Длинный шмель

Длинный шмель

Долгий шмель

  • ВМВ
  • танки
  • артиллерия
  • Германия

Юрий Пашолок

Германские инженеры изобрели таковой подкласс самоходной артиллерии, как «самоходный лафет». Первые практические наработки в данной области показались ещё в годы Первой Мировой, но по-настоящему массовым явлением подобные автомобили стали спустя два с половиной десятилетия по окончании её окончания. Рецепт был несложен: за базу бралась база лёгкого либо среднего танка, из агрегатов которого создавалось самоходное шасси с противопульной бронёй.

На такое шасси устанавливалось легко модифицированное буксируемое орудие. Именно поэтому мобильность артиллерии быстро возрастала. Самый мощно вооружённым из массовых германских «самоходных лафетов» стал Hummel.

Эта САУ в полной мере справедливо считается одним из знаков германской самоходной артиллерии.

Объединяя двух соперников

В начале 1942 года центром разработки «самоходных лафетов» средней весовой категории был концерн Krupp. Работы по таким автомобилям в Эссене начали ещё до начала Второй мировой. Итоги проектирования были неоднозначными. САУ 10.5 cm K. L/52 Selbstfahrlafette, создававшаяся как истребитель дотов, превратилась в Pz.Sfl.IVa, более известную под фронтовым прозвищем Dicker Max («Толстый Макс»).

Прозвище показалось неслучайно: при боевой массе в 22 тонны вовнутрь самоходной установки удалось поместить мотор мощностью всего 180 лошадиных сил. С подвижностью у автомобили, которую переквалифицировали в истребители танков, дела обстояли не лучшим образом. По многим причинам от серийного производства ста автомобилей, каковые взяли окончательное обозначение Pz.Sfl.IV (10 cm), в конце 1941 года было нужно отказаться.

Немного лучше ситуация с другой САУ, ставшей ответвлением от проекта 10.5 cm K. L/52 Selbstfahrlafette. Первоначально она взяла обозначение Pz.Sfl.IV (leFH 18), но позднее его поменяли на Pz.Sfl.IVb. В ней употреблялась концепция 6-каткового шасси на рессорной подвеске, наряду с этим двигатель использовался тот же, что и на Pz.Sfl.IVa.

Боевую массу данной автомобили удалось снизить до 18 тысячь киллограм, что заметно улучшило её подвижность.

Два умелых примера самоходной установки, которая 13 августа 1941 год поменяла имя на leFH 18 (Sfl.), готовься к началу января 1942 года. В целом оказалась хорошая машина, которая в полной мере доходила на роль средства помощи танков. Действительно, уже к весне 1942 года начали появляться сомнения в целесообразности её выпуска. Дело в том, что при таком громадном и дорогом шасси машина вооружалась совокупностью относительно маленького калибра, да и её боевое отделение выяснилось не через чур просторным.

Двигатель у данной САУ был собственный, отсутствовала унификация с более массовыми примерами техники по ряду и каткам вторых элементов.

Неудивительно, что OKH (Oberkommando des Heeres, Главное руководство сухопутных армий) весной 1942 года озаботилось вопросом создания среднего «самоходного лафета» для более солидного орудия. Таковым была выбрана 149-мм гаубица 15 cm sFH 18. Эта артиллерийская совокупность была очень успешной, но наряду с этим её боевая масса, превышавшая 5 тысячь киллограм, здорово ограничивала возможности перемещения по полю боя.

Как возможно подметить, 15 cm sFH 18 была отнюдь не пушинкой. А сейчас представим, что её нужно переместить силами расчёта по полю…

В качестве разработчика новой САУ был выбран концерн Rheinmetall-Borsig. Основной соперник Krupp в программе танка помощи B.W., оружейный гигант из Дюссельдорфа достаточно скоро отыскал альтернативу конкурсу, в котором проиграл. Во второй половине 30-ых годов XX века в пригороде Берлина Шпандау концерн открыл завод Alkett (Altmarkische Kettenfabrik).

Его главным профилем стала сборка танков и самоходных установок, именно там начали проектировать и новую САУ.

Первыми выстроенными тут военными машинами были тридцать два Pz.Kpfw.II Ausf.B, позднее тут строили средние танки Pz.Kpfw.III. Но, уже с 1940 года главной продукцией стали самоходные установки StuG III. Начиная с модификации StuG III Ausf.B и до Ausf.F/8 завод Alkett был единственным сборщиком этих автомобилей.

