Французский танк char b-1. часть iii

Французский танк char b-1. часть iii

Французский танк Char B-1. Часть III

  • ВМВ
  • танки
  • Франция

Алексей Стаценко

Французские танкисты относились к новому танку без особенного восхищения. Он был весьма неудобен в эксплуатации, поскольку на всех членов экипажа, не считая радиста, возлагалось множество несвойственных им функций – к примеру, шофер был одновременно и механиком, и наводчиком 75-мм орудия по горизонтали.

Заряжающий должен был не только успевать заряжать два орудия, предварительно вкручивая колпачки взрывателей и выбрасывая стреляные гильзы, но и наводить по вертикали 75-мм орудие. При двух наводчиках не имело возможности идти и речи о скорострельности и высокой точности.

Экипаж Char B-1 №350 «Флёри» (Fleurie) перед собственной машиной.
В центре — сержант-шеф Жак Дюмай (Jacques Dumay) (убит 15 июня 1940 года у Монсюзена).
Справа — адьютант (прапорщик/ефрейтор) Аджудан Левассер (Levasseur)
(убит 12 июня 1940 года у Мурмелона)
Источник — waralbum.ru

Командир экипажа, вместо того, дабы следить за полем боя и принимать решения, должен был наводить 47-мм орудие, а вдруг заряжающий не успевал, то и заряжать его. Помимо этого, у каждого члена экипажа был пулемёт, из которого они должны были иногда вести пламя. В танке В-1bis количество пулемётов снизили до двух, но это только незначительно упростило задачу танкистам.

Не считая всего другого, сложная конструкция ходовой части и трансмиссии приводила к тому, что при высоких нагрузках либо из-за неточностей водителей они легко выходили из строя. На протяжении боевых действий как раз по данной причине будут утрачены многие Char B-1.

Однако, французские танкисты относились к собственной технике с уважением. По традиции, берущей собственный начало ещё со времен Первой Мировой, каждому танку В-1 и В-1bis присваивалось личное имя, которое наносилось на корпус белой краской. Показалась и традиция в каждом батальоне именовать автомобили однотипными номерами.

Танк Char В-1 «Дюнкерк» №111 первой серии из 37-го батальона.
Был подбит 6 июня 1940 года около деревни Neuvy sur Loeilly,
будучи в составе 347-й отдельной роты танков В-1
Источник — chars-francais.net

Так, в 37-м батальоне, что был организован из первой серии танков В-1, всех их назвали в честь разных французских провинций. Не считая названий, всем танкам присваивались номера — к примеру, в 37-м батальоне автомобили были пронумерованы с №102 по №135.

Нумерация Char В-1bis начиналась с 201-го номера. 15-й батальон, первым взявший танки новой модели (№№201-235), назвал их в честь французских городов, колоний и провинций. 8-й батальон (№№ 236-270) дал своим автомобилям заглавия известных французских кораблей ВМФ («морские» веяния были весьма сильны во французских танковых армиях того времени — в отличие от германских, где «правила бал» кавалерия).

В нижеприведённой таблице указаны номера батальонов, модели и номера танков, и тематика названий, каковые присвоили своим автомобилям французские танкисты.

Номер батальона

Модель танка

Номера танков

Тематика названий

37

В1

102-135

французские провинции

15

B1bis

201-235

французские города, провинции, колонии

8

B1bis

236-270

французские боевые суда

28

B1bis

271-305

французские колонии

41

B1bis

306-345

французские реки

49

B1bis

346-375

французские вина

49

B1bis

376-387

места сражений Первой Мировой

46

B1bis

388-410

места сражений Первой Мировой

47

B1bis

411-431

французские полководцы

10 мая 1940 года началась Французская кампания Второй мировой, которая на протяжении семи дней распознала всю ошибочность прошлой двадцатилетней политики французского Генштаба относительно развития бронетанковых армий. Сумбура в воздействие французских бронетанковых сил добавило и их переформирование в бронетанковые дивизии, начатое перед самым нападением Германии на Францию.

