пулеметный окоп.

А сказать о разрушении кроме того полевых упрочнений огнем 45-ок приходилось, в неспециализированном-то, с большим трудом и известными оговорками. Исходя из этого в 39-м году были совершены опробования танка А-32 догруженного и было решено, что танку с 45-миллиметровой броней быть. Тут же еще одна серьёзная оговорка: из-за чего как раз 45 миллиметров?

По принятым тогда стандартам бронебойный боеприпас, я имею в виду советские стандарты, должен был пробить броню приблизительно равную калибру боеприпаса плюс еще четверть. Так, 45-миллиметровая броня считалась снимающей боеприпасы противотанковых пушек калибра 37 миллиметров. Так считалось, что 45-миллиметровая броня, условно говоря, обесценит солидную часть противотанкового оружия отечественных возможных соперников, таких, как, к примеру, Польша. Я имею в виду пушки Бафос.

Приблизительно в то же самое время в первый раз в перечне возможных соперников показалась и милитаризующаяся Германия. О наличии в Германии 37-миллиметровых противотанковых пушек советские армейские были замечательно осведомлены, более того, пушка была закуплена и поставлена на вооружение Красной армии, в неспециализированном-то, как раз модернизация ее оказалась 45-ка.

Однако, давайте зафиксируем пара серьёзных моментов. Первое: танк А-32 произрос из проекта БТ-20, из проекта колесно-гусеничного танка, из проекта модернизации танков БТ. Так кое-какие решения, своеобразные, как раз для колесно-гусеничных танков семейства БТ, как то: свечные пружины подвески на протяжении борта, как то, обратите внимание, в общем, танк вооружен 45-миллиметровой пушкой по заданию.

Довольно узкий диаметр погона, под 45-ку. Все эти ответы перекочевали в проект А-32, что стал в будущем Т-34. Еще один момент, на что желаю обратить ваше внимание. Простите, я просто о нем еще раз напомню. Прототип Кристи при взвешивании в Советском Альянсе не дотянул до 9,5 тысячь киллограм, он был чуть легче. Кристи рассчитывал собственный шасси приблизительно на 11 тысячь киллограм. Так, фактически танк БТ-2 фактически выбрал резерв модернизации конструкции, заложенной Кристи.

Я имею в виду, весовой резерв. Танк БТ-5 был еще тяжелее, практически 12. Танк БТ-7 более чем заметно превысил лимит веса, заложенный Кристи, в итоге при эксплуатации танка БТ-7 начались значительные неприятности, которые связаны с уничтожением и расслаиванием резиновых бандажей при перемещении танка на колесах по жёсткой дороге, начались неприятности с ходовой трансмиссией, их нужно было усиливать, но снова же, усиление ходовой, усиление трансмиссии – это усиление веса.

Я полагаю, что изложенного достаточно для ответа на видящийся достаточно довольно часто вопрос: для чего по большому счету потребовался СССР кардинально новый танк, несовместимый по конструкции, по запчастям с большей частью танков семейства БТ, не лучше ли было развивать линию БТ? Дабы завершить данный вопрос, разрешу себе обратить ваше внимание, это БТ-7, венец линии развития танков БТ. На танк был установлен дизельный двигатель.

Как вы видите, танк был фактически на 5 тысячь киллограм тяжелее прототипа Кристи, другими словами, по большому счету говоря, в полтора раза тяжелее. И еще одна конструкция, о которой нужно упомянуть. Перед вами экранированный танк БТ-7. Работы были выполнены в Харькове на заводе 183 уже по окончании начала войны.

Тогда выяснялся вопрос, возможно ли экранировать БТ и так повысить их живучесть на современном поле боя. Танк весил больше 16 с половиной тысячь киллограм. Увидьте, это БТ.

В случае если экранировать БТ-7М, то вес возрастет, как вы имеете возможность видеть из отличия между БТ-7 и БТ-7М, вес возрастет еще приблизительно на тонну.

БТ-7М

Очевидно, затем ни о каких весовых резервах конструкции, ни о какой долговечности, ни о каком ресурсе сказать уже не придется. Потом, танк что был принят на вооружение распоряжением правительства в декабре 39-го года, для 39-го года владел выдающимися чертями. В неспециализированном-то, он не был, возможно сообщить так. безотносительным мировым рекордсменом. Параметры, каковые он имел, виделись на автомобилях других типов, но порознь.

Мы намерено обращаем ваше внимание. Наверху танк Т-34, первые прототипы, первые проивзеденные автомобили. Бронирование 45 миллиметров, оружие – 3-дюймовка, диаметр башенного погона 1420 миллиметров, он пришел с А-20, он пришел с А-32.

По большому счету говоря, уже в тот момент башня для 3-дюймовой пушки представлялась тесной. Но другого решения не было, в случае если ставить танк в серию, то на значительные переделки, такие как расширение башенного погона просто не оставалось ни времени, ни возможности. В башне трудились два человека.

Начальник, кроме этого ИО наводчика, и заряжающий. Для сравнения вот эти французского танка «Сомуа-35», что был спроектирован еще ранее: бронирование – от 36 до 56 миллиметров литой брони, другими словами, по большому счету говоря, в полной мере сравнимо с Т-34. Но оружие, как несложно видеть, не сильный. В башне «Самуайс-35» должен был трудиться по большому счету один человек – начальник, он же наводчик, он же заряжающий.

