Французская танкетка renault ue

Французская танкетка renault ue

Французская танкетка Renault UE

  • ВМВ
  • танки
  • Франция

Андрей Малеев

В конце 1928 года в Англии была создана танкетка Carden-Loyd Мk VI, которая позиционировалась компанией-изготовителем как недорогая бронированная гусеничная машина для охранения и разведки. Потому, что на рубеже 20–30-х годов законодателями мод в строительных работах военной техники считались британские компании, танкетка с радостью приобреталась вооруженными силами разных стран, среди них и для лицензионного производства на собственных фабриках. В частности, на базе Carden-Loyd Mk VI были созданы польские танкетки TK-3 и TKS, итальянские танкетки CV29 и CV3/33, советская – Т-27, японская – «Тип 92» и французская – Renault UE.

Первоначально лицензию на производство Carden-Loyd Mk VI во Франции купила компания Latil, а сама танкетка фигурировала называющиеся «Трактор Latil N». К моменту, в то время, когда все формальности были улажены, стало известно, что из-за значительного конструктивного недочёта, в частности отсутствия вращающейся башни, действенное применение Carden-Loyd Mk VI в заявленном качестве охранения и бронемашины разведки есть очень проблематичным. В создавшейся ситуации французы поменяли назначение танкетки, в следствии чего принятая в первой половине 30-ых годов двадцатого века на вооружение французской армии пехотная танкетка Renault UE (в русскоязычной литературе кроме этого видится наименование «Renault 31R») позиционировалась в качестве легкого артиллерийского тягача и военного имущества и транспортёра боеприпасов.

Танкетка Renault UE в экспозиции армейского музея в Брюсселе, 2005 год
Источник: Издание «Бронеколлекция» № 6 за 2009 год

Тактико-технические характеристики пехотной танкетки Renault UE

Боевая масса, тысячь киллограм

Экипаж, человек

Габаритные размеры, мм

протяженность

ширина

высота

клиренс

Броня, мм

лоб

борт

корма

Двигатель

Трансмиссия

Скорость хода по шоссе, км/ч

Запас хода, км

Грузоподъемность, тысячь киллограм

Преодолеваемые препятствия

ширина рва, м

высота стены, м

2–2,1

2

2692–2800

1701–1740

1040–1250

260

9

6

9

Renault 85, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощностью 35 л.с. при 2800 оборотах в 60 секунд, количество двигателя – 2120 см3

Основной фрикцион сухого трения, трехскоростная коробка передач

29

96,5

0,4

1,21

0,41

Французские инженеры внесли в начальную конструкцию значительные трансформации. Было поменяно бронирование танкетки – установлена бронированная крыша, а экипаж танкетки, складывавшийся из сидевшего слева водителя и сидевшего справа начальника, взял в качестве защиты два бронированных колпака со смотровыми щелями (в походном положении колпаки откидывались назад). Усиление бронирования увеличило массу автомобили и потребовало внесения корректив в конструкцию ходовой части.

Двигатель (его мощность была увеличена с 22 до 35 л.с.) и трансмиссия были перенесены в переднюю часть (в британской танкетке двигатель размешался в средней части между местами членов экипажа). Ходовая часть Renault UE складывалась из трех тележек со сблокированными попарно опорными катками, заднего направляющего колеса, и переднего ведущего и двух поддерживающих катков на любой борт (в британской танкетке было 4 опорных катка, а поддерживающие катки отсутствовали). Французы отказались от штатного оружия, но добавили грузовой отсек в задней части автомобили (из-за его ограниченных размеров к танкетке в большинстве случаев цеплялся гусеничный прицеп грузоподъемностью 0,5 тонны).

Танкетка серийно производилась компаниями Renault, Berliet, AMX, Fouga во время с 1932 по 1940 год в двух незначительно отличавшихся друг от друга модификациях – UE и UE2. Всего было произведено 4896 танкеток (по другим сведеньям – 4496 танкеток (2596 единиц UE и 1900 единиц UE2)). Существовал кроме этого экспортный вариант Renault UE (China), поставлявшийся для армии Китая и вооруженный 7,7-мм пулеметом Lebel, установленным в четырехгранной бронированной рубке, смещенной к правому борту автомобили.

