Футуризм джона уолтера кристи: история гения-неудачника

Футуризм джона уолтера кристи: история гения-неудачника

Футуризм Джона Уолтера Кристи: история гения-неудачника

  • шушпанцер
  • персоналии

Андрей Мартьянов

Авиаконструкторам с мирской славой повезло значительно больше, чем танкостроителям. Самолёты мы по большей части знаем по именам их создателей: «Мессершмитт», «Лавочкин», «Boeing» и без того потом. С военной техникой дело обстоит совсем в противном случае – навскидку возможно отыскать в памяти разве что «Фердинанд» врача Порше, да и то наименование было полуофициальным.

В случае если поскрести по чуланам памяти, возможно найти «танк Лебеденко» либо «танк Гротте», но эти выкидыши танкостроительной мысли были и окончательно останутся казусами, забавными кунштюками, не покинувшими никакого настоящего следа в истории.

И однако одно имя мы можем назвать воистину знаковым – Кристи. Разработки известного американца Кристи эры двадцатых и тридцатых годов и большая часть созданных им прототипов носили буквенный индекс, год создания и фамилию инженера, к примеру «Christie M1935». Но в остальном припомнить «именную» военную технику фактически нереально.

В случае если конструкторы боевых самолётов наподобие Ильюшина, Петлякова либо Сухого увековечены в металле, то возможно только сожалеть, что отсутствуют танки «Жозеф Котин», «Николай Попов» либо «Михаил Кошкин».

Джон Уолтер Кристи. На этом фото ему около сорока лет

Но, Джону Уолтеру Кристи также не особенно повезло, в особенности в случае если учитывать, что созданная им подвеска помогла СССР и союзникам победить Вторую мировую войну и употреблялась на многих советских и английских танках. При том, что на родине, в Соединённых Штатах, его имя накрепко забыто и известно только экспертам.

При всей гениальности Кристи, с необходимой искрой технического сумасшествия, ему почему-то редко радовалась успех. Существует расхожая формулировка: «Он опередил собственное время». Нельзя не дать согласие: Кристи следовало бы трудиться не по окончании Первой мировой, а в пятидесятые-шестидесятые годы ХХ века, где его озарения и неожиданные идеи были бы пользуются спросом.

Кроме того не обращая внимания на охватившую всю землю «танковую эйфорию» межвоенного периода, работы Кристи серьёзно недооценили – конструктор, в самом буквальном смысле этих слов, «совершил ошибку эрой».

В это же время как раз ему в собственности честь первооткрывательства колёсно-гусеничной схемы, и странность пребывает в том, что раньше никто не додумался совместить эти два движителя. Мысль лежала на поверхности, протяни руку да забери.

Но ничего аналогичного не произошло: немцы, англичане и французы предпочитали полугусеничную технику, а трудившийся в России инженер Адольф Кегресс, персональный шофёр царя Николая II, создал собственную уникальную подвеску, употреблявшуюся на полугусеничных броневиках а также частных машинах с 1913 года! Но приз победил Кристи, рассудив, что обрезиненные катки громадного диаметра в полной мере сочетаются со съёмными гусеницами — на жёстком покрытии танк может ехать на колёсах, а если в первых рядах болотце либо легко через чур мягкая земля, машина «переобувается».

Эта революционная мысль посетила Кристи в действительно революционный 1917 год, так что общепринятое вывод о рождении колёсно-гусеничной военной техники в тридцатые годы ошибочно. Год спустя кончилась Первая мировая, а ещё через год военное ведомство США решает, что армии нужны не только тяжеленные и медленные «ромбы», созданные по английскому примеру, и лёгкие танки наподобие далеко не самого успешного (говоря открыто – полностью провального если сравнивать с Renault FT-17) «Форд 3 тонны» примера 1918 года, но и средние автомобили.

