Экспортный бестселлер

Экспортный бестселлер

Экспортный бестселлер

  • ВМВ
  • танки
  • Англия

Юрий Пашолок

Финиш 20-х годов был достаточно мрачным временем для британского танкостроения в целом и компании Vickers в частности. 9 мая 1928 года погиб основной конструктор компании господин Джордж Томас Бакхем. Приблизительно одвременно с этим заказы на новые танки начинают сходить на нет.

Новые автомобили компании — A1E1 Independent и A6 Medium Tank — были не самыми успешными. В это же время, Vickers наконец взяла первый опыт поставок танков на экспорт, реализовав Medium Tank Mk.C в Японию. Следующим за предел (в Ирландию) ушёл Medium Tank Mk.D, да и Medium Tank Mk.II также заинтересовал зарубежных клиентов.

Это подтолкнуло компанию, во второй половине 20-ых годов XX века объединившуюся с Sir W G Armstrong Whitworth Company в Vickers-Armstrongs Limited, к предстоящей работе по созданию чисто экспортных танков. В следствии показался танк Vickers Mk.E — машина, золотыми буквами вписавшая собственных создателей и компанию Vickers по большому счету в историю мирового танкостроения.

Свежая кровь

По окончании окончания Первой Мировой и неизбежного сокращения армии английские офицеры, лишённые возможности строить предстоящую военную карьеру, по-различному решали собственную судьбу. Кое-какие из них пробовали собственные силы в автомобилестроении. Среди них был и Джон Карден (John Valentine Carden), дослужившийся в армии до звания капитана. Ещё до войны он занимался маленькими автомобильчиками, а по окончании неё занялся спортивными автомобилями.

Но, особенного успеха на этом поприще ему достигнуть не удалось.

То же увлечение было у ещё одного капитана английской армии, Вивиана Лойда (Vivian Graham Loyd). Два гениальных инженера познакомились в первой половине 20-ых годов двадцатого века. Совместно они решили уйти из автомобилестроения, которое к тому времени было переполнено небольшими компаниями, и перейти на производство военной продукции.

Узел подвески, созданной Джоном Карденом и обширно использовавшаяся на танках Vickers

В 1925 году была открыта компания Carden-Loyd. Подобно Гиффорду Мартелю (Giffard Le Quesne Martel), ещё одной главной фигуре британского танкостроения, Карден и Лойд решили попытать счастья, создав одноместную колёсно-гусеничную танкетку. За созданными ими тремя умелыми одноместными танкетками последовали двухместные Carden-Loyd Mk.IV/Mk.V.

Результатом работы гениальных конструкторов стала эпохальная машина – танкетка Carden-Loyd Mk.VI, которая разошлась огромным для собственного времени тиражом в 450 с лишним экземпляров. Детище Кардена и Лойда выяснилось эталонным для для того чтобы класса боевых автомобилей, как танкетки, и послужило базой для подобных конструкций в целом последовательности государств. Кроме других ноу-хау, эта машина была первым серийным танком, в котором трансмиссия размещалась в носовой части корпуса.

Опытный образец 6-тонного танка Vickers с двигателем Dorman

Кроме строительства танкеток, компания Carden-Loyd занималась инжинирингом. С 1926 года начинается её плотное сотрудничество с Vickers. Сотрудничество это выяснилось очень продуктивным и взаимовыгодным.

Маленькая компания обзавелась покровительством со стороны оружейного гиганта, а Vickers-Armstongs взяла в собственное распоряжение перспективные разработки Carden-Loyd.

Громаднейший интерес воображала гусеничная ходовая часть, в разработке которой Джон Карден достиг громадных удач. Им была создана балансировочная схема с опорными катками большого диаметра и рессорной подвеской. Эта схема была весьма успешной при применении на лёгких танках.

Карден создал и другую балансировочную подвеску. В ней употреблялась четырёхкатковая схема (2 тележки по 2 опорных катка малого диаметра в каждой) с полурессорами в качестве упругого элемента. Благодаря таковой схеме лёгкий танк приобретал по 8 опорных катков на борт, что было целесообразно для боевых автомобилей, каковые по большей части употреблялись не на дорогах, а на пересечённой местности.

Подвеска Кардена оказалась достаточно компактной и несложной в эксплуатации. Такую ходовую часть, при чего, имел возможность обслуживать механик квалификации ниже средней. Оставалась самая мелочь – создать танк с таковой ходовой частью.

