История американского танкостроения. жертва танка кристи

История американского танкостроения. Жертва танка Кристи

История американского танкостроения. жертва танка кристи
20-е годы прошлого века стали для мирового танкостроения чёрными временами. Быстро изменявшееся представление армейских о роли танков, и очень сильно урезанное финансирование стали обстоятельством того, что за это десятилетие во всём мире было выпущено меньше тысячи танков. Львиная часть произведённых в эти годы автомобилей пришлась на МС-1, и это при том, что СССР к концу 20-х ещё не до конца оправился от последствий Первой мировой и Гражданской войн.

В Англии создали довольно успешные Medium Tank Mk.I и Mk.II, развивались танкетки, но падение финансирования давало о себе знать. Французы ограничилось модернизацией Renault FT, причём эти автомобили, известные как Renault NC, шли на экспорт, а не во французскую армию. Германия втихую трудилась над собственными танками. Больше всего же не повезло США.

Не обращая внимания на очень широкую программу по созданию новых танков, ни одна машина в 20-е годы в Соединенных Штатах так и не отправилась в серию.
Собственными силами
По результатам Первой Мировой армия США обзавелась практически тысячей лёгких 6-тонных танков M1917 и сотней тяжёлых танков Mk.VIII International. самоё важным приобретением стали лёгкие автомобили. Неприятность заключалась в том, что создавался M1917, как и его прародитель французский Renault FT, для сражений на европейском ТВД.

В случае если Renault FT развивал большую скорость на уровне 8 км/ч, то его американский аналог за счёт более замечательного двигателя был только чуть стремительнее. Для американского ТВД это не годилось совсем.
Помимо этого, без капремонта первые танки проходили немногим свыше сотни километров. Для их перевозки до поля боя требовались грузовики. Проблему увеличения большой скорости в Соединенных Штатах пробовали решить в начале 20-х годов. По окончании установки 100-сильного двигателя Franklin series 145 скорость выросла, но всего лишь до 14,5 км/ч.

Предстоящее повышение скорости выяснилось ограничено конструкцией ходовой части. До отметки M1917A1 модернизировали всего 7 танков.
Иллюстрация из патента Гарри Нокса на его танк. Она наглядно даёт представление о том, кем в действительности разрабатывалась эта машина. Многие исследователи совершают громадную неточность: компания James Cunningham Son Co была только подрядчиком
Осознавая, что предстоящее развитие M1917 особенных возможностей не имеет, американские армейские сделали ставку на танк конструкции Джона Уолтера Кристи. Увы, M1919 Medium Tank был не совсем тем, чего от него ожидали. Вышедший в апреле 1921 года на опробования танк казался более перспективным.

Он имел 6-фунтовую (57-мм) пушку, а на колёсах им была достигнута скорость 20 км/ч, что для того времени было важным достижением. Однако на гусеницах скорость была всего 11 км/ч, к тому же такая вещь, как подвеска, у M1919 имелась лишь на центральной тележке. В итоге Кристи танк переделал, но, кроме внесения трансформаций в ходовую, он перевоплотил M1919 практически в САУ. С данной машиной армейские пробовали что-то сделать до июня 1924 года, но стало ясно – мысль тупиковая.

К тому же Кристи к весне 1924 года совсем разругался с Управлением оружий.
То, что новый танк нужно будет делать собственными силами, в Управлении оружий осознали уже весной 1922 года. В соответствии с принятой концепции, требовался двухместный танк массой 5 тысячь киллограм, с оружием, складывающимся из 37-мм пушки и 7,62-мм пулемёта. Броня для того чтобы танка должна была защищать от бронебойных пуль винтовочного калибра. Его скорость оценивалась в 19 км/ч, а радиус действия – в 80 км.

Действительно, ожидать отмашки для для того чтобы танка было нужно практически четыре года. До начала 1926-го приоритетом считались средние танки, а при их массовом производстве в автомобилях лёгкого класса надобность отпадала. Такая уверенность была продиктована относительными удачами в работах над средним танком M1921.
Light Tank T1 в собственном исходном виде. подбашенная коробка и Башня макетные
Познание того, что разработка Medium Tank M1921 затягивается, показалось лишь в начале 1926 года. 26 января 1926 года Комитет по Оружию (OCM) издал советы по разработке нового танка. Первоначально работа закипела в арсенале Рок-Айленд. В соответствии с имеющимся архивным данным, исходно он планировался как военная машина хорошей компоновки с размещением силовой установки в кормовой части корпуса.

