Долгая дорога в тупик

Долгая дорога в тупик

Продолжительная дорога в тупик

  • танки
  • холодная война
  • Франция

Юрий Пашолок

На необыкновенном параде 14 июля 1951 года в Париже французские армейские продемонстрировали всю новую технику, которая в то время была принята ими на вооружение либо лишь пребывала на опробованиях. На протяжении Елисейских полей прошли бронемашины EBR и танки ARL 44, к тому моменту «переведённые» в истребители танков. Кульминационным моментом парада стали истребитель танков Foch и два танка AMX 50.

И лишь весьма немногие знали, что замыкающие строй автомобили в серию точно не отправятся, а вместо них уже проектируются более идеальные образцы.

Заокеанская помощь

В первой половине 40-ых годов XX века на вооружение американской армии поступила 120-мм зенитная пушка M1. Орудие владело выдающимися чертями, в том числе и в плане бронепробиваемости. Неудивительно, что уже в январе 1945 года Управление Оружий начало разработку танковой пушки, забрав за базу эту зенитку.

Пушка взяла индекс T53. В мае 1945 года Управление оружий советовало установить два таких орудия в тяжёлые танки T30. Так началась история американского тяжёлого танка T34.

В конце 1946 года компания AMX представила проект самоходной установки, за базу для которого был забран танк AMX M4. Машина проектировалась на базе, удлинённой до 9 опорных катков на борт. Её боевая масса должна была составить 58,5 тысячь киллограм, в качестве оружия предполагалось применять 120-мм пулемёт и пушку MAC Mle.1931. Не смотря на то, что дальше эскизного проекта дело не пошло, предстоящее развитие этого проекта увенчалось САУ Foch, вооружённой всё той же 120-мм пушкой.

Данный проект стал первым, в котором инженеры AMX применили 120-мм пушку – французскую версию танкового орудия T53. Но, у американской пушки французы позаимствовали в основном баллистику, очень сильно переделав и ствол, и остальные узлы.

Проект установки «облегчённой» башни со 120-мм пушкой на шасси AMX M4, сентябрь 1950 года

С весны 1950 года AMX прорабатывала концепцию танка M4 с поменянной носовой частью, и с новой «облегчённой» башней. На протяжении изучений были проработаны разные варианты танка боевой массой от 50,5 до 70 тысячь киллограм. От идеи постройки аналогичной автомобили отказались, но в сентябре 1950 года был представлен ещё один проект.

В нём от исходной идеи осталась лишь башня, в которую инженеры внесли предложение установить 120-мм пушку.

Уже на первых набросках заметно, что орудие отличается от 120-мм пушки для самоходных установок. В отличие от самоходной версии с составным стволом, танковая пушка, как и T53, имела ствол-моноблок. Но, ввели его далеко не сходу: на первых автомобилях ствол оставался составным. Новую башню предполагалось установить на штатный корпус AMX M4.

Действительно, на протяжении проектирования стало известно, что для более успешного размещения «облегчённой» башни нужно сделать подбашенный лист более широким.

Установка «облегчённой» башни на шасси AMX 50, июнь 1951 года

Проект «облегчённой» башни закинули, но ненадолго. Снова к нему возвратились в июне 1951 года. Необходимо подчеркнуть, что именно сейчас проходил опробования второй прототип AMX 50, что именно взял корпус с увеличенной до 3400 мм шириной.

Взвесив все за и против, от «облегчённой» башни однако отказались. Но идеи установки 120-мм пушки данный отказ не коснулся. Работы пошли по пути создания на базе «качающейся» башни новой, более большой конструкции, рассчитанной на установку 120-мм орудия.

Разрабатывала башню, очевидно, FAMH.

Установка башни T.O.A.120 на шасси AMX 50, июнь 1952 года

Первый эскизный проект башни, взявшей обозначение T.O.A.120, FAMH представила спустя год, в июне 1952 года. В качестве базы при проектировании была забрана башня второго прототипа AMX 50, которую мало увеличили. Полная высота башни составляла 1685 мм. Для сравнения, у исходной башни высота составляла 1260 мм. Кормовая ниша стала дольше более чем на 600 мм, а неспециализированная ширина достигла 2840 мм (2484 мм у исходной башни). Диаметр подбашенного погона в свету составил 2320 мм, а масса башни – 20 260 кг.

Несложный подсчёт показывал, что кроме того с сохранением текущих весовых черт шасси неспециализированная масса танка должна была составить не меньше 58–59 тысячь киллограм. Не меньше впечатляла высота – 3,5 метра, другими словами больше, чем у Pz.Kpfw.Maus. И при всём этом танк именовали средним!

