Французские мастодонты: танки, опоздавшие на войну

Французские мастодонты: танки, опоздавшие на войну

Французские мастодонты: танки, опоздавшие на войну

  • танки
  • шушпанцер
  • Франция

Андрей Мартьянов

Приступая к беседе о французских тяжелых и сверхтяжелых танках, хотелось бы сходу заявить, что их появлению во время Первой Мировой Франция обязана полковнику (потом генералу) Жану-Батисту Эстьену — человеку на десятилетия опередившему собственный время. Тот факт, что армии нужен тяжелый танк прорыва, стал очевиден еще в конце 1916 года, в то время, когда англичане первые применили собственные «ромбы» — Франция, увы, сопоставимыми по боевым качествам танками не владела. Автомобили Saint-Chamond и CA-1 Schneider, выполненные на базе тракторного шасси, возможно, и владели лучшей защитой, но их проходимость по пересеченной местности и маневренность оставались полностью ничтожными — в итоге эти танки были полностью заменены на легкий FT-17 и импортные английские образцы.

Спецификации на разработку тяжелого танка взяли сходу пара компаний — «Рено», вышеупомянутые «Шнейдер» и «Сен-Шамон», и «Средиземноморское Общество Железноделательных верфей и заводов», в сокращении FCM. Предполагалось, что масса танка обязана составить 38 тысячь киллограм, оружие — 105-мм пушка, бронирование не меньше 30-мм. Двигатель мощностью 200 л.с. должна была дать компания «Рено».

FCM 1A — компоновка в полной мере привычная и характерная скорее периоду Второй мировой войны, нежели 1917 году

Главным же требованием клиента было размещение орудия во вращающейся башне — французы первыми твердо поняли, что пушка в спонсонах либо лобовой части корпуса имеется путь, ведущий в тупик, а наведение орудия в строго ограниченных секторах быстро снижает боевую сокровище танка. Сообщено — сделано: эксперты FCM взялись за работу и к лету 1917 года показался прототип с индексом FCM 1A, куда больше напоминавший танки эры Второй мировой войны, чем архаичные «ромбы» — В передней части корпуса размещалось отделение управления, где пребывали его механика-помощника и места водителя.

Потом размешался боевой отсек, по бортам которого были сделаны по две амбразуры для стрельбы из пулеметов и по одному смотровому прибору. Тут размещалось сходу пять членов экипажа: начальник, наводчик, заряжающий, моторист и пулемётчик. Моторный и трансмиссионный отсек пребывали в кормовой части корпуса, занимая более половины его длины.

башня и Лобовая часть корпуса изготовлялась из 35-мм брони, борта и корма корпуса — из 20-мм брони, днище и крыша — из 15 мм.

Но, не обошлось без «чисто британских» странностей — «ромбы», с гусеницами всецело охватывающими корпус и громадной длиной предназначались по большей части для преодоления траншей, а потому детище компании FCM унаследовало от английских родственников высокую (в человеческий рост) ходовую часть, что быстро снижало маневренность — в сущности, нормально двигаться машина имела возможность лишь по прямой, а на поворотах скорость понижалась до минимальных 2-3 км/ч.

Военных привели в восхищение башня с замечательным орудием и усиленное бронирование, но на серийных танках решили устанавливать все же 75-мм пушку благодаря намного меньшей отдаче при выстреле, более большему боекомплекту и компактным габаритам. В случае если для 105-мм орудия планировалось 120 снарядов, то для 75-мм их возможно было загрузить уже 200 штук.

Попутно были изготовлены еще два варианта танка — FCM 1В и FCM 1С соответственно. Последний был настоящее и потяжелее: 62-тонный танк длиной 9,31 метра; бронирование и вооружение осталось прошлым. 1С был изготовлен в середине 1918 года, предполагался заказ индустрии на триста автомобилей, но Германия сдалась и потребность в тяжелом танке прорыва отпала.