Но 1 сентября отдел по проектированию самоходной техники перевели в Форт-Мид, штат Мэриленд, где был танковый департамент.
Проект Гарри Нокса
Раздельно стоит упомянуть одного человека, что прямым образом оказал влияние на то, каким стал новый лёгкий танк. Кликали его Гарри Нокс (Harry Austin Knox), и он более известен историкам автомобилестроения. В течение четверти века Нокс достаточно удачно занимался разработкой машин, производя грузовики и легковые машины. Танками Нокс начал заниматься в первой половине 20-ых годов XX века, в то время, когда случилось первое расставание армейских с Кристи.

Нокс и являлся фактическим создателем нового танка, что начал проектироваться в Форт- Миде.
От идеи хорошей компоновки новой автомобили было решено отказаться. В качестве примера для подражания выбрали британский Medium Tank Mk.I, что, к слову, изначально считался машиной лёгкого типа. Ведущие колёса остались позади, а вот двигатель переместился вперёд. За счёт этого корпус оказался существенно меньше, чем у M1917. Действительно, механик-водитель вряд ли имел возможность порадоваться такому ответу.

Вал от мотора к трансмиссии шёл точно между его ног, а сам шофер сидел, чуть ли не обхватив мотор ногами. Ещё одним нюансом носового размещения двигателя стал долгий шнобель, что совсем не содействовал хорошей обзорности с места механика-водителя. Коробка передач, кстати говоря, также не пустовала – на ней крепилось сиденье начальника.

Ходовая часть напоминала тракторную, но наряду с этим употреблялись траки скелетной конструкции, Совершенно верно такие же были созданы для Medium Tank T1, и продемонстрировали они себя на порядок лучше, чем траки M1917.
Light Tank T1E1 на опробованиях, Абердинский полигон
26 сентября 1926 года технический комитет разглядел оба варианта перспективного лёгкого танка и остановился на концепции Гарри Нокса. Было высказано вывод, что вариант с передним размещением силовой установки имеет лучшую развесовку. К 15 марта 1927 года проект лёгкого танка был доведён до состояния, при котором уже шла обращение о выборе подрядчика.

В объявленом конкурсе победила автомобильная компания James Cunningham Son Co. С одной стороны, на ниве армейских поставок эта компания до того никак себя не проявляла, основной её деятельностью были машины . С второе стороны, Cunningham имела важный опыт в моторостроении: ещё в 1916 году компания одной из первых освоила в производстве двигатели V8.
12 апреля 1927 года James Cunningham Son Co взяла договор на изготовление умелого лёгкого танка. На все работы отводилось 120 дней. Они завершились к 1 августа, а уже 1 сентября в Рочестере, штат Нью-Йорк, где размешалась Cunningham, cостоялся показ автомобили, взявшей индекс Light Tank T1. Он превзошёл по массе M1917, достигнув семи тысячь киллограм, и тем самым неприятность перевозки нового танка на грузовиках лишь усугублялась.

Наряду с этим толщина бронирования T1 была ниже, чем у M1917, и составила меньше 10 мм. Для танка помощи пехоты таковой толщины было очевидно не хватает.
Иначе, в плане двигателя компания Cunningham не подкачала: танк взял 110-сильный мотор V8, благодаря чему удельная мощность достигла впечатляющей цифры 15,7 л.с. на тонну. Замечательный мотор не помог M1917A1 из-за не сильный ходовой части, а вот с ходовой частью T1, не обращая внимания на вызывающий большие сомнения внешний вид, обстановка была другой. Его большая скорость составила 28 км/ч, что для второй половины 20-х годов было очень хорошим показателем.

Умелая машина взяла подбашенной коробки и макет башни.
Погрузка танков 4-й танковой роты, Форт-Мид, 1928 год
По окончании опробований, прошедших на Абердинском полигоне, лёгкий танк T1 переделали в транспортную машину Cargo Carrier T1. Её опробования прошли в полной мере удачно, так что зелёный свет дали не только лёгкому танку, но и транспортной машине на его базе. Последовал заказ на улучшенные предположения автомобилей – 4 Light Tank T1E1 и 2 Cargo Carrier T1E1. Было решено вынести топливные баки из корпуса автомобили в особые короба над гусеницами. Помимо этого, выступающую вперёд ходовой части носовую часть корпуса укоротили.

