Догнавший одноклассников

Догнавший одноклассников

Догнавший одноклассников

  • ВМВ
  • танки
  • США

Юрий Пашолок

Американский лёгкий танк M2A4 выбивается за рамки стереотипа, в соответствии с которому танкостроение США межвоенного периода очень сильно отставало от европейского. Он был подвижным, прекрасно вооружённым и защищённым. Работы по данной машине начались более чем за год до начала Второй мировой и увенчались созданием одного из лучших лёгких танков собственного времени.

Возвращение пушки

Существует распространённое вывод, что американцы прозевали развитие танков в межвоенный период, и ко Второй мировой в этом замысле были не готовы. В действительности американские танкостроители шли своим путём и смотрели за происходящим в мире. Однако на своём, очень своеобразном, театре военных действий им требовались своеобразные автомобили. Они должны были быть быстроходными, а вместо пушечного оружия применять спарку пулемётов, один из которых — крупнокалиберный.

Для борьбы с легкобронированными броневиками и танками того периода пулемёта в полной мере хватало. К данной концепции американцы пришли к середине 30-х годов. Ещё одним важным причиной была цена.

К примеру, от концепции танка, предложенной Кристи, отказались среди них и вследствие того что простой лёгкий танк с этими же оружием, бронёй и скоростью стоил в 2 раза дешевле.

К важным переменам в танкостроении американских армейских подтолкнули те же события, что и советских – гражданская война в Испании. Это первенствовала война, где был массово применён фактически целый спектр противотанковых средств, включая крупнокалиберные пулемёты. Лобовая броня американских лёгких танков, составлявшая 16 мм, надёжно защищала от огня стрелкового оружия, но против крупнокалиберных пулемётов была ненужной.

На показавшемся во второй половине 30-ых годов XX века Light Tank M2A3 толщину лобовой брони увеличили до 22 мм, но американские армейские замечательно осознавали, что это полумера.

Патент Гарри Нокса от 1 июня 1942 года на танк со спаркой автомобильных двигателей. Иллюстрация повторяет первый проект танка нового типа, что воображал майор Крисмес в июле 1938 года

Первым, кто поднял вопрос о том, что нужно поменять представление о современном танке, стал полковник Гладеон Барнс (Gladeon M. Barnes), одна из главных фигур в американском танкостроении. В активе Барнса множество изобретений. Начинал он с артиллерии, но на заре 30-х годов занялся танками. Барнс трудился над доведением подвески Кристи до совершенства — как раз ему, к примеру, принадлежит авторство идеи размещения свечной подвески под углом.

Во второй половине 30-ых годов двадцатого века Барнс запатентовал торсионную подвеску, которая покажется на американских танках только 7 лет спустя.

По окончании того, как Джон Уолтер Кристи остался не у дел, Барнс стал главным соперником Гарри Нокса (Harry Austin Knox) и майора Джона Крисмеса (John K. Christmas), каковые практически монополизировали разработку ходовой части американской гусеничной военной техники. Барнс для Нокса и Крисмеса являлся более страшным соперником, потому, что он, в отличие от Кристи, сам был армейским, и высокого ранга (к 1943 году дослужился до звания генерала). Помимо этого, во второй половине 30-ых годов XX века он возглавил конструкторское бюро при Управлении оружий.

Лёгкий танк Т6 на опробованиях. Дальше умелых работ дело с ним не пошло, но решения, каковые на нём обкатали, позднее пошли на серийные танки

Согласно точки зрения Барнса, лёгкий танк нового поколения должен был быть вооружён 37-мм пушкой и иметь лобовую броню толщиной 38 мм (1,5 дюйма). За счёт применения автомобильных больших объёмов и агрегатов выпуска стоить таковой танк должен был порядка $20 000. Концептуальный танк оказался без башни, но в целом направление было задано правильно.