FCM Char 2C. Эта фотография не разрешает полностью понять его размеры…

Однако доработанный 1С взявший индекс Char 2C пара лет спустя был запущен в малую серию — были устранены кое-какие недочёты ранней стадии разработки, а генерал Эстьен настоял на производстве десяти автомобилей хотя бы из-за национального престижа. Char 2C так и остался венцом развития тяжелой военной техники эры Первой мировой — танк был рекомендован для позиционной войны, и никто не мог подумать, что всего через полтора десятилетия наступят времена стремительного блицкрига с прорывами на глубину, стратегическим охватом, разгромом беспомощных тылов и другими красотами «моторизованной войны»…

* * *

Как это не страно, но впредь до конца 30-х годов индустриальныя Франция фактически не занималась разработкой тяжелых танков, если не считать единственного принятого на вооружение проекта 1 bis, время от времени именуемого «французским КВ». Бдительность Франции усыпило проклятие, называющиеся «линия Мажино», если сравнивать с которой финская «линия Маннергейма» смотрелась канавкой, прокопанной детскими совочками и украшенной ДОТами из спичечных коробок.

Представить лишь — неспециализированная протяженность больше четырехсот километров, четыре десятка узловых пунктов обороны, по полтысячи орудийных казематов и бункеров. С учетом модернизации ветхих оборонительных линий в тылу, глубина обороны составляла почти сотню километров.

Раздельно хотелось бы напомнить, что прямо наоборот «линии Мажино» стояла германская «линия Зигфрида» выстроенная в 1936-1940 годах. Французское руководство было свято уверено: германские орды разобьются о неприступные позиции, повторится «великое стояние» примера Первой мировой, а дабы потом удачно совершить атаку против Германии, нужно будет прорывать «линию Зигфрида». Следовательно, нужны тяжелые штурмовые танки, либо, во французской классификации, «Char de forteresse», танки-крепости.

Германские воины осматривают трофейный FCM Char 2C, пробуя осознать, что же с ним делать

Вот тут-то и возродилась концепция строительства мастодонтов наподобие FCM 2C и сверхтяжёлых автомобилей. К тому времени все до единой страны мира, создающие танки — включая кроме того Англию, где проектирование военной техники было, мягко говоря, очень необычным, — отказались от предстоящей разработки многобашенных тяжеловооруженных монстров, французское военное управление настаивало на производстве «Char de forteresse».

В Советском Альянсе к началу 1940 года было принято решение: тяжелые танки строить будем, но строго с одной башней. В Германии проект трехбашенного Neubaufahrzeug, более известного Nb.Fz, негромко прикрыли еще раньше, полностью сосредоточившись на массовом выпуске «инструмента блицкрига», другими словами средних танков Pz.III и Pz.IV. Британцы выстроили один-единственный A1E1 «Independent» о пяти башнях, ужаснулись его сложности и стоимости производства, по окончании чего навеки послали в музей.

Чертеж-эскиз AMX Tractuer C И проекции трактора

Стоит задать вопрос: как же важную психотерапевтическую травму перенесли французы в Первую мировую, что потом всецело игнорировали очевидные направления мирового танкостроения? Всё так, они до дрожи, панически опасались новой окопной войны и сопряженных с ней больших утрат. В итоге в 1938 и 1939 годах военное министерство выдает индустрии технические задания на сверхтяжелый двухбашенный танк, по компоновке весьма сходный с советскими проектами СМК и Т-100.

Компания AMX поскромничала и создала машину массой всего-навсего пятьдесят тысячь киллограм, дав ей обозначение «Tractuer C». Корпорация FCM сделала вывод, что раз требуется танк-крепость, то пускай будет крепость — сто сорок тысячь киллограм!

Два дизеля мощностью в 550 лошадиных сил имели возможность разогнать FCM F1 до двадцати четырех км/ч по ровному жёсткому покрытию. Грубо говоря, этот танк должен был стать замечательнейшим в мире: лобовая броня 120 миллиметров, бортовая — 100 миллиметров. Размещение башен традиционно двухярусное: в основной башне на корме 105-миллиметровая пушка, во запасном в передней части корпуса — 90 миллиметров.

Длина-ширина-высота автомобили были фактически как у показавшегося через пять лет «Мауса», отличие в считанные сантиметры.

И проекции стасорокатонного FCM F1

Хорошая цель для штурмовиков и артиллерии? Да, непременно. Совсем неясно, из-за чего французские генералы этого не осознавали? Двигающуюся с скоростью черепахи «крепость» сотрут с лица земли за 60 секунд, не взирая на солидное бронирование!

