Двуглавая лёгкость

Двуглавая лёгкость

Двуглавая лёгкость

  • танки
  • США

Юрий Пашолок

В январе 1935 года в Форт-Беннинг на войсковые опробования поступил умелый лёгкий танк Light Tank T2E1. Эта машина показалась в следствии девятилетних ошибок и проб, начавшихся с разработки Light Tank T1. За это время концепция лёгкого танка радикально поменялась.

Вместо двухместной автомобили с мотором в первых рядах и 37-мм пушкой в качестве главного оружия у конструкторов оказался 4-местный танк с кормовым размещением двигателя, передним пулемётным вооружением и расположением трансмиссии в двухместной башне. По результатам опробований было решено принять Light Tank T2E1 на вооружение как Light Tank M2A1.

Две головы лучше

По пути к серийному производству Light Tank T2E1 заметно потяжелел. В исходном виде он весил 6803 кг, а разные переделки, призванные улучшить характеристики, увеличили его массу до 8618 кг. Это более чем на тонну превысило лимит, что весной 1933 года был установлен Министром обороны (Secretary of War) для лёгких танков.

Деваться, но, было уже некуда. По результатам опробований танк достиг для того чтобы уровня надёжности, что на превышение массы попросту закрыли глаза.

Один из первых Light Tank M2A1, регистрационные номера ещё не нанесены

Первые девять Light Tank M2A1 были выпущены арсеналом Рок-Айленд в 1935 году. Потому, что прототип, Light Tank T2E1, имел серийный номер 1, этим автомобилям были присвоены номера в диапазоне 2–10. Кроме этого серийные автомобили взяли регистрационные номера U.S.A.

W 30101–30109.

Серийный танк был мало легче – 8523 кг, наряду с этим его бронезащита, и динамические характеристики остались без трансформаций. В конструкции были учтены все пожелания по улучшению умелого танка, составленные по итогам опробований.

Одной из претензий к T2E1 была недостаточная обзорность, эта неприятность была решена при помощи установки командирской башенки. Но сейчас показалась вторая беда – из башни возможно было вылезти лишь с места начальника. Эта неприятность, кстати, была обширно распространена на многих американских лёгких и средних танках.

Заметно изменилась и сама башня. От скосов в её верхней части конструкторы отказались, наряду с этим лобовую часть сделали покатой. Пара изменился и корпус. Переделке подверглась его кормовая часть: в соответствии с требованиям, глушители были убраны из моторного отделения и вынесены наружу.

Ещё одним значительным трансформацией стало появление радиостанции, антенный порт которой был размещён в левом заднем углу крыши корпуса.

Комбинированная установка T7, которая ставилась на танк

Трансформаций в оружии не случилось. Два пулемёта, калибром 12,7 и 7,62 мм, размещались в комбинированной пулемётной установке Т7, которая с наружной стороны прикрывалась массивным щитком. В то время для того чтобы оружия в полной мере хватало для противодействия броневикам и большинством танков.

Тут направляться подчернуть, что оружие в умелых примерах лёгких танков T2 предусматривалось, но так и не устанавливалось. Показалось оно и далеко не во всех Light Tank M2A1: часть танков чуть ли не до конца работы эксплуатировалась без башенного оружия. Для тренировок экипажей, а именно это стало главной задачей нового лёгкого танка, устанавливать оружие было совсем не обязательно.

M2A1 на учениях. Эта машина не имела оружия в башне

Оружие частично стало обстоятельством того, что в первых рядах Tank M2A1 выпустили числом всего девяти штук. Дело в том, что от Light Tank T2 серийная машина унаследовала один недочёт, что устранить было практически нереально. Заключался он в том, что прикрытый кожухом вал от двигателя к трансмиссии размешался на большой высоте и очень сильно мешал расчёту башни при её повороте.

Возможно проблему возможно было решить, но снижать высоту размещения вала за счёт внедрения усложнявших совокупность механизмов американские инженеры не стали. Путь, которым они пошли, был несложным и наивным.

Чтобы решить проблему большого вала, конструкторы опять посмотрели на Vickers Mk.E, что во многом являлся основой при разработке Light Tank T2. На этот раз у британских танкостроителей американцы решили позаимствовать идею с двумя одноместными башнями. Справедливости для увидим, что Vickers Mk.E Type A имел две башни совсем по вторым обстоятельствам. Ему они были необходимы для действенного выполнения роли «чистильщика окопов».