Стоит подметить, что речь заходит об апреле 1938 года, в то время, когда до начала Второй мировой оставалось ещё практически полтора года. Так что утверждение об американцах, каковые спохватились лишь по окончании начала войны, выглядит достаточно вызывающе большие сомнения.

Второй эскизный проект лёгкого танка от дуэта Крисмес/Нокс. Как раз его забрали за базу при создании нового танка Проекты Крисмеса и Нокса

Следующий движение был за Крисмесом и Ноксом. В июле 1938 года Крисмес представил два эскизных проекта. Первый из них воображал скорее концептуальное видение того, как может смотреться лёгкий танк, в котором употребляются автомобильные агрегаты. В качестве силовой установки предполагалось применять два рядных 8-циллиндровых двигателя Buick 60-й серии суммарной мощностью 280 л.с.

Двигатели размешались параллельно друг другу, а с трансмиссией, расположенной в первых рядах, они соединялись личными валами. Из-за таковой компоновки от пулемётчика было нужно отказаться, а механика-водителя разместили по центру.

Не обращая внимания на то, что подобная схема владела очевидными недочётами, Крисмес смог добиться изготовления автомобили в металле. Танк, взявший индекс Light Tank T6, изготовили в июне 1939 года. Любопытно, что эта машина стала первым американским танком, при изготовлении которого было использовано крупногабаритное литьё. Литым сделали блок, где пребывала трансмиссия, и бортовые передачи. Это решение позднее станет визиткой американских средних танков.

Что же касается схемы с двумя двигателями, то её позднее применили на лёгких танках M5 и M24, и средних танках M3A3, M3A5 и M4A2.

Опытный образец Light Tank M2A4, Абердинский полигон, май 1939 года

Второй эскизный проект был значительно более увлекательным. Как и первый вариант, он имел ходовую часть, складывающуюся из трёх опорных катков на борт. Но наряду с этим поднятый в размерах ленивец опустили до самой почвы, так что опорных катков практически получалось четыре.

Помимо этого, подобно Light Tank T6, машину оснастили подвеской с горизонтальными пружинами. Силовая установка танка боевой массой 10,5 тысячь киллограм повторяла таковую у Light Tank какое количество2 и складывалась из радиального мотора Continental W-670, имевшего авиационные корни. Основной изюминкой была одноместная башня с установленной в ней 37-мм пушкой и спаренным пулемётом Browning M1919.

Такая схема смотрелась значительно более жизнеспособной.

Заводской чертёж Light Tank M2A4 от 28 июня 1939 года. В нём были учтены практически все пожелания по улчшению конструкции танка «Школьная парта» американских танкистов

Действительность была более прозаичной, чем эскизные проекты. В соответствии с протоколу Комитета по Оружию (OCM) №14844 от 29 декабря 1938 года, новый танк не стали строить с нуля. Вместо этого для того чтобы танка забрали последний изготовленный Light Tank M2A3 с серийным номером 321. Переделку осуществляли в арсенале Рок Айленд, где выпускались предвоенные американские танки. В конструкцию ходовой части никаких трансформаций не вносили.

Корпус танка поменяли минимально, переделав только моторное отделение, а сбоку от механика-водителя показался курсовой пулемёт.

Что же касается башни, то её выстроили с нуля. От идеи одноместной башни решили отказаться, сделав её большей по размеру и двухместной. Сидений в башне не было предусмотрено, начальник и заряжающий трудились стоя. Ещё одной изюминкой танка с передним размещением трансмиссии являлся вал, шедший от двигателя к трансмиссии.

Он проходил по центру боевого отделения, и через него приходилось перескакивать. Толщина бронирования башни составляла 25 мм, такую же толщину имел и корпус. Это разрешало надёжно обезопасисть танк от крупнокалиберного автоматического оружия.