Но, французская индустрия не смогла поставить в большую серию радиостанции, потребные для «Самуайс-35», они должны были все приобретать радиостанции. В итоге нахождение радиста в корпусе в первых рядах выяснилось совсем тщетным, радист, в большинстве случаев, переходил в башню и трудился заряжающим. Из этого два человека в башне.

Но, как вы осознаёте, в тесной башне, рассчитанной на одного человека, нахождение второго человека, в общем, места отнюдь не додавало.

Pz.III Ausf.E

Снова же, для сравнения, германский танк «трешка» модификации Е. Диаметр башенного погона намного больше, чем у Т-34.В башне вольно размещались три человека. Особенно в случае если отыскать в памяти, что «трешка» вооружалась 37-миллиметровкой. В башне вольно размещались три человека.

Но, бронирование – 30 миллиметров, те самые 30 миллиметров, каковые, в неспециализированном-то, уже тогда признавались недостаточными для современного среднего танка. Будем откровенны, начавшаяся Вторая мировая война кроме того польская компания это подтвердила. Более тяжелый урок германским танкистам предстояло взять во Франции.

А.У. Чтобы пояснить, я сделаю маленькой экскурс в современность. Приблизительно месяц назад мы с сотрудниками ездили по Франции, собирая эти для французской ветки … (16.50). Мы ездили на машине Фольксваген-Гольф с турбодизелем, весьма хорошая, экономичная машина, она нам преподнесла один сюрприз. Приблизительно среди Арденн на табло замигала желтая лампочка «удостоверьтесь в надежности уровень масла».

Сейчас мы осознали, что в случае если мы поступим по инструкции и позовём эвакуатор, поскольку машина напрокат, то сообщить мы можем, что мы стоим среди леса и на горизонте видны две коровы. Сейчас возможно возвратиться в 40-й год. Вот тут вот указаны запас хода и различные танки по шоссе. «Сомуа» 230 километров, Т-3 – 165, БТ-7 – 375 и 34-ка – запас хода 100 – 120 километров.

В случае если для «Сомуа» и Т-3 запаса хода в принципе для Европы достаточно хороший, расстояния в том месте мелкие, то для СССР подобные характеристики, само собой разумеется, были совсем неудовлетворительными и исходя из этого советские конструкторы стремились всячески повысить запас, что танк может пройти на одной заправке. Для ранних БТ это также составляло приблизительно, как и для зарубежных танков, порядка 200 километров.

Это совсем не удовлетворяло, и исходя из этого у БТ-7 запас хода был значительно повышен, но за счет большего количества бака. Я думаю, все знают, размещение в танке громадного количества бензина – это не есть прекрасно с позиций выживаемости танка потому, что, фактически при любом попадании танк загорается. Исходя из этого был выбран второй путь, было решено ставить на танки дизель. Это снижало пожароопасность, другими словами солярка все-таки горит менее с радостью, чем бензин.

Это давало повышенный запас хода.

Somua S 35

Для сравнения потребности в горючем на примере французов. У французских танков находились, само собой разумеется, не сильный двигатели, порядка 100 лошадиных сил, танков у них в дивизии хватало мало. Другими словами вот имеете возможность взглянуть, указаны количества в дивизии. Но однако, французская танковая дивизия чтобы проехать 100 километров потребовала 48 тысяч литров. Это для проезда всего лишь 100 километров. Вот даны более пробно эти этих танков.

Это французский мелкий танк … (19.32) «Гочкис» пехотный, 130 километров, «Самоа», что вы уже видели. Это легкий «Мар», у него запас хода 200, по причине того, что у него стоял достаточно не сильный двигатель, он имел возможность себе это разрешить. В советских дивизиях все было намного хуже. Потому, что советские дивизии были намного более бессчётными, в том месте на 40-й год было приблизительно 375 танков либо броневиков. Следовательно, расход у них смотрелся вот так вот. Как вы имеете возможность видеть, танков в дивизии было большое количество различных.

В некоторых дивизия в полной мере имел возможность состоять целый указанный парк – и Т-35, и КВ, и Т-28 и разные Т-3 и Т-34. Бензина, соответственно, им требовалось большое количество различных сортов, плюс еще ДТ, которое в тех документах именовалось газойл, и затраты были, скажем так, не мелкими.

Вот на данной таблице видно вес одной заправки для советской танковой дивизии. Другими словами это и управление танковой дивизией, мотострелковый полк и пара танковых полков, и другие подразделения. Суммарная заправка горючего для дизельных танков составляла 144 тонны, это на одну заправку.

Вес одной заправки

Д.Ш. Я желал бы прокомментировать еще один момент, с вашего позволения. Как раз приведенные цифры, посмотрите, говорят о том, что по большому счету говоря, экономия оказалась очень относительная. В случае если французская техника и боевая, и запасной потребляла бензин, в неспециализированном-то бензина большое количество.

Но, по большому счету говоря, снабжение одной и той же маркой горючего разрешало согласно решению начальника, к примеру, слить все горючее или в автомобили снабжения чтобы сделать снабженческий рейс, я имею в виду при недостатке горючего, или в танки. У советской танковой дивизии положение выяснялось намного более тяжелым. Чтобы советская танковая дивизия сохраняла собственную ударную мощь, ей нужно было ДТ.

Но чтобы танковая дивизия имела возможность это горючее взять, имела возможность его подвезти очевидно, советской танковой дивизии требовалось автомобильное горючее. Да, ясно, что 107 тысячь киллограм – это не только грузовики подвоза. Это кроме этого грузовики, на которых осуществлялась перевозка мотострелков в мотострелковом полку. Это запасной техника, но несложно видеть, что экономия оказалась достаточно необычная и достаточно относительная.