Да и StuG 40 Ausf.G, самый массовый пример германской бронетанковой техники, в основном производился в Шпандау. Исходя из этого выбору производителя, сделанному OKH, удивляться не следует.

Опытный образец Geschutzwagen fur sFH 18/1, финиш 1942 года. Машину легко выяснить по громадному дульному тормозу

Потому, что главным направлением для Alkett в тот момент было изготовление Pz.Kpfw.III и танков на его базе, в полной мере ожидаемо, что средний «самоходный лафет» следовало делать из этого танка. На деле всё выяснилось не так легко. Ещё в декабре 1941 года появилась мысль предстоящего развития Pz.Kpfw.III. Предполагалось установить на него башню от Pz.Kpfw.IV с 75-мм пушкой Kw.K.

40 L/43. Оказавшийся танк должен был обозначаться как Pz.Kpfw.III Ausf.K. Кроме того до опытного образца реализация этого проекта не дошла: стало известно, что для установки башни с более замечательным оружием пригодится всецело переделывать ходовую часть.

Это, фактически, и стало началом финиша Pz.Kpfw.III.

Что же касается шасси Pz.Kpfw.IV, то у него верхняя весовая планка была выше и составляла 25 тысячь киллограм. Наряду с этим от базы Pz.Kpfw.III германские танкостроители полностью не отказывались, потому, что на ней стали производить StuG 40 с более замечательной пушкой 7.5 cm StuK 40. Однако на Alkett осознавали, что разумной альтернативы для шасси Pz.Kpfw.IV у них нет.

В следствии работы пошли в направлении создания необычного гибрида, в котором объединились компоненты Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV. Шасси, взявшее обозначение Geschutzwagen III (орудийная машина III), по ходовой части всецело повторяло Pz.Kpfw.IV. От этого танка кроме этого был позаимствован двигатель Maybach HL 120 TRM вместе с совокупностью охлаждения.

Похожей была и «ванна» корпуса. Коробку передач ZF SSG 77 конструкторы позаимствовали у Pz.Kpfw.III.

Ещё одним характерным показателем опытного образца Geschutzwagen fur sFH 18/1 было отсутствие смотрового лючка в рубке механика-водителя

Потому, что в боевое отделение предстояло установить очень немаленькую по массе и габаритам 149-мм гаубицу, было нужно серьёзно поработать над компоновкой автомобили. В следствии оказалась неординарная конструкция, которая стала плодом нескольких компромиссных ответов. Иного пути, не считая как запрятать двигатель под установку гаубицы, у инженеров не было. Возможно лишь посочувствовать ремонтникам, каковые имели дело с этими автомобилями.

Дабы демонтировать двигатель, тут требовалось сперва снять орудие, а после этого частично разобрать саму машину.

С обслуживанием трансмиссии дело обстояло несложнее, но без крана в этот самый момент всё равняется делать было нечего. Требовалось снять громадную лобовую плиту, в которую интегрировали рубку механика-водителя. Кстати, вместе с ним в отделении управления сидел радист, для которого конструкторы никаких устройств наблюдения по большому счету не предусмотрели.

Компоновочная схема Geschutzwagen III/IV

На подобные ухищрения инженеры Alkett пошли не просто так. Благодаря перекомпоновке агрегатов Geschutzwagen III взяла просторное боевое отделение, где поместилась не только сама гаубица, но и четыре номера её расчёта. Действительно, больше 18 выстрелов в возимом боекомплекте разместить не удалось.

Грамотно сконструированная совокупность охлаждения разрешила обойтись без «ушей», как на Pz.Sfl.IVa. Не менее важно да и то, что боевая масса САУ составила 22 тонны: столько же, сколько у Dicker Max, но при значительно более замечательном моторе. К тому же и в плане унификации с крупносерийными автомобилями детище Alkett смотрелось куда увлекательнее, чем продукция Krupp.

Самоходка от сталеваров

Первый опытный образец самоходной установки, взявшей обозначение Geschutzwagen fur sFH 18/1, был изготовлен Alkett ближе к концу 1942 года. Умелая машина максимально применяла компоненты от Pz.Kpfw.IV. Ещё одной её отличительной изюминкой стал массивный дульный тормоз, установленный на гаубице.

Достаточно скоро стало известно, что он лишний: устойчивость шасси Geschutzwagen III/IV была достаточной, дабы от данной подробности отказаться. Тем более что при стрельбе дульный тормоз создавал громадное облако пыли.