Небольшой триплекс

Разработка нового лёгкого танка осложнялась тем, что британская армия в нём не нуждалась. В то время концепция британских механизированных частей подразумевала применение тяжёлых танков (A1E1 Independent) как автомобилей прорыва, каковые должны были поддерживать средние танки с пушечно-пулемётным оружием (направляться Tank Mk.I и Medium Tank Mk.II). Третьим «звеном» в данной совокупности были танкетки (Carden-Loyd Mk.VI).

Лёгким танкам помощи пехоты наподобие Renault FT в данной концепции места просто не было. Естественным выходом из обстановки была разработка танка на экспорт.

Эта же база послужила базой для артиллерийского тягача

Не обращая внимания на то что словосочетания «Carden-Loyd» нет в заглавии танка, что в итоге показался на свет, в значительной мере своим созданием он обязан этой компании. Речь заходит не только о ходовой части, но и о компоновке новой автомобили. За её базу была забрана компоновка танкетки Carden-Loyd Mk.VI, наряду с этим двигатель переместился из боевого отделения в кормовую часть.

В качестве силовой установки было решено применить 80-сильный двигатель водяного охлаждения компании Dorman, достаточно обширно употреблявшийся различными автомобильными компаниями. Механика-водителя конструкторы разместили справа по ходу перемещения. В исходном варианте его люк состоял аж из пяти секций.

Подбашенную коробку танка при необходимости возможно было демонтировать.

Артиллерийский тягач, оснащённый двигателем Armstrong-Siddeley

Экспериментальный танк, что первоначально именовался 6-ton Tank Experimental Vehicle, был очень необычно вооружён. В то время лёгкие танки, в большинстве случаев, имели одноместную башню, в которой был установлен или пулемёт, или малокалиберная пушка. В новом британском танке башен было две, и обе они оснащались станковыми пулемётами Vickers.

Подобная схема оружия конкретно сказала о предопределении автомобили. По задумке инженеров Vickers, новый лёгкий танк создавался как «чистильщик окопов». Благодаря наличию двух башен он имел возможность вести пламя в один момент в две стороны.

Помимо этого, при необходимости обе башни имели возможность сконцентрировать пламя на одной точке или в первых рядах, или сзади танка. При боевой массе в 6 тысячь киллограм и экипаже из 3 человек новый лёгкий танк имел такие же скорость и бронирование, как Vickers Medium Tank Mk.II.

Как возможно подметить, наименование «Vickers-Armstrongs 6 ton tank» употреблялось в полной мере официально

В дополнение к танку в один момент на его базе был создан артиллерийский тягач. «Рецепт» его изготовления был предельно несложным: подбашенная коробка с башней снимались с танка, в первых рядах устанавливался щиток со смотровым окном, а в боевом отделении крепились сидения.

Именно на тягаче инженеры Vickers-Armstrongs решили опробовать мотор собственной конструкции. Двигатель Armstrong-Siddeley имел воздушное охлаждение. В целом это была в полной мере простая рядная «четвёрка», причём той же мощности, что и мотор Dorman.

Но с её компоновкой был один значительный нюанс. С целью снизить высоту моторного отделения двигатель конструкторы разместили горизонтально, прикрыв сверху масляным радиатором. В следствии высота моторного отделения стала намного меньше.

Опробования, совершённые на умелом тягаче, продемонстрировали состоятельность таковой идеи, и от мотора Dorman создатели автомобили отказались. Так, во второй половине 20-ых годов XX века вид нового лёгкого танка сформировался совсем. К этому же времени была мало переделана ходовая часть, а также траки и подвеска.

Созданная Карденом и Лойдом конструкция была воистину революционной. Ресурс гусеницы составил 4800 км, что для того времени было воистину фантастическим показателем.

Vikcers Mk.E Type A в финальной конфигурации

Потенциальным клиентам танк предлагался под двумя обозначениями. Кроме в полной мере официально употреблявшегося Vickers-Armstrongs 6 ton tank (в русском варианте — «Виккерс 6-тонный»), использовался и второй индекс – Vickers Mk.E. Иные конспирологи расшифровывают E как «Export», но никакого отношения к действительности такая версия не имеет.

Буква E следующей по окончании D, а танк с таким заглавием — Vickers Medium Tank Mk.D — уже существовал.

Базисной версией танка стал Vickers Mk.E Type A, имевший две пулемётные башни. Если сравнивать с прототипом, форма его башен была поменяна, а пулемёты взяли бронированные кожухи. Нужно заявить, что обозначение «6-тонный» было верным только частично, потому, что кроме того первый вариант смело перешагнул эту отметку, достигнув массы в 6,6 тонны.

