Ещё немного брони

Ещё немного брони

Ещё мало брони

  • ВМВ
  • танки
  • Англия

Юрий Пашолок

Принятие на вооружение британцами танка Cruiser Tank Mk.III во второй половине 30-ых годов XX века совсем не означало, что британские армейские им всецело довольны. Броня толщиной всего 14 мм делала новый танк уязвимым для огня любого оружия калибром больше винтовочного. Начавшаяся во второй половине 30-ых годов двадцатого века гражданская война в Испании, где крупнокалиберные пулемёты стали одним из основных противотанковых средств, вынудила серьёзно задуматься над усилением защищённости.

Радикально проблему на базе Cruiser Tank Mk.III решить было нереально — это потребовало бы создания нового танка. Исходя из этого решено было пойти по пути малой модернизации. Показавшаяся в итоге машина Cruiser Tank Mk.IV стала самой успешной и «долгоиграющей» среди британских танков предвоенной разработки.

Локальное усиление

Работы над модернизацией Cruiser Tank Mk.III начались в том же 1938 году, в то время, когда его приняли на вооружение. В качестве необычного стенда, на котором обкатывались идеи для новой автомобили, выступил Cruiser Tank A13E3. О каких-то важных трансформациях в конструкции корпуса, ходовой части либо силовой установки речи не шло. Всё это в полной мере устраивало британских армейских. Трансформации свелись только к усилению бронирования, причём кроме того не к утолщению страниц, а к экранировке.

Толще стал только люк механика-водителя, которого сейчас защищало 28 мм брони.

Башню лишь экранировали, наряду с этим в саму её конструкцию вносилось минимум трансформаций. Мало изменилась командирская башенка, которая вместо восьмигранной формы купила круглую (похожую на башенку Light Tank Mk.VIB). Смотровой прибор, размешавшийся слева от орудийной маски, перекочевал на экран, а лобовые экраны, складывавшиеся из четырёх секций, были установлены параллельно корпусу.

Конфигурация бортовых экранов во многом напоминала ту, что употреблялась на Cruiser Tank Mk.III*. К тому же, провалилась сквозь землю характерная для сделанной в поле модификации щель.

Производство Cruiser Tank Mk.IVA на заводе Nuffield Mechanisations Aero ЛТД, 1940 год. Эти танки позднее попадут в Африку

Опробования экранировки, совершённые на Cruiser Tank A13E3, продемонстрировали, что важных трансформаций чёрта танка, потяжелевшего на полтонны, не претерпели. Само собой разумеется, усиление брони было только полумерой. Но в условиях, в то время, когда скорое начало громадной войны в Европе становилось всё более очевидным, затягивание производства имело возможность обойтись весьма дорого.

Уже в декабре 1938 года последовал заказ на первую партию из 65 танков, взявших индекс Cruiser Tank Mk.IV. Эти автомобили кроме этого обозначались как A13 Mk.II.

В связи с тем, что заказ на новый танк существенно превышал возможности компании Nuffield Mechanisations Aero ЛТД, скоро к производству Cruiser Tank Mk.IV подключили ЖД компанию London Midland Scottish Railway Company (LMS). Нужно заявить, что железнодорожники сыграли очень ключевую роль в британском танкостроении. К примеру, пехотный танк Matilda планировал как раз ими.

Благодаря совместным упрочнениям Nuffield и LMS, Cruiser Tank Mk.IV стал самым массовым крейсерским танком довоенной разработки.

Башня Cruiser Tank Mk.IVA

Количества выпуска Cruiser Tank Mk.IV хороши отдельного упоминания. Довольно часто указываются цифры в 655 и 430 танков, но архивные изучения говорят о том, что обе эти цифры очевидно льстят британским танкостроителям. Регистрационные номера выдавались танкам этого типа в следующих промежутках:

  • T.7030 – T.7094 (65 танков);
  • T.9096 – T.9190 (95 танков);
  • T.15215 – T.15294 (80 танков);
  • T.18096 – T.18160 (65 танков).

Всего в указанные диапазоны регистрационных номеров входят 305 автомобилей. Ещё более скромную цифру даёт информационная сводка, полученная советской разведкой в первой половине 40-ых годов XX века. В соответствии с ей, всего было выпущено 630 крейсерских танков модификаций Mk.I-Mk.IV, из них 121 Mk.I, 170 Mk.II, 65 Mk.III и 270 Mk.IV.

Сравнение со перечнем регистрационных номеров и с официальными данными по количествам выпуска Cruiser Tank Mk.I, II и III делает эти цифры в полной мере похожими на правду.

