Добыча в богемии

Добыча в богемии

Добыча в Богемии

  • ВМВ
  • танки
  • Германия
  • Чехословакия

Юрий Пашолок

LT vz.38, лучший чехословацкий танк предвоенного периода, более известен под другим обозначением, потому, что звездный час данной военной машины пробил вовсе не в армии Чехословакии. Взяв в Вермахте наименование Pz.Kpfw.38(t), данный танк стал одним из знаков блицкрига, сначала Второй мировой находясь во главе германских танковых частей. А весной 1940 года выстроенные в Праге военные машины громили уже танковые части Франции и Великобритании, каковые за два года до этого не вступились за Первую Чехословацкую Республику.

В серию срочно!

В ночь с 14 на 15 марта 1939 года германская армия вступили на территорию Чехословакии. Словакия взяла формальную независимость, а Чехия была перевоплощена в протекторат Богемии и Моравии, подконтрольный Третьему рейху. Политика «умиротворения агрессора», которую проводили Англия и Франция, стала причиной тому, что фактически без единого выстрела немцы взяли в собственный распоряжение развитую чешскую оружейную индустрию.

В числе отошедших Германии фирм был и завод CKD в пражском районе Либень, что именно к марту 1939 года начал серийное производство легкого танка LT vz.38.

Первый серийный пример LT vz.38 на демонстрации германской рабочей группе. Завод CKD, май 1939 года

Переписка между CKD и германским Департаментом оружий началась с середины апреля 1939 года. Для ознакомления с чешской танковой индустрией в 6-м отделе Департамента оружий была создана особая рабочая группа. Возглавили ее глава 6-го отдела полковник Себастьян Фихтнер и полковник Генрих Ольбрих. На заводе CKD они показались 2 мая.

Комиссии был представлен весь спектр продукции завода, начиная с экспортных танков и заканчивая танками, каковые предназначались для поставок чехословацкой армии. В их числе были легкий танк LT vz.38 и средний ST vz.39.

Средний танк не очень впечатлил рабочую группу, чего не сообщишь о LT vz.38. Демонстрация, которая прошла на заводском полигоне, произвела на германских военных яркое впечатление. Ничего аналогичного в Вермахте в то время попросту не было. Имея боевую массу всего на тонну громадную, чем у Pz.Kpfw.II Ausf.C, чешская машина превосходила его по всем статьям.

Значительно ближе по тактико-техническим чертям LT vz.38 был к Pz.Kpfw.III Ausf.E, серийное производство которого немцы именно сейчас еле осваивали .

Panzerkampfwagen L.T.M.38, серийный номер 3

О том, как лёгкие чехословацкие танки впечатлили германскую рабочую группу, красноречиво говорит тот факт, что девять LT vz.38 тут же были приняты на вооружение как Panzerkampfwagen L.T.M.38 (Leicthe Tank Muster 1938, другими словами легкий танк модели 1938 года). А 15 мая в Праге была создана неизменно действующая коммисия Департамента оружий.

В отличие от LT vz.35, производство которых немцы возобновлять не стали, на L.T.M.38 у них были совсем другие замыслы. В Июне с фирмами CKD и Skoda были заключены договора, каковые практически продолжили соглашения по выпуску LT vz.38 для чехословацкой армии. Очевидно, финансирование контрактов перешло на Германию.

Нужно заявить, что L.T.M.38 был весьма удачным приобретением для Вермахта. При цене, всего на четверть превышающей цена Pz.Kpfw.II, клиент приобретал машину значительно более большого класса.

По составу закрепленного на корпусе оборудования машина всецело соответствовала LT vz.38

Первые 12 танков, собранных по германскому заказу, завод CKD сдал в июне 1939 года. На этом фоне длились денежные разбирательства между CKD и чешскими армейскими. 18 августа минобороны (MNO, Ministerstvo narodni obrany) был отменён договор, наряду с этим завод вернул клиенту задаток в размере 32 555 600 крон, попутно забрав из казны миллион уже выплаченных налогов. Немцев все это очень не тревожило, значительно серьёзнее для них был темп выполнения заказа.

CKD взял замысел по выпуску 25 L.T.M.38 в месяц. Недопоставки в июне были скомпенсированы в следующем месяце, в то время, когда завод сдал сходу 39 автомобилей. Совсем же договор на 150 танков был выполнен 26 ноября 1939 года.

