История британского танкостроения. танк кристи на британский манер

История английского танкостроения. Танк Кристи на английский манер

История британского танкостроения. танк кристи на британский манер
В середине 30-х годов британские армейские поделили собственные танки на три класса. Лёгкие танки сохранили собственный статус — их главной задачей была разведка. Новый класс пехотных танков, владеющих замечательной небольшой скоростью и бронёй, был призван заниматься сопровождением пехоты. А средние танки переквалифицировали в кавалерийские (крейсерские). Главная задача этих автомобилей заключалась в стремительном перемещении по полю боя и в совершении рейдов по тылам соперника.

Они же должны были бороться с вражескими танками. Дабы соответствовать поставленным задачам, крейсерские танки должны были иметь высокую скорость, сочетавшуюся с замечательным оружием. Первым полноценным английским крейсерским танком стал Cruiser Tank Mk.III.
Догоняя советское танкостроение
Первая добрая половина 30-х годов для британского танкостроения была временем глубокого кризиса. Единственными автомобилями, каковые в то время англичане приняли на вооружение, были лёгкие танки. В итоге на начало Второй мировой как раз они составляли базу британских бронетанковых сил.
Гордиться тут было особо нечем. Автомобили боевой массой 4–5 тысячь киллограм с оружием, в лучшем случае складывающимся из спарки крупнокалиберного и простого пулемётов, совсем не доходили для военных действий в Европе. Что же касается средних танков, то тут наблюдался застой.

Попытки принять на вооружение средний танк A7, что разрабатывался с 1929 года, ни к чему хорошему не привели. В итоге полноценным первенцем новоиспечённого класса крейсерских танков стал A9, он же Cruiser Tank Mk.I, созданный концерном Vickers. Но, и у данной автомобили была масса недочётов.

Особенно это касалось надёжности.
Christie M1931, он же A13E1, в Бовингтоне. Осень 1936 года
Сам по себе класс крейсерских танков показался не на безлюдном месте. Во второй половине 30-ых годов двадцатого века, на протяжении проведения осенних армейских манёвров Киевского военного округа, среди зарубежных наблюдателей был ассистент начотдела механизации Армейского министерства, полковник Гиффорд Ле Квесне Мартель (Gifford le Quesne Martel). Данный человек был далеко не последней фигурой в британском танкостроении.

К примеру, именно он популяризировал танкетки. На манёврах больше всего его потрясли колонны советских колёсно-гусеничных танков БТ. Согласно точки зрения Мартеля, как раз БТ больше всего соответствовали концепции танка современной войны.

Именно затем визита танк A7 был принят на вооружение как первый крейсерский танк, но было ясно, что это только временное ответ. Требовалась вторая машина — более манёвренная.
Осознавая, что время быстро уходит, британцы поступили мудро, обратившись к американскому конструктору Джону Уолтеру Кристи. В то время дела у создателя лучшей в мире концепции колёсно-гусеничного танка обстояли не имеет значение. Вместо его автомобилей в большую серию шли другие, а авиадесантные танки будоражили умы разве что прессы. Исходя из этого предложение британцев было принято мгновенно.

3 октября 1936 года было подписано соглашение между Wheel Track Layer Corporation и Morris Motor Company о покупке одного танка. В соответствии с договору номер 89, за машину было выплачено 8000 фунтов. Появление нового клиента было воспринято Кристи с громадным энтузиазмом: кроме танка, в Англию отправился сам конструктор, и его основной испытатель.
Авиадесантный танк M1937 идёт на полном ходу по аэропорту Фарнборо
Танк, что купили британцы, сам по себе очень занимателен. С подачи последовательности авторов, включая Питера Чемберлена, распространение взял миф о том, что испытывался якобы авиадесантный танк M1932. В действительности британцам досталась машина с бурной историей. Известная как Christie M1931, эта машина стала предшественником серийных Christie T3 Medium Tank и Christie T1 Combat Car.

В июне 1932 года Кристи пробовал реализовать его Департаменту Оружий армии США за $20 000. Потому, что опробования автомобили стали причиной созданию долгого перечня требований по переделке конструкции танка, сделка не произошла.
Кристи умышленно поставил машину во внутреннем дворе Управления Оружий. Спустя пара месяцев танк отправился в отстойник, где простоял четыре года. По окончании того как танками Кристи заинтересовались британцы, Christie M1931 отремонтировали и послали в Англию. Машина, взявшая индекс A13E1 и регистрационный номер T.2086, прибыла без башни. По документам она именовалась трактором.

