Французская «ёлка»

Французская «ёлка»

Французская «ёлка»

  • танки
  • Франция
  • военная техника

Юрий Пашолок

Создание лёгкого танка AMX ELC 90 для десантных подразделений французской армии в какой-то степени отражало рвение послевоенной Франции возвратиться в клуб великих держав. Огромная колониальная империя Четвёртой республики трещала по швам, исходя из этого создание высокомобильных и прекрасно вооружённых авиадесантных частей для французской армии было вопросом очень насущным. Что же помешало танку, прозванному игроками в World of Tanks «ёлкой», пойти в серию?

Первая попытка создать авиадесатный танк была предпринята французами сразу после войны. В ноябре 1946 года на свет показался проект 12-тонного танка, что предполагалось вооружить 75-мм пушкой. Авиадесантного танка в итоге не получилось, но предстоящая эволюция автомобили стала причиной появлению AMX 13 — первого по-настоящему массового французского танка послевоенной постройки, чья работа в отдельных государствах длится до сих пор.

Машина, созданная AMX, оказалась очень неординарной. Она имеет достаточно широкий корпус, но наряду с этим по неспециализированной высоте (1430 мм по крыше башни) и длине корпуса (3750 мм) уступает кроме того советскому лёгкому плавающему танку Т-38. Наряду с этим ELC 90 Bis владеет 90-мм пушкой и высокими скоростными чертями. При массе 6,7 тысячь киллограм на ней установлен 180-сильный двигатель, разрешающий развивать скорость до 80 км/ч

В следующий раз вопросом создания авиадесантного танка французы озаботились спустя практически 10 лет. В первой половине 50-ых годов XX века была запущена программа Engin Leger de Combat (лёгкая военная машина), предполагавшая создание лёгкого танка боевой массы 6-тонного класса. Обращение в этом случае шла скорее не о танке, а об истребителе танков.

Программу ELC запустили на конкурсной базе. В борьбу включились две компании — Ateliers de construction d’Issy-les-Moulineaux (AMX), входящая в концерн DEFA (позднее GIAT, сейчас Nexter), и Brunon-Vallette (EVEN) из Рив-де-Жье (маленький город к юго-западу от Лиона). Обе компании создали очень неординарные автомобили, история которых хороша отдельных статей.

На первом прототипе AMX ELC 90 корпус во многом повторял тягач Hotchkiss CC-2. Второй прототип заметно второй: литая лобовая часть сделана клиновидной, надмоторная плита поделена на три секции

В качестве базы для ELC инженеры AMX применяли транспортёр Hotchkiss CC-2. В этом смысле машина есть родственником германского разведывательного танка Spahpanzer SP 1C, созданного на той же базе. Изначальный проект AMX, имевший обозначение Chenillette 4–120SR, предполагал создание очень неординарного аппарата, по концепции схожего с американским истребителем танков M50 Ontos.

Представленный в марте 1954 года, он предполагал двухместную военную машину, вооружённую четырьмя 120-мм безоткатными орудиями. Дальше бумаги у конструкторов AMX эта мысль не отправилась (в отличие от EVEN, такую машину выстроившую).

Ходовая часть складывается из 5 опорных и 3 поддерживающих катков на борт (один поддерживающий каток слева потерян). На машине использована схема с передним размещением ведущего трансмиссии и колеса. Это в полной мере логичное ответ, учитывая тот факт, что двигатель кроме этого находится спереди

В июле 1954 года была представлен ещё один проект — Chenillette 6–105SR. Машину серьёзно перекомпоновали, а в качестве оружия внесли предложение шесть 105-мм безоткатных орудий. В обоих проектах механик-водитель был спереди, башне обеспечивалось круговое вращение.

Дальше бумаги и эта версия не отправилась.

Кормовая часть сделана кратко. Таких-то лючков тут самый минимум. В виду того, что силовая установка находится в первых рядах, ответ в полной мере логичное

Храбрец данной статьи в первый раз показался на бумаге 27 апреля 1954 года. Проект, изначально названный Chenillette biplace avec casemate tournante de 90 (2-местная танкетка с 90-мм пушкой, установленной в казематной башне), предполагал размещение обоих членов экипажа в башне. С одной стороны, это упрощало компоновочную схему.