Сборочная линия на заводе Deutsche Eisenwerke AG, Werk Stahlindustie, Дуйсбург

По результатам опробований в конструкцию автомобили внесли последовательность усовершенствований. Гаубица лишилась дульного тормоза, кое-какие трансформации были внесены и в конструкцию ходовой части. Вместо ведущих бортовых передач и колёс от Pz.Kpfw.IV было решено позаимствовать их у Pz.Kpfw.III. Учитывая тот факт, что главной продукцией Alkett были САУ StuG III/StuG 40 на базе Pz.Kpfw.III, ответ в полной мере логичное, тем более что коробка передач все равно бралась от этих самоходных установок.

Машина «обросла» дополнительными элементами, такими как крючки для установки тента. Помимо этого, рубка механика-водителя взяла откидывающийся вверх лючок, что заметно улучшило обзор в походном положении.

На данной фотографии видно, что двигатель с совокупностью охлаждения «живёт» под орудием

Приблизительно одвременно с этим была частично решена неприятность мелкого боекомплекта. Изобретать велосипед на Alkett не стали и создали на базе Geschutzwagen fur sFH 18/1 подвозчик снарядов. Позднее он взял обозначение Geschutzwagen III fur Munition и сквозной индекс Sd.Kfz.165 (его же взял и Geschutzwagen III).

Практически это была та же самая самоходная установка, но без гаубицы и с «зашитой» орудийной амбразурой. В боевого отделения пребывали укладки для боезапаса. Наряду с этим путём нехитрых операций подвозчик снарядов Geschutzwagen III fur Munition возможно было оперативно переделать в САУ Geschutzwagen fur sFH 18/1.

Именно поэтому ответу цифра выпущенных самоходных установок в разных источниках «плавает». Вопрос о том, сколько подвозчиков снарядов позднее переделали в САУ, остаётся открытым.

Geschutzwagen III выпуска весны 1943 года

В это же время на Alkett к концу 1942 года стало не до новой САУ. Ежемесячный выпуск StuG 40 вырос: уже в ноябре он составил 100 автомобилей, а в декабре увеличился до 129 штук, причём в последний месяц 1942 года началось производство StuG 40 Ausf.G. Как серьёзным был выпуск этих автомобилей, говорит тот факт, что с февраля 1943 года её производство освоили и на заводе MIAG.

На сам же Alkett с марта 1943 года дополнительно «упал» ещё и выпуск StuH 42 со 105-мм гаубицей.

Неудивительно, что для производства Geschutzwagen fur sFH 18/1 нашли другого подрядчика. Им стала сталелитейная компания Deutsche Eisenwerke AG, Werk Stahlindustie из Дуйсбурга. Расстояние от Дуйсбурга до Эссена, к слову, приблизительно такое же, как и до Дюссельдорфа.

Это можно считать достаточно символичным, потому, что в продукции Deutsche Eisenwerke AG объединились компоненты изделий Krupp и Rheinmetall.

Поставщиком бронелистов для новой САУ выступила компания Deutsche Edelstahlwerke AG (DEW) из Крефельда, что к юго-западу от Дуйсбурга. С марта 1943 года производство брони переместилось в Deutsche Rohrenwerke AG Werk Thyssen в Мюльхайме-на-Руре.

Изготовленный на той же базе подвозчик снарядов Geschutzwagen III fur Munition

Первые пять самоходных установок были изготовлены в феврале 1943 года, тогда они обозначались как Geschutzwagen III. Уже в марте количество их выпуска достиг 26 штук, а в апреле Дуйсбург покинуло ещё 49 автомобилей. С мая начался выпуск Geschutzwagen III fur Munition, что снизило количества производства самих самоходных установок.

Всего за 1943 год было выстроено 368 САУ и 96 подвозчиков снарядов.

Захваченный на протяжении битв лета 1943 года Geschutzwagen III на полигоне НИИБТ, 1944 год

Раздельно стоит упомянуть непростую историю заглавия данной самоходной установки. К 1 июля 1943 года её обозначение сменилось на schwere Feldhaubitze 18/1 (Sf) auf Geschutzwagen IV, другими словами «тяжёлая гаубица 18/1 на орудийной машине IV». Продержалось оно месяц: в первых числах Августа его поменяли на G.W.III/IV Hummel fur s.FH 18/1 (Sd.Kfz.165).