Данный же танк справа. Позднее машина возьмёт базисную темно-серую окраску, которая по оттенку мало отличалась от германской RAL 7021

Смена клиента сопровождалось и трансформацией обозначения автомобили. С мая по август 1939 года употреблялось еще одно обозначение – tschechische Pz.Kpfw.III («чешский Pz.в первых рядах.III»), которое наглядно демонстрирует, с чем как раз немцы сравнивали машину CKD. 16 октября обозначение танка изменилось на LTM 38 Protektorat. Продержалось оно, но, недолго. 16 января 1940 года его поменяли на Panzerkampfwagen 38(t), либо Pz.Kpfw.38(t), «танк примера 1938 года, чешский».

Как раз под этим обозначением он и вошел в историю. Установленную на танке пушку немцы переименовали в 3.7 cm K.w.K.38(t).

Дополняя Pz.Kpfw.III

Первый всецело германский договор на производство tschechische Pz.Kpfw.III был заключен 12 июня 1939 года. По нему предполагалось изготовить, в общем итоге, 325 танков. Столь внушительный количество лишний раз показывает, как немцам понравилась эта чехословацкая машина.

К тому моменту и компания CKD, за производимым ею танком, поменяла наименование. Сейчас предприятие носило имя BMM (Bohmisch-Mahrische Maschinenfabrik AG, Богемско-Моравский машиностроительный завод). Предприятие входило в сферу влияния Генриха Рихтера-Брома, что осуществлял контроль машиностроение в Праге.

С 1942 года он стал директором BMM.

L.T.M.38 из состава 67-го танкового батальона 3-й легкой дивизии. Данный танк уже не имеет поручневой антенны, а на корме установлен блок устройств дымопуска. Польша, сентябрь 1939 года

Первые 15 танков 2-й серии предполагалось взять в январе 1940 года, но реально за это время удалось сдать всего 10 автомобилей. И тут в очередной раз «отличилась» Skoda, сорвавшая сроки поставок пушек. Танки первой серии, в начале 1940 года переименованные в Pz.Kpfw.38(t) Ausf.A, по большей части соответствовали LT vz.38.

Но, уже в июле 1939 года показались маленькие отличия. От поручневой антенны немцы отказались, спереди и позади показались фонари компании Notek. Еще до конца выпуска, по результатам эксплуатации в армиях, танки взяли особый ограничитель спаренного пулемета, что не разрешал через чур очень сильно развернуть его влево и случайно повредить пушку.

Sd.Kfz.267, командирская модификация, отличавшаяся установкой двух штыревых антенн

В переписке кроме этого указывается, что с июля 1939 года на кормовом странице крепился блок дымовых гранатометов, подобный тому, что ставился на германских танках. Но на танках ранних серий он видится редко, другими словами в этом случае реальная картина и приказы расходились. Танки с устройствами дымопуска ушли в 8-ю танковую дивизию, но кроме того в том месте они были не у всех автомобилей.

Под конец выпуска первой серии с левой стороны подбашенной коробки танка показался поручень.

Sd.Kfz.268 из состава 7-й танковой дивизии, Вильнюс, 1941 год. Эту версию возможно легко отличить по поручневой антенне

Еще одним, в этом случае значительным, трансформацией стало повышение экипажа на одного человека. В отличие от чехословацкого танка, по которому начальник имел возможность перемещаться, замещая две должности, у Pz.Kpfw.38(t) экипаж складывался из четырех танкистов, любой из которых занимал одно место. И это было очевидно разумный ход.

Кроме этого немцы начали делать командирские танки. Существовало три их типа. Первый из них, Sd.kfz.266, снаружи ничем не отличался от линейного. Он оснащался радиостанциями Fu 2 и Fu 5 и употреблялся как машина штаба батальона. Второй тип, Sd.Kfz.268, легко отличить по рамочной антенне на надмоторной плите. Эти танки, употреблявшиеся как автомобили штаба полка, оснащались радиостанциями Fu 5 и Fu 8. Наконец, третий тип, Sd.Kfz.267, употреблялся как машина радиороты для связи с авиацией.

На него устанавливались радиостанции Fu 5 и какое количество 7, снаружи таковой танк возможно отличить по второй штыревой антенне с левого борта.

Pz.Kpfw.38(t) Ausf.B из состава 7-й танковой дивизии пересекает франко-бельгийскую границу, май 1940 года

Первой модификацией «германской» производственной серии стал Pz.Kpfw.38(t) Ausf.B. Эти автомобили несли серийные номера 151–260, их выпуск длился до мая 1940 года. В данной машине отразился опыт боевого применения танков в польской кампании.