В цилиндрической башне «прописалась» орудийная установка T1, в которой пребывала 37-мм пехотная пушка M1916 и спаренный с ней пулемёт не меньше1919.
Не обращая внимания на последовательность недочётов, от нового танка пехотное руководство было в восхищении. Ещё до постройки Light Tank T1E1 по требованию пехотного руководства, в частности генерала Роберта Аллена, стандартизировали под индексом Light Tank M1, но такое обозначение продержалось всего с 14 января по 30 марта 1928 года. В Армейском Секретариате, отменившем стандартизацию, справедливо посчитали, что для начала хорошо бы взять обнадёживающие эти войсковых опробований.
T1E1 Light Tank в Геттисберге. Для привлечения внимания была устроена фотосессия с участием ветеранов Гражданской войны
В июне 1928 года четыре T1E1 направили для войсковых опробований в Форт-Мид. В том месте автомобили зачислили в состав 4-й танковой роты, где они проходили опробования вместе с танками M1917. Совместные манёвры продемонстрировали, что новые автомобили превосходят собственных предшественников на голову.
самые показательными стали опробования, совершённые в октябре 1928 года. Три танка и два транспортёра преодолели расстояние от Форт-Мида до Геттисберга и обратно. T1E1 прошли 230 километров со средней скоростью 16 км/ч — танку M1917 такое и не снилось. Один из T1E1 был послан на Абердинский полигон, где преодолел за 57 дней 3232 км без важных поломок. Результат смотрелся легко феноменально, поскольку танк M1917 за это время в далеком прошлом бы рассыпался.

Казалось, что дело сделано, и скоро последует полномасштабный договор по выпуску двух с лишним сотен T1E1.
Кроме ходовых опробований, новые лёгкие танки учавствовали и в полноценных учениях. Тут они продемонстрировали полное превосходство над лёгкими танками M1917
Джон Уолтер Кристи в роли злого рока
Беда пришла, откуда не ожидали. 19 ноября 1928 года из Форт-Мида стартовала очень необыкновенная машина. Снаружи она больше была похожим гоночный автомобиль, чем на танк, коим являлась в действительности. Необыкновенным аппаратом являлся Christie M.1928 — умелая машина, созданная новой компанией Джона Уолтера Кристи, U.S. Wheel Track Layer Corporation.

Сам конструктор именовал собственное детище M.1940, намекая на то, что за такими танками будущее. Основной изюминкой танка стала свободная пружинная подвеска, сейчас известная как свечная, либо подвеска Кристи.
Маршрут пробега Christrie M.1928 всецело повторял тот, что месяцем раньше преодолели T1E1. Но совсем иным был итог: танк изобретателя продемонстрировал среднюю скорость 45 км/ч, наряду с этим большая скорость на гусеничном ходу составила 68 км/ч, а на колёсах 112 км/ч. Таковой «презент» был для создателей T1E1 Light Tank громом среди ясного неба.

Самая громадная проблема пребывала в том, что танк Кристи не потребовал грузовиков для перевозки, а дальность его действия существенно превышала таковую у соперника.
Light Tank T1E2 был необычной работой над неточностями. Покажись он на год раньше, вопрос о его серийном производстве был бы конкретно решён
Очевидно, на этом фоне творение Гарри Нокса и Cunningham смотрелось бледновато. О серийном производстве T1E1 было нужно забыть, тем более что претензии на недостаточное бронирование некуда не убежали. В последних числах Ноября поступило указание на изготовление модернизированного танка.
Неудачная гонка за фаворитом
Постройка танка, взявшего индекс Light Tank T1E2, пара затянулась, и показался он на Абердинском полигоне лишь 3 июня 1929 года. Необходимо подчеркнуть, что одним усилением бронирования до 15 мм дело не обошлось. Масса автомобили выросла до 8,8 тысячь киллограм, так что настало время переделывать ходовую часть. Ширина трака выросла на дюйм.

В качестве силовой установки выступал двигатель мощностью 132 л.с. Именно поэтому удельная мощность составила 15 л.с. на тонну, а большая скорость выросла до 29 км/ч. Характеристики наподобие и хорошие, но именно сейчас проходил опробования танк Кристи, на фоне которого кроме того с новым мотором T1E2 смотрелся бледно.

Иначе, танк Кристи был скорее тестовым шасси, а T1E2 являлся полноценным танком. На новой машине установили переработанную башню с 37-мм полуавтоматической пушкой Браунинга.
Рабочее место механика-водителя. Руководить машиной, обхватив ногами двигатель V8, – занятие очень своеобразное
Генерал Аллен настаивал на стандартизации T1E2, но идею не поддержал главком сухопутных армий генерал Саммерол. Во-первых, до главнокомандующего доходили восторженные отзывы от кавалерии и представителей пехоты, замечавших за опробованиями танка Кристи. Во-вторых, T1E2 был не той машиной, которую Саммерол готовься взять на вооружение.