Прекрасно бронированные, но медленные танки В-1 не могли парировать стремительные удары германских танковых дивизий, каковые не растрачивали собственных сил на штурм французских полевых и долгосрочных подкреплений, не ввязывались в противостояние с французскими бронетанковыми силами, а уходили в уже готовые прорывы, обеспеченные действиями германской пехоты, артиллерии, десантов и авиации. Поддерживаемые моторизованными дивизиями, германские танки развивали наступление, громя французские тылы и перерезая коммуникации. Практически французское руководство столкнулось с обстановкой, в которой чуть больше чем через год окажется руководство Красной Армии.

Будущий 18-й французкий президент полковник Шарль де Голль
показывает собственные танки 15-му французкому президенту Альберту Лебрену,
посетившему 5-ю армию 23 октября 1939 года
Источник — politique-actu.com

Танки В-1 и B-1bis были большими, медленными и громоздкими. Германская авиация скоро обнаруживала их, подвергала бомбовым ударам, выбивала автотехнику, снабжавшую танки горючим, боепитанием и запчастями. Большая часть Char B-1 была брошена либо стёрта с лица земли собственными экипажами из-за неосуществимости их починить, из-за недостатка горючего либо отсутствия снарядов.

1-я танковая дивизия, приданная для помощи военному корпусу, была брошена для парирования германского удара западнее Намюра, но скоро попала в окружение и всецело погибла.

Германский воин сидит на французском танке B-1bis, у которого перебит трак.
Гусеницы были не сильный местом Char B-1 всех модификаций
Источник — waralbum.ru

Танки 2-й и 3-й французских танковых дивизий были «разобраны» между полевыми частями для помощи их атак и увязли в позиционных битвах, не внеся особенного вклада в боевые действия.

Большого успеха добились танки, входившие в 4-ю танковую дивизию полковника (а с 18 мая 1940 года — генерала) Шарля де Голля, будущего 18-го французкого президента и первого президента 5-й Республики. Необходимо заявить, что из всех танков он предпочитал как раз B-1bis, и по очень очевидной причине — при практически двухметровом росте де Голля самый комфортно ему было как раз в данной машине, которая была выше если сравнивать с остальными танками дивизии.

Из 150-ти танков де Голля лишь 30 были модели В-1bis (входили в 46-й и 47-й батальоны), остальные – моделей Renault D-2 либо D-2bis, Somua S-35, Renault R-35 (легкие танки). Все эти танки были тихоходными и устаревшими. Но кроме того с этими автомобилями дивизии де Голля удалось вклиниться в тылы танковой группы генерала Хайнца Гудериана недалеко от города Лаон.

В собственных мемуарах тот кроме того вспоминал, что передовые французские танки не дошли всего 2 километра до его передового командного пункта в Ольнонском лесу, что защищало только пара 20-мм зенитных орудий. Но французские танкисты о германском КП не знали, и, к облегчению Гудериана, свернули в сторону.

Танк Char B1-bis №333 «Вьеннэ» (Vienne), подбитый 12 июня 1940 года
на протяжении боя за город Мурмелон-ле-Гран (Mourmelon-le-Grand). В сражении танк взял около сорока
попаданий из противотанковых орудий, в следствии чего сгорел. Экипаж погиб
Источник — waralbum.ru

Были маленькие местные удачи французских танковых армий и на вторых участках фронта, по большей части связанные с применением танков В-1 и В-1bis. Так, 16 мая танк капитана Пьера Бийота в сражении за город Стони подбил 13 вражеских танков (2 Pz Kpfw IV и 11 Pz Kpfw III), и два орудия. По окончании боя на его броне насчитали до 150 попаданий снарядов, ни один из которых не смог нанести ему больших повреждений.

В 8:30 15 мая 1940 года около города Флавиона германское ударное соединение 5-й и 7-й танковых дивизий, складывавшееся из 219 танков (по большей части лёгких Pz.Kpfw.I, Pz.Kpfw.II, Pz. Kpfw.38(t) и средних Pz.Kpfw. III/IV), столкнулось с двадцатью шестью В-1bis 28-го батальона 1-й кирасирской дивизии французской армии (французы почему-то именовали собственные танковые дивизии «кирасирскими»).

