E-100: альтернативный маус

E-100: альтернативный маус

E-100: другой Маус

  • ВМВ
  • танки
  • Германия

Алексей Стаценко

Конструктор Генрих Эрнст Книпкамп создал исследовательскую группу, которая занялась разработкой серии танков проекта Entwicklung (нем. – развитие, разработка), начиная от легких бронированных гусеничных автомобилей и заканчивая тяжелыми танками прорыва. Борьбу для танка Maus компании Порше в данной серии должен был составить германский танк Е-100. Производство прототипа Е-100 началось во Франкфурте, а в конце войны его шасси были на полигоне Хаустенбек, где и попали в руки англичан.

Первый звонок для германских танкистов

Лето 1941 года для управления Фашисткой германии ознаменовалось не только головокружительными удачами на Восточном фронте, но и целым рядом неприятных открытий, которым на начальной стадии кампании не придали особенного значения. Единственным «сюрпризом», не оставшимся незамеченным Гитлером, было преимущество новейших советских танков над германскими.

До поры до времени оно компенсировалось неопытностью советских танкистов, низким качеством изготовленной в СССР бронированной техники и наличием в ней конструкторских недоработок. Но по мере накопления Рекомендациями нужного опыта все имело возможность измениться не в лучшую для немцев сторону. Высшее управление Германии осознавало серьезность данной неприятности и проявляло беспокойство.

Особенно тяжёлое чувство произвело наличие у Красной Армии бронированных монстров КВ-1 и КВ-2 в огромном по германским меркам количестве, исчислявшемся сотнями единиц. В осеннюю пору 1941 года Управление оружий сухопутных сил (нем. – Heereswaffenamt, потом – УВС) поставило перед наибольшими машиностроительными концернами Германии задачу в короткие сроки создать германские тяжелые и сверхтяжелые танки прорыва, превосходящие советские аналоги и бронированием, и оружием.

Погрузка танка Pz.Kpfw VI «Tiger I» на грузовую платформу на сборочном заводе компании «Хеншель» в Касселе,
1942 год. Источник – de.academic.ru Порше против Хеншеля

В гонку за право создавать серийные тяжелые танки включились компания «Хеншель и сын АГ», развивавшая проект тяжелого танка конструкторов УВС, начатый еще в конце 30-х годов, и компания Фердинанда Порше. Их соперничество вылилось в создание компанией «Хеншель и сын АГ» прототипа VK4501 (H), позднее ставшего легендарным танком Pz.Kpfw VI «Tiger I». Со своей стороны, компания Порше создала прототип VK4501 ?, более известный как PzKpfw VI «Tiger» ?, что в серию не отправился и известным не стал.

Борьба за «Tигр» породила противостояние между наибольшими германскими производителями военной техники, в котором активное участие принимали и функционеры УВС, а также конструктор Генрих Эрнст Книпкамп, по совместительству являвшийся старшим советником работы конструирования УВС. Книпкамп был лично заинтересован в победе Хеншелей, поскольку как раз его вариант подвески со известным шахматным размещением катков употреблялся при создании прототипа VK4501 (H).

Генрих Эрнст Книпкамп. Источник – subscribe.ru

Со своей стороны Порше пользовался благосклонностью рейхсминистра Фрица Тодта, курировавшего создание танка «Тигр». Благоволил к нему и сам фюрер. Такое положение вещей не имело возможности не злить прямых соперников Порше – концерн Круппа, компанию «Хеншель» и деятельно сотрудничавшую с ними работу конструирования 6-го механизации и департамента бронетехники УВС.

Фердинанд Порше. Источник – electro-machines.ru

Предприятия концерна Круппа не только соперничали с Порше в создании сверхтяжелого танка, но и подыграли компании «Хеншель», поставив для прототипа VK4501 ? компании «Порше» башню с погоном в 1820 мм вместо нужных 2000 мм. Это задержало работы по созданию прототипа, а 8 февраля 1942 года Порше не повезло еще больше, поскольку рейхсминистр Тодт погиб в авиакатастрофе, и его место занял Альберт Шпеер, менее благоволивший известному промышленнику.

В следствии по окончании показа Гитлеру обоих прототипов 20 апреля 1942 года (фюреру, обожавшему полноразмерные дорогие «игрушки», сделали презент ко дню рождения), и по окончании еще многих каверз, устроенных компании «Порше» функционерами УВС, высшее управление Рейха остановило собственный выбор на машине компании «Хеншель». Фердинанд Порше не имел возможности забыть обиду этого своим соперникам.

