Дорога к танку победы

Дорога к танку победы

Дорога к танку Победы

  • танки
  • персоналии
  • СССР

Николай Невский

Простое начало карьеры. Михаил Ильич Кошкин появился 3 декабря 1898 года в селе Брынчаги Ярославской губернии. В то время, когда ему было шесть лет, семью, и без того жившую небогато, постигло громадное несчастье: погиб папа.

Мать была вынуждена пойти батрачить, дабы прокормить троих детей. Спустя четыре года трудиться начал и Миша: окончив в десять лет церковно-приходскую школу, он устроился на кондитерскую фабрику в Москве.

В 1917 Кошкин отправился в армию. Был ранен на Западном фронте, по окончании лечения в 1918 году поступил в организованный в Москве ЖД отряд Красной Армии. Он принимал участие в сражениях под Царицыном, во взятии Архангельска и в битвах против Врангеля на Южном фронте.

По окончании Гражданской войны Кошкин окончил Коммунистический университет имени Свердлова, имел пара назначений по партийной линии, проявлял незаурядную инициативу в работе. Во второй половине 20-ых годов XX века по советы С.М. Кирова поступил в Ленинградский машиностроительный университет.

М.И. Кошкин. Фото середины 1920-х гг.
http://gaspiko.ru

Стремительный опытный рост. Завершив обучение в первой половине 30-ых годов XX века, Кошкин отправился трудиться на ленинградский Кировский завод. За два с половиной года в танковом конструкторском бюро он прошел путь от рядового конструктора до помощника главы КБ.

В том месте Кошкин принимал участие в создании танка Т-111 (Т-46-5), первого советского танка с противоснарядным бронированием, за что был награжден орденом Красной Звезды.

Т-46-5 был призвал заменить устаревающие Т-26 и БТ, броня которых уже не выручала танки от современных орудий. Планировалось создать машину, подобную Т-46, но с усиленным бронированием. Первый опытный образец танка удачно прошел опробования, но в массовое производство Т-111 не отправился.

При толщине брони в 60 мм и хорошей подвижности машина владела не хватает замечательным для прорыва обороны соперника орудием и имела ряд других недочётов.

Танк Т-111 (Т-46-5) http://www.aviarmor.net

Проектирование Т-29. На Кировском заводе Кошкин кроме этого участвовал в проектировании трехбашенного колесно-гусеничного танка Т-29. Если сравнивать с серийным Т-28 машина имела лучшую скорость, и, к тому же, ее было сложно обездвижить: кроме того при обрыве гусеницы танк имел возможность продолжать перемещение на колесном ходу.

К сожалению, дороговизна производства и сложность конструкции не разрешили проекту развиться дальше постройки нескольких прототипов.

Танк Т-29 http://www.wartanks.ru

Переезд из Ленинграда в Харьков. В конце 1936 года Кошкин возглавил танковый отдел Т2 конструкторского бюро харьковского завода № 183, прошлого начальника которого арестовали «за вредительство». В то время КБ было перегружено: в условиях дефицита кадров требовалось не только поддерживать производство БТ-7, но и проектировать новые танки – БТ-7-ИС, колесно-гусеничный БТ-9, дизельный А-8. Кошкин сосредоточился на первой задаче.

В следствии, чертежи БТ-9 делались в спешке и привели к массе замечаний. Во второй половине 30-ых годов XX века Автобронетанковое управление организовало на заводе второе конструкторское бюро во главе с А.Я. Диком.

Танк БТ-7 примера 1935 г. http://militaryreview.su

Во главе харьковского танкового КБ. Год спустя Дика арестовали из-за срыва сроков по проекту БТ-20, повлекшего за собой неизвестный донос. Кошкин возглавил объединенное конструкторское бюро завода. Весной 1938 года он добился от столичного управления разрешения на опробование двух новых танков.

Сейчас изделиям Харьковского завода присвоили индекс «А»: так, выстроенный по проекту БТ-20 танк стал называться А-20. Он воображал собой переработанный и улучшенный БТ-7 на колесно-гусеничном ходу с приводом на шесть колес по примеру БТ-ИС.

Танк А-20
http://ww2history.ru

В близи к Т-34. Второй спроектированный танк – А-32 – владел лучшей проходимостью и более замечательной ходовой частью. Это давало возможность наращивать вес автомобили, а, значит, ее вооружение и броню.

Показ обоих танков членам Наркомата правительства и руководству обороны состоялся в осеннюю пору 1939 года на полигоне в Кубинке.

Танк А-32 http://www.tehnikapobedy.ru

На пути к серии. Результатом смотров стало распоряжение Комитета Обороны при СНК СССР № 433 от 19 декабря 1939 года:

«Принять на вооружение РККА:

Танк Т-32 – гусеничный, с дизель-мотором В-2, изготовленный заводом № 183 Наркомсреднемашпрома, со следующими трансформациями:

а) расширить толщину главных бронелистов до 45 мм;

б) улучшить обзорность из танка;

в) установить на танк Т-32 следующее оружие:

1) пушку Ф-32 калибра 76 мм, спаренную с пулемётом калибра 7,62 мм;

2) отдельный пулемёт у радиста калибра 7,62 мм;

3) отдельный пулемёт калибра 7,62 мм;

4) зенитный пулемёт калибра 7,62 мм.