Большинство танков, потерянных французами в этом бою, была брошена из-за выхода из строя трансмиссии, расхода горючего, отсутствия запчастей (сказывалась работа германской авиации, истреблявшей автотехнику) и ранения экипажей осколками брони, откалывавшейся в танков при попадании в них крупнокалиберных снарядов.

Данный бой продемонстрировал, что ни танки немцев, ни их противотанковая артиллерия броню танка В-1 пробить фактически не могли. Германские танкисты старались избегать встреч с тяжёлыми артиллерией и французскими танками, предпочитая иметь дело с пехотой. Тяжёлые танки они старались «выводить» на позиции собственных зенитных орудий Flak.88, высокая начальная скорость снарядов которых разрешала пробивать фактически любую броню.

Но под Флавионом такая тактика успеха не принесла — Вермахт утратил сожжёнными и подбитыми до 100 танков. Утраты французов кроме этого были большими. Из 154 танков всех моделей, они утратили 65, и вдобавок 10 автомобилей были посланы в ремонт.

Германские воины разглядывают французский танк Char B-1bis №484 «Лиотэ» (Lyautey),
кинутый западнее Бюси-ле-Пьерпон из-за неисправности. Экипаж поджечь машину не смог
Источник — waralbum.ru

По окончании окончания Французской кампании все танки В-1, В-1bis и B-1ter появились в руках немцев. Танки последней модели кроме того опоздали принять участия в войне. Руководство Вермахта было так впечатлено неуязвимостью этих автомобилей, что решило применять их в собственных частях.

Общее число исправных танков В-1 всех модификаций, захваченных немцами, оценивается в 160 единиц. На них были установлены командирские башенки германского примера и германские рации. Танки взяли обозначение Pz B2 740(f).

Около 60 танков было переделано немцами в огнемётные, ещё 16 – в 105-мм САУ и 3 – в учебные танки с демонтированной башней.

В июне 1944 года союзные армии высадились в Нормандии и стали быстро продвигаться вперёд, освобождая территорию Франции и захватывая германские оружия. В их числе выяснилось и некое количество танков В-1bis, каковые союзники передали их ветхим хозяевам – силам «Свободной Франции» (организации, созданной Шарлем де Голлем для освобождения страны). В октябре 1944 года из этих танков был создано отдельное подразделение, носившее гордое имя — 13-й полк Драконов.

В него входил один эскадрон танков В-1bis неспециализированной численностью 19 автомобилей, на вооружении которого были как линейные танки, так и огнемётные, а также один учебный танк без башни. По традиции танкам присвоили индивидуальные имена в честь названий населённых пунктов, где происходили самые знаковые сражения Французской кампании 1940 года.

Танк Char B-1bis из состава 13-го полка Драконов на улице
высвобожденного французского города, 1944 год
Источник — fotowarmotors.ru

Рисунок танка B-1bis с маркировкой французского ополчения
Источник — tanks-encyclopedia.com

Дабы отличать собственную технику от германской, танкисты «Свободной Франции» красили автомобили в оливково-зелёный цвет и наносили на танки такие же белые звёзды, как на американской и британской технике. Так как французская милиция (ополчение) вошла в состав армии де Голля, то на некоторых танках показались буквы FFI (Forces Francaises de l’Interieur – французские внутренние силы). В отличии от боев 1940 года, в 1945 году французские танковые силы употреблялись более рационально.

В-1bis принимали участие в штурме германских полевых упрочнений, расстреливая их из 75-мм орудий с надёжного расстояния, другими словами играли роль САУ. В битвы с новейшей германской бронетанковой техникой, если сравнивать с которой В-1 безнадёжно устарел, французские танкисты не ввязывались. Последние подразделения танков В-1 базировались в оккупированной союзниками Германии и были совсем расформированы во второй половине 40-ых годов двадцатого века.

Вторая часть статьи

World of tanks Blitz — Обзор французской ветки : FT, D1, D2, B1 — Обновление 3.6 [WoT: Blitz]


Увлекательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

spacer