Рейхсминистр Фриц Тодт
Источник – opowiadam.eu

В то время, когда на заседании у Гитлера 8 июля 1942 года, на котором находился Порше, решался вопрос создания сверхтяжелого танка прорыва, он сделал все, дабы был забракован проект прототипа VK 7201 совместной разработки концерна Круппа и конструкторов УВС. Так Порше удалось «насолить» двум своим соперникам сходу.

Сейчас его компания начинает разработку проекта под индексом «Объект 205 «Мышонок» (нем. – «Mauschen»), что вылился в создание двух прототипов танка, известного называющиеся Pz.Kpfw VIII «Maus» (нем. – мышь). Круппу в этом проекте досталась лишь разработка башни под 128-мм танковую пушку и спаренное с ней 76-мм орудие, предназначенное для противодействия пехоте и среднебронированными целями.

Танк Pz.Kpfw VIII «Maus» – главный соперник танка Е-100. Источник – opowiadam.eu Медленный старт проекта Е-100

Но Книпкамп не планировал сдаваться. В инициативном порядке он создал исследовательскую группу, которая занялась разработкой целой серии танков проекта Entwicklung (нем. – развитие, разработка), начиная от легких бронированных гусеничных автомобилей и заканчивая тяжелыми танками прорыва, каковые должны были учесть все достоинства и недостатки танков, уже имевшихся на вооружении Вермахта. Борьбу для танка «Маус» компании Порше в данной серии должен был составить танк Е-100.

30 июня 1943 года, в то время, когда на предприятии Порше и фабриках-«смежниках» уже полным ходом изготавливались комплектующие и агрегаты для первых двух танков «Маус», танк Е-100 лишь начал разрабатываться экспертами работы конструирования УВС. В этом им помогали конструкторы автомобилестроительной компании «Адлерверке», штаб-квартира которой и сейчас находится во Франкфурте. Она поставляла Вермахту полугусеничные бронетранспортеры, автомобили и велосипеды, и ее обладатели были в хороших отношениях с Книпкампом.

Строение «Адлерверке». Вид с улицы Клеерштрассе во Франкфурте. Источник – de.academic.ru Е-100: характеристики

Е-100 создавался в соответствии с требованиями, выдвинутыми Гитлером к сверхтяжелому танку еще на заседании 8 июля 1942 года. Он должен был владеть бронированием башни и лобовой броней толщиной 200 мм, бронирование кормы и бортовая броня должны были достигать 180 мм. Наряду с этим танк должен был весить от 150 до 200 тысячь киллограм и нести орудие главного калибра в 120–150 мм. Одновременно с этим конструкторы Книпкампа желали вписаться в вес 100–120 тысячь киллограм и снабдить Е-100 150-мм пушкой.

Для экономии времени на первые экземпляры танка решили установить башню под 150-мм орудие с курсовой 76-мм пушкой, уже созданную концерном Круппа для танка «Maus».

Танк Е-100, вид сверху. Источник – maquetland.com

Совокупность подвески для танка создал конструктор Лер из компании MAN. Несложно додуматься, что его катки должны были размешаться в шахматном порядке по обе стороны от гусеничных гребней, выстроенных в один последовательность – эта разработка Книпкампа употреблялась фактически на всех тяжелых танках Фашисткой германии.

В отличие от танка «Maus» Е-100 имел хорошую компоновку: в первых рядах пребывало отделение управления танком, посередине – боевое отделение, позади – моторно-трансмиссионное. Для высвобождения как возможно большего пространства ведущими сделали не передние «звездочки», как это было принято у германских танков, а задние. Так как Е-100 не вмещался на ЖД платформы, для него (так же как и для танка «Maus») создали два варианта гусениц: транспортировочные – шириной 500 мм, и боевые – шириной 1000 мм.

Компьютерная модель танка Е-100, вмонтированная в фотографию времен Второй мировой
Источник – strangevehicles.greyfalcon.us

Для увеличения живучести танка его решили сделать ниже, чем «Maus», на 37 см. Помимо этого, максимально уменьшили количество вертикальных прямых и поверхностей углов у его бронирования – в случае если «Maus» имел фактически вертикальные борта, то Е-100 таковой «прямолинейностью» не владел. Все эти конструктивные ответы разрешили спроектировать танк на 50 тысячь киллограм легче, чем «Maus», но и в 120 тысячь киллограм конструкторам вписаться не удалось – согласно расчетам оказавшаяся машина должна была весить 137,8 тонны.