Двигатель разместили в носовой части, что разрешило сделать военную машину компактной.

Большая часть длины надгусеничных полок занята разными элементами, каковые прячутся под коробами. Так, инженеры AMX максимально применяли пустующие элементы конструкции

Иначе, как раз такое размещение создавало массу неприятностей. Круговое вращение башни обеспечивалось лишь при условии, что машина не двигалась. Вращать башней на ходу толком было нельзя, потому, что механик-водитель наряду с этим терял доступ и обзор к органам управления.

Проблему пробовали решить: в декабре 1954 года показался проект размещения механика-водителя в рубке справа по ходу перемещения. Для этого двигатель с трансмиссией было нужно переносить назад, а башню смещать вперёд.

Днище AMX ELC 90 bis фактически лишено лючков

Кстати, ездить в рубке предполагалось лишь в боевом положении — в походном режиме шофер всё равняется ездил в башне. Но, условия размещения в боевом положении были такими бесчеловечными, что от таковой схемы в AMX отказались и возвратились к двухместной башне. Примечательно, что инженеры EVEN разместить подобным образом механика-водителя однако смогли.

Гранёная сварная башня – достаточно редкое для послевоенных французских танков ответ. По большей части, французы предпочитали литую конструкцию башен. Возможно подметить, что с правой стороны башни находится смотровой прибор. Это ничто иное как перископический прицел.

Наряду с этим начальник, он же наводчик, находится слева, а не справа. Такая умная совокупность предусматривалась ещё на проекте 1954 года, но отсутствовала на первом прототипе

На опробования первый прототип AMX ELC 90 вышел в 1955 году. Вместо истребителя танков у французов оказался очень специфичный, но однако танк. Машина взяла 90-мм пушку D915, размещавшуюся в двухместной башне TC 910 разработки FAHM (Forges et Acieries de la Marine et d’Homecourt, более известна как Saint-Chamond).

По результатам опробований, длившихся 2 года, на свет показался храбрец фотообзора, танк AMX ELC 90 bis.

90-мм пушка D915. Конструктивно и само орудие, и его маска, воображают обычный пример французкого послевоенного танкового оружия. Дульный тормоз подобен тому, что использовался на AMX-13/90, во многом и маска схожа с такой у AMX-13

От первого прототипа машина заметно отличалась. На башне показались дымовые гранатомёты. Переработке подверглись устройства наблюдения, была поменяна и конструкция орудийной маски. Изменились надмоторная лобовой лист и плита корпуса, важной переделке подверглись надгусеничные полки и находящиеся на ней элементы.

Число опорных катков выросло до пяти.

Люк начальника. Благодаря размещению громадного количества призматических устройств наблюдения обзор у начальника в полной мере хороший. Действительно, в весьма тесно, так что очень сильно головой не повертеть. Не нужно забывать, что начальник – он же и заряжающий, и наводчик

Опробования длились до 1961 года, в то время, когда программу Engin Leger de Combat закрыли. Специального авиадесантного танка армия Франции так и не дождалась, не смотря на то, что AMX ELC 90 bis был далеко не самой нехорошей машиной. Непременно, недочётов у него хватало.

Особенно это относится манёвренности удобства и огня вождения. Но для специфичных задач он в полной мере доходил. В итоге, значительно более нелепый по концепции M50 Ontos не только производился серийно, но кроме того повоевал.

Люк механика-водителя. На нем большое количество смотровых устройств. Но ни о какой совокупности, разрешающей одновременно и ехать, и поворачивать башней, как это сделано на Объекте 416, нет и речи

До наших дней дожили оба прототипа AMX ELC 90. Судба первого из них, действительно, под вопросом. В последний раз его видели на поросшей лесом площадке танкового музея в Сомюре в середине 80-х годов.

Где он на данный момент — неизвестно. Вероятнее, всё в том месте же, но подтверждающих фотографий нет. Что же касается AMX ELC 90 bis, то ему повезло значительно больше.

Он есть одним из центральных экспонатов зала, посвящённого неординарным послевоенным разработкам.

В кормовой части башни размещаются дымовые гранатомёты и антенные порты. В кормовой нише кроме этого размещается часть боеукладки

Колючая французская ёлка ELC AMX


Увлекательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

spacer