За дополнительную плату производитель предлагал установить на танк радиостанцию с антенной сзади башен, наряду с этим боезапас пулемётов понижался с шести до четырёх тысяч патронов.

Особое устройство для преодоления окопов, созданное венгерским конструктором Николасом (Миклошом) Штраусслером

Эта модификация стала первым танком, принёсшим по-настоящему важный коммерческий успех Vickers-Armstrongs на зарубежном рынке. В первой половине 30-ых годов двадцатого века 15 танков заказала советская закупочная рабочая группа во главе с главой моторизации и Управления механизации РККА (УММ) Халепским. Обошёлся любой танк в 4200 фунтов.

Вряд ли эта сделка обрадовала поляков, каковые познакомились с Vickers Mk.E ещё во второй половине 20-ых годов XX века, в то время, когда тот лишь проектировался. В следствии Польша купила 38 таких автомобилей.

Ещё один Type A ушёл в Грецию, по одному двухбашенному танку приобрели Португалия и Боливия. Кроме этого с целью изучения по одному танку купили американцы и японцы. Продажа 58 танков – это весьма кроме того хорошо, в особенности в условиях глобального экономического кризиса и не торопящейся с новыми заказами английской армии.

Vickers Mk.E Type B на вооружении армии Гоминьдана

В первой половине 30-ых годов двадцатого века зарубежным клиентам была предложена следующая версия танка – Vickers Mk.E Type B. Боевая масса данной модификации «Виккерса 6-тонного» превысила отметку 7,2 тонны. Главным её отличием стало то, что вместо двух пулемётных башен танк взял одну, смещённую влево от продольной оси. Смещена башня была чтобы её экипаж не мешал механику-водителю.

Помимо этого, именно поэтому ответу ногам командира и наводчика не так мешал передаточный вал, идущий над полом от двигателя к трансмиссии.

В двухместной башни конической формы конструкторы разместили короткоствольную 47-мм пушку Vickers QF. С пушкой был спарен пулемёт Vickers. Не обращая внимания на скромную длину ствола, бронебойный боеприпас 3-фунтовой пушки пробивал с дистанции в 500 метров броню толщиной 25 мм. Этого в полной мере хватало для уверенного пробития брони фактически всех танков того периода, включая французский Renault NC, кроме этого поставлявшийся на экспорт.

В боекомплект 47-мм пушки не считая бронебойных входили и осколочно-фугасные снаряды, что было необыкновенным для британского танкового оружия того периода.

Танк 3-й серии с забашенной нишей, в которой пребывала радиостанция

Приблизительно одвременно с этим потенциальным клиентам, быть может, был предложен очень специфичный вариант, известный как Vickers Mk.E Type C. Воображал он собой Type A с установленными в лобовом и кормовом страницах 37-мм противотанковыми пушками. Но, потому, что кроме того схем данной автомобили не сохранилось, имеется подозрение, что существовала она лишь в чьём-то воображении. В пользу этого говорит и тот факт, что пушки калибром 37 мм на британских танках не употреблялись в принципе.

Экспортные вариации

Первыми Vickers Mk.E Mk.B заказали греки, взявшие собственный танк в августе 1931 года. Следующими были боливийцы, заказавшие 2 танка. Ещё 2 танка взял Сиам (Таиланд), по одной машине заказали финны и португальцы.

Но, это была лёгкая разминка если сравнивать с тем, что началось в первой половине 30-ых годов XX века. У Vickers-Armstrongs показался большой, во всех смыслах этого слова, клиент – Китай. Первые 12 Vickers Mk.E Type B были заказаны китайцами в марте 1934 года. Всего же ими было заказано 20 танков в трёх сериях. Начиная со второй серии, в башне танка показалась кормовая ниша, в которую устанавливалась радиостанция.

Ещё 8 танков в варианте Mk.B заказала Болгария. В дополнение к этому Польша купила 22 башни для переделки части закупленных ранее танков первой модификации.

Vickers Mk.F на опробованиях, 1934 год

В это же время инженеры Vickers-Armstrongs не сидели на месте. При всех плюсах двигателя воздушного охлаждения у него был один значительный минус – перегрев, что был достаточно нередким явлением. Тут сказывались компактные размеры силового отделения, что создавало неприятности для действенного охлаждения.