Совокупность снабжения объективно усложнилась.

А.У. Соответственно, возможно легко понять, что практически танковая дивизия была независима в пределах 100 километров одной заправки. Это приблизительно или дневный переход, или сутки боя. Дальше, в случае если горючее не подвозят, танковая дивизия фактически утрачивает боеготовность.

Это случилось с французами. У французов были танки противоснарядного бронирования, они достаточно легко справлялись с легкими германскими танками, потому, что в тот момент у немцев практически были лишь легкие танки. Но когда Люфтваффе выбивало бензовозы, французские танки неспешно оставались без горючего и выходили из строя. Приблизительно то же самое происходило и у нас в 40-м году. Танки шли вперед, тратили горючее.

Сейчас господствующая над дорогами германская авиация выбивала бензовозы, которых и без того не было по штату. Их пробовали заменить грузовиками с бочками бензина. Соответственно, в последней графе указаны варианты замены.

Но грузовиков также не хватало, они должны были прибыть из народного хозяйства по мобилизации, их фактически не было в частях штатного количества, и они также весьма легко выбивались авиацией, потому, что грузовик на дороге – это отличная цель кроме того для пушечного истребителя, по причине того, что его обстреляют зажигательными боеприпасами. Его ломать намного легче, чем танк, а с утратой грузовиков неспешно выходили из строя танки. Они оставались без горючего, экипажи вынуждены были подрывать их либо .

Д.Ш. Давайте сейчас поболтаем о производстве танков Т-34. напомню, танк Т-34 был принят на вооружение распоряжением Комитета обороны от 19 декабря 1939 года. В соответствии с Распоряжению предполагалось изготовить не меньше 200 автомобилей на заводе № 183 – это Харьковский завод, и 20 танков на Сталинградском заводе.

Пускай вас не удивляет маленькая цифра. В первой половине 40-ых годов двадцатого века на заседании армейских представителей автобронетанкового управления военпред на Сталинградском заводе Левин начал собственный выступление с того, что громадный замечательный современный завод СТЗ до 1940 года никакой боевой техники армии не давал. Он подготовился к мобилизационной программе изготовления танков Т-26 на военное время.

Соответственно, на заводе были оборудованы мощности для производства танков Т-26. На случай введения в воздействие мобилизационного замысла, другими словами в мирное время в том месте было собран заводик, что с трудом справился с подготовкой к производству Т-26, противопульного бронирования. Мысль развернуть на нем массовое производство намного более тяжелых и более толстобронных танков не позвала энтузиазма у управления завода и встретила совсем ощутимые препятствия на пути собственной реализации.

Нужно не забывать о том, что происходило в Советском Альянсе и в мире, в то время, в то время, когда Комитет обороны принимал распоряжение о принятии на вооружение танка Т-34. Совсем совершенно верно, это сперва весьма неоднозначная для Красной армии компания в Финляндии, в том месте где Красная армия показала достаточно плохой уровень боевой подготовки и допустила достаточно большое количество неточностей, каковые стоили нам больших потерь и большой крови.

А затем, в то время, когда происходил разбор финского опыта, неожиданно, ударила французская компания вермахта. В весьма маленький срок, порядка месяца, армия Франции, которая считалась одной из лучших армий мира, которая в полной мере заслуженно была триумфатором Первой мировой, была разгромлена.

Одним из чудесных, возможно сообщить, волшебных способов, средств, каковые снабжали стремительный разгром французской армии, отечественная разведка именовала широкое применение немцами больших механизированных соединений, танковых корпусов, пара танковых дивизий под единым руководством. В итоге к маю 1940-го год в отечественном Народном комиссариате обороны готовься проект танковой дивизии.

Танковая дивизия должна была складываться из двух танковых мотострелковых полков, любой танковый полк по собственной ударной мощи приблизительно соответствовал тяжелотанковой бригаде предшествующего периода. Он включал в себя батальон тяжелых, два батальона средних, батальон огнеметных танков. Это та же самая организация, которую имела тяжелотанковая бригада. Другими словами так любая танковая дивизия представляла собой, условно говоря, две тяжелотанковых бригады РГК под единым руководством.

на данный момент немцы наглядно показали, что смогут столь замечательные танковые соединения. Особенно сведенные под единым руководством, действующие во сотрудничестве между собой, проводящие операции с единой целью.

СССР, конечно, не имел возможности остаться в стороне и было издано постановление о формировании еще более больших танковых соединений, нежели танковые дивизии. Речь заходит о механизированных корпусах. Одним из отголосков этого ответа явилось распоряжение, совместное распоряжение Совета народных комиссаров и ЦК ВКП(б), в соответствии с которому следовало изготовить уже не 200 и 20 автомобилей, а 600. Производственно задание выяснилось утроено.

Увижу: еще перед тем, как с конвейера сошел хотя бы один танк, не говоря уже о том, дабы хотя бы один танк был направлен в армии. Несмотря на приложенные весьма большие упрочнения, производственный замысел 40-го года практически был сорван. Вы имеете возможность видеть число.

За 1940-й год при замысле выпуска 500 автомобилей на заводе 183 было собрано 115 танков. Сталинградский танковый завод ни одного танка сдать не смог. Первые танки Т-34 были посланы в армии лишь в декабре 1940 года, 80 автомобилей.