Опыт создания среднего танка по тем временам был один-единственный: Medium Mk A Whippet, развивавший скорость аж в целых 14 км/ч, и американцы решили догнать и перегнать британцев — Уолтер Кристи приобретает заказ на машину сопоставимых черт, но чуть потяжелее. Масса не 14, а максимум 18 тысячь киллограм, скорость до 20 км/ч, противопульная броня. Само собой, конструктор подошёл к вопросу творчески…

Подвеска Кристи была решена до крайности уникально – по три громадных катка на борт, с передними рулевыми колёсами. Проходимость была очень так себе, что обусловлено схемой: колесо не может преодолеть высокие препятствия. Кристи перед затруднением не спасовал: был сконструировал механизм, благодаря которому средние колеса приподнимали танк, и он имел возможность переехать камни либо низенький барьер.

Ничего кроме того близко похожего по большому счету никто и ни при каких обстоятельствах не делал.

Christie M1919 Christie M1919

Отдельные ответы армейским понравились. К примеру, неслыханно прогрессивная для 1919 года вращающаяся башня, да ещё и с командирской башенкой – Кристи интуитивно ощущал, что спонсоны либо размещение орудия в переднем бронелисте ведут в тупик. Помимо этого, танкисту нужен большой обзор. Добавим к неспециализированной картине рациональный наклон лобовой брони.

Но недочёты перевесили, и рабочая группа армейского министерства подвергла критике танк в прах и пух, в первую очередь — ходовую часть, с неподрессоренными катками. Ни о какой амортизации, не считая толстого резинового бандажа, и речи не шло, что обеспечивало экипажу шишки, в противном случае и выбитые зубы – в итоге, танки в большинстве случаев ездят не по асфальту либо ровным грунтовкам.

Как и все гении, Кристи не обращал особенного внимания на неважные мелочи. К примеру, на вентиляцию — её на данной модели танка попросту не было, а двигатель очень сильно нагревал рубку. Технологические отверстия для доступа к двигателю на случай ремонта кроме этого не были предусмотрены: корпус наглухо заклёпан, для доступа к мотору нужно будет разбирать машину чуть ли не полностью.

Условия работы экипажа – экстремальные: жара, невероятная теснота и духота.

В итоге Кристи, не ждя отрицательного решения армии, начинает дорабатывать танк. Управился он достаточно скоро, к 1921 году, и главные трансформации касались подвески. Центральные катки провалились сквозь землю, их заменила самортизированная тележка с двойными опорными катками – что-то похожее потом сделает британская компания «Виккерс-Армстронг» на своем Vickers Mk E, ставшем прямым предком советского Т-26.

Армейцы снова остались обиженны, и конструктор, дабы не утратить договор, снимает машину с опробований и всецело её переделывает. Итог делается такими неожиданным, что ставит в тупик всех технических экспертов Комитета по оружиям…

Christie M1921 Christie M1921

Оказалась первая в мире САУ хорошей компоновки, не смотря на то, что термин «самоходка» в его современном понимании тогда кроме того не был изобретён. Из ворот сборочного цеха выехал агрегат, отдалённо похожий на мелкую СУ-85 позднейших времен. Неудобную башню Кристи убрал, сделал возвышающуюся над корпусом надстройку, в которую поместил 57-ммиллиметровую пушку.

И, конечно же, доработал шасси: передние колёса подрессорили, тележку по центру выполнили более изящно. Красивая машина для действия из засад против военной техники соперника – низенькая, достаточно шустрая, с замечательным орудием. Проходимость была не на высоте, само собой разумеется, но сам факт!

В полной мере конечно, что столь экстравагантную техническую находку армейские мгновенно забраковали. Во-первых, танки с танками не вести войну, а сопровождают пехоту – это теорема! Никто и предположить не имел возможности, что класс ПТ-САУ будет так пользуется спросом в течении следующей Всемирный войны. Во-вторых, никто кроме того не осознал, в каком качестве возможно применять модель Christie M1921! Артиллерийский танк? Броня слабовата. Пехотный? Углы наведения орудия ничтожные, да и пулемётов мало.