Несложным и одновременно радикальным решением проблемы с охлаждением стала замена силовой установки. Новый двигатель нашёлся достаточно скоро, им стал 120-сильный Rolls-Royce Phantom II. Разместить рядный 6-циллиндровый мотор количеством 7,67 литров в существующем силовом отделении было невозможно, исходя из этого конструкторы пошли на хитрость.

Двигатель был прямо в боевом отделении, слева по ходу перемещения. Вследствие этого башню было нужно смещать вправо и максимально назад, дабы не мешать механику-водителю.

Помимо этого, в верхнем лобовом странице корпуса, с левой стороны, показался воздухозаборник. Глушитель с кормового страницы корпуса перекочевал на левую сторону подбашенной коробки.

Продольный разрез Vickers Mk.F. Прекрасно видна отличие в компоновке с Vickers Mk.E

В первой половине 30-ых годов XX века опытный образец танка, взявшего обозначение Vickers Mk.F, был испытан бельгийцами, для которых он изначально предназначался. От идеи разместить большой, шумный и тёплый мотор в боевом отделении клиенты не пришли в восхищение. Помимо этого, охлаждение нового двигателя всё равняется было не на высоте, а воздухозаборник в лобовой части корпуса был отличной мишенью.

Бельгийцы отказались от Vickers Mk.F.

Но, у Vickers-Armstrongs нашлась альтернатива, которая их, в конечном счете, устроила. Но это уже вторая история.

На лобовом странице корпуса показался громадной воздухозаборник

Не обращая внимания на столь печальный результат, история Vickers Mk.F имела продолжение. Корпус танка данной модификации инженерам так понравился, что было издано постановление о его внедрении в серийное производство. В переделанном моторном отделении нашлось место для штатного мотора Armstrong-Siddeley, а охлаждение улучшилось.

Помимо этого, боевое отделение стало заметно просторнее.

Финский Vickers Mk.E Type B, имеющий корпус по типу Vickers Mk.F

Как раз такие танки британцы поставили в Финляндию. 20 июля 1936 года финны заказали 32 Vickers Mk.E Type B. Часто эти автомобили путают с Vickers Mk.F, не смотря на то, что это были как раз Mk.E с моторами Armstrong-Siddeley. 12 совершенно верно таких же танков во второй половине 30-ых годов XX века заказал Сиам, но до клиента в этом случае добрались лишь 8 автомобилей.

На работе со второй попытки

Как уже упоминалось, в совокупности оружия английской армии для Vickers Mk.E места не было. Не обращая внимания на это, британские армейские однако протестировали опытный образец танка, а заодно и тягач на его базе. Двухбашенная пулемётная машина не впечатлила военных, не убедила их и цена, составлявшая половину от цены Medium Tank Mk.II. Реализовать Vickers Mk.E «собственной» армии так и не удалось.

Как и при с бельгийцами, заинтересовать британских военных удалось совсем вторым, значительно более лёгким танком, кроме этого созданным при участии Carden-Loyd.

Серийный пример артиллерийского тягача Dragon, Medium Mk.IV

Неудача с опробованиями умелого Vickers Mk.E, в это же время, не означала, что автомобилям на его базе всецело закрыта дорога в британскую армию. Тягач, испытанный в первой половине 30-ых годов двадцатого века, было предложено доработать. В первой половине 30-ых годов двадцатого века показался очень сильно переработанный артиллерийский тягач, взявший обозначение Vickers B12E1. За счёт смещения места механика-водителя вперёд количество салона автомобили существенно вырос.

Однако, и эту машину армейские забраковали.

В итоге показалась очень сильно переработанная машина — Dragon, Medium Mk.IV. Вместо мотора Armstrong-Siddeley на неё был установлен 90-сильный двигатель компании AEC. По бортам показались укладки для снарядов, много переделок выяснилось и в салоне.

Английская армия заказала 12 таких автомобилей. Серийные Dragon, Medium Mk.IV мало отличались от прототипа. Главным их назначением стала перевозка 60-фунтовых (127-мм) орудий.

К слову, данный тягач был единственной машиной из семейства Vickers Mk.E, которая реально повоевала в составе английской армии. В первой половине 40-ых годов двадцатого века тягачи послали в составе BEF (английского экспедиционного корпуса) во Францию, где и остались по окончании эвакуации в июне 1940 года. Обладателями тягачей стали немцы.

Помимо этого, 18 Dragon, Medium Mk.IV заказала штуки и 23 Индия – Китай.