Опытный образец AMX 50 с башней T.O.A.120, 1953 год

Первый прототип AMX 50 со 120-мм орудием был изготовлен в первой половине 50-ых годов XX века. Корпус автомобили повторял корпус версии со 100-мм пушкой, то же касается и остальных агрегатов. Боевая масса всё ещё среднего по документам танка составила 59,2 тысячь киллограм. Боезапас включал 50 выстрелов, из них 18 пребывало в башни.

В механизированной укладке револьверного типа пребывало 6 выстрелов.

В отыскивании оптимального ответа

Первые же опробования продемонстрировали, что рост массы не остался без последствий. Начались неприятности с двигателем, что очевидно не был запланирован на подобные нагрузки. Что ещё хуже, начали появляться неприятности с механизмом заряжания.

Экипаж танка всё ещё составлял 5 человек, причём ассистент механика-водителя выступал скорее в роли балласта.

Чертёж «пониженного» корпуса для танка Char 50t B, сентябрь 1953 года

В декабре 1953 года была выдана спецификация на «пониженный» танк (AMX 50 Surbaisse), с поменянной башней, проходившей по спецификации T.O.B.120. Боевая масса автомобили должна была снизиться до 57 800 кг, а неспециализированная высота – уменьшиться до 3350 мм. Помимо этого, очевидно перегруженный двигатель Maybach 295 было решено дефорсировать сперва до 900, а после этого и до 850 лошадиных сил.

Кроме того с таковой мощностью скорость танка должна была остаться на уровне 50 км/ч. Помимо этого, было решено пересмотреть схему бронирования. От катаного лобового страницы толщиной 90 мм отказались, предложив вместо него литую подробность. Толщина стенок варьировалась в районе 60 мм, но за счёт больших углов наклона броня получалась эквивалентной 200-мм броне под прямым углом.

В один момент конструкторы отказались и от ассистента механика-водителя.

Первый чертёж «пониженного» корпуса, высота которого уменьшилась до 1190 мм, датирован сентябрём 1953 года. На нём употребляется ещё одно обозначение танка – Char 50t B. Из этого ведёт собственное происхождение наименование AMX 50B. Снаружи корпус сильно изменился, полностью потеряв преемственность по отношению к исходному AMX 45.

О «германском» прошлом в этом шасси напоминала лишь ходовая часть. Проблему понижения высоты моторно-трансмиссионного отделения инженеры AMX решили за счёт переделки совокупности охлаждения. Вентиляторы убрали с надмоторной плиты, выведя воздуховоды в корму.

AMX 50 Surblinde на опробованиях, 1955 год. Мысль танка с более защищённым корпусом была тупиковой

Не обращая внимания на активные работы по пониженному корпусу, в 1955 году на опробования вышел совсем второй танк. Эта машина, узнаваемая кроме этого как AMX 50 Surblinde (AMX 50 добронированный), по собственной массе кроме того чуть обогнала первый прототип AMX 50 со 120-мм пушкой. Недолго думая, конструкторы AMX извлекли из нафталина серию проектов 1950 года и фактически без трансформаций забрали оттуда корпус.

У этого танка в отделении управления кроме этого не нашлось места для ассистента механика-водителя.

Носовая часть «шевронного» типа придавала корпусу AMX 50 Surblinde некое сходство с ИС-3. Пониженным корпусом тут кроме того и не пахло: неспециализированная высота автомобили прибавила ещё 10 см. Вместо башни T.O.B.120 на это шасси взгромоздили чуть поменянную башню T.O.A.120.

На протяжении опробований AMX 50 Surblinde неприятности, найденные на первом AMX 50 со 120-мм пушкой, лишь усугубились. Неудивительно, что работы по данной машине достаточно скоро были свернуты.

Эскизный проект башни T.C.B. 120, июль 1954 года

Приблизительно одвременно с этим FAMH совершила проектные работы по башне, взявшей обозначение T.C.B. 120. К сожалению, особенных подробностей об данной башне нет, сохранился только её эскиз. «Наверное,» прорабатывалась она в качестве другого варианта оружия для AMX 50B. В отличие от T.O.A.120, механизированной укладки в данной башне не предусматривалось.

Иначе, она оснащалась дальномером и, вероятнее, владела более большим уровнем защиты. Ставить её предполагалось на «пониженный» корпус.