Присвоить указанному танку наименование Т-34».

В соответствии с замыслу, харьковский завод № 183 должен был изготовить в первой половине 40-ых годов двадцатого века 200 танков Т-34. Основной конструктор очертя голову взялся за новый проект.

Довоенные танки производства завода № 183. Слева направо: А-8 (БТ-7М), А-20, Т-34 примера 1940 г. с пушкой Л-11, Т-34 примера 1941 г. с пушкой Ф-34 https://wikimedia.org

Показ товара лицом. В марте планировалось устроить «высочайший показ» новых танков в Кремле. Специально для этого были выстроены два предсерийных А-34, прозванные в заводской переписке «близнецами».

Повышенное внимание было уделено как качеству их сборки, так и внешней отделке: шлифованные корпуса сияли на солнце кроме того по окончании покраски, приземистые силуэты с массивными гусеницами создавали чувство динамичности и мощи.

Танк А-34 № 1 https://wikimedia.org

Ужасный пробег. Завод не успевал испытать первые А-34 к назначенному сроку. Особенно большое количество времени потребовала обкатка танков пробегом для определения их надёжности и эксплуатационных характеристик. На особом совещании города и парткома завода было решено совместить эти опробования с перегоном танков из Харькова в Москву.

Важный исполнитель — основной конструктор М. И. Кошкин.

12 марта в 16:00 «близнецы» покинули стенки завода. В целях соблюдения секретности автомобили двигались в обход больших населенных главных и пунктов магистралей страны, в основном ночью. На пути было организовано три пункта заправки и два пункта ремонта.

Головной танк, в основном изношенный предшествовавшими опробованиями, перенес поломку в дороге. Не обращая внимания на все трудности, в начале утра 17 марта оба А-34 прибыли на Ивановскую площадь Кремля.

Кошкин так очень сильно простудился в пути, что на протяжении официального доклада не имел возможности сдерживать кашель. Практически, смелый перегон стоил ему жизни: конструктор скончался 26 сентября 1940 года на протяжении реабилитационного курса лечения пневмонии в санатории под Харьковом. До конца жизни Кошкин продолжал деятельно принимать участие в доработке проекта Т-34.

Танк А-34 № 2 http://militaryreview.su

Т-34 идет в серию. Предстоящие опробования автомобилей на полигоне в Кубинке распознали последовательность недочётов предсерийных образцов. В отчете отмечались низкие сцепные качества траков, заедания башни при вращении, недостаточная герметичность люков и смотровых устройств. Но опробование обстрелом танки выдержали удачно и в целом были призваны годными.

В будущем многие недочёты были устранены, сложную в производстве литую башню заменили более технологичной сварной, вместо пушки Л-11 стали устанавливать Ф-34. Производство Т-34 наладили по всей стране, всего за войну было произведено более 35 тысяч танков. К сожалению, Михаил Кошкин не дожил до успеха собственного главного детища.

Чертеж серийного танка Т-34, 1941 г.
(из коллекции архивной группы компании Wargaming)

Дополнительный материал о М.И. Кошкине просматривайте на worldoftanks.ru: Путь конструктора

Д/ф «Оружие Победы» — Бронепоезда


Занимательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

  • Предтечи «тридцатьчетвёрки»: умелые танки а-20 и а-32

    Предтечи «тридцатьчетвёрки»: умелые танки А-20 и А-32 танки СССР Макаров Алексей В истории советского танкостроения особенное место занимает серия автомобилей,…

  • История французского танкостроения. танк на стыке классов

    История французского танкостроения. Танк на стыке классов Результаты французского конкурса по созданию нового лёгкого танка в середине 30-х годов были…

  • 15 Фактов о танке «меркава»

    15 фактов о танке «Меркава» танки арабо-израильские войны Израиль Антон Василенко 1. Разработки израильского танка «Меркава» начались в первой половине 70-ых годов XX века по окончании…

  • Сталин, танки, три ствола

    Сталин, танки, три ствола ВМВ танки СССР Юрий Пашолок Тяжёлые самоходные артиллерийские установки в СССР начали проектировать ещё В первую очередь 30-х годов. К…

  • История тяжелого танка a39 tortoise

    История тяжелого танка A39 TORTOISE Тяжёлый штурмовой танк A39 Tortoise — английский сверхтяжёлый штурмовой танк, спроектированный, выстроенный и…

  • Узкоспециальный танк широкого профиля

    Узкоспециальный танк широкого профиля ВМВ танки Германия Юрий Пашолок В декабре 1936 года германскими армейскими с концерном Krupp был заключён сделку на…

spacer