Как раз сейчас в заглавии автомобили показалось слово, под которым её обширно знают, — Hummel, другими словами «шмель». Но продержалось оно всего несколько месяцев. В вышедшем 15 октября 1943 года управлении D-653/42 машина опять взяла обозначение schwere Feldhaubitze 18/1 (Sf) auf GW IV. Но, и оно было закреплено на САУ недолго: с 1 ноября её стали обозначать как Geschutzwagen III/IV (Sd.Kfz.165). Больше официально обозначение Hummel по отношению к данной машине не использовалось, но на практике оно некуда не убежало.

Всего же САУ переименовывали восемь раз. В последний раз это произошло в октябре 1944 года — назвали её тогда s.Pz.Haub.18/1 auf Fgst.Pz.Kpfw.III/IV (sf) (sd.Kfz.165).

Стоит ли по окончании для того чтобы «несложного» индекса удивляться, что в армиях использовали обозначение Hummel? направляться отметить, в докладах Гудериана в первый раз обозначение Hummel показалось значительно раньше, чем появилось в официальном заглавии, — ещё 3 мая 1943 года. Употреблялось оно и позднее.

Как Hummel самоходная установка обозначена, к примеру, в докладе от 3 мая 1944 года. Так, это «неформальное» обозначение, как самоё удобное, применялось и на наибольшем уровне.

Крепления запасных траков на бортах корпуса, как и крепления запасных катков, являются одной из бессчётных полевых переделок

Изменялись у САУ, но, не только обозначения. Первое важное изменение конструкции случилось летом 1943 года. Установка глушителя в корме была далеко не лучшей идеей, и от него отказались.

Выхлопные трубы укоротили и их финиши развернули мало вбок, дабы выхлопные газы не летели в боевое отделение. На освободившееся место были установлены крепления для запасных опорных катков.

Более значительные трансформации конструкторы стали прорабатывать в первых числах Декабря 1943 года. На Alkett наконец додумались, что совсем без обзора радисту ездить мало скучно. В следствии была спроектирована новая рубка, которая сейчас включала в себя и место радиста. Он, как и механик-водитель, взял откидывающийся вверх лючок со смотровым прибором, ещё один смотровой прибор показался справа.

Обзорность с места механика-водителя вправо мало ухудшилась, но с учётом того, что и до того она была далека от совершенной, с этим смирились. Новая рубка отправилась в производство с февраля 1944 года.

Весной 1944 года претерпела ходовая часть и небольшое изменение. В серию отправился танк Pz.Kpfw.IV Ausf.J с поменянной конструкцией ленивцев, они же перекочевали и на САУ. Последним трансформацией стала переделка воздухозаборников в бортах корпуса.

Боевое использование автомобили продемонстрировало, что воздухозаборники уязвимы, исходя из этого воздухоприток был перенесён наверх. Это усовершенствование внедрили в производство с августа 1944 года.

Наличие глушителя на корме показывает, что машина выпущена до августа 1943 года

За 1944 год было произведено 289 самоходных установок и 61 подвозчик снарядов. Ещё 48 автомобилей удалось выпустить в 1945 году. Последний s.Pz.Haub.18/1 auf Fgst.Pz.Kpfw.III/IV (sf) (sd.Kfz.165) покинул завод в марте. Так, неспециализированный количество выпуска составил 705 САУ и 157 подвозчиков снарядов. Автомобили взяли серийные номера 320001–320813. 50 автомобилей из указанного числа подвозчиков снарядов были изготовлены на Werk Teplitz-Schonau в чешском Теплице. Эти автомобили имели серийные номера 325001–325050.

Выпуск САУ начался тут в начале 1944 года, но достаточно скоро завод перевели на производство истребителей танков Hornisse (Nashorn), благо в его конструкции употреблялась та же база Geschutzwagen III/IV.

Долгая рука танковых дивизий вермахта

С мая 1943 года стали формироваться батареи тяжёлых самоходных гаубиц, каковые входили в состав самоходных артиллерийских дивизионов. В соответствии с штату K.St.N.461b от 15 января 1943 года, в состав третьей батареи для того чтобы дивизиона входило шесть Geschutzwagen III/IV. Помимо этого, штатно в батарею входило два подвозчика снарядов.

Получателями самоходных установок выступали танковые дивизии. Приобретали их и батареи при артиллерийских дивизионах в танковых дивизиях СС. Кроме этого автомобили попали в состав 845-го и 536-го тяжёлых артиллерийских дивизионов, действовавших самостоятельно.

