На манер кристи

На манер кристи

На манер Кристи

  • танки
  • США
  • военная техника

Юрий Пашолок

25 марта 1931 года между U.S. Wheel Track Layer Corporation и Управлением оружий армии США был подписан договор на изготовление серии из пяти танков Christie M.1931, расширенный позднее до семи танков. Американская пехота взяла три автомобили Convertible Medium Tank T.3, а кавалерия – четыре Combat Car T.1. Казалось, что продолжительная борьба между Джоном Уолтером Кристи и американскими армейскими закончилась, наконец, победой гениального инженера, и за первыми танками вот-вот последует громадная серия.

Но на деле истории было суждено пойти По другому пути, в конце которого ходовая часть конструкции Кристи была для американского танкостроения тупиковым путём развития. Но, до этого финала эволюция американских колёсно-гусеничных танков стала причиной появлению ещё нескольких увлекательных автомобилей, одна из которых, Convertible Medium Tank M1, кроме того была официально принята на вооружение.

В то время, когда за дело берутся пожарники

Для понимания одной из обстоятельств неприятностей, преследовавших Кристи, направляться перенестись в 1924 год. Сейчас случился первый по-настоящему большой конфликт между американскими военными и изобретателем. Как мы знаем, ни один из бессчётных образцов военной техники, каковые разрабатывались Front Wheel Drive Motor Corporation с 1917 по 1924 годы, так и не приняли на вооружение.

И частенько неприятность появилась отнюдь не в Кристи, а в неповоротливой бюрократической машине, левая передняя лапа которой не ведала, что делает задняя правая. Армейские довольно часто сами не знали, чего они желают, и в следствии 155-мм самоходная пушка, например, переделывалась три раза, а её всё равняется забраковали.

Наряду с этим экспериментальные образцы, созданные за указанный период, обошлись казне в $175 000, и по тем временам это была весьма немаленькая сумма. В итоге крайним сделали Кристи. В первой половине 20-ых годов XX века Управление оружий прекратило сотрудничество с Front Wheel Drive Motor Corporation, а генерал Вильямс проклял конструктора.

Кристи в характерной ему манере ответил, что взял эти «кровавые деньги», но останавливаться на достигнутом не планирует.

Пакет патентов, купленный в первой половине 20-ых годов XX века армейскими у Кристи, обошёлся им в $100 000. Он включал в себя права на все созданные к тому времени образцы военной техники, и их агрегаты. Кроме этого, патентное соглашение оговаривало права на последующие изобретения конструктора, что потом ему весьма дорого обошлось.

Convertible Medium Tank T3E2. Прекрасно заметно, что он резко отличается от исходного танка Кристи

Эксплуатация Convertible Medium Tank T.3 и Combat Car T.1 в армиях распознала как массу их преимуществ, так и последовательность недочётов. Но, не все эти недочёты были напрямую связаны с Кристи. К примеру, одноместная башня, которую установили на танки, мало чем отличалась о той, что устанавливалась на семейство Light Tank T1. То, что начальник не должен заниматься всем сходу, и башню нужно делать двухместной, было честным замечанием, но тем же самым «недугом» страдал и танк, спроектированный Гарри Ноксом.

То же самое возможно сообщить и об отделении управления, которое в танке Кристи было вычислено на одного человека. Фактически говоря, пожелание сделать его двухместным показалось по окончании того, как весной 1932 года на опробования вышел Light Tank T1E4, для которого Нокс позаимствовал последовательность ответов с Vickers Mk.E. Иначе говоря это не сам танк был нехорошим, а всего лишь поменялись требования к нему со стороны Управления оружий.

Ещё одна неприятность Кристи заключалась в том, что человек данный имел очень непростой темперамент, и к тому же довольно часто весьма скоро увлекался новыми идеями. К примеру, в первой половине 30-ых годов двадцатого века он увлёкся идеей летающего танка, и дело дошло до изготовления опытного образца Christie M1932 Airborne Tank. В то время это был самый стремительный в мире танк, его вовсю рекламировали в прессе и демонстрировали участникам Конгресса.

Но армейским был нужен не новый танк с непонятными возможностями, а усовершенствование уже имеющегося примера.