Cruiser Tank Mk.IV ранних серий не имели усиления орудийной маски

В соответствии с этим же разведывательным сводкам, главный количество выпуска крейсерских танков ранних типов пришёлся на 1940 год (454 танка), а в первой половине 40-ых годов двадцатого века британцы собрали всего 16 Cruiser Tank Mk.IV. Это, к слову, растолковывает, из-за чего ранние типы крейсерских танков так и не взяли обозначений в виде имени собственного (как, к примеру Cruiser Tank Mk.V стал называться «Covenanter»). Легко к тому моменту, в то время, когда британцы вводили новые обозначения танков, Cruiser Tank Mk.I-IV уже были сняты с производства.

Трансформации в конструкцию Cruiser Tank Mk.IV были внесены уже практически сразу после начала производства. Дело в том, что экранирование, как и при с Cruiser Tank Mk.III*, не коснулось орудийной маски, толщина которой так и осталась равной 14 мм. Проблему решили установкой дополнительного экрана, что закрывал орудийную маску.

Эти автомобили были самыми массовыми среди танков, оснащавшихся пулемётами Vickers Mk.VI.

Cruiser Tank Mk.IV с экранированием орудийной маски

Следующее изменение выяснилось связанным с пулемётом. Во второй половине 30-ых годов двадцатого века на вооружение британской армии был принят танковый пулемёт BESA. Он воображал собой мало переделанный британской компанией Birmingham Small Arms Company (BSA) чехословацкий станковый пулемёт ZB.53. Компактный и не требующий водяного охлаждения лицензионный чехословацкий пулемёт тут же «прописался» в британских танках. Не стал исключением и Cruiser Tank Mk.IV.

Его модификация с поменянной пулемётом и маской BESA взяла обозначение Cruiser Tank Mk.IVA. прибор и Маска наблюдения крепились к центральному экрану на лобовом странице, что сейчас складывался из трёх секций вместо четырёх. Масса танка достигла 15 тысячь киллограм.

Cruiser Tank Mk.IVA ранних серий в Африке, 1941 год. Это та же машина с регистрационным номером T.15219, что видна на фото с завода Nuffield

Мало позднее показалась вторая версия Cruiser Tank Mk.IVA. Главным трансформацией в ней стала новая орудийная маска литой конструкции, значительно более технологичная, не смотря на то, что и не лишённая недочётов в виде щелей, прекрасно «улавливавших» снаряды и вражеские пули. Позднее эта же орудийная маска перекочевала на крейсерские танки Covenanter и Crusader.

направляться подчернуть, что вносимые в конструкцию танка трансформации не приводили к смене установленной нумерации. К примеру, в диапазоне регистрационных номеров T.9096 – T.9190 виделись танки трёх из четырёх существовавших модификаций.

Cruiser Tank Mk.IVA поздних серий, самая массовая версия танка

В литературе кроме этого упоминается модификация, имевшая обозначение Cruiser Tank MK.IV CS. Эта машина оснащалась 94-мм гаубицей OQF 3,7” Mk.I. Такое же орудие устанавливалось на Cruiser Tank Mk.I CS и Cruiser Tank Mk.II CS. Но, по поводу её существования существуют определённые сомнения, потому, что, не считая текстовых описаний, по данной машине помощи никакой информации нет.

Помимо этого, строились командирские Cruiser Tank Mk.IVA, каковые снаружи отличались дополнительной антенной, установленной на крыше башни в её носовой части справа.

В битвах на двух континентах

По состоянию на начало мая 1940 года Cruiser Tank Mk.IV были вторыми по окончании Light Tank Mk.VI по численности британскими танками. Они состояли на вооружении девяти танковых полков 1-й и 2-й танковых дивизий. В середине мая 1940 года, в то время, когда во Франции началось активное развёртывание Английских экспедиционных сил (BEF), в том направлении попало в общем итоге 65 танков семейства Cruiser Tank Mk.IV.

Тут употреблялись эти военные машины всех модификаций. Больше всего за Ла-Маншем выяснилось Cruiser Tank Mk.IV позднего выпуска с дополнительным бронированием орудийной маски. Танки были распределены по полкам, входящим в состав 2-й и 3-й бронетанковых бригад:

  • 2-я бронетанковая бригада – 2-й гвардейский драгунский полк, 9-й Её Величества королевский уланский полк и 10-й Королевский гусарский полк;
  • 3-я бронетанковая бригада – 2-й, 3-й и 5-й Королевские танковые полки.