Всего было произведено 10 единиц данной модификации. Лицензионное производство Renault UE под маркировкой UE Malaxa осуществлялось в Румынии (лицензия предполагала производство трехсот таких танкеток, но практически было произведено 126 единиц). Во французской армии танкетки Renault UE использовались как транспортные автомобили либо артиллерийские тягачи для 25-мм противотанковых пушек SA34. По штату предполагалось иметь в пехотном полку девять, а в моторизованном полку восемнадцать танкеток.

По окончании очень недолгой эксплуатации этих автомобилей французские армейские заключили , что танкетка не отвечает войсковым потребностям, и в конце 1936 года заявили конкурс на создание нового гусеничного транспортера, что должен был владеть возможностью и большей грузоподъёмностью перевозить персональный состав. По итогам конкурса на вооружение был принят транспортер Lorraine 37L, но темпы производства новых БТР не могли обеспечить все потребности армии, и производство Renault UE было продолжено.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века был создан проект и собран опытный образец самоходной установки на базе Renault UE, вооруженной 25-мм противотанковой пушкой SA34. Но поражение Франции во Второй мировой не разрешило развернуть ее производство.

По окончании победы во Франции Вермахт взял в качестве трофеев большое количество (около 2000 единиц) танкеток Renault UE в исправном состоянии. В германских вооруженных силах танкетка взяла обозначение Infanterischlepper UE 630 (f).

Танкетка Renault UE в составе Вермахта
Источник: Издание «Танкомастер» № 2 за 2006 год

Первоначально немцы применяли танкетку по ее прямому назначению, ограничившись модернизацией прицепного устройства, что разрешило буксировать как французский гусеничный, так и германский колесный прицепы. Позднее, в первой половине 40-ых годов двадцатого века, германские конструкторы отказались от грузового отсека, установив на его месте древесный кузов с сидением, вычисленным на трех человек. Нельзя исключать, что эта мысль стихийно появилась на Восточном фронте под влиянием советских танкеток Т-27, переделанных в тягачи 45-мм противотанковых пушек, и в первой половине 40-ых годов двадцатого века была только «узаконена».

Танкетка Renault UE с древесным сидением буксирует прицеп для постановки дымовых завес
Источник: Издание «Танкомастер» № 2 за 2006 год

На протяжении войны немцы оценили преимущества танкетки Renault UE, что стало причиной созданию на ее базе целого семейства бронированных автомобилей:

1. Транспортер и подвижный наблюдательный пункт.

По проекту конструкторского бюро компании Alfred Becker был увеличен грузовой отсек и установлено прицельное приспособление, что разрешило применять танкетки в качестве транспортеров и подвижных наблюдательных пунктов для дивизионов 105-мм самоходных артиллерийских установок, созданных на базе французского БТР Lorraine 37L. Количество переделанных танкеток неизвестно.

Смотр батареи 105-мм САУ, созданных на базе французского БТР Lorraine 37L.
В ближнем последовательности вторая снизу – бронемашина управления, в дальнем последовательности –
модернизированные транспортеры на базе Renault UE
Источник: Издание «Танкомастер» № 5 за 2007 год

2. Бронемашина связи (кабелеукладчик).

Машина оснащалась барабаном с намотанным связным кабелем, установленным в грузовом отсеке. Количество переделанных танкеток неизвестно.

Кабелеукладчик на базе Renault UE
Источник: Издание «Танкомастер» № 2 за 2006 год

3. Бронемашина управления.

Модернизация была совершена по проекту бюро компании Alfred Becker и заключалась в установке на месте грузового отсека бронированной рубки, оснащенной позади двухстворчатой дверью. В рубке размещались радиостанция и стереотруба. Машина предназначалась для обеспечения действий дивизионов 75- и 105-мм самоходных артиллерийских установок на базе французского БТР Lorraine 37L. Всего было переделано около сорока танкеток.

Существует вывод, что все эти танкетки были направлены в состав 21-й танковой дивизии, вооруженной французской военной техникой. Это утверждение думается пара вызывающим большие сомнения, поскольку 40 автомобилей управления – это через чур большое количество для одной танковой дивизии. Возможнее, что 21-я танковая дивизия первенствовала соединением, взявшим подобные автомобили.

Бронемашина управления на базе Renault UE
Источник: Издание «Танкомастер» № 2 за 2006 год

4. Бронированная патрульная машина.

Большая часть трофейных Renault UE была передана в состав Люфтваффе, где употреблялась в качестве транспортера, а обычно, «по совместительству», и бронированной патрульной автомобили (на бронекожух двигателя устанавливался пулемет MG-34, а пулеметчик размешался в грузовом отсеке).