Для начала, перископический прибор в крыше башни взял съемную бронировку. Чтобы не было заливания телескопического прицела дождем сверху показался козырек. Кроме этого потребовалось усилить бандажи опорных катков.

Наконец, лопаты и крепление кирки перенесли с кормы на немного полки. Начиная с модификации Ausf.B командирские танки Sd.Kfz.267 начали получать вместо пушек их муляжи, что увеличило внутренний количество. По данной же причине с командирских танков снимали курсовой пулемет, заделывая амбразуру броневым страницей.

Версия Ausf.C взяла «воротник», закрывавший погон башни

Танки следующей модификации, Ausf.C, имели серийные номера в промежутке 261–370. Первые автомобили данной версии, производство которой началось в мае 1940 года, ничем не отличались от Ausf.B. Трансформации стали внедряться уже по опыту кампании во Франции. Стало ясно, что нижняя лобовая броня толщиной 25 мм слабо защищает танк от огня малокалиберной артиллерии. Помимо этого, нередкими были случаи заклинивания башни боеприпасами, попадавшими в зазор между подбашенной коробкой и башней.

Решить эти неприятности должны были утолщение нижнего лобового страницы до 40 мм и прикрытие погона башни особым отбойником.

Pz.Kpfw.38(t) Ausf.D возможно выяснить по изменившемуся основанию антенны

Похожим образом видоизменения происходили и со следующей версией, Pz.Kpfw.38(t) Ausf.D. В серию танки, имевшие номера 371–475, пошли в сентябре 1940 года. Сначала отличий между Ausf.C и Ausf.D не было, их стали вводить неспешно. Для начала отказались от массивного «стакана» антенного вывода, заменив его на конструкцию, которая употреблялась на StuG III и командирских Sd.Kfz.268. Еще одной отличительной изюминкой стало появление облегченных траков, каковые кроме этого внедрили уже по ходу выпуска.

На части автомобилей показались крепления запасных траков на верхнем лобовом странице корпуса.

Последние Pz.Kpfw.38(t) Ausf.D были сданы в ноябре 1940 года, договор был выполнен преждевременно. В соответствии с изначальному замыслу, завод BMM должен был производить по 25 танков в месяц, по факту же в среднем за месяц Прагу покидало 30 автомобилей.

Схема корпуса с переработанной и усиленной лобовой частью

25 июля 1940 года 6-й отдел Департамента оружий заключил с BMM третий договор, выполнение которого должно было начаться 27 ноября. На этот раз танк ожидали важные переделки, потому, что опыт кампании во Франции продемонстрировал, что танку требуется значительное усиление защиты. Сравнительно не так давно усиленного нижнего лобового страницы выяснилось мало, назрела необходимость в более значительной модернизации. Ее результатом стал Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E, первый из которых на BMM выстроили именно в последних числах Ноября 1940 года.

Новая серия была более большой, чем прошлая: всего до мая 1941 года было произведено 275 танков с серийными номерами 476–750.

Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E из состава 19-й танковой дивизии. Прекрасно видны характерные для танков данной дивизии элементы обвеса

У танков данной модификации конструкторы ликвидировали выступ в лобовом странице подбашенной коробки, переместив «половинку» механика-водителя вперед. Толщину брони верхней лобовой подробности увеличили до 50 мм, сделав ее из двух страниц толщиной 25 мм. В один момент изменились и смотровые устройства, ставшие более устойчивыми к попаданиям пуль и снарядов.

Нижний лобовой лист корпуса также стал складываться из двух страниц толщиной 25 мм. Подобно был усилен лобовой бронелист башни, а толщину ее бортов увеличили до 30 мм. Была усилена и броня подбашенной коробки, на которую установили дополнительные страницы толщиной 15 мм.

Было нужно переделывать и кольцо защиты погона.

Все эти трансформации увеличили боевую массу танка с 9725 до 9850 килограмм. Чтобы скомпенсировать рост массы, число рессор в передних тележках его подвески было нужно увеличитьо до 15. Еще одно изменение также было продиктовано взятым опытом эксплуатации.

Потому, что механизмы натяжения гусеничных ручного запуска и лент двигателя очень сильно загрязнялись, их прикрыли крышками.