В июне 1932 года Управление оружий советовало начать подготовку документации по улучшенной версии Medium Tank T3. В один момент главу US Track Wheel Corporation сообщили, что на следующий денежный год будет выделено $200 000 для закупки улучшенной версии танка, Convertible Medium Tank T3E2. Кристи пробовал настаивать на том, что лишь US Track Wheel Corporation в праве производить Convertible Medium Tank T3E2.

В этот самый момент конструктора опять ожидал неприятный сюрприз, что он сам себе устроил в прошлом. Оказалось, что юридически Управление оружий имело возможность пользоваться его изобретениями как угодно.

Эта же машина на колёсном ходу

14 октября 1932 года армейские закончили разработку спецификации на Convertible Medium Tank T3E2. Предложение к сотрудничеству было разослано четырнадцати компаниям, включая US Track Wheel Corporation. Результат был предсказуемым: 28 ноября стало ясно, что договор Кристи не возьмёт.

Вместо него контракт о выпуске пяти танков на сумму $200 000 взяла American LaFrance.

По иронии судьбы, договор оторвала та самая компания, с которой Front Wheel Drive Motor Corporation, прошлая компания Кристи, соперничала на рынке пожарных автомобилей. Тогда, в середине 10-х годов, American LaFrance одержала победу, и вот сейчас обстановка повторилась. Практически для US Track Wheel Corporation проигрыш означал прямой путь к банкротству: продажа M1932 в СССР только оттянула время, в один момент настроив американских военных против Кристи.

Опробование танка на проходимость

В это же время, проведение тендера совсем не означало, что по его итогам пехота возьмёт танки, каковые окажутся лучше автомобилей производства Кристи. Для American LaFrance победа в конкурсе была частично случайной. Основанная в далеком 1832 году, American LaFrance Fire Engine Company сначала специализировалась на пожарной технике. К ноябрю 1932 года за данной компанией не числился ни один пример военной техники.

Неудивительно, что работу над Convertible Medium Tank T3E2 (такое обозначение взяла машина) American LaFrance вела в тесном сотрудничестве с военными организациями, в частности с арсеналом Уотертаун, расположенном в штате Массачусетс. Разработка нового танка для американской пехоты затянулась, и пример для опробований был взят только в конце 1933 года.

Вместо модернизации танка Кристи у его соперников оказался во многом второй танк. Отличия начинались уже в носовой части, которая, по требованию армейских, была расширена в расчёте на двух членов экипажа. Ассистент механика-водителя, сидевший справа, взял в собственное распоряжение курсовой пулемёт Browning M1919A4. Башня была двухместной и взяла вытянутую форму.

Её сделали заметно просторнее, что было для экипажа явным плюсом. Танк сохранил оружие Convertible Medium Tank T3, к которому зачем-то добавили ещё три пулемёта в шаровых установках, расположенных по бортам башни и в её кормовом люке. Инженеры American LaFrance сохранили командирскую башенку, которая, но, сейчас размешалась по центру башни, и пользоваться ей было не слишком-то комфортно.

Как возможно подметить, пулемётов для этого танка конструкторы не пожалели

Не обращая внимания на то что American LaFrance имела опыт в разработке 12-цилиндровых грузовых двигателей, для танка ею был выбран летный мотор Curtiss D-12 мощностью 435 л.с. Как и Liberty L-12, данный мотор обширно употреблялся, и неприятностей с их наличием не предвиделось. По требованию армейских, доступ к трансмиссии и двигателю был улучшен, не смотря на то, что от предшественника Convertible Medium Tank T3E2 в этом замысле ушёл неподалеку.

Доступ к трансмиссии был вероятен через съёмные жалюзи в кормовом странице корпуса.

Что касается люков в передней части, то они были достаточно нестандартными. Двустворчатый люк механика-водителя во многом повторял конструкцию люка танка-предшественника. Наряду с этим предназначался он лишь для улучшения обзора на марше.

Для выхода и входа употреблялся второй люк, расположенный в верхнем лобовом странице.

Важным трансформациям подверглась и ходовая часть. Ленивец по конструкции стал быть похожим уменьшенную копию опорного катка. Ещё громадные трансформации претерпело ведущее колесо. В его качестве танк взял более привычную «звёздочку». Вторыми стали и траки.