Новую рубку отделения управления внедрили в производство с февраля 1944 года

Потому, что в большинстве случаев в батарею входило по шесть автомобилей плюс два подвозчика снарядов, «заполнение» частей автомобилями шло достаточно скоро. За всё время производства самоходные установки этого типа поступили на вооружении 40 соединений — цифра очень впечатляющая. Неудивительно, что боевое использование автомобили, начавшееся в июле 1943 года на Курской дуге, было широким, а сама САУ была одним из знаков германского танкостроения.

Уже к началу операции «Цитатель» schwere Feldhaubitze 18/1 (Sf) auf Geschutzwagen IV пребывали в составе десяти соединений.

Трофейный Hummel последних производственных серий. Официально на вооружении 366-го САП пребывали две такие САУ, но известны автомобили с бортовыми номерами 41, 52 и 53

Отзывы из армий, каковые пошли в августе 1943 года, были очень противоречивыми. С одной стороны, сама по себе концепция артиллерийского дивизиона, куда входила батарея из шести САУ Wespe и батарея с шестью САУ Hummel, была верной. Сочетание орудий калибра 105 и 149 мм разрешало решать широкий спектр задач, как при помощи наступления дивизий, так и в обороне.

Механизация артиллерии заметно ускоряла процесс приведения орудий в боевое положение и разрешила значительно повысить их мобильность.

Иначе, именно к мобильности и самоходному шасси появилась масса вопросов. Частично неприятность заключалась в слабо обученных механиках-водителях, но и к самой установке за первые месяцы работы набралось нареканий. По большей части претензии предъявлялись к ходовой части.

Показывали на нередкие поломки основной креплений и передачи ленивцев. Не обращая внимания на то что боевая масса автомобили составила 22 тонны, отмечалась повышенная нагрузка на подвеску. Помимо этого, наблюдались всевозможные «детские заболевания», усугублявшиеся недочётом запчастей.

Процесс заряжания. С правого борта пребывала укладка зарядов, а боеприпасы лежали в укладках на полу боевого отделения. Как возможно подметить, теснотой боевое отделение очевидно не страдало

Справедливости для, зарубежный аналог Hummel был как минимум не лучше. Американская Gun Motor Carriage по большому счету боевого отделения толком не имела, так что часть расчёта при стрельбе пребывала сзади автомобили. Помимо этого, американская машина была тяжелее и медленнее, а боекомплект для неё составлял всего 10 выстрелов.

Если сравнивать с GMC M12 детище Alkett было несомненным фаворитом с позиций удобства работы и комфорта для расчёта.

Жалобы на Hummel поступали и позднее. Неприятности с основной передачей не провалились сквозь землю, помимо этого, многие части жаловались на не сильный моторы, причём это касалось и САУ Wespe. Тут, действительно, нужно иметь в виду, что гаубичная САУ — всё-таки не танк, а об этом танкисты довольно часто забывали.

Никуда не делись и неприятности с запасными частями, что часто приводило к утратам автомобилей по техническим обстоятельствам. Не обращая внимания на эти жалобы, само по себе существование «самоходных лафетов» признавалось верной идеей.

Действительно, в Италии были случаи, в то время, когда самоходчики потребовали вернуть им буксируемые гаубицы. Связано это было со сложным рельефом местности, к которому Hummel были мало приспособлены. Для примера, по окончании трёх недель битв в батарее 26-й танковой дивизии из шести автомобилей в строю осталась одна.

Самый серьёзно переделывали собственные САУ в 9-й танковой дивизии СС «Хоэнштауфен». Обратите внимание на сетчатую защиту от закидывания гранат в боевое отделение

Часто обстоятельством утраты самоходных установок появилось их нецелевое применение. На это намекают кое-какие фронтовые переделки, часть из которых характерна для отдельных частей. К примеру, 9-я танковая дивизия СС «Хоэнштауфен» все собственные САУ усовершенствовала очень своеобразным образом. На крыше боевого отделения показалась особая сетчатая конструкция, которая предотвращала закидывание в том направлении вражеских гранат.

С учётом того что официальной задачей «самоходных лафетов» была по большей части стрельба с закрытых позиций далеко от линии яркого соприкосновения с соперником, подобные переделки наводят на в полной мере определённые мысли. Да и нередкие жалобы на повреждения осколками и пулями снарядов откатных механизмов гаубиц очевидно говорят об применении Hummel для стрельбы прямой наводкой.