С осени 1936 до зимы 1937 года A13E1 прошёл интенсивные опробования на полигоне недалеко от города Олдершот, графство Хэмпшир. Всего танк прошёл 1085 километров, из них 523 по распутью. К слову, для A13E1 была создана башня а также изготовлен её макет.

Но до воплощения в металле дело не дошло.
Опытный образец Cruiser Tank A13E2. Гусеничные ленты ему достались по наследству от танка Кристи
Благодаря новым денежным вливаниям Кристи смог создать ещё один авиадесантный танк, взявший индекс Christie M1937. Это было скорее тестовое шасси, чем танк, но от этого оно не становилось менее увлекательным. В отличие от A13E1, Christie M1937 был чисто гусеничным танком. Благодаря авиационному двигателю Curtiss D-12, что дефорсировали до 430 лошадиных сил, скорость у этого танка была выше, чем у M1931 на колёсах.

Ещё одним значительным отличием стало применение в подвеске в паре со свечой (пружиной) параллельно установленного амортизатора. Такое ответ делало подвеску Кристи существенно идеальнее, потому, что амортизатор скоро гасил колебания танка при торможении и разгоне.
Новый танк кроме этого заинтересовал британский военных. Christie M1937 пересёк на корабле Атлантику, по окончании чего начались его опробования на аэропорте Фарнборо. Танк развил большую скорость 102,5 км/ч, что привело британских армейских в восхищение.

Но, грезы Кристи о продаже патентов и нового танка к нему были нереализованными. Озвученная сумма в 320 000$ была запредельной. Однако, полученные от британцев деньги разрешили Кристи дальше развивать собственные авиадесантные танки.

Увы, в итоге эта работа была путём в никуда.
Британский подход
В это же время, во второй половине 30-ых годов XX века начались работы по британскому аналогу танка Кристи, взявшего индекс A13E2 Cruiser Tank. Инженеры Morris Motor Company, во второй половине 30-ых годов XX века превратившейся в многопрофильный концерн Nuffield Mechanization Aero, от танка Кристи позаимствовали ходовую часть, двигатель, систему и трансмиссию охлаждения. В остальном A13E2 был независимой машиной, очень сильно отличавшейся от вторых танков, кроме этого случившихся от автомобилей американского изобретателя.
Второй прототип, A13E3, с переработанной по опыту опробований A13E2 конструкцией
В первую очередь, британцы сначала отказались от колёсно-гусеничной схемы. К концу 30-х годов ресурс гусеничных траков, наконец, перешагнул планку в 1000 километров, а это лишало колёсно-гусеничную схему одного из основных козырей. Большая скорость нового танка превышала 50 км/ч, чего для автомобили крейсерского класса было достаточно.
Ещё одно новшество, схему с параллельным применением амортизатора и свечи, инженеры Morris Motor Company позаимствовали у авиадесантного танка M1937. Действительно, наряду с этим они обошли стороной другую изюминку – размещение подвески под углом, что разрешало понизить корпус автомобили. Посчитав, что лучшее – неприятель хорошего, размещение подвески британцы покинули таким же, как на Christie M1931.

Для нового танка мало переделали и опорные катки, прикрыв их крышками. Силовую установку, как упоминалось выше, поменять не стали, так что приводил в перемещение новый танк 12-циллиндровый V-образный летный двигатель Liberty L-12. Британцы организовали производство этих моторов у себя.

Лицензионный двигатель стал называться Nuffield-Liberty.
Двигатель Nuffield-Liberty. Применение этого замечательного, но капризного мотора было вынужденным, потому, что особые танковые двигатели у британцев отсутствовали
Совсем по-иному британцы подошли к конструкции корпуса. У Кристи танк имел носовую часть, больше похожую на таран. Такая форма носа содействовала рикошетам пуль, но установка ленивцев была для танков Кристи головной болью. Поломка креплений ленивцев являлась достаточно распространённой проблемой этих автомобилей.

Помимо этого, корпуса танков Кристи были достаточно узкие, что ограничивало диаметр башенного погона.
Британские инженеры пошли по собственному пути и спроектировали корпус, что был на полметра дольше и на 10 сантиметров шире американского прародителя. Носовая часть оказалась классической для британских танков 30-х годов формы, которая в чём-то перекликалась с прототипом A9E1. В то время идефиксом для британцев являлась установка пулемётных башенок, но A13E2 обошёлся без них. Механик-водитель сидел по центру носовой части в особой рубке, которая снабжала хорошей обзор.