Еще 17 автомобилей пошли в армейские институты. В первой половине 40-ых годов двадцатого века картина начала изменяться к лучшему. Большой количество сданных танков в январе месяце обуславливается сдачей задела 40-го года, но как вы имеете возможность видеть затем, с уверенностью отправился, в большинстве собственном отправилась вверх численность сдаваемых танков, казалось, что производство танков Т-34 более-менее обеспечено. Однако, неприятность появилась.

Армия приобретала танки в меньших количествах и с запозданием если сравнивать с тем, как это предполагалось. Сказать об укомплектовании бронетанковых армий танками Т-34 следовало с большой оглядкой и большой осторожностью. На начало 41-го года приходится период очередной организационной перестройки в танковых армиях Красной армии. Танковые бригады фактически все были переформированы в новые механизированного корпуса. Танковых бригад в красной армии не осталось.

На базе танковых бригад, отдельных танковых полков, отдельных танковых батальонов были развернуты новые танковые дивизии.

Одним из следствий для того чтобы ответа явилось то событие, что имевшие боевой опыт кадровые танкисты, какое количество-нибудь грамотные офицеры. младший комсостав были, в случае если разрешите мне такое сравнение потоплены в огромном количестве прибывшего персонала, личного состава, не имеющего специального образования. В качестве иллюстративного примера возможно привести, допустим, таковой: в будущем более чем узнаваемый коммунистический танковый начальник Михаил Ефимович Катуков отчитываясь о состоянии собственной танковой дивизии, дивизия формировалась в осеннюю пору 40-го года, пишет о том, что начотдела интендантского снабжения дивизии подлежит переводу в кавалерийскую дивизию на пост начальника сабельного эскадрона.

Это более соответствует его образованию, его, скажем так, складу характера, уровню его знаний и тому, чего он желает от собственной военной карьеры. Перед нами организационная схема танковой дивизии, поскольку ее видели в первой половине 40-ых годов двадцатого века в Советском Альянсе. Фактически, 34-ки поступали на вооружение танковых полков, танковой дивизии в танковых полках на вооружение двух батальонов средних танков. Любая танковая дивизия должна была иметь по штату 210 танков Т-34.

В случае если отыскать в памяти, что к началу ВОВ в армиях западных армейских округов пребывало около тысячи танков Т-34, легко видеть, что их количество не добывало для укомплектования кроме того пяти танковых дивизий. Другими словами, в случае если так возможно сообщить, два с половиной механизированного корпуса. Как, я думаю, вы все не забывайте, количество мехкорпусов, формируемых в Красной армии весной 41-го года составило 29 единиц.

Числа сопоставимы тяжело. Перед вами график танков Т-34 в армиях перед началом ВОВ. В декабре 40-го года первые 80 танков поступили в Киевский особенный армейский округ.

Эти даны с нарастающим итогом, другими словами вы имеете возможность замечать постепенный рост, но, тут же, фактически кроется одна из обстоятельств, одна из разгадок того, что Т-34, будучи формально достаточно сильными автомобилями, танком Победы и тем, чем так восхищались германские полководцы, не оказали заметного большого влияния на развитие событий летом 41-го года. Посмотрите, обратите внимание на момент, в то время, когда кривая наличия танков начинает быстро загибаться вверх – это март, апрель, май 1941 года.

За это время как правило экипажи очевидно опоздали освоить новые автомобили. Пройти курс боевой подготовки и осуществить боевое слаживание хотя бы на уровне взвод – рота, не говоря уже о батальоне. Так, в июне 1941 в бой против германских армий пошли автомобили, управляемые патриотичными, но часто не самым лучшим образом подготовленными экипажами, во-первых.

Во-вторых, в бой против германских танковых армий, против, как я уже сказал, больших германских танковых соединений, отправилась, по сути дела, орда одиночных автомобилей. Повторюсь, слаживание на уровне взвод – рота, не говоря уже батальон – полк пройдено практически во всех случаях не было.

Сейчас взглянуть на тактико-технические характеристики 34-ки применительно к 41-му году. Танк претерпел кое-какие трансформации, но главные его боевые характеристики сохранились. То же самое 45-миллиметровое бронирование, то же самое оружие 3-дюймовки и те же самые два человека в башне, несмотря на требования со стороны армейских таки ввести должность выделенного начальника, поделить обязанности в экипаже.

К сожалению, промышленность не справилась с задачей расширения погона, без этого третьего человека разместить в башне Т-34 не представлялось вероятным. Но, война есть катализатором развития бронетанковой техники. Прошло всего два года с 39-го, но, германские танки совершили за это время, возможно сообщить, качественный рывок. Вот «трешка» модификации J. Она отправилась в производство весной 41-го года.

50-миллиметровый лоб корпуса, 30-миллиметровый лоб башни, прикрытый еще в том месте, где расположено орудие 50-миллиметровой маской. В полной мере сравнимо с 34-кой. Оружие – 50-миллиметровая пушка. Да, существенно не сильный, чем у Т-34. Но, было событие, которое вызывало у советского руководства, в неспециализированном-то, желание и зависть подобную пушечку и у себя в хозяйстве завести.

Вот такая пушка умеренной мощности и умеренного калибра имела боеприпас достаточно скромный по размерам, выстрел, я имел в виду, артиллерийский выстрел. Соответственно, в тесноте танка трудиться с мелким легким снарядиком было существенно тяжелее, чем с долгим выстрелом 3-дюймовки. Как раз исходя из этого на танк-спутник пехоты продолжительное время планировали 57-миллиметровую пушку особой разработки, отнюдь не С-2 с таким же мелким, легким, ухватистым выстрелом.