Матчасть Королевских танковых полков, входивших в состав 2-й и 3-й бронетанковых бригад, отличалась неоднородностью. К примеру, в 3-м Королевском танковом полку, кроме Cruiser Tank IVA, имелись Cruiser Tank Mk.III, Cruiser Tank Mk.I и Cruiser Tank Mk.I CS.

Кинутый из-за неполадок Cruiser Tank Mk.IV из состава 2-го гвардейского драгунского полка 1 бронетанковой дивизии. Франция, май 1940 года

Французская кампания была для Cruiser Tank Mk.IV чуть более долгой, чем для Cruiser Tank Mk.III. Кроме битв за Абвиль и Па-де-Кале, танки этого типа приняли активное участие в обороне Дюнкерка на протяжении эвакуации британских армий из Франции, где бригады утратили практически всю собственную матчасть. Нужно заявить, что в битвах за Францию Cruiser Tank Mk.IV был в полной мере равноценным соперником для германских средних танков.

По бронированию они были в полной мере сопоставимы, потому, что и Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV владели в то время бронёй, защищавшей только от стрелкового оружия, крупнокалиберных пулемётов и малокалиберных автоматических пушек. Противотанковое оружие Франции, Англии и Германии делало такую броню малоэффективной. По скоростным чертям германские и британские танки кроме этого были сопоставимы между собой.

Но британские крейсерские танки имели капризные двигатели, что неоднократно становилось обстоятельством утрат.

В отличие от Cruiser Tank Mk.III, его младшему брату предстояло возвратиться в Европу ещё раз. В марте 1941 года в Грецию из Египта была переправлена 1-я бронетанковая бригада из состава 2-й бронетанковой дивизии, прибывшей в Египет в январе 1941 года. В неё вошли два полка – 4-й Личный Её Величества королевский гусарский и переформированный по окончании Франции 3-й Королевский танковый.

В состав 3-го Королевского танкового полка, кроме Cruiser Tank Mk.IIA и Cruiser Tank Mk.IIA CS, входили кроме этого Cruiser Tank Mk.IV, часть из которых была забрана из состава 5-го Королевского танкового полка.

Будущее 1-й бронетанковой бригады была ещё более печальной, чем у подразделений Английских экспедиционных сил в Европе. Попытка остановить германское вторжение в Грецию провалилась, а большая часть танков было утрачено в следствии механических повреждений. По окончании разгрома бригады на балканском полуострове 3-й Королевский танковый полк опять организовали в июле 1942 года на базе 5-го, и он был вооружён уже вторыми танками.

Сломавшийся двигатель стал причиной этой машины и потери. Она входила в состав 1-й бронетанковой бригады, сражавшейся весной 1941 года в Греции

В отличие от европейского театра войны, в Африке карьера Cruiser Tank Mk.IV была продолжительной. В первый раз танки данного типа попали в том направлении ещё в начале 1940 года, в то время, когда Мобильная дивизия под руководством генерала Перси Хобарта (одного из авторов теории, предусматривавшей использование и создание крейсерских танков) была переформирована в 7-ю бронетанковую дивизию, известную как «Пустынные крысы». К началу лета 1940 года в составе дивизии имелось две бронетанковых бригады, на вооружении которых пребывали лёгкие танки Light Tank Mk.VIB, и крейсерские танки, подавляющее число которых составляли Cruiser Tank Mk.IVA.

вести войну в Африке танки имели тропическую комплектацию. На некоторых автомобилях слева на башне были закреплены долгие коробки, а в корме корпуса показались крепления для 2-галонных канистр. Кроме этого на танках показались бортовые экраны.

Не обращая внимания на то, что официально Италия вступила в войну 10 июня 1940 года, активные боевые действия в Северной Африке начались лишь в сентябре. Месяц спустя из Англии в Египет пришло подкрепление – 2-й Королевский танковый полк из состава 1-й бронетанковой дивизии и 3-й Личный Его Величества королевский гусарский полк из состава 2-й бронетанковой дивизии. Ещё две бригады 2-й бронетанковой дивизии прибыли в январе 1941 года.

Вся слава в битвах с итальянцами, но, досталась совсем второй части, прибывшей на подмогу в октябре 1940 года – 7-му Королевскому танковому полку, в составе которого пребывали пехотные танки Matilda IIA и Matilda III. С британскими крейсерскими танками артиллерия и итальянские танки имели возможность удачно бороться, а вот против «Матильд» они были фактически бессильными.