Американцев же больше интересовало удобство работы экипажа. В первый раз две башни они удостоверились в надежности на умелом лёгком танке для кавалерии Combat Car T5, взяв в полной мере удовлетворительные результаты.

Опытный образец Light Tank T2E2

Всё в том же 1935 году на опробования вышел ещё один умелый танк, что взял обозначение направляться Tank T2E2. Важных конструктивных трансформаций шасси, если сравнивать с лёгким танком M2A1, у него не было. Была заменена крыша подбашенной коробки, а вместо одной двухместной башни на него поставили две одноместные. Башня, в которой был начальник, во многом повторяла по конфигурации двухместную башню Light Tank M2A1. В ней остался пулемёт Browning M2HB в установке M9.

В правой башне, пара меньшей по размеру, размешался пулемёт Browning M1919A3 в установке M12E1. Обе установки имели телескопические прицелы.

Антенный порт переместился в центр крыши корпуса, сзади башен. Кстати, это решение кроме этого было подсмотрено на Vickers Mk.E Type A.

На опробованиях танк, взявший регистрационный номер U.S.A. W.30114, продемонстрировал в полной мере удовлетворительные результаты. Масса выросла до 8660 кг, что практически не сказалось на динамических чертях. За счёт установки двух башен возможность для манёвра огнём быстро выросла. Про зачистки окопов речи не шла: на том театре военных действий, где предполагалось применять лёгкие танки, с окопами было относительно негусто.

Иначе, в те годы кавалерийские части всё ещё были очень бессчётными, и возможность поражать две цели в один момент казалась нелишней.

На данной фотографии прекрасно видна установка антенны. Недолго думая американцы позаимствовали её у Vickers Mk.E

Приняли на вооружение Light Tank T2E2 фактически в один момент с Light Tank M2A1. Новая машина взяла обозначение Light Tank M2A2. За 1935 год было выстроено 9 танков с серийными и 11–19 регистрационными номерами U.S.A.

W.30110–30119.

На протяжении сравнительных опробований, проводившихся в армиях, стало ясно, что схема с двумя одноместными башнями лучше. Американская пехота взяла стремительную машину с высокой огневой манёвренностью, которая превосходно доходила для рейдов наподобие охоты на Панчо Вилью. При однообразном с Medium Tank T4 большей манёвренности и вооружении Light Tank M2A2 был дешевле его в 2 раза.

Неудивительно, что по результатам сравнительных опробований для громадной серии, ожидавшейся во второй половине 30-ых годов двадцатого века, выбрали как раз эту машину.

База предвоенных сил

1936 год был для арсенала Рок-Айленд значительно более напряжённым. Армия США заказала 125 Light Tank M2A2, серийные номера 20–144. Для того чтобы количества заказов не было со времён Первой Мировой. Годом спустя поступил заказ ещё на 104 танка. Выпущенные автомобили взяли регистрационные номера U.S.A.

W. в промежутке от 30120 до 30368.

Три танка выпуска 1937 года в экспериментальном порядке были оснащены дизельными двигателями Guiberson T-1020. Как и штатный Continental W-670, данный мотор имел авиационные корни и имел воздушное охлаждение. Если сравнивать с авиационным вариантом A-1020, его мощность была снижена с 340 до 250 лошадиных сил.

Оснащённые дизельными моторами танки взяли обозначение Light Tank M2A2E1. Войсковая эксплуатация танков с дизельными моторами продемонстрировала, что в условиях низких температур они не хорошо заводятся.

Персональный состав 11-го танкового полка вместе с матчастью

Внушительный количество выпущенных автомобилей разрешил, наконец, начать перевооружение пехотных частей, оснащенных танками, на новую матчасть. Light Tank M2A2 стал, в некоем смысле, знаком американской армии второй половины 30-х годов. Эти автомобили довольно часто мелькали в газетах, они попадали в кадры кинохроники.

В частях эти танки заменили совсем устаревшие M1917 Light Tank.

Кроме континентальной части США, эти танки были и на Гавайях. Тут, на острове Оаху, с 1908 года размещалась военно-морская база Пёрл-Харбор, а рядом пребывала военный база Шофилд-Баррекс. На вооружении 11-го танкового полка, дислоцированного Шофилд-Баррекс, первоначально пребывали M1917 Light Tank.