Потом, «четверка». 50 миллиметров броня лба, до 50 миллиметров утолщился лоб башни, помимо этого, 30 – 50-миллиметровая в различных частях маска. Также выясняется более чем сравнимо с Т-34. Действительно, мощь 75-миллиметровой пушки неуважительно именуемой «окурок», в неспециализированном-то, наименование говорит само за себя.

Пушка имела довольно малую начальную скорость выстрела. Снова же, обращаю ваше внимание, широкий башенный погон, благодаря которому экипажу комфортно было трудиться, три человека в башне, включая, выделенного начальника, что обозревал поле боя через командирскую башенку. Т-34, к сожалению, всего этого так и не имел.

А.У. Сперва я еще добавлю несколько слов к прошлому слайду. Формально, да, Т-34 имел среди указанных танков самую замечательную пушку, но существо дела очень сильно ухудшалось наличием либо отсутствием тех либо иных снарядов.

В СССР, к сожалению, до войны были громадные неприятности с производством современных бронебойных снарядов, исходя из этого в таблицах снабжения мехкорпусов обычно против графы «бронебойные боеприпасы 76 миллиметров» стоит ноль. Иначе, германские танки имели 50-миллимтеровые пушки подкалиберный боеприпас, к 70-миллиметровой – кумулятивные, исходя из этого, в случае если сказать в терминах игроков WoT, они имели возможность стрелятьголдой, а советские обычно должны были вести пламя легко фугасами, что, мягко говоря, уравнивало шансы во встречном бою.

Группировка Вермахта Красной и войск Армии в полосе ПрибОВО перед войной

Вот на данной схеме видна группировка вермахта Красной и войск армии в полосе Прибалтийского фронта. Т-34-ки в тот момент были в 5-й танковой дивизии, рядом с городом Алитус. Это мелкий город очень важный с позиций предстоящего прохода в глубь СССР, по причине того, что в нем были мосты. Они были первостепенной целью для частей 3-й танковой группы. Практически, одна советская танковая дивизия должна была выдержать удар германской танковой группы, что, мягко говоря, мало реально.

Снова же, с позиций табличных черт 5-й танковой дивизии были Т-34, а с германской стороны первой к Алитусу подошла 7-я танковая дивизия, где было 263 танка, но из 50 «двушек», 167 чешских PzKw 38 (t) и всего 30 Pz IV. Если бы это была игра и все это случилось где-нибудь среди поля в Малиновке, тридцатьчетверки бы имели весьма хороший шанс всю эту германскую орду перемолоть. К сожалению, жизнь – это не игра.

Во-первых, 34-ки опоздали к моменту взятия мостов. Германские танки уже успели перейти через мосты и захватить плацдарм на том берегу. А все, что смогли 34-ки и другие танки 5-й дивизии – это запечатать плацдарм, не дать 7-й танковой сходу состояться в глубочайший прорыв.

Первые дни войны

Но, снова же, немцы не стали рубиться с танками в лобовую. Они привели к авиации, они стали подтягивать к реке тяжелую артиллерию, а также 88-миллиметровые зенитки и они начали по одному советские танки, мешающие им пройти дальше.

Помимо этого, к вечеру к городу подошла еще одна германская танковая дивизия, 20-я, которая с фланга советские обороняющиеся танки и в этих условиях 5-я танковая дивизия, которая целый сутки вела бой, у которой были на исходе и боеприпасы, и запасы горючего, было нужно отходить, оставляя все неисправные танки, оставляя танки, у которых кончилось горючее. В итоге большинство из 44 34-ок, вступивших в бой в тот сутки, были утрачены.

Все, чего они добились – это на один световой сутки задержали продвижение двух германских танковых дивизий. По меркам 22 июня 41-го это в действительности было довольно много, это было большое достижение, но тогда они об этом не знали, тогда это считалось таким нехорошим результатом. Начальник танковой дивизии, в то время, когда вышел к своим, он опасался, что последствия для него будут самые неприятные.

Д.Ш. Тут я желал бы упомянуть еще один момент. Возвратимся к тому, что германский генералитет на страницах собственных мемуаров относит первые столкновения с танками Т-34 к достаточно позднему времени.

Казалось бы, заслуженные люди, как мы можем им не поверить, хоть и неприятели, тем более, они пишут о Т-34 такие превосходные, ласкающие слух фразы, как «Т-34 был лучшим в мире», «самый превосходный пример наступательного оружия». К тому же, в случае если мы взглянуть на германский фронтовой альбомы, ставшие дешёвыми нам благодаря e-Bay, мы можем подметить, это намерено отобранные фотографии, относящиеся к сражению за Алитус.

В большинстве случаев обращают внимание на бочку с горючим, прицепленную к танку 38Т и говорят о недостаточном запасе хода германских танков. Но в случае если перевести взор и присмотреться, то возможно видеть, что на обочине горит 34-ка. Люк механика-водителя, сорванная гусеница, характерная форма наклонной брони. 34-ку тяжело с чем-нибудь перепутать.

Наглядная иллюстрация того, что, во-первых, немцы с Т-34 встретились, во-вторых, Т-34 погибли в сражении, но прорыв двух германских танковых дивизий с плацдармов сдержать не сумели.