В трансмиссии конструкторы American LaFrance отказались от цепей Галля и возвратились к шестерёночной передаче, которая употреблялась на танке M.1931.

Один из Convertible Medium Tank T3E3 в музее при Абердинском полигоне. В начале 50-х годов его сдали в металлолом

Благодаря более замечательному двигателю Convertible Medium Tank T3E2 был стремительнее предшественника. Его большая скорость на гусеничном ходу составила 56 км/ч, на колёсах – 93 км/ч. Но, эти значения были продемонстрированы в условиях полигона, а на практике всё выяснилось не так превосходно.

На протяжении военных опробований детище American LaFrance была менее прытким.

Вся серия из пяти автомобилей попала в 67-й пехотный (оснащённый средними танками) полк, В том же направлении, где помогали Convertible Medium Tank T3. Автомобили были весьма сырыми в техническом замысле: за время работы в их конструкцию было внесено около шести десятков разных трансформаций. Всё это стало причиной тому, что по окончании модернизации танки приобрели новое обозначение – Convertible Medium Tank T3E3.

От предстоящего сотрудничества с American LaFrance армейские отказались.

Кавалерийский опыт

Американская кавалерия от одолжений Кристи отказалась ещё раньше, чем пехота – в феврале 1932 года. Обстоятельства, побудившие управление кавалерией отказаться от одолжений US Track Wheel Corporation, были прозаичными – деньги. Цена Combat Car T1 была такова, что имеющиеся финансы не разрешали закупать танки в нужных количествах.

Первая попытка кавалерии создать альтернативу для танка Кристи была предпринята ещё в первой половине 30-ых годов двадцатого века.

Её результатом стала бронемашина T5, позднее переименованная в Combat Car T2. Разрабатывалась она Управлением оружий совместно с арсеналом Рок-Айленд. Фактическим автором данной очень чудной конструкции был всё тот же Гарри Нокс.

Часто Combat Car T2 именуют попыткой применения патентов Кристи. В действительности это была военная машина в полной мере самобытной конструкции, от которой кавалерия достаточно скоро отказалась, поняв отсутствие у неё возможностей.

Запатентованная Гладеоном Барнсом модернизированная подвеска по типу Кристи

На конференции, прошедшей в феврале 1932 года, были сформулированы тактико-технические требования для улучшенного кавалерийского танка. Для него был указан предел боевой массы в 9 маленьких тысячь киллограм (8163 кг), большая скорость на колёсах должна была составить 64 км/ч, а на гусеницах 35,2 км/ч. Экипаж, как и при с Convertible Medium Tank T3E2, возрастал до четырёх человек.

В качестве оружия предполагалось применять спарку двух пулемётов (калибром 12,7 и 7,62 мм) в башне, плюс курсовой пулемёт должен был размещаться в корпусе. По вопросу боевой массы разгорелся жаркий спор, по результатам которого её снизили до 8,5 маленьких тысячь киллограм ( 7710 кг). Одновременно с этим большую скорость танка на гусеницах было решено поднять до 48 км/ч.

Конструктивно военная машина, которая взяла обозначение Combat Car T4, во многом пересекалась с Convertible Medium Tank T3E2. Особенно это относится компоновки отделения управления. К тому же, неспециализированная конструкция оказалась другой, и от исходного танка Кристи она отличалась значительнее.

В отличие от Combat Car T2, к этому танку Нокс не имел никакого отношения. Совсем нежданно у него появился новый визави – майор Гладеон Барнс (Gladeon Marcus Barnes), в то время глава Абердинского полигона. Главной специализацией Барнса была артиллерия, но в начале 30-х гениальный инженер перевёл собственный взгляд и на бронетанковую технику.

Забрав за базу подвеску Кристи, Барнс её существенно доработал, убрав один из значительных недочётов – высоко торчащие свечи. Он установил их под наклоном, в один момент переделав балансиры, что разрешило снизить высоту корпуса.

Combat Car T4 на Абердинском полигоне, 12 августа 1933 года. От танка Кристи тут осталась только неспециализированная концепция ходовой части

Одной лишь подвеской дело не ограничилось. В случае если в Convertible Medium Tank T3E2 прародитель в полной мере угадывался, то вышедший в августе 1933 года на опробования Combat Car T4 был совсем вторым. При схожей ширине он был на полметра меньше и на 30 см ниже.