В итоге машину обфыркали, объявив, что эдакий футуризм может оставаться частным развлечением конструктора, но армии нужен обычный танк! Как, к примеру, FT-17! Разочарованные бюрократы из правительства предпочли новые договора с Джоном Уолтером Кристи не заключать, полностью не предполагая, что на базе его разработок в один раз будет создан лучший танк Второй мировой войны…

Кристи верхом на своём детище

Справедливости для нужно заявить, что все до единого проекты среднего танка, выставленные тогда на конкурс минобороны, были забракованы. Лишь почти двадцать лет спустя в Соединённых Штатах спохватились, что в стране нет ни средних, ни тяжёлых танков, и начали клепать неимоверных страшилищ наподобие М3 Lee либо М6. Но, американцев возможно частично осознать – около границ отсутствует настоящий соперник, позже началась Великая Депрессия, и стало не до танков – прокормиться бы.

В действительность новой громадной войны до поры до времени никто не верил. Да и Кристи не остался без работы.

Однако, самый продуктивный период его деятельности приходится именно на двадцатые годы — Кристи фонтанировал идеями, заразившись танкоманией. Всего за пять лет Джон Уолтер Кристи создал пара десятков образов бронетехники — самоходные зенитки и артиллерийские САУ, полугусеничные транспортёры, плавающие артиллерийские платформы, танки, первая и единственная в то время ПТ-САУ, это не считая гражданских автомобилей: он увлекался автогонками.

Военное министерство приобрело у него пятнадцать разных прототипов, каковые, как все уже додумались, в серийное производство не пошли. В России и Германии по тем временам для того чтобы человека не то что на руках носили бы, а завалили деньгами, понавешали орденов и поставили золотой конный монумент на основной площади столицы – лишь трудись!

Кристи (слева) и министр ВМС Эдвин Денби у артиллерийской платформы

Но, была одна попытка запустить доработанную модель Christie M1921 в серию – необычным танком имели возможность заинтересоваться в Польше, где собственная школа танкостроения всецело отсутствовала и польское военное ведомство с интересом наблюдало за работой заграничных конструкторов. Конкурс на создание танка для Войска Польского был заявлен в 1925 году и имел условием проектирование автомобили весом до 12 т, со скоростью 25 км/час и запасом хода 200–250 км. Для принятие участия в конкурсе Кристи создаёт проект танка, известного как Christie tank M1927.

Модель Christie tank M1927 для принятие участия в конкурсе на танк для Войска Польского. Машина так и не была воплощена в металле

Процититуем К. Ромасёва и В. Бута, отрывок из книги «Первые колёсно-гусеничные армейские автомобили Джона Уолтера Кристи»:

Была переделана компоновка – корпус поделён на два отделения – переднее и заднее. Переднее отделение, подобно танкам Кристи М1921 и М1923, являлось совмещённым боевым и управления. В переднем странице корпуса предусматривалась установка главного оружия, включающего 75- либо 47-мм пушку. Пушка была спарена с крупнокалиберным 12,7-мм пулемётом, конструкция установки со сферическим щитом была подобна конструкции установки главного оружия танка М1921.

Если сравнивать с моделью М1921 для удобства действий расчёта при оружии высота корпуса была увеличена, что разрешало трудиться стоя в полный рост. Дополнительное оружие включало два пулемёта калибра 7,92-мм, смонтированных в шаровых установках в спонсонах по бортам танка. Для уменьшения мёртвой территории при обзоре вперёд рабочие места были высоко подняты, а люки закрывались высокими крышками-колпаками со смотровыми щелями.

Снова оказалась ПТ-САУ, а не танк в хорошем понимании. Помимо этого, Кристи в очередной раз не повезло – он опоздал подать заявку на участие в конкурсе польского военного министерства и проект M1927 так и остался лишь в макетах и чертежах.

Но весьма не так долго осталось ждать в КБ Джона Уолтера Кристи покажется некто И. А. Халепский – механизации Управления и начальник моторизации РККА, и не смотря на то, что новая работа конструктора М1931 не произвела на гостя из СССР особенного впечатления, был заключён сделку на приобретение двух автомобилей, взявших в Советском Альянсе индекс БТ-2.

Но эта история требует отдельного рассмотрения…

5 июля 1930 года, Москва Публикуется в авторской редакции

American Tanks: The Walter Christie Tanks 1918 to 1942


Занимательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

spacer