Pz.Kpfw.38(t) Ausf.F на заводском дворе, лето 1941 года

Как и прошлые модификации, на протяжении производства Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E медлено изменялся. В марте, начиная с автомобили с серийным номером 624, его глушитель мало немного подняли, дабы под него возможно было ставить блок устройств дымопуска, прикрытый бронированным кожухом. Но, ставились они не на всех автомобилях, да и сам глушитель на части танков оставался на штатном месте.

Изменялось на протяжении производства и положение кормового фонаря Notek.

Прекрасно видно, что кормовой фонарь Notek перенесен влево, глушитель немного поднят, а на кормовом странице показался блок устройств дымопуска

Совсем обрисованные в прошлом абзаце трансформации утвердились уже на автомобилях следующей версии, Pz.Kpfw.38(t) Ausf.F. танки данной модификации пошли в серию с мая 1941 года, они взяли серийные номера в диапазоне 751–1000. Прибор дымопуска стал сейчас частью штатной комплектации, помимо этого, чуть изменился и обычный «обвес». В будущем танк продолжал мало видоизменяться.

Ближе к середине выпуска уменьшилось количество заклепок на люках доступа к моторному отделения. Помимо этого, переднюю фару Notek перенесли на верхний лобовой страницу корпуса. Часть танков взяла крепления запасных траков на верхнем и нижнем лобовых страницах корпуса.

Последние автомобили этого типа были сданы в октябре 1941 года.

Данный же танк спереди. Как возможно подметить, количество возимых запасных траков значительно увеличилось

Стройный алфавитный последовательность названий модификаций Pz.Kpfw.38(t) был нарушен 18 июля 1940 года. В данный сутки Главное руководство сухопутных армий (OKH) решило о том, что аннулирует договор между BMM и Швецией о выпуске 90 TNHP-S. Обстоятельством тому стала острая необходимость в пополнении вермахта новой техникой.

Автомобили, производившиеся по этому договору, перешли германской армии и взяли обозначение Pz.Kpfw.38(t) Ausf.S. Их выпуск начался в мае 1941 года и шел параллельно с Pz.Kpfw.38(t) Ausf.F.

Автомобили, взявшие серийные номера 1001–1090, оказались в плане конструкции промежуточными. Их лобовая броня была усилена, находились трансформации, соответствующие модификации Pz.Kpfw.38(t) Ausf.F, но наряду с этим смотровой прибор стрелка-радиста остался ветхой конструкции. Отсутствовало и усиление брони бортов подбашенной башни и коробки. Чуть по-иному размешались заклепки на башне и корпусе.

Потому, что бортовую броню на танках «шведской» модификации не усиливали, отбойник около башни употреблялся от Pz.Kpfw.38(t) Ausf.D. Закончили производить эти автомобили в сентябре 1941 года.

Pz.Kpfw.38(t) Ausf.S из состава 20-й танковой дивизии

Подготовка к войне против СССР взвинтила темпы выпуска. За целый 1941 год только единожды месячное производство Pz.Kpfw.38(t) понижалось до отметки ниже 50 штук, а на пике выпуска за один месяц BMM покинуло 78 танков. Таковой темп выдерживали в то время только единичные германские фабрики.

Потребность в Pz.Kpfw.38(t) была такой высокой, что с BMM был подписан дополнительный договор 210–3951/41H на выпуск 500 танков 7-й серии, взявших обозначение Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G. Мало позднее к нему добавился еще один договор, 210–3952/41H, по которому планировалось выпустить 500 танков 8-й серии. Они должны были взять обозначение Pz.Kpfw.38(t) Ausf.H.

Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G, самая массовая и одновременно последняя модификация этого танка

Первые Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G покинули BMM в октябре 1941 года. На новой машине были стандартизированы кое-какие ранее введенные трансформации. Крепления запасных траков, начиная с танка №1220, стали стандартным оборудованием, но, как уже упоминалось, на кое-какие танки их ставили и раньше.

Кроме этого необходимыми стали более действенный воздушный фильтр и другие элементы, показавшиеся еще на части Pz.Kpfw.38(t) Ausf.F. Более значительными трансформациями были ввод монолитных лобовых плит и уменьшение числа заклепок.

В таком виде танки на фронт не попадали – их весьма скоро переделывали в мастерских дивизий

Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G стал самая совершенной версией этого лёгкого танка. На начало выпуска он был чуть ли не лучшим лёгким танком в мире. Но заложенный в конструкции резерв его предстоящего развития подошел к концу. Установить в танк более замечательное орудие, как это сделали на Pz.Kpfw.III, не представлялось вероятным.