Я еще мало добавлю к данной пресловутой бочке с горючим. Другими словами у нас в СССР в большинстве случаев было принято слабость вермахта, каковые не смогли обычный танк с хорошим запасом хода, но, в случае если ознакомиться с документами о подготовке Сталинградской наступательной операции, в том месте имеется такие слова, что на танки, не считая всего другого, ставили 200-литровую бочку с горючим. Кроме того не на прицепе, как у немца, а на сами танки.

Возможно себе представить впечатления танкистов, каковые везли на себе дополнительный бак.

Вторая фотография. Она именно показывает захваченные, как возможно видеть из подписи, в Алитусе парки 5-й танковой дивизии. Обратите внимание: явный Т-34, характерной формы люк башни, характерная форма башни, корма башни Т-34, башня Т-34. Так, хотя бы вот эти две фотографии, не смотря на то, что в действительности их большое количество больше, говорят о том, что еще 22 июня недалеко от полудня немцы первый раз встретились в сражении с танками Т-34.

И в то время, когда германские генералы пишут, что в первый раз заметили 34-ки где-нибудь в июле, в противном случае и в осеннюю пору, верить им в этом отношении не нужно. Чтобы не было так горько и безрадосно замечать как раз разрушенные советские танки либо кинутые, возможно сообщить, еще одна такая иллюстрация того, что в истории поисков рано ставить точку. Вот еще одна 34-ка 5-й танковой дивизии. Все желающие смогут видеть ее в Кубинке в центральном музее бронетанкового оружия и техники.

В битвах 22 июня танк был подбит, немцы не стали его восстанавливать, полностью демонтировали ходовую часть и поставили бронекорпус башни на ЖД платформу, взяли так бронеплощадку для собственного бронепоезда. В 45-м году по окончании капитуляции Германии данный бронепоезд в качестве трофея был захвачен советской стороной, танк по окончании продолжительных приключений был передан в музей, где был полностью отреставрирован.

Так, в музее на открытой площадке без помпы, без каких-либо значимых указателей стоит самый настоящий танк, принявший по сути дела первый бой войны. Это Прибалтика, где было всего лишь 50 танков. Сейчас обратимся к Западному армейскому округу.

В Западном армейском округе танки Т-34 взял 6-й механизированный корпус в большом количестве, более чем 330 единиц. И 11-й механизированный корпус, его 29-я дивизия, сосредоточенная под Гродно.

Боевые действия мехкорпусов Западного фронта в первые дни войны

Возможно сообщить так, что привычки игроков в «Мир танков» тут вряд ли сработают. В случае если присмотреться, то видно, что танковые группы расположены существенно севернее и существенно южнее советских мехкорпусов. Другими словами ожидать встречных танковых сражений, казалось бы. не приходится.

Но и тут не все так легко. 6-й механизированный корпус, возможно сообщить, один из замечательнейших мехкорпусов Красной армии успел выйти из армейских городков перед тем, как на них посыпались первые бомбы и не понес от бомбардировок никаких утрат. Но, дальше первое же разведдонесение фронтовое Западного фронта гласило, что, во-первых, танковая дивизия соперника с юга прорывается в направлении восточней Белостока, вот ко мне.

Во-вторых, что подвижная несколько соперника в составе двух танковых и двух моторизованных дивизий введена в бой в Сувалкинском выступе и причиняет удар на восток. Сперва танковые дивизии 6-го механизированного корпуса были выдвинуты для борьбы с ударом германской танковой дивизии с юга. Скоро стало известно, что никакие германские танки с юга к Белостоку, к Грудоку не прорываются, но, перемещение больших весов советских танков из выжидательных районов было отмечено германской разведкой.

На корпус посыпались бомбы, утраты среди танков были незначительны. Значительно хуже было то, что в соответствии с отчету командира дивизии были разогнаны все тылы полков. Имеются в виду прежде всего запасной техника, то, о чем мы говорили до этого. Топливные цистерны, каковые так были в недостатке и грузовики.

Ничего хорошего корпусу это не предсказывало. Но, по окончании того, как было узнано, что парировать германский танковый удар в этом районе нет необходимости, Павлов, ком.Западного фронта, как я уже сообщил, предполагает, что вражеская механизированная несколько прорывается вот в этом, приблизительно, направлении, принимает ответ в строгом соответствии с вводной одной из предвоенных игр, на которых отыгрывалось такое развитие событий: создать подвижную конно-механизированную группу и ударить в общем направлении на протяжении Немана, прикрываясь рекой от вероятных ударов немцев с одного из флангов.

К сожалению, слабость разведки сыграла тут роковую роль. Никаких германских танковых дивизий, если вы присмотритесь, то заметите обозначения везде «ID» — пехотная дивизия, никаких германских танковых дивизий сейчас на восток не прорывалось. Так, созданная конно-механизированная несколько в составе 6-го механизированного корпуса, 11-го механизированного корпуса и 36-й кавдивизии должна была таранить достаточно хорошо выстроенные германские пехотные дивизии.

Вместе с тем, усиленные миллиметровыми зенитками и 88-штурмовыми орудиями зенитного батальона Люфтваффе. Для таковой работы и механизированный корпус, и входящие в его состав танковые дивизии доходили достаточно слабо. Мало артиллерии, у артиллерии, потому, что мобилизация совершена не была, нет в потребном количестве мехтяги, по большому счету не быстроходна мехтяга, она весьма медлительно выдвигается. Фактически, всю задачу по подавлению вражеской обороны было нужно возложить конкретно на танки.