Вероятно дело в том, что армия Франции оставалась поразительно косной, консервативной и фактически не поддающейся модернизации структурой. Танк не сможет двигаться по мягкому и заболоченному грунту? Ходовая часть ниже всякой критики — другими словами классическая «сороконожка», двадцать мелких опорных катков и гусеница с устаревшего B1 bis? Запредельная масса? Вызывающая большие сомнения боевая сокровище? Чепуха какая!

Но громадный как мамонт, забронированный по самое не могу, и две башни с тяжелыми орудиями!.. Компания FCM кроме того выстроила детализированный древесный макет в натуральную величину — его фотографии сохранились. Показала макет господам генералам 12 апреля 1940 года.

До начала сокрушительного германского наступления оставалось меньше месяца.

Так бы смотрелся FCM F1, если бы был выстроен

Самое любопытное в том, что армия заказала двенадцать автомобилей к маю 1941 года. Позже, в то время, когда производство будет налажено, возможно будет производить по четыре танка в месяц. В один момент, армейские весьма попросили усилить бортовую броню до 120 миллиметров. Скорость снизится до 20 км/ч по шоссе? А что такого-то? При штурме линии Зигфрида потребуется не манёвренность и скорость, а большие пушки и хорошая бронезащита!

А в это самое время фон Рунштедт, Лееб, Клейст и Гудериан просчитывали прорыв через Арденны — прорыв на таких мелких, но весьма стремительных «двоечках», «тройках» и других легких и средних танках, поддерживаемых авиацией и моторизованной пехотой…

Поразмыслить лишь, какое неслыханное помрачение рассудка постигло Францию! Нет-нет, это не неточности вызванные недооценкой потенциала соперника. Это образ мысли, покалеченная Первой мировой ментальность.

Хорошо, если бы в разработку отправился лишь FCM F1, но так как «Tractuer C» от компании AMX также подготовился если не к производству, то как минимум к созданию доработанного прототипа с индексом D! И хохот и грех: на данный танке предусматривалось кроме того место для второго мехвода на корме! При том, что компоновка «тяни-толкай» сама по себе являлась порочной — обеспечить равноценное маневрирование передним и задним ходом в тридцатые годы не получалось никому, а с окончательной победой концепции однобашенного танка эта теория совсем ушла в историю.

Но в реальности FCM F1 находился лишь в виде макета

* * *

Хотелось бы напомнить, что германская армия в большинстве случаев очень деятельно применяла трофейную технику — на вооружении Вермахта находились австрийские броневики и чехословацкие танки ADGZ, германские эксперты вовсю применяли вражескую документацию для новых образцов техники. Но, 1940 году они ознакомились с обрисованными танкостроительными проектами и сходу данный балаган прикрыли — что само по себе показательно.

Но, у проекта FCM F1 нашлось много соперников и во французском Генштабе. Часть офицерского комсостава справедливо полагала, что постройка тяжелых двухбашенных танков, пускай кроме того защищенных 120-мм броней, заберёт часть времени и ресурсов, каковые были бы более нужны при производстве танков B1bis. К тому же, боевая сокровище F1 смотрелась очень вызывающей большие сомнения, поскольку до опробований танка в начале 1940 года было еще далеко.

Учитывая соотношение длины танка к ширине, которое составляло приблизительно 3,5:1, его ходовые качества были бы на уровне советского Т-35, а проходимость неудовлетворительной — из-за собственной огромной массы передвижение F1 по мягкому и заболоченному грунту не представлялось вероятным, а выдержать 140-тонную машину был способен далеко не все мост.

В любом случае, история с проектами сверхтяжелых танков в предвоенной Франции окончилась ничем — быть может, соверши Германия наступление два года спустя, эти чудовища были бы выстроены в ограниченной серии, но их влияние на ход войны выяснилось бы ничтожным: эти танки опоздали на Первую мировую, и были бы не необходимы во Второй мировой войны.

Сравнение FCM F1 и Maus — чей гений сумрачнее? Публикуется в авторской редакции

Танк пушка и МАСТОДОНТ ЭМБЕР.mp4


Занимательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

spacer