В октябре, по окончании переделок, танк возвратился на Абердинский полигон. Совершенно верно такими же были и M2A4 первой серии

Опытный образец нового лёгкого танка, которому присвоили индекс Light Tank M2A4, прибыл на Абердинский полигон 11 мая 1939 года. По окончании ходовых испытаний и ряда огневых представители Комитета по Оружию составили перечень трансформаций, каковые требовалось внести до организации серийного производства автомобили. Было решено добавить командирскую башенку, оснащённую по периметру смотровыми устройствами. С ней количество смотровых устройств в башне увеличилось до семи.

Идею с установкой дополнительного курсового пулемёта одобрили, но справа решили поставить ещё и второй.

Переделок потребовало и орудие, которое, к слову, являлось танковой версией 37-мм противотанковой пушки, созданной под управлением Гладеона Барнса. Ствол было решено укоротить на 13 см, потому, что был велик риск повредить его при езде в лесу. Более значительным трансформацией стало появление бронированного кожуха откатного механизма.

Ещё одним средством увеличения защиты танка стали уголки на лобовом странице, о каковые рикошетировали пули и небольшие осколки снарядов. Переделанная в соответствии с перечню трансформаций машина возвратилась на полигон в октябре 1939 года. По результатам опробований M2A4 утвердили для запуска в серию.

В качестве опыта в осеннюю пору 1940 компания American Steel Foundries изготовила литые корпус и башню для M2A4. Дальше умелых работ дело не пошло, но приобретённый опыт был использован при разработке лёгкого танка T7, будущего Medium Tank M7

Первый серийный Light Tank M2A4 был изготовлен в мае 1940 года. Любопытно, что до появления M2A4 американские танки, созданные в 30-е годы, выпускались на территории арсенала Рок Айленд. При с новой машиной подрядчиком стала вагоностроительная компания American Car Foundry Company. Львиная часть новых лёгких танков была собрана на этом предприятии. Всего их выпустили 365 штук. Ещё 10 танков в апреле 1942 года собрала Baldwin Locomotive Works.

Автомобили более позднего выпуска взяли орудийную маску улучшенной формы. Часть M2A4 взяла дизельные моторы Guiberson T-1020.

Обслуживание M2A4 в арсенале Rock Island

Век Light Tank M2A4 был недолог. Уже в марте 1941 года началось производство значительно более известного и совершенного Light Tank M3, более известного называющиеся Stuart, которое ему дали британские армейские. Однако, оставшийся в тени собрата лёгкий танк M2A4 был для американского танкостроения этапной машиной.

Благодаря ей США быстро возвратились в авангард мирового танкостроения. По соотношению черт американский танк был в лидирующей группе. Характеристики данной автомобили были ближе всего к чехословацкому LT vz.38, превосходя последний по скорости и массе.

Благодаря замечательной пушке Light Tank M2A4 был способен бороться фактически с любым танком того периода. Все танки этого типа оснащались радиостанциями, что кроме этого было важным причиной. Помимо этого, подобно другим автомобилям семейства M2, танк владел впечатляющими скоростными чертями.

Он разгонялся до 58 км/ч — редкая машина в то время имела возможность похвастаться подобными данными.

Начиная с конца 1940 года новые лёгкие танки стали неотъемлемым элементом масштабных манёвров, проводимых армией США

Подобно другим танкам семейства M2, M2A4 стал необычной учебной партой для американских танкистов. Он стал главным участником масштабных учений, проводимых американскими армейскими для отработки военных действий. Уже с лета 1941 года эти танки стали вытесняться более идеальными Light Tank M3, но впредь до конца 1942 год M2A4 оставались на вооружении учебных частей.

Эти танки стали первыми, каковые США поставили в рамках программы ленд-лиза. В начале 1941 года 36 танков были доставлены в Англию. Потому, что кодовые имена были введены весной 1941 года, M2A4, в отличие от M3 Medium Tank, не взял собственного имени. Эти автомобили, например, состояли на вооружении 9-го Её Величества Королевского Уланского полка во время его нахождения на территории Англии летом-осенью 1941 года.