Дело в том, что танк преследовали механические неприятности. Громадной проблемой была ходовая часть, недочёты которой на потяжелевшем танке показали себя полностью. Сильные вибрации делали очень сложным прицеливание и стрельбу с хода.

Помимо этого, мысль с носовым размещением силовой установки была признана неудачной.
Патент Гарри Нокса на модернизированную ходовую часть, которую применяли на лёгком танке T1E3
Попыткой урегулировать вопросы с ходовой частью стала переделка второго примера T1E1 в танк, взявший индекс Light Tank T1E3. Тут ходовая часть складывалась из четырёх тележек, три из которых имели гидравлическую подвеску, а четвёртая, задняя, — пружинную. Помимо этого, танк взял вооружение и двигатель, подобное T1E2. Динамические характеристики улучшились, как и плавность хода, но было уже поздно.

На дворе стоял уже апрель 1931 года. За 3 месяца до этого Кристи лично прокатился на своём танке Christie M.1931 перед кинооператорами и многочисленными фоторепортёрами. На этом фоне танки семейства T1 смотрелись совсем бледно.
Light Tank T1E3, попытка модернизации T1E1. Как и T1E2, показался данный танк через чур поздно
Последним шансом для T1 был зарубежный заказ, тем более что во второй половине 20-ых годов XX века грянул кризис и о сотнях новых танков возможно было забыть. Таковой шанс подвернулся в начале 1930 года, в то время, когда в Соединенных Штатах прибыла советская закупочная рабочая группа во главе с главой УММ И. А. Халепским. Действительно, сделка не задалась, о чём Халепский написал в собственном отчёте, датированном 6 июня 1930 года, следующее:
«В соответствии с утвержденной программы, нам надлежало закупить образцы и взять техническую помощь по танкам Т-1, Е-1 и танку «Кристи».
Танки Т-1 и Е-1, изготовляющиеся компанией Копингейм, по собственному типу, являются малым типом танка. По собственной же конструкции танки Т-1 и Е-1 при опробовании были качеством ниже для того чтобы же типа танка, закупленного нами у Виккерса, в частности скорость на 8 километров ниже танка «Виккерс», броня простая, мотор с водяным охлаждением; у Виккерса же мотор с воздушным охлаждением; редукторы греются; гусеница собственной громоздкостью есть одним из препятствий в получении нужных скоростей.
По цене данный танк на 17,5 тысяч руб. за единицу дороже Виккерса.
Коммерческие расчеты полностью не приемлемы. Компания потребовала 50% всей суммы при заказе и 50% при сдаче, и категорически потребовала закупить целую партию не меньше 50 штук одного типа танков. В какой-либо техпомощи категорически отказалась, и компания отказалась допустить отечественных инженеров на фабрики.
Все вышеизложенное исключало какую-либо возможность купить этот тип танка»
Результат истории известен: советская закупочная рабочая группа ознакомилась с танком Кристи и заказала изобретателю две автомобили, и купила патенты и лицензию на производство. Позднее эти два танка стали базой для советского БТ-2.
Самоходная установка T1 HMC — итог одного из ответвлений программы по легкому танку T1
Отдельного упоминания заслуживают самоходные установки, каковые базировались на шасси Light Tank T1. Во второй половине 20-ых годов двадцатого века один из транспортёров T1E1 был переделан в носитель 107-мм (4,2-дюймового) миномёта. Значительно более успешной машиной была самоходная установка, которую создали на базе самоходного шасси T2, базировавшегося на агрегатах T1.

По окончании программы опробований шасси, созданное в качестве лаборатории для разных агрегатов ходовой части, приспособили для установки новейшей в то время 75-мм гаубицы M1.
Машина, созданная в первой половине 30-ых годов двадцатого века и взявшая индекс T1 HMC, выгодно отличалась от предшествующих ей лёгких САУ. Она весила немногим более 5 тысячь киллограм и оснащалась 89-сильным двигателем LaSalle. Её большая скорость достигала 32 км/ч.

Благодаря более идеальной подвеске плавность хода была выше, чем у Light Tank T1. Опробования продемонстрировали, что оказалась в полной мере хорошая самоходная гаубица, заметно превосходившая по чертям предшественников, создававшихся на базе тракторов. Увы, дальше умелой автомобили и эта разработка не продвинулась.
литература и Источники:
РГВА
NARA
Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992
A Yankee Inventor and the Military Establishment: The Christie Tank Controversy, George F. Hofmann, Military Affairs, Vol. 39, No. 1 February 1975
Фотоархив автора
Источник
Создатель:
Юрий Пашолок

История русских танков -От Николая 2 до наших дней часть 1 ..


Увлекательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

spacer