Несложная бронированная патрульная
машина на базе Renault UE
Источник: Издание «Танкомастер» № 2 за 2006 год

Позднее руководство Люфтваффе решило о создании полноценной бронированной патрульной автомобили для обороны и охраны аэропортов.

Однобашенная бронированная патрульная машина на базе Renault UE
Источник: http://sv.foks.ru/uploads/127/post-1220896923.jpg Однобашенная бронированная патрульная машина на базе Renault UE
Источник: http://s45.radikal.ru/i110/1303/0c/3551022795e9.jpg

Существовали две разновидности однобашенных автомобилей, вооруженных пулеметом (автомобили различались по форме башни, расположенной справа по ходу), и двухбашенная машина (одна пулеметная башня размешалась справа от водителя, а вторая – сзади, на месте грузового отсека). Количество переделанных танкеток неизвестно.

Двухбашенная бронированная патрульная машина на базе Renault UE
Источник: Издание «Танкомастер» № 2 за 2006 год

5. 37-мм самоходная артиллерийская установка.

Установка, названную 3,7 cm Pak 36 (Sf) auf Infanterieschlepper UE 630 (f), была создана методом установки на танкетку 37-мм противотанковой пушки Раk 35/36 (наряду с этим щит пушки и верхний станок остались без трансформаций). Всего подобным образом было переделано около 700 танкеток.

37-мм самоходная артиллерийская установка на базе Renault UE
Источник: Издание «Танкомастер» № 2 за 2006 год

6. Самоходная реактивная ракетная установка .

Установка, взявшая наименование 28/32 cm Wurfrahmen (Sf) auf Infanterieschlepper UE 630 (f), была создана в первой половине 40-ых годов двадцатого века методом установки на танкетку четырех укупорок (особых коробов для запуска и транспортировки реактивных снарядов) с реактивными боеприпасами 28 cm Wk.Spr и 32 cm Wk.Flamm. Первые установки имели на крыше корпуса раму для установки укупорок с реактивными боеприпасами, сваренную из металлических уголковых профилей, а на лобовом бронелисте была закреплена штанга с прицельным приспособлением.

Экипаж установки складывался из двух человек. Все устройства, нужные для запуска реактивных снарядов изнутри автомобили, были смонтированы на месте начальника. Скорость автомобили с установленными укупорками составляла не более 22 км/час.

В ходе эксплуатации автомобили оказалось, что при совершении долгих маршей с установленными укупорками имеют место случаи поломки задних опорных катков шасси из-за их перегруженности.

Самоходная реактивная ракетная установка на базе Renault UE.
Рама размещена позади
Источник: Издание «Танкомастер» № 2 за 2006 год Самоходная реактивная ракетная установка на базе Renault UE. Рама размещена позади
Источник: Издание «Танкомастер» № 2 за 2006 год

Для устранения поломок была создана новая модель РСЗО с рамами, смонтированными по бокам танкетки, – на две укупорки любая. Такие рамы разрешали наводить укупорки по вертикали на 40–45 градусов.

Информацию о количестве переоборудованных так танкеток в разных источниках отличаются. В германских военных документах значительно чаще фигурируют 40 установок обоих типов (большинство из которых поступила в 21-ю танковую дивизию) и «практически все автомобили, не подвергшиеся переделке ранее». Возможно, было переделано более сорока автомобилей, а число 40 относится к автомобилям, взятым 21-й танковой дивизией (предположительно на ее базе велась подготовка экипажей для РСЗО).

7. Снегоуборщик.

Для потребностей Люфтваффе около пятидесяти танкеток были оборудованы снегоуборочным отвалом.

8. Фальш-макет бронетанковой техники.

В учебных целях на танкетки устанавливали (при помощи особых подпорок) фанерные макеты танков (в частности, макеты танка Т-34). Количество переделанных танкеток неизвестно.

Фальш-макет танка Т-34 на базе Renault UE
Источник: Издание «Танкомастер» № 2 за 2006 год

В целом направляться признать, что германские конструкторы сумели создать на базе, говоря современным языком, бронированного транспортера переднего края, что французские армейские вычисляли устаревшим, целое семейство боевых и запасных автомобилей высокого качества

LJ150705 796 477768


Занимательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

spacer