Именно эту часть также перевооружили на Light Tank M2A2, причём репортажи с манёвров этого полка в американских СМИ были достаточно нередким явлением.

Часто проходили и совместные учения танкистов с сапёрами. На аналогичных учениях проводились как тренировки по преодолению преград танкистами, так и обучение сапёров созданию непреодолимых противотанковых препятствий. Одним словом, новые танки не застаивались.

Последний выпущенный Light Tank M2A2 с серийным и 248 регистрационным номером U.S.A. W.30368 отправился в июле 1937 года на Абердинский полигон. Прибывшая машина, взявшая обозначение Light Tank M2A2E2, заметно отличалась от собратьев. Толщина её брони была усилена до 25 мм, а боевая масса увеличилась до 9675 кг.

Было переделано и моторное отделение этого танка. Машина стала испытательным стендом, на котором отрабатывались разные технические ответы. В частности, на ней испытывались новые типы трансмиссии, переделывалась ходовая часть, тормоза и другие механизмы.

Параллельно проверялись разные технические ответы, каковые внедрялись при доработке умелого среднего танка T5 Medium Tank.

Light Tank M2A2E2 в исходной конфигурации на Абердинском полигоне. Август 1937 года

В августе 1938 года танк возвратился в арсенал Рой Айленд, где подвергся очередной порции переделок. На нём было решено в один момент испытывать как новую силовую установку, так и переделанную ходовую часть. В отличие от предшествующей конструкции, тележки если сравнивать с серийной машиной остались неизменными, но ленивец был полностью переделан. Он стал намного больше в диаметре, помимо этого, его опустили до отметки грунта, что заметно увеличило опорную поверхность гусеницы.

Сделано это было неспроста: достаточно маленький и наряду с этим большой, Light Tank M2A2 и другие автомобили из этого семейства имели тенденцию к продольной раскачке.

В качестве силовой установки на модернизированном танке употреблялся рядный 6-циллиндровый двигатель Дженерал моторс 6–71. Данный дизельный мотор количеством 7 литров и мощностью 188 л.с., в отличие от Guiberson T-1020, имел водяное охлаждение. Новый мотор «настойчиво попросил» большего количества моторного отделения, что в следствии пара удлинило машину.

На протяжении опробований тележки были расширены для повышения длины опорной поверхности, а между ними была установлена балка-усилитель

Опробования переделанного танка, взявшего обозначение Light Tank M2A2E3, начались в первых числах Июля 1939 года. По результатам переделок масса танка достигла 10,5 тысячь киллограм. В итоге ни двигатель, ни новая ходовая часть на серийные автомобили не пошли, но бесследно их опробования не прошли.

Позднее спаренная версия двигателя Дженерал моторс 6–71 употреблялась на американских средних танках, а ленивец, в пара поменянном виде, отправился на Combat Car M2 и Light Tank M3.

Light Tank M2A2E3 на опробованиях. Удлинение его кормовой части стало причиной переделке ходовой части танка

Предстоящее развитие лёгких танков семейства M2 продолжилось, как ни необычно, по линии разработки военной машины для кавалерии. Летом 1937 года на опробования вышел Combat Car M1E2. Главным его отличием от прошлой автомобили стала переделанная ходовая часть с увеличенным расстоянием между тележками. Благодаря таковой переделке протяженность опорной поверхности выросла с 2184 до 2464 мм, а продольная устойчивость танка значительно увеличилась. В один момент был мало переделан корпус.

Особенно сильной переделке подверглось моторное отделение, доступ к двигателю заметно улучшился. В серию переделанная машина отправилась как Combat Car M1A1.

Light Tank M2A3. Прекрасно заметно, как изменились не только башни, но и моторное отделение

После этого армейскими было принято в полной мере разумное ответ забрать Combat Car M1E2 за базу и сделать на его базе танк для пехоты. Так показался Light Tank M2A3. В отличие от кавалерийского танка, имевшего одну двухместную башню, пехотный танк взял две одноместные башни.

Если сравнивать с M2A2 конструкция башен упростилась: от гнутых страниц отказались, сейчас они планировали из плоских страниц.

Как и прошлые автомобили, планировал Light Tank M2A3 способом клёпки. По причине того, что заклёпки имели плоские головки, их практически не видно, и на изображениях это создаёт иллюзию применения сварки. На деле сварку на американских танках стали использовать существенно позднее.

