Летающий танк инженера кристи

Летающий танк инженера кристи

Летающий танк инженера Кристи

  • танки
  • шушпанцер
  • США

Алексей Стаценко

Многие неоднократно сталкивались с таким киноперсонажем как чудак-изобретатель, выдумывающий самые различные – нужные и ненужные – но весьма занимательные механизмы. В одних фильмах это не добрый закомплексованный ученый, грезящий доказать всему миру собственную уникальность, в других – хороший и мало безумный изобретатель, стремящийся оказать помощь человечеству. Объединяет их всех только одно – они были придуманы.

В данной статье обращение отправится о совсем настоящем и очень известном изобретателе, что, в отличие от своих «киношных» сотрудников, кроме богатой фантазии владел еще и недюжинной рабочий хваткой. Мы поведаем о Джоне Уолтере Кристи и его необычном, но не реализованном изобретении – летающем танке М1932.

Джон Уолтер Кристи в 1905 году
Источник – goordnance.army.mil

Джон Кристи с раннего возраста трудился на металлургических фирмах, в один момент приобретая образование в вечерней школе. Практика работы на производстве отправилась ему впрок, и позднее, на протяжении работы в судостроительной компании, он взял патент на карусельный станок для обработки подробностей башен морских орудий.

Первые годы ХХ столетия были временем стремительного развития автопрома, в то время, когда компании оказались как грибы по окончании дождя, стремясь занять лидирующие позиции на рынке. «Автомобильная лихорадка» коснулась и Кристи – он конструирует пара переднеприводных гоночных машин а также побеждает национальный приз за самую успешную конструкцию.

В 1912 году на полученные призовые деньги Кристи основывает компанию, собираясь производить автомобили и тракторы собственной конструкции. Сначала дело не заладилось, и компания несла убытки. Но с началом Первой Мировой показался платежеспособный спрос на бронетехнику, и дела новоявленного предпринимателя пошли в гору.

Кристи конструирует артиллерийский тягач, 76,2-мм самоходное зенитное орудие, 203-мм самоходную гаубицу, и формирует САУ, вооруженные орудиями разных калибров – 75, 100 и 155 мм. В 1919 году он приобретает заказ на производство собственного первого танка, что именует М1919 – по году создания. Все собственные автомобили американский конструктор формирует талантливыми перемещаться как на колесах, так и на гусеничном ходу, делая ведущими переднюю несколько опорных катков.

Эта универсальность делается его визиткой в танкостроении. Примечательно, что армейские не приняли на вооружение ни одной модели Кристи из-за их плохой компоновки и низкой надёжности, но с лихвой покрыли все затраты изобретателя.

Колесно-гусеничный танк Кристи М1919
Источник – tanki.kruzzz.com

По окончании окончания войны Кристи создаёт танки. Он изобретает новый принцип подвески, что до сих пор употребляется в танкостроении, и проектирует первый танк, оснащенный таковой подвеской, – безбашенный М1928, два экземпляра модернизированной версии которого (под индексом М1931) ему удалось реализовать в СССР. Эти танки разрешили советским конструкторам создать последовательность моделей танков серии БТ, а позднее и легендарный Т-34.

М1931 имел возможность развивать скорость в 118 км/ч без гусениц, и в 67 км/ч – с гусеницами по пересеченной местности.

Колесно-гусеничный танк Кристи М1928, в первый раз снабженный подвеской Кристи
Источник – russianengineering.ru

Кристи предложил армейским идею еще более скоростного танка, чем М1928/1931, талантливого в прямом смысле перелетать препятствия и скоро развивать высокую скорость. К 1932 году он формирует максимально облегченный танк, большинство подробностей которого (везде, где разрешала конструкция) изготавливались из нового для того времени материала – дюралюминия. Башня на данный танк не устанавливалась, и орудие размещалось прямо в корпусе, что кроме этого разрешало «сэкономить» вес.

В следствии неспециализированная масса танка, а правильнее САУ, без экипажа, топлива и боекомплекта не превышала 4 тысячь киллограм. При полной же загрузке вес автомобили достигал 5 тысячь киллограм.

Колесно-гусеничный танк Кристи М1932 в сборочном цеху. Рядом – создатель танка
Источник – hitechweb.genezis.eu

На М1932 (так назвали новый танк) был установлен замечательнейший для того времени 12-цилиндровый V-образный двигатель Hispano-Suiza мощностью 750 л.с. Именно поэтому машина имела возможность достигать немыслимых скоростей: 120 миль в час (193 км/ч) – на колесах по автостраде, 60 миль в час (96,5 км/ч) – на гусеницах, что разрешало ему перепрыгивать ров 6-метровой ширины и преодолевать уклоны до 45°. Надгусеничные полки были сконструированы достаточно широкими и размещались высоко над опорными катками.

Практически они представляли собой маленькие крылья, увеличивавшие «летучесть» танка. Коробка передач была четырехскоростной – три скорости вперед, одна – назад.

М1932 на опробованиях
Источник – alternathistory.org.ua

Запас горючего составлял 89 галлонов (337 литров). Бронирование танка было противопульным: лобовое – 12,7 мм; корма и борт – 9 мм. Танк был вооружен 75-мм орудием, размещавшимся в лобовой части корпуса.

Экипаж танка должен был складываться из трех человек: начальника (делающего функции наводчика), механика-водителя и заряжающего.

Иллюстрация из издания «открытия и Современные механики» за июль 1932 года,
обрисовывающая принцип работы «летающего танка»
Источник – combatreform.org

Облегченное бронирование танка подразумевало, что его предполагалось применять для помощи успешного наступления пехоты по окончании прорыва линии фронта соперника. Оптимальным было бы переправлять эти танки в тыл соперника за авиадесантом.

Для этого Кристи создал совокупность съемного планера, что в комплексе с М1932 практически воображал бы собой самолет, поскольку вращение ротора двигателя танка через специальный вал и фрикцион должно было передаваться на пропеллер планера. При посадке механику-водителю необходимо было включить скорость, дабы привести во вращение колеса и осуществить приземление. Затем авиасистема должна была отстегиваться несложным поворотом рычага, и самолет опять преобразовывался бы в танк.

Иллюстрация из издания «открытия и Современные механики» за июль 1932 года, обрисовывающая
принцип десантирования подразделения «летающих танков». В верхнем левом углу – принцип передачи
вращательного момента двигателя на винт планера. В правом нижнем углу – сборка М1932
Источник – combatreform.org

Но, не обращая внимания на все усилия Кристи, его концепция «летающего танка» не заинтересовала клиентов от армии США, и проект так и остался на бумаге. Не считая Кристи подобную систему смог реализовать лишь коммунистический конструктор О. К. Антонов, создав «летающий» танк Т-40, что, но, не отправился дальше стадии прототипа.

М1932 и его создатель на презентации танка
Источник – palba.cz

В будущем Кристи изучал возможность перевозки танков посредством транспортных самолетов либо бомбардировщиков – танки должны были крепиться на внешних подвесках вместо бомб. Но, не обращая внимания на все усилия конструктора, и эта его разработка армию не заинтересовала.

Танк М1932
Источник – frost-zone.eu

Самые необычные военные машины мира. Летающие танки. Выпуск 4


Занимательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

spacer