В то время, когда нужно своевременно остановиться

Неудача с AMX 50 Surblinde на долгое время затормозила работы по программе танка 50-тонного класса. Снова к нему возвратились уже ближе к 1957 году. Боевую массу автомобили оставили на уровне 57,8 тысячь киллограм.

В соответствии с предварительным чертям, мощность двигателя снова решили поднять до отметки 1000 л.с., ожидая наряду с этим взять большую скорость 55 км/ч по шоссе и 45 км/ч по просёлочной дороге. Учитывая тот факт, что AMX 50 с боевой массой 55 тысячь киллограм больше 51 км/ч развить не имел возможности, не совсем ясно, за счёт чего планировали достигнуть аналогичных черт.

Кое-какие трансформации претерпела и пушка, которую по снарядам унифицировали с орудием T122, установленным на американском танке M103. Башня T.O.B.120 оказалась чуть дольше за счёт кормовой ниши, наряду с этим до 1705 мм выросла её высота. Боезапас уменьшился до 46 выстрелов (из них 27 в башне), а вместо пулемётов MAC Mle.1931 установили новейшие AAT 52. Количество пулемётов сократили до двух – один спаренный с пушкой, один зенитный.

Но, самое основное изменение коснулось классификации танка. Спустя практически 10 лет армейские сделали вывод, что военная машина с массой более 50 тысячь киллограм – это никак не средний танк. Наконец-то в документах его стали именовать Char Lourd 50 tonnes «Surbaisse», другими словами «танк тяжёлый 50-тонного класса пониженный».

Эскизный проект Char Moyen Surbaisse, финиш октября 1953 года. Реализации в металле эта машина ожидала практически 5 лет

AMX 50 Surbaisse выстроили спустя 5 лет по окончании изготовления чертежей – во второй половине 50-ых годов двадцатого века. Первые же опробования продемонстрировали, что с динамическими чертями армейские очевидно погорячились. Стремительнее 51 км/ч танк так и не разогнался.

Опять всплыли неприятности с надёжностью мотора, потому его снова дефорсировали до 850 л.с. Не лучшим образом вела себя и подвеска, кроме этого не рассчитанная на подобную массу.

Последние документы по AMX 50 Surbaisse датированы 7 января 1959 года. Спустя весьма маленькое время программу, продолжавшуюся к тому моменту 13,5 лет, закрыли. Обстоятельства именуются самые различные, и в какой-то мере все они выглядят точными. Бронирование танка уже не соответствовало времени.

Для орудий советских тяжёлых танков, каковые предполагались главными соперниками для AMX 50, его броня чуть ли не сначала проектных работ не воображала особенных неприятностей. Появление во второй половине 50-х годов 105-мм британской танковой пушки L7 только усугубило обстановку. Помимо этого, с 1955 года Франция совместно с Германией вела ещё один проект – танк 30-тонного класса, известный как Europanzer.

Эта машина смотрелась значительно более перспективной, чем танк, весящий практически в 2 раза больше.

AMX 50 Surbaisse, он же Char 50t B, на опробованиях, 1958 год. Эта машина стала последней в программе AMX M4, причём единственной, которую официально классифицировали как тяжёлый танк

Но, чуть ли не основной обстоятельством закрытия программы AMX 50 стало вступление 1 июня 1958 года на пост премьера Франции Шарля де Голля. Возвратившийся во власть, де Голль стал настоящим «истребителем» лишённых возможностей проектов бронетехники. Первой жертвой новой администрации стал средний танк Batignolles-Chatillon 25t, очевидно не имевший преимуществ перед Europanzer. Следующим на очереди был AMX 50.

Что же касается франко-германского проекта, то он также стал долгостроем. Однако, он воплотился в итоге в AMX 30. Эта машина стала первым французским главным боевым танком, служащим до сих пор.

Что же касается AMX 50, то последний выпущенный пример, AMX 50 Surbaisse, на данный момент находится в танковом музее города Сомюр. В зале, посвящённом послевоенному французскому танкостроению, он стоит рядом с ARL 44, являясь наглядным напоминанием о том, что не редкость, в случае если своевременно не остановиться. Во второй половине 40-ых годов двадцатого века французские генералы имели возможность взять на вооружение один из лучших послевоенных средних танков.

Но неуёмный рост аппетитов армейских привёл к созданию чудовища, которому в 50-х с их бурно развивающимся танкостроением уже не нашлось места.

Литература:

  • Centre des archives de l’Armement et du personnel civil (CAAPC)
  • http://www.chars-francais.net/

Продолжительная дорога в дюнах (5 серия) (1980) фильм


Занимательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

spacer