Боевая масса танка увеличилась до 9450 кг, а большая скорость наряду с этим снизилась до 58 км/ч. Иначе, толщина башни листа и лобового корпуса возросла до 22 мм. Не в последнюю очередь это стало результатом изучения опыта битв в Испании, каковые продемонстрировали, что танкам нужна надёжная защита от огня крупнокалиберных пулемётов.

Дизельный вариант, Light Tank M2A3E1, снаружи возможно отличить по удлинённым трубопроводам к воздушным фильтрам

Первые серийные Light Tank M2A3 стали поступать в армии летом 1938 года. Всего арсенал Рок Айленд изготовил 73 танка этого типа. Автомобили взяли серийные номера 249–321, и регистрационные номера U.S.A. W. в диапазоне 30368–30441. На танки устанавливались двигатели Continental W-670 series 9 с увеличенной до 250 лошадиных сил мощностью.

Кроме этого 8 танков, взявших обозначение Light Tank M2A3E1, взяли дизельные моторы Guiberson T-1020 series 3, позднее заменённые на моторы 4-й серии.

Установка электротрансмиссии Timken

На протяжении эксплуатации коробки передач со скользящими шестернями были заменены на коробки передач с синхронизаторами. Помимо этого, Light Tank M2A3 стал первым американским танком, на котором была испытана электротрансмиссия. Один из серийных танков был переделан под электротрансмиссию разработки компании Timken. в первых рядах были размещены два электродвигателя и второе оборудование.

В целом электрическая трансмиссия была более громоздкой, чем штатная. По данной причине танк, взявший обозначение Light Tank M2A3E2, так и остался умелым. Но, к идее электротрансмиссии американские инженеры позднее много раз возвращались.

немного Tank M2A3E3 на опробованиях, январь 1941 года. Главные трансформации претерпела кормовая часть корпуса, и ходовая часть

Не обращая внимания на то что моторы Guiberson T-1020 продемонстрировали себя не с самой лучшей стороны, американские армейские не оставляли попыток поставить на танки дизельные двигатели. 21 февраля 1940 года Артиллерийско-техническая работа (Ordnance Corps) армии США одобрила установку в Light Tank немного2A3 V-образного 4-циллиндрового дизельного двигателя V-4–223 производства Дженерал моторс.

Практически сейчас работы шли уже не целью улучшить характеристики танку M2A3, а скорее для модернизации Light Tank M2A4. По примеру этого танка на экспериментальной машине было переделано моторное отделение. Двигатель мощностью 250 лошадиных сил в него уместился, но он был тяжелее штатного мотора.

Это вынудило, как и при с Light Tank M2A2E3, установить на танк увеличенный ленивец, тем самым удлинив опорную поверхность гусениц.

Двигатель V-4–223 во всей своей наготе

На опробования переделанный танк, взявший обозначение Light Tank M2A3E3, вышел в январе 1941 года. Переделки подняли его боевую массу до 10 800 кг. По результатам опробований новый двигатель так и не был принят для применения в лёгких танках.

Иначе, использованная на Light Tank M2A3E3 ходовая часть фактически без трансформаций отправилась на серийный Light Tank M3.

Первый танк в Антарктике

В отличие от Light Tank M2A4, его старшие собратья так и не повоевали. Американские армейские трезво оценивали возможности собственных пулемётных танков. Иначе, сказать о том, что американцы не готовься к войне, приводя как пример этого лёгкие танки серии M2, совсем некорректно. Создавались эти автомобили совсем для другого театра войны, нежели Европа, и они в полной мере для него доходили.

В общем итоге на вооружении американской армии к 1 сентября 1939 года имелось немногим меньше 450 в полной мере современных лёгких танков, вооружённых крупнокалиберными пулемётами, легко пробивающими противопульную броню.

В то время концепция лёгких стремительных автомобилей была очень популярна в ряде государств. К примеру, базой танковых сил британской армии к 1 сентября 1939 года были 1002 Light Tank Mk.VI, по всем статьям уступавшие американским автомобилям. По чертям легкие танки семейства M2 ближе всего соответствовали германским Pz.Kpfw.II, чуть уступая им в огневой мощи и превосходя в мобильности.

Стоит напомнить, что Pz.Kpfw.II составляли к 1 сентября 1939 года более 40% от общей численности германских танков. А ещё 38% составляли Pz.Kpfw.I, в сражении против американских автомобилей фактически не имевшие никаких шансов.