Силовая установка Е-100 была несложнее и надежнее, чем у его «соперника». Фердинанд Порше и в «Тигре» ?, и в сверхтяжелом танке настойчиво внедрял собственную совокупность раздельного привода каждой гусеницы отдельным электродвигателем, питавшимся от генератора, что приводился в перемещение бензиновой силовой установкой.

Конструкторы Книпкампа пошли более несложным методом и установили в кормовом отделении танка 12-цилиндровый бензиновый двигатель Maybach HL230 P30 мощностью 700 л.с. (им оснащались такие танки как PzKpfw V «Panther» и VI Ausf. B «Tiger II» («Королевский Тигр»), и коробку передач Maybach OG 401216В. Мощность двигателя была очевидно недостаточной, но более замечательного мотора в то время в Германии не было, а второй двигатель конструкторы решили не ставить.

Они решили, что на первых порах лучше согласиться с низкой скоростью их сверхтяжелого танка и подождать, пока покажутся более замечательные двигатели. Проектную же скорость для Е-100 его инженеры установили на уровне 38–40 км/ч.

12-цилиндровый бензиновый двигатель производства компании Maybach HL230 P30 мощностью 700 л.с.
Источник – eastcoastarmory.com Быстрый финиш проекта

Производство прототипа Е-100 началось на предприятии компании «Адлерверке» во Франкфурте. Позднее сборкой занялось предприятие компании «Хеншель», и к началу лета 1944 года готовься бронированные шасси танка. Но в связи с тем, что до 80% производственных мощностей компании «Хеншель и сын АГ» были уничтожены авиацией союзников, было приказано остановить работы над созданием Е-100.

Башню от корпорации Круппа новый танк так и не взял, а шасси «зависли» на полигоне Хаустенбек около города Падерборн. Ниже — те немногие фото танка e100, а вернее его шасси, каковые сохранились до наших дней.

Солдаты США разглядывают шасси танка Е-100. Источник – topwar.ru Солдат США около шасси танка Е-100. Рядом – ствол орудия со свинченным дульным тормозом
Источник – gamestar.de

Тут они и попали в руки английских армейских весной 1945 года. Шасси танка были посланы в Англию, где местные инженеры смогли собрать их и привести в рабочее состояние. В ходе последующих опробований стало известно, что оказавшийся танк кроме того без установки башни владеет низкой проходимостью, а его скорость не превышает 20 км/ч.

Спустя некое время несостоявшийся «соперник» танка «Maus» был послан на переплавку. Фердинанд Порше взял верх, а его детище в данной гонке бронированных монстров сохранилось и прославилось на всю землю. Но принесло ли это радость конструктору, отсидевшему 22 месяца во французской колонии и с подорванным здоровьем отпущенному умирать на родину?

Вряд ли.

Шасси танка Е-100, загружённые на транспортную тележку для отправки в Англию
Источник – schatzsucher.de Транспортировка шасси танка Е-100. Источник – valka.cz Шасси танка Е-100. Источник – silnyeduhom.ru

Первый Взор на VK 100.01(P) ? АП E100 и VK 72.01(K)


Увлекательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

  • Неродившийся германский лев

    Неродившийся германский Лев танки Германия Алексей Стаценко Не секрет, что Адольф Гитлер страдал милитаристской гигантоманией, стремясь обзавестись самыми…

  • Тупиковая ветвь

    Тупиковая ветвь танки артиллерия США Юрий Пашолок В Соединенных Штатах за годы Второй мировой было выпущено практически 19 тысяч истребителей танков. Парк американских…

  • Ненужный разведчик

    Ненужный разведчик ВМВ танки Германия Юрий Пашолок У принятого на вооружение германского разведывательного танка Pz.Kpfw.II n.A., более известного как…

  • Т-34 в миниатюре: легкий танк проворнова

    Т-34 в миниатюре: легкий танк Проворнова ВМВ танки СССР Юрий Пашолок В годы ВОВ в адрес Главного автобронетанкового управления…

  • История советского танкостроения. легкий танк проворнова

    История советского танкостроения. Легкий танк Проворнова В годы ВОВ в адрес Главного автобронетанкового управления приходили…

  • Историческая хроника. предок «зверобоя»

    Историческая хроника. Предок «Зверобоя» Основная страница » Исторические статьи Очередной материал «Исторической хроники» посвящается экспериментальному…

spacer