А к концу 1941 года Pz.Kpfw.38(t) значительно чаще сражаться приходилось не с лёгкими танками, а со средними Т-34 и тяжелыми КВ-1. Помимо этого, с осени 1941 года в СССР стали поступать британские танки Matilda и Valentine, с которыми пушка 3.7 cm KwK 38(t) ничего не имела возможности сделать. Но, эта неприятность касалась всех германских легких танков того периода.

Как бы то ни было, к весне 1942 года время Pz.Kpfw.38(t) подошло к концу.

В марте 1942 года, по окончании выпуска всего 29 танков, производство Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G было остановлено, последней машиной стал танк с номером 1359. BMM взял задание на выпуск и разработку самоходных установок с применением базы легкого танка. Но, это были не последние танки Pz.Kpfw.38(t), выпущенные на BMM.

Один из танков с тропической комплектацией

В январе 1942 года начались работы по изготовлению тропической модификации Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G. Ее отличия от простого танка сводились к усилению совокупности охлаждения и иному воздушному фильтру. Кроме этого в конструкцию вносились трансформации, предотвращающие попадание вовнутрь песка. Прорабатывалось и размещение дополнительных канистр.

В рамках данной программы испытывалась перевоза танка в тяжелого военно-транспортного самолета Me.323 Giant. Дополнительно выпущенные автомобили взяли номера 1480–1526. В апреле был изготовлен 21 таковой танк, а последние 26 штук были сданы в мае.

В Африку, действительно, они так и не отправились.

Автомобилей модификации Ausf.G было выстроено 316 штук, а всего немцы взяли 1414 танков семейства Pz.Kpfw.38(t).

Два с половиной года во главе

Первые tschechische Pz.Kpfw.III летом 1939 года начали поступать в состав 67-го танкового полка 3-й легкой дивизии. Эти автомобили, как и другая бронетанковая техника легких дивизий, на марше перевозилась на грузовиках, что, по задумке, должно было существенно расширить подвижность таких соединений. Всего в состав 67-го танкового батальона попало 57 танков этого типа, из них 55 линейных и 2 командирских.

К 1 сентября 1939 года в вермахте имелось 78 L.T.M.38, из них 57 в армиях и 5 в резерве. 3-я легкая дивизия стала единственной частью, которая применяла в сентябре 1939 года танки этого типа в военных действиях. Уже тогда стало очевидным, как эти автомобили успешные.

За все время было безвозвратно утрачено всего 7 танков, наряду с этим 3-я легкая дивизия достаточно деятельно сражалась, пребывав в составе 15-го военного корпуса. По иронии судьбы, удар 15-го военного корпуса проходил мимо города Тешин, того самого, чью западную часть в октябре 1938 года поляки забрали себе при разделе Чехословакии.

В октябре 1939 года 3-я легкая дивизия была переформирована в 8-ю танковую дивизию.

L.T.M.38 из состава 3-й легкой дивизии. Как и другие танки данной дивизии, эти автомобили на марше перевозились в грузовиках

Следующей частью, которая взяла Pz.Kpfw.38(t), стала бывшая 2-я легкая дивизия, переформированная к тому времени в 7-ю танковую. С февраля 1940 года ее возглавил Эрвин Роммель. Приблизительно в данный же момент во внешний вид танков в армиях стали вноситься трансформации. В 8-й ТД эти трансформации носили минимальный темперамент: на правой надгусеничной полке показался огнетушитель. Совсем другой подход был у танкистов 7-й ТД.

Первым важным трансформацией стало появление особого крепления на надмоторной плите, которое служило для установки канистр с бензином. Еще до вторжения во Францию часть танков взяла коробки на надгусеничных полках, помогавшие для размещения ЗИП и личных вещей экипажей.

Предполагалось, что 15 Pz.Kpfw.38(t) будет послано в Норвегию, но дальше приготовлений дело не продвинулось. Другая обстановка сложилась на протяжении кампании во Франции весной 1940 года. К 10 мая на вооружении германской армии пребывало 238 Pz.Kpfw.38(t). О том, как ответственным было наличие этих танков, говорит тот факт, что Pz.Kpfw.III, каковые должны были стать главными германскими танками, имелось всего 381 вещь.