Однако, 6-й механизированный корпус совершает маневр и начинает наносить удары недалеко от Сидра, Кузница, Новый двор, Сокулка, Индура. Немцы сразу же ощущают это. Это проявляется в германских армейских фронтовых сводках. Фронтовых, я имею в виду, военных групп армий, о только тяжелых советских танковых атаках.

Более того, в этом, фактически районе, не взирая на ужасную сложность прорыва фактически без помощи артиллерии и при минимальной помощи пехоты, советским танкистам удается протаранить оборону германской пехотной дивизии на всю глубину. С позиций немцев, русские совершили своевременный прорыв. Фактически, вся вот эта вот группировка находится под смертельной угрозой.

Но, во-первых, советские танкисты этого не знали. Во-вторых, у них просто не было уже сил, не было резервов для развития этого прорыва. Тем временем события развиваются на противоположном крыле Белостокского выступа. 24 июня в районе Слонима разгромлена маленькая германская мотоколонна, захвачены карты.

На картах выяснилось видно построение 2-й танковой группы Гудериана. Фактически, сейчас руководство Западного фронта поняло всю гибельность сложившегося положения. В то время, как сильнейшая бронетанковая группировка бесполезно пробует через плотное построение пехоты прорваться по сути в полосу соседнего фронта, на север, северо-восток, сейчас на пути германских танков, идущих к Минску, по большому счету отсутствуют какое количество-нибудь значимые силы.

Руководство фронтом срочно отдает приказ на отход. И вы имеете возможность его видеть графически. Но, сейчас уже нарушена сообщение.

Исходя из этого части и соединения корпуса, и пехотные соединения около начинают отходить неорганизованно. Начинаются, соответственно, пропуски германских ударов во фланг, тактические окружения, разгромы тылов, длящиеся разгромы тылов.

В итоге 6-й механизированный корпус, сильнейший, по сути дела, оставляет всю собственную боевую матчасть, во-первых, вот тут, тут по германским оценкам, каковые похоже недалеки от истины, практически за один сутки боя 6-й, 11-й и механизированного корпуса утратили в сражении 201 танк и на долгом прорыва и пути отхода через Волковыск на Слоним. Снова же, мы приносим извинения за то, каким мы иллюстративным материалом вынуждены иллюстрировать отечественную лекцию, но мы вынуждены указать, что не постановочные фото Т-34 в боевой обстановке, каковые были сделаны советской стороной, в 41-м году редки, весьма редки.

Вы видите Т-34 со большими боевыми повреждениями. Кстати, еще один момент, на что я желал обратить ваше внимание. Обратите внимание вот на эту фигуру. Вы видите, что офицер держит в руках 76-миллиметровый боеприпас.

Видите, что в борту танка совсем четко видны сквозные пробоины очевидно меньшего калибра. Фактически, вот вам один из ответов того, чем немцы выбивали Т-34 в первой половине 40-ых годов двадцатого века.

Подбитая тридцатьчетверка

Наглядная демонстрация. Эта фотография сделана на шоссе Волковыск – Слоним. Танки стоят без внешних боевых повреждений, более возможно, что или кинуты по неисправности, или по отсутствию горючего, или вот данный вот танк, к примеру, завалился в воронку, вряд ли при отходе рядом был замечательный тягач, что был способен его оттуда выдернуть.

Ну, и снова же, отыщем в памяти о том, что не все в этом отношении ясно.

Фотография сама по себе достаточно известна. В последних числах Июня, уже по окончании того. как немцами был захвачен Минск, через город на прорыв отправился коммунистический танк Т-34. К сожалению, не прорвался, был подбит. Немцы с радостью его фотографировали, а сам танк, в итоге, как вы имеете возможность видеть, приспособили под дорожный указатель.

В таком виде он и встретил 44-й освобождение и год Минска.

Танк — дорожный указатель

А.У. Я желал бы добавить мало к прошлым слайдам. Как вы не забывайте из таблицы, потребность для одной заправки танковой дивизии Т-34 составляла 144 тонны. В одном из допросов Павлова, в то время, когда его арестовали по окончании крушения Западного фронта, имеется фраза, что он направил в группы Болдина все резервы дизтоплива, каковые имелись в распоряжении штаба Западного фронта – 300 тысячь киллограм.

Все остальные запасы дизтоплива Западного фронта пребывали приблизительно недалеко от Майкопа, другими словами в том месте, где их добывали. У Западного фронта просто не было емкости для размещения этого горючего. Не смотря на то, что кроме того в случае если вычесть то, что тылы 6-го механизированного корпуса были разгромлены германской авиации, довозить это горючее было особо нечем, наличного горючего Западного фронта практически хватало на две заправки, позже бы танки, снова же кидались так же на протяжении дороги.

Группировка Вермахта Красной и войск Армии в полосе КОВО перед войной

Киевский армейский округ также взял перед войной достаточно большое количество Т-34 и КВ. Одним из самых сильных в его составе был 4-й механизированный корпус, о котором весьма не обожали вспоминать по окончании войны, по причине того, что руководил им генерал Власов, печально известный по окончании попадания в плен и возглавления Русской освободительной армии.

Снова же, Киевскому армейскому округу, ставшему Юго-западным фронтом, было мало легче, по причине того, что против них наступала всего одна танковая группа. Против Западного начали функционировать две, наряду с этим одна из них начала наступать в полосе соседнего фронта и парировать данный удар было куда сложнее. Однако, и Юго-западному фронту также не удалось сначала сдержать германский удар по многим причинам. Вот размещение 4-го механизированного корпуса.