В полной мере самобытной оказалась и другая часть корпуса, разве что глушители остались без трансформаций.
Характерной изюминкой британского танка стало наличие громадного количества лючков. Это очевидно не содействовало усилению броневой защиты. Но, толщина брони A13E2 составляла всего 14 мм, чего было не хватает кроме того для полноценной защиты от огня крупнокалиберных пулемётов.
Серийный Cruiser Tank Mk.III в стандартном британском камуфляже
Установленная на новом танке башня с творениями Кристи не имела ничего общего. Вместо одноместной башни, которой были обиженны ещё в первой половине 30-ых годов двадцатого века, инженеры Morris Motor Company установили трёхместную. Её конструкция имела большое количество неспециализированного с башней среднего танка A7. Похожие башни ставились и на Cruiser Tank Mk.I и II.

В башню установили 40-мм (2-фунтовую) пушку и спаренный с ней пулемёт Vickers. Действительно, прототип имел лишь макетное оружие.
Изготовили A13E2 к октябрю 1937 года. Тогда же и начались опробования умелой автомобили, взявшей регистрационный номер T.2085. Опробования продемонстрировали правильность выбранного Мартелем пути.

14-тонная британская машина с американскими корнями развила на опробованиях большую скорость 56 км/ч, только мало недотянув до показателей 5-тонного Light Tank Mk.VI.
Но, выявились и «детские» заболевания. Громадные нарекания привели к тракам, каковые перекочевали на A13E2 с танка Кристи без трансформаций. Из-за изюминок их конструкции шёл достаточно стремительный износ бандажей катков.

По результатам опробований был выстроен второй опытный образец, взявший индекс A13E3 и регистрационный номер T.3642.
Одним из значительных новшеств стало появление нового мелкозвенчатого трака. Благодаря его введению ресурс ходовой части вырос. В связи с установкой новых гусениц переделали и ведущие колёса. Большую скорость танка урезали до 48 км/ч.

A13E3 взял настоящее, а не макетное оружие, что разрешило совершить его полноценные огневые опробования.
Тяжёлый первенец
По результатам опробований A13E3 был принят на вооружение как Cruiser Tank Mk.III. Его производство организовали на мощностях Nuffield Mechanization Aero. Так компания, до середины 30-х годов занимавшаяся машинами, превратилась в одно из наибольших британских танкосборочных фирм. Но, по-настоящему Nuffield Mechanization Aero развернулась уже на протяжении Второй мировой, а во второй половине 30-ых годов XX века полученный заказ был достаточно скромным.

На танки английское Военное министерство тратило намного меньше, чем на авиацию и флот.
Цена британских танков в то время оценить достаточно легко – так сложилось, что она подчинялась правилу «1000 фунтов на тонну». Соответственно, 14-тонный танк стоил порядка 14 тысяч фунтов. По тогдашнему курсу это составляло 150 тысяч рейхсмарок, либо 68 тысяч долларов.

Для сравнения: Pz.Kpfw.III стоил порядка 110 тысяч рейхсмарок, а американский Medium Tank M3 обходился в 55 тысяч долларов.
Серийные Cruiser Tank Mk.III пара отличались от A13E3. С правого борта башни показалась спарка дымовых гранатомётов (крепления под них показались ещё на A13E2), а выхлопную совокупность прикрыли особым кожухом.
Танк из состава 5 RTR, эскадрон B (серийный номер T.4327), район Абвиля, финиш мая 1940 года. Это чуть ли не единственная фотография Cruiser Tank Mk.III в боевых условиях, сделанная не немцами
Заказ по Cruiser Tank Mk.III составил всего 65 автомобилей. Они взяли регистрационные номера с T.4385 по T.4449. Маленький размер серии связан среди них и с тем, что к моменту запуска Cruiser Tank Mk.III в производство стало очевидным: с таковой бронёй танк на поле боя продолжительно не проживёт.

Начались работы по проектированию улучшенной версии танка, взявшей индекс Cruiser Tank Mk.IV. Но, усовершенствованная машина в плане брони ушла от предшественника не очень на большом растоянии.
Подбитый и сгоревший танк из состава 3 RTR, эскадрон A (серийный номер T.4403)
Не обращая внимания на то, что Cruiser Tank Mk.III был скорее пробой пера, ему довелось понюхать пороха. По состоянию на 1 сентября 1939 года британская армия имела всего лишь 79 крейсерских танков всех типов. До 1 июня 1940 года было выпущено ещё 322 танка, но пока эти автомобили попали в части, прошло время.