Автомобилям чешского производства на протяжении вторжения во Францию было нужно делать задачи скорее не легких, а средних танков. Справлялись они с данной ролью в полной мере удачно: до конца кампании было утрачено всего 54 танка этого типа, другими словами меньше четверти. На протяжении боев на Западном фронте 7-я танковая дивизия взяла на пополнение 20 танков, а 8-я – 16.

Pz.Kpfw.38(t) Ausf.B из 7-й танковой дивизии во Франции. Прекрасно видны коробки на левом борту

Во Франции танки чешского производства столкнулись с теми же проблемами, что и германские танки. Их броня разрабатывалась для защиты от крупнокалиберных пулеметов и малокалиберных автоматических пушек. В это же время, во Франции германские танки были встречены огнем бессчётных противотанковых пушек. У Pz.Kpfw.38(t) тут обнаружились две значительные неприятности, которых не было у германских автомобилей.

Первая заключалась в том, что броня высокой твердости была достаточно хрупкой. Второй проблемой стала разработка башен и сборки корпусов клепаной конструкции. При попадании в танк пуль, осколков и снарядов заклепки иногда отрывало, и с внутренней стороны они преобразовывались в поражающий элемент.

К тому же, в боевых условиях проявились и преимущества чешского танка. Кроме подвижности и хорошей обзорности, танк имел возможность похвастаться замечательным оружием. Бронебойный боеприпас 3.7 cm KwK 38(t) имел более высокое пробитие, чем боеприпасы 3.7 cm KwK 36, каковые ставились на Pz.Kpfw.III. Это разрешало Pz.Kpfw.38(t) поражать французские легкие и средние танки на громадных, чем Pz.Kpfw.III, расстояниях.

Подобное преимущество часто становилось решающим.

Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E из 12-й танковой дивизии. Дымовые мортирки в кормовой части являлись характерным показателем танков данной дивизии

Успех применения Pz.Kpfw.38(t) во Франции стал знаком к предстоящему оснащению танками этого типа снова создаваемых соединений. Первым из них стала 12-я танковая дивизия, организованная 5 октября 1940 года на базе 2-й моторизованной дивизии. Подобно автомобилям 7-й ТД, танкисты 12-й ТД ставили на надмоторной плите ящик под канистры, а на надгусеничных полках их автомобилей показались коробки ЗИП.

самая характерной подробностью «обвеса» стали дымовые мортирки, каковые по конструкции и способу крепления сильно напоминали те, что устанавливались на Pz.Kpfw.II (F) из 101-го огнеметного батальона. Солидную часть нового оборудования танки 12-й ТД, и организованных позднее соединений, взяли ближе к началу лета 1941 года.

Танк из 19-й танковой дивизии осенью-зимой 1941 года под Москвой

Следующими, кто взял танки производства BMM, стали танкисты 19-й танковой дивизии, показавшейся 1 ноября 1940 года. Ее немцы организовали на базе 19-й пехотной дивизии. Танкистов 19-й ТД кроме этого не устроил штатный вариант размещения ЗИП, что стало причиной важным переделкам. Штатный ящик ЗИП отправился в заднюю часть правой надгусеничной полки, а по бортам показались громадные коробки для личных вещей. Другой обвес был неоднородным.

Кто-то ставил канистры на коробку, как делали танкисты 7-й и 12-й ТД, кто-то их крепил к надгусеничным полкам. Экипажи части танков смастерили некое подобие «коробок Роммеля» на корме башни, другие разместили в том месте дополнительный короб значительно более скромных размеров.

19-я пехотная дивизия стала базой для еще одной танковой дивизии – 20-й. Кроме этого на ее формирование отправился и 115-й моторизованный полк 33-й пехотной дивизии. Подобно своим сотрудникам, весной 1941 года в том месте без шуток переработали «обвес» Pz.Kpfw.38(t), что не отличался однородностью. самая характерной подробностью были симметричные коробки ЗИП, каковые имели передние «дырчатые» отделения. Еще одной подробностью стали крепления под канистры на надмоторной плите.

Кое-какие экипажи для крепления канистр применяли штатный ящик ЗИП, перенесенный на крышу моторного отделения.