В бой эти танки так и не пошли, потому, что уже с весны 1941 года по программе ленд-лиза стали поступать первые Stuart I. Имеется информация, что в первой половине 40-ых годов XX века эти танки взяла 7-я танковая бригада, которая применяла их входе боевых действий за Бирму, но на данный момент она не подтверждается.

M2A4 Light Tank из состава 9-го Её Величества Королевского Уланского полка, Англия, осень 1941 года

В отличие от британцев, американцы однако применяли собственные M2A4 в битвах. Эти танки взял корпус морской пехоты, что традиционно комплектовался бронетанковой техникой по остаточному принципу. Всего корпус взял 36 M2A4.

В битвах за Гуадалканал учавствовал 1-й танковый батальон, приданный к 1-й дивизии морской пехоты. Батальон имел очень разношёрстный состав: рота A имела на вооружении лёгкие танки M2A4 и M3, а рота C успела взять новейшие в то время лёгкие танки M3A1.

Батальон высадился на Гудалканале в августе 1942 года. На протяжении военных действий американские лёгкие танки продемонстрировали себя приблизительно равнозначными. Непременно, M3 и M3A1 были более идеальными и имели более толстое бронирование, но в целом по боевой эффективности M2A4 был сопоставимым с ними. Битва за Гуадалканал была специфичной: что американским, что японским танкистам было нужно сражаться не между собой, а с пехотой и противотанковой артиллерией.

Танки 1-го танкового батальона употреблялись в битвах до января 1943 года.

Light Tank M2A4 из роты А 1-го танкового батальона, Гуадалканал, 1942 год

До наших дней сохранился один Light Tank M2A4, ранее принадлежавший роте А 1-го танкового батальона. Входе боевых действий за аэропорт Хендерсон-Филд, проходивших в 20-х числах октября 1942 года, данный танк угодил в болото. В том месте M2A4 пролежал практически 70 лет, пока в 2009 году один из частных коллекционеров, живущих на Гуадалканале, его не вытащил.

По данным, которыми мы сейчас рассполагаем,, танк частично отреставрирован и, быть может, когда-нибудь сможет снова отправиться своим ходом. С учётом того, что M2A4 по последовательности агрегатов совместим с менее «дефицитным» M3/M3A1, это выглядит в полной мере вероятным.

Light Tank M2A4 был в тени собственного значительно более массового собрата Light Tank M3. Однако, он стал первым по-настоящему современным американским танком, благодаря которому американские танкостроители догнали и по некоторым позициям кроме того перегнали собственных визави. Так оказалось, что век данной автомобили был недолог, и она достаточно скоро сошла со сцены.

Источники:

  • NARA
  • Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992
  • Фотоархив автора
  • Фотоархив LIFE

HORCASTL


Увлекательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

  • Первый американский «тысячник»

    Первый американский «тысячник» ВМВ танки США Юрий Пашолок Американское танкостроение, в межвоенный период мало отстававшее от подобных отраслей…

  • Янки при дворе габту ка

    Янки при дворе ГАБТУ КА ВМВ танки США СССР Юрий Пашолок СССР стал второй по окончании Англии страной, куда США начали поставлять по программе ленд-лиза…

  • Металлическая саранча

    Металлическая саранча ВМВ танки США Юрий Пашолок Благодаря стараниям Джона Уолтера Кристи в предвоенные годы США были ведущим страной в области…

  • История советского танкостроения. янки при дворе габту ка

    История советского танкостроения. Янки при дворе ГАБТУ КА СССР стал второй по окончании Англии страной, куда США начали поставлять по программе…

  • В полушаге от hellcat

    В полушаге от Hellcat ВМВ танки США Юрий Пашолок В конце 1941 года в Соединенных Штатах начали проектировать лёгкий истребитель танков, базой для которого стал Light…

  • Американский эмигрант

    Американский эмигрант ВМВ танки США Юрий Пашолок Американский лёгкий танк M3A1 был достаточно необычной машиной. С одной стороны, кое-какие его…

spacer