На протяжении операции Compass ключевую роль кроме этого сыграли пехотные танки 7-го танкового полка. Однако, Cruiser Tank Mk.IVA так же, как и прежде составляли базу британских танковых подразделений. Такое положение сохранилось и к моменту высадки в Ливии германского Африканского Корпуса в феврале 1941 года. Первой жертвой немцев стала 2-я бронетанковая дивизия, часть которой в марте 1941 года была послана в Грецию.

На начало апреля 1941 года дивизия включала 3-ю бронетанковую бригаду, складывавшуюся из 3-го Собственного Его Величества королевского гусарского полка, и 5-го и 6-го Королевских танковых полков. Cruiser Tank Mk.IVA составляли большую часть в этих частях, причём были тут танки как ранней, так и поздней версии. В битвах против германского 5-го танкового полка, что поддерживала итальянская 132-я танковая дивизия Ariete, 2-я бронетанковая дивизия к 8 апреля 1941 года была разгромлена, по окончании чего её расформировали.

Подбитый Cruiser Tank Mk.IVA из состава 2-й танковой дивизии, Африка, март 1941 года

Уже в июне 1941 года карьера Cruiser Tank Mk.IV подошла к закату. Последним большим сражением, в котором были массово задействованы танки данного типа, стала операция «Battleaxe».

К тому моменту в составе 7-й бронетанковой дивизии начали массово оказаться крейсерские танки Crusader I. Финальной точкой в судьбе танка Cruiser Tank Mk.IV стало появление в армиях летом 1941 года американского лёгкого танка M3 Light Tank, известного кроме этого как Stuart I. По огневой мощи он был сопоставим с британскими «крейсерами» и чуть превосходил их в бронировании. Но самое основное, он был на порядок более надёжным. Отдельные экземпляры Cruiser Tank Mk.IVA, но, проходили службу в Африке до начала 1942 года.

Продолжительнее всех прослужили автомобили, попавшие на Мальту: как минимум один Cruiser Tank Mk.IVA (серийный номер T18117) был на вооружении тамошнего гарнизона ещё в последних числах Марта 1942 года.

Под чужим флагом

Cruiser Tank Mk.IV был единственным крейсерским танком из состава BEF, что по-настоящему массово употреблялся немцами. В первый раз новые хозяева опробовали трофейные крейсерские танки ещё на протяжении французской кампании 1940 года. Kreuzer Panzerkampfwagen Mk IV 744 (e) (такое обозначение взял танк у немцев) употреблялся в исходном виде. Автомобили кроме того не перекрашивали. Трансформации во внешнем виде сводились только к закрашиванию британских маркировок и нанесению балочных крестов на корпус и башню.

К слову, как раз к французской кампании относятся случаи боевого применения трофейных Cruiser Tank Mk.IVA. В будущем немцы их не применяли, по крайней мере на западноевропейском театре.

Захваченный в этот самый момент же разрешённый войти в бой Cruiser Tank Mk.IVA, Франция, июнь 1940 года. Новых хозяев кроме этого подвёл мотор

По окончании кампании 1940 года пара танков (до шести штук) попало на танковый полигон в Куммерсдорфе. Остальные были распределены между учебными и действующими частями. 9 танков в феврале 1941 года были сведены в трофейную роту Beutepanzer-Kompanie (e) в составе 100-го огнемётного танкового батальона (Pz.Abt. (Flamm) 100).

Кроме этого имеются информацию о применении Panzerkampfwagen Mk IV 744 (e) в составе милицейских подразделений.

Танки, попавшие в учебные подразделения, не подвергались каким-либо большим переделкам. Часть танков кроме того осталась в британском камуфляже. Фактически в неизменном виде оставались с осени 1940 по танки 1941 и весну года из Pz.Abt. (Flamm) 100.

На них был установлен только фонарь ночного вождения Notek, нанесены базисный германский цвет, маркировки подразделения и балочные кресты. Что же касается автомобилей, попавших на фронт, то с ними обстановка была куда занимательнее. Они прошли через определённую модернизацию, причём, если судить по фотографиям, трансформации носили системный темперамент, другими словами все танки переделывались одинаково.

Kreuzer Panzerkampfwagen Mk IV 744 (e) из состава 100-го огнемётного танкового батальона, июнь 1941 года

В первую очередь, Kreuzer Panzerkampfwagen Mk IV 744 (e) из состава 100-го огнемётного танкового батальона приобрели новые гусеничные ленты, позаимствованные у PzKpfw II Ausf.D1. Замена может показаться необычной, если не учитывать тот факт, что «донор» являлся, по сути, германским видением крейсерского танка. Обстоятельство замены малоизвестна, но нельзя исключать, что траки PzKpfw II Ausf.D1 более живучими.