Исходя из этого в мае 1940 года, в то время, когда немцы атаковали через Бельгию, на территорию континентальной Европы перебросили чуть ли не всё, что британцы имели возможность применять. В составе сил Английского Экспедиционного корпуса (British Expeditionary Force, BEF) попало и 38 Cruiser Tank Mk.III. Организационно эти автомобили входили в состав 3-го и 5-го Королевских танковых полков (3 RTR и 5 RTR), каковые, со своей стороны, были включены в 1-ю тяжёлую танковую бригаду 1-й танковой дивизии.

Позднее танки из 3 RTR и 5 RTR попали в 3-ю танковую бригаду (3-rd Armored Brigade).
Та же машина сбоку. Прекрасно видна конструкция опорного катка, с которого снят колпак
В первый раз новые британские автомобили были использованы в последних числах Мая 1940 года на протяжении сражения за Абвиль. На ход военных действий очень сильно повлиял тот факт, что 1-я танковая дивизия под руководством генерала Эванса прибыла во Францию 15 мая, и часть подразделений к моменту начала боя не была в полном составе. Но, были и другие неприятности.

Британские танки столкнулись с теми же проблемами, что и советские БТ, в особенности БТ-2 и БТ-5. Двигатели Liberty были очень капризными, так что сражаться танкистам приходилось не только с немцами, но и со своей техникой.
С одной стороны, танк оказался стремительным, манёвренным и владел хорошей пушкой. Но перед противотанковыми средствами немцев эти автомобили были полностью беспомощными. Нельзя сказать, что немцы совсем не увидели британских крейсерских танков, но особенного влияния на сражения они оказать не смогли. В последний раз Cruiser Tank Mk.III использовали при обороне Дюнкерка, где они так и остались.

Для Cruiser Tank Mk.III дебют заодно стал и последним эпизодом боевой карьеры. Существует информация, что танки этого типа отправляли в Африку, но документальных подтверждений данный факт не находит.
Пара автомобилей немцам досталось в довольно исправном состоянии. Трофеи взяли индекс Kreuzer Panzerkampfwagen Mk.III 743(e). Но, пока нет документальных подтверждений того, что эти автомобили поступали в боевые либо учебные части. Как минимум один Kreuzer Panzerkampfwagen Mk.III 743(e) попал на полигон в Куммерсдорфе, и вот эта машина совершенно верно вести войну.

Всё, что оставалось на ходу из трофеев, немцы разрешили войти в бой против Красной армии в апреле 1945 года. Со в полной мере понятными результатами.
Очень редкий кадр. Кроме того что эта машина досталась немцам в рабочем состоянии, так ещё она и из состава 2 RTR, чего по документам не может быть. Танк с регистрационным номером T.4405 входил в состав эскадрона C
До недавнего времени было известно о двух сохранившихся Cruiser Tank Mk.III. Первый из них пребывал в запасниках музея Atlantic Wall Museum (Batterie Todt), что в районе Па-де-Кале (Франция). Увы, его не реставрировали, стоял он открытый всем ветрам, а очень враждебный к железу климат Нормандии совсем добил британского ветерана.

Его броня практически раскололась, и пара лет назад обладатели музея сдали машину на металлолом.
Сохранившийся до наших дней Cruiser Tank Mk.III* из коллекции Tank Museum, Бовингтон, графство Дорсет. Маркировки не имеют к этому танку никакого отношения. Цифру 6, регистрационный номер T.9143 и имя собственное Agility носил Cruiser Tank Mk.IVA из 10 Королевского гусарского полка, эскадрона А
Что касается второго Cruiser Tank Mk.III, ему такая незавидная участь не угрожает. Он относится к весьма редкой модификации, происхождение которой до конца не узнано. В танковом музее, что в Бовингтоне, графство Дорсет, стоит машина, именуемая Cruiser Tank Mk.III*.

Звездочка обозначает, что башня взяла экранировку. Она похожа на экранировку Cruiser Tank Mk.IV, но выполнена пара в противном случае. Переделывали ли подобным образом остальные Cruiser Tank Mk.III, история умалчивает.

В полной мере быть может, что дальше умелых работ дело не пошло, тем более танков этого типа летом 1940 года осталось всего пара десятков.
литература и Источники:
Tank, Cruiser, Mark III, IV IVA, Instruction Book, 1941
The Great Tank Scandal: British Armour In WWII D.Fletcher, HMSO, 1989
A Yankee Inventor and the Military Establishment: The Christie Tank Controversy, George F. Hofmann, Military Affairs, Vol. 39, No. 1 February 1975
T.3 Christie: Armour in Profile #4, Peter Chamberlain, Profile Publications, 1967
Персональный фотоархив автора
Источник
Создатель Юрий Пашолок

Танки убийцы — Танк «Черчилль» ответ Британии — 2/6


Занимательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

spacer