По боевой массе удалось уложиться в требуемые 8,5 тысячь киллограм, действительно, наряду с этим толщина брони составляла всего 9,5 мм по периметру. За счёт уменьшения количеств, занимаемых подвеской, корпус взял рациональные углы наклона верхних бортовых страниц.

Вместо громадного авиационного мотора водяного охлаждения машина взяла 11-литровый летный мотор воздушного охлаждения Continental R670, что развивал мощность в 264 лошадиные силы, был существенно легче и компактнее, чем Liberty L-12. С мотором в достаточно компактную конструкцию была сблокирована трансмиссия. За счёт меньшей высоты конструкторам удалось сделать крышу моторно-трансмиссионного отделения покатой, тем самым победив в массе.

Совсем непохожей на исходную была и ходовая часть. Опорные катки, ленивцы и ведущие колёса были сконструированы заново, иную конструкцию имели и траки. Укладка гусеничных лент при перемещении на колёсах была выполнена достаточно уникально: добрая половина ленты крепилось на надгусеничной полке, а вторая добрая половина – под ней, причём финиши ленты покоились на ведущем ленивце и колесе.

Объединённые в один блок трансмиссия и двигатель танка Combat Car T4

Проходившие на Абердинском полигоне опробования продемонстрировали, что характеристики созданного при участии Барнса танка были кроме того чуть лучше, чем потребовало задание. Большая скорость выросла до 80 км/ч, другими словами кавалерийская машина оказалась кроме того стремительнее, чем Combat Car T1. Неудивительно, что 7 июня 1934 года Комитет по Оружиям (OCM) в целом одобрил конструкцию танка.

К тому же, имелись и значительные неприятности. Дело в том, что башня с диаметром погона 1118 мм была тесной. Комитет «настойчиво попросил» её переделать, увеличив диаметр погона до 1420 мм. Вышедший в последних числах Августа 1934 года на опробования танк приобрел новую башню, имевшую форму подковы.

От спаренной установки оружия в нём отказались, вместо неё пулемёты установили раздельно. За счёт переделок масса танка выросла до 9 тысячь киллограм, но в целом его характеристики не изменялись . Иначе, за счёт установки новой трансмиссии управляемость танка улучшилась.

Позднее переделанная машина взяла обозначение Combat Car T4E1.

Модернизированный Combat Car T4E1. Дополнительно он взял зенитный пулемёт, плюс несколько пулемётов в борах корпуса

Казалось, что именно эта машина отправится в серию. Кавалерия настаивала на том, дабы такие «военные машины» шли на вооружение механизированных частей. Но на практике Combat Car T4E1 так и остался умелой машиной. Дело в том, что приблизительно одновременно с этим опробований проходил Combat Car T5, по конструкции весьма похожий на Light Tank T2 разработки Гарри Нокса. В случае если кроме того покинуть без внимания тот факт, что у этого танка имелись лоббисты в Управлении оружий, Combat Car T5 имел как минимум два очень важных преимущества.

Его масса соответствовала новым требованиям Управления оружий – 7,5 тысячь киллограм. А цена детища Нокса была в 2 раза меньше, чем цена Combat Car T4E1. В условиях американской экономики, лишь выбиравшейся из Великой Депрессии, данный фактор был очень важен.

Помимо этого, на гусеницах Combat Car T5 развивал скорость 72 км/ч, практически столько же, как соперник на колёсах. Его оружие выяснилось таким же, а толщина брони была кроме того чуть больше. Неудивительно, что выбор армейских остановился не на колёсно-гусеничном танке.

Combat Car T4E2. Достаточно необыкновенная конструкция, которой американские армейские «переболели» в середине 30-х годов

На этом история Combat Car T4E1 не закончилась. Зимний период 1935 года танк был переделан в Combat Cat T4E2. Трансформации заключались в том, что вместо башни на нём установили громадную рубку. К трём имевшимся пулемётам добавилось ещё 3 – по одному в корме и бортах рубки.

Масса танка наряду с этим выросла до 13 тысячь киллограм.

Относительный успех

Не обращая внимания на то что развитие Combat Car T4 в итоге зашло в тупик, совсем бесследно для американского танкостроения оно не прошло. Предстоящая его эволюция отправилась по пути создания колёсно-гусеничного танка для пехоты. В апреле 1934 года была совершена демонстрация Combat Car T4 для пехотного руководства, которое осталось довольным.