Ещё более заметным трансформацией если сравнивать с уникальной конфигурацией стало появление на бортах башни древесных полок для размещения канистр, каковые крепились за экраны. Крепления для канистр показались и на надгусеничных полках. Передние и задние грязеотбойники были заменены на подробности упрощённой конструкции.

В один момент были убраны и развитые боковины на надгусеничных полках.

В дополнение к стандартному освещению спереди и позади показались фары Notek ночного вождения. Глушитель позади частично прикрыли экраном, в один момент смонтировав над ним крепление для бруса совокупности самовытаскивания. В дополнительное оснащение входили и запасные траки, каковые крепились на надгусеничных полках и к нижнему лобовому странице.

Как минимум на одном из танков 100-го огнемётного танкового батальона (башенный номер 265) было установлено поднимающееся вверх крепление для буксировки транспортного прицепа от французского тягача Renault UE. Практически все Kreuzer Panzerkampfwagen Mk IV 744 (e) из состава 100-го огнемётного танкового батальона относились к поздней версии, лишь танк с башенным номером 142 был более ранней модификации.

Обычный для Kreuzer Panzerkampfwagen Mk IV 744 (e) финиш карьеры. Снятая надмоторная плита красноречиво говорит о сломавшемся двигателе

Переделанные подобным образом танки употреблялись немцами с самого начала ВОВ. Танки 100-го огнемётного танкового батальона 18-й танковой дивизии входили в состав 2-й танковой группы (несколько армий «Центр»). Батальон принимал участие в штурме Брестской крепости и в будущем вёл битвы на территории Белоруссии.

Боевая карьера Kreuzer Panzerkampfwagen Mk IV 744 (e), но, была совсем недолгой. Уже к 11 июля 1941 года, другими словами через несколько недель по окончании начала военных действий, ни одного танка данного типа в батальоне не числилось. Большая часть утрат явилось следствием технических неисправностей.

Кроме Европы, Cruiser Tank Mk.IVA было нужно повоевать под чужим флагом и в Северной Африке. По состоянию на 23 июля 1941 года в составе германской 5-й лёгкой дивизии имелось два Cruiser Tank Mk.IVA. Эти автомобили были утрачены к 12 сентября. Кроме немцев, трофейные танки применяли и итальянцы, причём не только в качестве боевых автомобилей, но и как неподвижные огневые точки.

В отличие в, сражавшихся на Восточном фронте, африканские трофеи не подвергались по большому счету никаким переделкам. На них кроме того не наносилось новых маркировок.

источники и Литература:

  • Tank, Cruiser, Mark III, IV IVA, Instruction Book, 1941
  • The Great Tank Scandal: British Armour In WWII D.Fletcher, HMSO, 1989
  • A Yankee Inventor and the Military Establishment: The Christie Tank Controversy, George F. Hofmann, Military Affairs, Vol. 39, No. 1 February 1975
  • T.3 Christie: Armour in Profile #4, Peter Chamberlain, Profile Publications, 1967
  • Персональный фотоархив автора
  • http://beutepanzer.ru

[Skyrim] Ещё мало Солстейма (стрим от 27.04.2017)


Увлекательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

  • Броня для американской кавалерии

    Броня для американской кавалерии танки кавалерия США военная техника Юрий Пашолок Традиционно позиции кавалерии в американской армии были весьма сильны. Как…

  • Путь скандинавской брони. часть 1

    Путь скандинавской брони. Часть 1 О том, что у Швеции имеется собственное танкостроение, в Европе мало кто догадывался впредь до середины 30-х годов…

  • Танк-резервист

    Танк-резервист ВМВ танки Англия Юрий Пашолок Обширно известно высказывание Уинстона Черчилля об Infantry Tank Mk.IV, он же Churchill: «Танк,…

  • Танк кристи на английский манер

    Танк Кристи на английский манер ВМВ танки Англия Юрий Пашолок В середине 30-х годов британские армейские поделили собственные танки на три класса. Лёгкие…

  • История английского танкостроения. танк кристи на английский манер

    История английского танкостроения. Танк Кристи на английский манер В середине 30-х годов британские армейские поделили собственные танки на три класса. Лёгкие…

  • Первый пехотный

    Первый пехотный ВМВ танки Англия Юрий Пашолок В истории мирового танкостроения было много автомобилей, которым крупно не повезло. Полностью это…

spacer