Очевидно, для этих целей машина была не предназначена. При громадных габаритах она выступала хорошей мишенью, а противопульная броня оставляла экипажу мало шансов на выживание. Находящийся частично по бортам боекомплект также не сулил ничего хорошего — взрывались Hummel очень живописно.

Единственная узнаваемая на сегодня фотография Hummel-Wespe

Последней версией самоходной установки стала машина, известная как Hummel-Wespe. Её появление стало результатом прекращения производства САУ Wespe, что случилось в июне 1944 года. Обсуждение возможностей создания Hummel-Wespe началось в октябре 1944 года.

Машина, первоначально обозначавшаяся как le.Pz.Haub, другими словами «лёгкая гаубица на танковой базе», представляла собой шасси GW III/IV, на которое устанавливалась 105-мм гаубица leFH 18/40. Вследствие этого была переделана конструкция страниц рубки в лобовой части, и создана бронировка гаубицы. Для защиты от вражеских гранат на крыше боевого отделения была установлена сетчатая конструкция.

В соответствии с замыслам, в феврале 1945 года ожидалось выпустить 40 таких САУ, 50 в марте, 80 в апреле, а до конца июня собирались получить в общем итоге 250 штук. Действительность была другой: один опытный образец Hummel-Wespe был изготовлен Alkett в декабре 1944 года, имеются сведения о выпуске ещё девяти автомобилей в январе 1945 года. Серийно создавать Hummel-Wespe предполагалось на заводе в Теплице, потому, что Дуйсбург подвергся массированной бомбардировке.

Машина, стёртая с лица земли в уличном бою, Берлин, май 1945 года

САУ Hummel широко применялись до самого финиша Второй мировой. Германская армия использовали их на протяжении уличных битв в Берлине. Нужно заявить, что ближе к концу войны они употреблялись не только немцами. К примеру, в 4-й гвардейской армии на вооружении 366-го САП имелись две такие автомобили. На этом перечень трофеев очевидно не ограничивается.

Больше того, с окончанием войны работа германских автомобилей не закончилась. Одну машину передали Румынии, а в конце 50-х годов французы реализовали пять Hummel в Сирию. Эти автомобили поучаствовали в арабо-израильской войне 1967 года.

Не обращая внимания на последовательность недочётов, в целом мысль создания Hummel была верной. Благодаря наличию аналогичных автомобилей в составе танковых дивизий последние приобретали куда более манёвренные артиллерийские подразделения. По окончании войны концепция самоходной артиллерии большого калибра как средства усиления танковых частей была взята на вооружение рядом государств, в том числе и в СССР. Успешной была и мысль среднего «самоходного лафета».

Её развитием стали Waffentrager, максимально недорогие САУ, быстро повышавшие мобильность буксируемой артиллерии.

С детальным фотообзором одной из сохранившихся до отечественного времени САУ Hummel возможно познакомиться в материале «“Хуммель” из Сомюра».

литература и Источники:

  • Panzer Tracts 10–1 — Artillerie Sfl. – from Pz.Sfl.IVb to Hummel-Wespe, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2012.
  • Материалы ЦАМО РФ.
  • Материалы РГАКФД.
  • Материалы из фотоархива автора.

Денег мало долгий шмель


Увлекательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

  • «Эмча» с долгой рукой

    «Эмча» с долгой рукой ВМВ танки США СССР Юрий Пашолок В первый раз американцы задумались об оснащении Medium Tank M4 более замечательным оружием еще в сентябре…

  • Су-76 американского производства

    СУ-76 американского производства ВМВ США СССР военная техника Юрий Пашолок В отличие от бессчётных танков, самоходные установки в СССР по программе…

  • Автострадный истребитель

    Автострадный истребитель ВМВ танки США СССР Юрий Пашолок 76-мм самоходная установка Gun Motor Carriage M18, более узнаваемая под обозначением Hellcat,…

  • В полушаге от «хуммеля»

    В полушаге от «Хуммеля» ВМВ артиллерия Германия военная техника Юрий Пашолок Германские самоходные установки армейского периода, вооружённые гаубицами, прекрасно…

  • Зелёный слоник

    Зелёный слоник ВМВ шушпанцер СССР Юрий Пашолок Созданный в первой половине 40-ых годов XX века проект конструкторского бюро Уральского завода тяжёлого машиностроения имел возможность, в…

  • Штурмовая альтернатива

    Штурмовая альтернатива ВМВ танки СССР Юрий Пашолок 15 апреля 1942 года произошло совещание пленума Артиллерийского Комитета ГАУ КА, посвящённое…

spacer