Самый «увешанный» вариант танка из 20-й танковой дивизии. Вместо канистр на полках копаются фашины, а за собой танк везет прицеп с горючим. Его конструкция разрешала запитать двигатель прямо из бочки

По состоянию на 22 июня 1941 года в танковых дивизиях пребывало 772 Pz.Kpfw.38(t), из них 35 командирских. Как и при с кампанией во Франции, они сыграли ключевую роль на начальной стадии операции «Барбаросса». Действительно, на этот раз итоги военных действий были пара иными.

За июнь 1941 года было утрачено 33 танка этого типа, но уже в июле был поставлен рекорд – 182 автомобили, потерянных безвозвратно. Для сравнения, Pz.Kfw.III за тот же период немцы утратили 155 штук. Уже в августе рекорд был обновлен: было утрачено– 183 Pz.Kpfw.38(t). Всего же за 1941 год выяснилось утрачено 796 танков, другими словами больше, чем их было на начало военных действий против СССР.

Это самые большие утраты раздельно забранного типа германских танков за 1941 год.

Обстоятельства аналогичного фиаско не в том, что танк внезапно был нехорошим. Всегда выполнять роль среднего танка легкая 10-тонная машина не имела возможности. Помимо этого, детище BMM подвела хрупкая броня. Кроме того усиление бронирования картину улучшило не очень сильно. Советская 45-мм пушка пробивала лобовую бронеплиту Pz.Kpfw.38(t) с дистанции 200 метров, другими словами страшным соперником для этого танка появились легкие Т-26 и БТ.

Но кроме того в случае если лист не пробивался, при попадании в нем начинали образовываться трещины.

Далеко не единичными случаями были поражения Pz.Kpfw.38(t) огнем полковой и дивизионной артиллерии. Хрупкая броня практически проламывалась. Самым же неприятным для чешской автомобили стало появление на поле боя танков Т-34 и КВ-1.

С ними легкие танки практически ничего не могли сделать.

Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G 22-й танковой дивизии в Крыму

Последней частью, взявшей на вооружение Pz.Kpfw.38(t), стала 22-я танковая дивизия, имевшая 77 танков для того чтобы типа. 22-я ТД стала единственной частью, массово применявшей Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G. Её танки кроме этого имели отличия от штатного обвеса.

Кроме креплений под канистры, с левого борта на них показались коробки для личных вещей. 22-я ТД активно применялась на протяжении боев за Крым, позднее она принимала участие во взятии Ростова-на-Дону. Легкие танки чешского производства употреблялись в дивизии впредь до ее расформирования в марте 1943 года.

Последними же танками этого типа, пребывавшими в боевых частях, стали 13 автомобилей, состоявших на вооружении 8-й и 20-й танковых дивизий 30 июня 1943 года.

литература и Источники:

  • Czechoslovak Tanks 1930–1945 Photo-Album Part 2, Vladimir Francev, Karel Trojanek, Capricorn Publications, 2014
  • Praga LT vz.38, V. Francev, C. Kliment, MBI, 1997;
  • Panzer Tracts 18 Panzerkampfwagen 38(t) Ausf.A to G und S, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2007, ISBN 0–9771643–6–5;
  • Материалы из фотоархива автора

Что мы тут едим! Цены на продукты в Чехии! Как неизменно с юмором! Супермаркет Lidl! Praha Vlog 114


Занимательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

  • Торсионы невезения

    Торсионы невезения ВМВ танки Германия Юрий Пашолок Во второй половине 30-х годов мировое танкостроение бурно развивалось. Полностью это справедливо в…

  • На острие блицкрига

    На острие Блицкрига ВМВ танки Германия Юрий Пашолок Будущее танка Pz.Kpfw.II сложилась необычно. Своим «случайным» возникновением он во многом обязан…

  • Карманный «тигр»

    Карманный «Тигр» ВМВ танки Германия Юрий Пашолок Одним из любимых занятий многих танковых специалистов, и людей, вычисляющих себя таковыми, есть…

  • Второй раз в лёгкий класс

    Второй раз в лёгкий класс ВМВ танки Германия Юрий Пашолок Случаи, в то время, когда более идеальный танк, принятый на вооружение, заменяли уступающей ему по…

  • Узкоспециальный танк широкого профиля

    Узкоспециальный танк широкого профиля ВМВ танки Германия Юрий Пашолок В декабре 1936 года германскими армейскими с концерном Krupp был заключён сделку на…

  • «Тройки» на рессорах

    «Тройки» на рессорах ВМВ танки Германия Юрий Пашолок Pz.Kpfw.III, ставший главным германским средним танком в первой половине Второй мировой,…

spacer