Light Tank M2A3 на учениях по преодолению препятствий, Форт-Бельвуар, апрель 1942 года

Уделом американских лёгких автомобилей с пулемётным оружием стали учения. Бессчётные манёвры, каковые проводились армией США с конца 30-х годов, не обходились без этих танков. Впредь до 1942 года автомобили семейства M2 несли работу. Не повоевав, они послужили второму серьёзному делу.

Эти танки стали учебной партой для тысяч американских танкистов. Не менее важно заслугой стало то, что Light Tank M2A1 был отправной точкой при разработке среднего танка T5, позднее превратившегося в Medium Tank M2.

активная служба и Время сделали собственный дело. Не сохранилось ни одного M2A1, а M2A2 и M2A3 в музеях осталось по одной штуке. «Выжил» кроме этого один Light Tank M2A2E3.

На этом возможно было закончить повествование, если бы не одно «но». В судьбе Light Tank M2A2 имеется один позабытый эпизод, что делает карьеру этого танка неповторимой. Дело в том, что это первый и до тех пор пока последний танк, употреблявшийся в Антарктиде. Произошло это во второй половине 30-ых годов двадцатого века, в то время, когда адмирал Ричард Берд отправился в собственную третью экспедицию. Официально она именовалась United States Antarctic Service Expedition.

Известна она благодаря «Снежному Крейсеру», огромному, передовому, но по солидному счёту ненужному аппарату, что застрял через 150 километров пути. На деле история с ним – это всего лишь один из эпизодов экспедиции. Основной её задачей было создание «Восточной базы», пребывающей на острове Стонингтон, что в заливе Маргерит, и «Западной базы» (Little America) на леднике Росса.

Как раз в том направлении и отправились три Light Tank M2A2.

Light Tank M2A2 на острове Стонингтон. На заднем замысле виден тягач T3E4 Tracked Light Tractor

Ещё до отправки в Антарктику танки облегчили, сняв с них часть и вооружение брони. Но, достаточно скоро стало известно, что этого не хватает. На месте с танков сняли и башни, давление на снег снизилось, но эксплуатация продемонстрировала, что его нужно снизить ещё на треть. Башни без дела не остались: они пошли на изготовление уширителей для гусеничных лент. Благодаря им танки стали двигаться по рыхлому снегу значительно увереннее.

Кроме этого чтобы прекратить забрасывание танка снегом, в первых рядах были установлены расширенные крылья.

Большое количество хлопот доставила и работа агрегатов танка в условиях низких температур. Однако, автомобили широко применялись на обеих базах в качестве тягачей для саней. В один из выездов танк с грузом 2 тонны на санном прицепе смог преодолеть около полусотни километров, двигаясь на 2-й передаче.

Обратно танки в Соединенных Штатах возвращать не стали. И до наших дней на острове Стонингтон сохранился один Light Tank M2A2.

литература и Источники:

  • Материалы NARA
  • Материалы ЦАМО Российской Федерации
  • Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992
  • https://kevinraber.com
  • Материалы из фотоархива автора

Лёгкая тренировка поясницы и бицепса от [S.V]


Занимательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

  • История американского танкостроения. жертва танка кристи

    История американского танкостроения. Жертва танка Кристи 20-е годы прошлого века стали для мирового танкостроения чёрными временами. Быстро изменявшееся…

  • Американский эмигрант

    Американский эмигрант ВМВ танки США Юрий Пашолок Американский лёгкий танк M3A1 был достаточно необычной машиной. С одной стороны, кое-какие его…

  • История советского танкостроения. янки при дворе габту ка

    История советского танкостроения. Янки при дворе ГАБТУ КА СССР стал второй по окончании Англии страной, куда США начали поставлять по программе…

  • Корзина с моторчиком

    Корзина с моторчиком ВМВ танки США СССР Юрий Пашолок История знает случаи, в то время, когда попытка улучшить конструкцию автомобили приводит в случае если и не к ухудшению, то,…

  • Опыты на совершенной платформе

    Опыты на совершенной платформе танки США Юрий Пашолок Мысль создания лёгкого танка с передним размещением силовой установки, которую лоббировало…

  • Догнавший одноклассников

    Догнавший одноклассников ВМВ танки США Юрий Пашолок Американский лёгкий танк M2A4 выбивается за рамки стереотипа, в соответствии с которому танкостроение США…

spacer