Весьма похожей на Dragon, Medium Mk.IV была зенитная самоходная установка, которую заказал Сиам. В том направлении ушло 26 автомобилей, вооружённых 40-мм автоматическими зенитными орудиями Pom-Pom.

Vickers Mk.E Type B в составе 44 RTR, 1940 год. Машина имеет WD-номер 10677, а её серийный номер – V.A.E.1986

С Сиамом связана ещё одна история. Как уже упоминалось выше, во второй половине 30-ых годов XX века из данной страны поступил заказ на 12 Vickers Mk.E Type B. 4 танка с серийными номерами V.A.E.1983–1986 так в том направлении и не попали. В июне 1940 года, в то время, когда BEF при эвакуации из Франции утратил солидную часть матчасти, а также танки, британские армейские стали лихорадочно искать каждые автомобили для замены. На глаза попались те самые четыре Vickers Mk.E из сиамского заказа. Эти танки срочно были выяснены в английскую армию.

Автомобили, взявшие WD-номера 10674–10677, вошли в состав 44-го королевского танкового полка.

В данной части танки, употреблявшиеся как тренировочные, прослужили как минимум до 1941 года. Так, Англия, отчизна танка Vickers Mk.E, стала последней страной, принявшей его на вооружение. Один из этих танков, с заводским номером V.A.E.1985, дожил до наших дней и находится в экспозиции Танкового музея в Бовингтоне.

На танк нанесён камуфляж, в который красили машины по китайскому заказу, не смотря на то, что в действительности он носил тактические символы английской армии.

Танк Vickers Mk.E сильно повлиял на мировое танкостроение. Он стал отправной точкой для американского Light Tank T1E4 — прародителя подавляющего большинства американских танков и САУ, показавшихся между 1933 и 1944 годами. Приблизительно такое же действие Vickers Mk.E оказал и на японское танкостроение. Практически, все японские танки, созданные В первую очередь 30-х годов, включая Тип 95 Ха-го, являются «потомками» британской автомобили.

Похожим образом ситуация с итальянскими средними а также тяжёлыми танками армейского периода. Английская родословная польского 7TP и советского Т-26 так известна, что о них возможно было кроме того и не упоминать. В этом свете неожиданным выглядит тот факт, что, за исключением нескольких предвоенных лёгких танков, на британское танкостроение Vickers Mk.E фактически не повлиял.

Для описания для того чтобы знакового танка, как Vickers Mk.E, и его карьеры одной статьи очевидно мало. Кроме влияния, оказанного на мировое танкостроение, имеется у него и другие заслуги. «Виккерс 6-тонный» был самым повоевавшим танком межвоенного периода. Его боевая карьера началась в первой половине 30-ых годов XX века, а закончилась в конце 40-х.

О превратностях судьбы Vickers Mk.E в армиях последовательности стран будет поведано в следующих материалах.

литература и Источники:

  • Vickers 6-ton Mark E/F vol.II, Janusz Ledwoch, Wydawnictwo Militaria 325, 2009
  • http://tankdevelopment.blogspot.ru
  • Архив автора

НИВА 2121, ШЕВРОЛЕ НИВА vs МИЦУБИСИ ПАДЖЕРО по снегу


Увлекательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

  • Бестселлер из праги

    Бестселлер из Праги ВМВ танки Чехословакия Юрий Пашолок По окончании победы в конкурсе на легкий танк для чехословацкой армии компания CKD заполучила договор на…

  • История германского танкостроения. экспортные танки компании krupp

    История германского танкостроения. Экспортные танки компании Krupp Успех в создании танка Pz.Kpfw.I разрешил компании Krupp во второй половине 30-х годов…

  • Экспортные танки компании krupp

    Экспортные танки компании Krupp Успех в создании танка Pz.Kpfw.I разрешил компании Krupp во второй половине 30-х годов создать серию лёгких и средних…

  • Британский змей горыныч

    Британский Змей Горыныч танки Англия военная техника Юрий Пашолок К середине 20-х годов английская армия взяла средние танки нового поколения,…

  • История английского танкостроения. межвоенный долгожитель

    История английского танкостроения. Межвоенный долгожитель Отправившийся в серию в первой половине 20-ых годов двадцатого века Light Tank Mk.I, позднее переименованный в Medium Tank Mk.I, стал…

  • Medium tank mk.i: первый манёвренный

    Medium Tank Mk.I: первый манёвренный танки Англия Юрий Пашолок Окончание Первой Мировой совпало с началом заката автомобилей конструкции Уильяма…

spacer