Начало происходить приблизительно то же самое, что и на Западном – серия разных информации о немцах, совсем не светло, где как раз наступают германские танки, и из этого серия распоряжений. Значит, вот тут более детальная карта. Громаднейший интерес воображает вот данный мелкий город.

Через него должны были пройти две дивизии 4-го механизированного корпуса, одна из которых имела в собственном составе Т-34. Город заняла практически за пара мин. до подхода советских танков германская пехотная 71-я дивизия. Наряду с этим занял его авангард, в составе которого хватало мало противотанковых орудий и не так уж большое количество пехоты. Наряду с этим советским танкам не повезло.

Часть германского противотанкового отряда они застали на марше. Коммунистический передовой дозор застал их на марше и пушки были практически раздавлены. К моменту подхода главных сил танковой дивизии, в составе которой были 34-ки, у немцев в городе оставалась в исправности одна 50-миллиметровая пушка и три 37-миллиметровки. Другими словами защищаться по сути было мало чем. Однако, атака не заявить, что была потеряна. Местность была советским танкистам не знакома, задача на атаку ставилась по карте.

На карте не был обозначен заболоченный луг в стороне от города. В следствии, в то время, когда танки пошли в наступление, часть 34-ок на это заболоченное место и в том месте и застряла. Извлекать их было нечем, тягачи за танками не шли. Остальные танки начали функционировать в городе, в дыму. С удачных позиций немцы их начали расстреливать во фланг. 50-миллиметровка брала 34-ки приблизительно с 500 метров, 37-миллиметровые брали подкалиберными боеприпасами с 200 и ближе.

В следствии чего танки через город прошли с тяжелыми потерями. Город остался в руках немцев, по причине того, что пехоты, дабы закрепить успех, советская танковая дивизия не имела возможности забрать, грузовиков не хватало.

Д.Ш.На данной же схеме, я разрешу себе привлечь ваше внимание, то, о чем мы неоднократно вскользь упоминали: противоречивость распоряжений, неясность обстановки, 8-й механизированный корпус – это, по всей видимости, чемпион среди советских мехкорпусов. Тут изображены действия одной из его танковых дивизий, 12-й. Обратите внимание, 22 июня дивизия переходит севернее Самбора, по окончании чего начинаются, тяжело охарактеризовать таковой путь в противном случае, как метания.

Но, все мы не забываем, что танки чтобы дивгаться, требуют топлива. Чтобы поддерживаться в исправности, требуют запчасти и выедают наряду с этим драгоценный моторесурс. В итоге фактически без вступления в бой, не то что без вступления в бой, а кроме того не видя соперника, кроме того фактически не подвергаясь налетам на марше, на вот этом вот стайерском забеге 8-й механизированный корпус оставил на дорогах приблизительно 50 процентов собственной матчасти.

Среди них и Т-34, очевидно.

KОВО

Дальше вы имеете возможность видеть картину уже сдерживающих боев недалеко от Львова и злосчастный для советских мехкорпусов контрудары недалеко от Берестечка и в районе Дубно. О них также направляться сообщить пара подробнее. К сожалению, в советской мемуарной литература так же не отличается 100-процентной достоверностью.

Я в этом случае имею в виду мемуары Николая Кирилловича Попеля. Его повествование, полное драматизма о том, как танковая группа под его руководством прорвалась в Дубно, держала оборону, а позже выходила из города, не подтверждается теми документами, каковые Попель заполнил в 41-м году при выходе из окружения. Да, вправду, танковая группа подошла на ближние подступы к Дубно, не дождалась пехоты, не дождалась помощи.

Попель попытался крайне осторожно исподволь атаковать Дубно несколькими танками.

Плоды этого вы видите на экране. Фотография легендарна , это Т-34, что реально прорвался через Дубно и уже на выходе из города был подбит.

Это еще одна узнаваемая фотография: Т-34, покинутый во Львове, возможно, по механической неисправности. На пояснице танк несет основной фрикцион.

Т-34, кинутый во Львове

А.У. Это уже второй этап сражения – это ввод второго стратегического эшелона. В случае если при приграничных сражений возможно было сказать, что войска СССР подверглись неожиданному удару, что они опоздали взять по мобилизации технику и персональный состав, что у них были громадные сложности с определением направления соперника.

В июле с этим было уже мало несложнее, внезапности не было.

Боевые действия у Сенно

Более того, уже определились более-менее главные направления германских ударов, исходя из этого в этом случае сражение можно считать эталоном с позиций готовности в том, что бой вводились готовые советские части, например, вводился 7-й механизированный корпус. 7-й механизированный корпус был переброшен из Столичного армейского округа. Это был, возможно заявить, что это был придворный механизированный корпус.

Обязан заявить, что в 14-й танковой дивизии, о которой будет рассказываться дальше, служил в гаубичном полку сын Сталина, Яков Джугашвили. Эта часть была достаточно полно оснащена по штату, в ней было практически 300 танков. Более того, незадолго до сражения в нее прибыл батальон Т-34 из Харьковского танкового училища, так называемый курсантский батальон, что проходит к документах.

Другими словами экипажи танков также были в достаточной степени подготовлены.

В достаточной степени для 41-го года. По меркам 41-го года это была достаточно подготовленная часть с одной-единственной оговоркой в документах по поводу прибытия курсантского батальона говорится, что танки были полностью укомплектованы за исключением бронебойных снарядов. Снова же, возможно заявить, что 14-я танковая дивизия повезло с поиском соперника.

Они должны были функционировать в дефиле между озёрами и реками

spacer