Именно сейчас начались войсковые опробования Convertible Medium Tank T3E2, распознавшие несложный факт: машина сырая и лишена возможностей. Было издано постановление о проектировании пехотного танка на базе Combat Car T4 с усиленной бронёй.

Convertible Medium Tank T4. Создан он был на базе Combat Car T4E1, но наряду с этим имел массу отличий

Такая машина вышла на опробования в 1935 году. По внешнему виду она напоминала Combat Car T4E1, но имелись в их конструкции и значительные отличия. Совсем по-иному (более удачно) был выполнен люк механика-водителя. От базисной автомобили новый танк отличался верхними передними и боковыми листами корпуса смотровыми лючками.

У него не было коробок ЗИП на надгусеничных полках и дополнительных пулемётов. Новая двухместная башня только частично напоминала таковую у Combat Car T4E1. Основной её отличительной чертой было наличие необычной ступени на крыше, которая представляла собой некое подобие командирской башенки.

В противном случае было установлено и оружие: Browning M2HB на кавалерийском танке стоял слева, а на пехотном был справа. Кроме этого тут имелись защитные щитки, каковые делали роль орудийных масок.

Ходовая часть этого танка очень сильно отличалась от такой на Combat Car T4E1: все катки, включая ленивцы и ведущие колёса, были спроектированы заново. На колёсном ходу привод сейчас опять осуществлялся посредством цепей Галля. Потому, что масса танка увеличилась до 12 тысячь киллограм, его двигатель был форсирован до 268 л.с.

Кроме этого новый танк взял глушители, размешавшиеся на крыше моторно-трансмиссионного отделения.

Кормовая часть Convertible Medium Tank T4 кроме этого была сделана по-иному

Танк взял обозначение Convertible Medium Tank T4. Не обращая внимания на повышение мощности двигателя, его скоростные характеристики были скромнее таковых у кавалерийской автомобили. На колёсах танк разгонялся до 61 км/ч, на гусеницах – до 38 км/ч.

Танк стал чуть шире и выше, помимо этого, толщину его брони увеличили до 16 мм. Однако, машина продемонстрировала себя в полной мере надёжной, что послужило основанием для начала серийного производства. Всего с 1935 по 1936 годы американская пехота взяла 16 Convertible Medium Tank T4.

В дополнение к ним армия взяла и 3 танка, взявших обозначение Convertible Medium Tank T4E1. Эти автомобили являлись аналогом кавалерийского танка Combat Car T4E2. Как и на нём, вместо башни на Convertible Medium Tank T4E1 устанавливалась просторная рубка.

По периметру были установлены четыре 7,62-мм пулемёта Browning M1919A4, в носовой части кроме этого имелся один пулемёт Browning M2HB калибра 12,7 мм.

Convertible Medium Tank T4E1. Стоял ли в этого танка столик для покера, история умалчивает

Семейство Convertible Medium Tank T4 стало самым массовым типом американских колёсно-гусеничных танков. Не обращая внимания на недостаточную мощность двигателя, они владели хорошей мобильностью. Как и другие колёсно-гусеничные танки, заказанные пехотой, автомобили попали в Форт-Беннинг.

Первая, неудачная, попытка стандартизации этих танков была предпринята в феврале 1936 года. Вторая состоялась 30 марта 1939 года, и она увенчалась успехом. Танки взяли обозначение Convertible Medium Tank M1, Limited Standard.

Так, Medium Tank T4 стал единственным американским колёсно-гусеничным танком, официально принятым на вооружение. Но, это была его лебединая песня: уже год спустя автомобили этого типа списали как морально устаревшие. К тому моменту базой американских бронетанковых сил были танки, созданные на базе Light Tank T2.

Один из Convertible Medium Tank T4 сохранился до наших дней. на данный момент он находится в Национальном кавалерии и музей пехоты в Форт-Беннинге.

Источники:

  • NARA
  • T.3 Christie: Armour in Profile #4, Peter Chamberlain, Steveson Pugh, Once Read Books, 1967
  • Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio, 1978
  • Stuart: A History of the American Light Tank Volume I, R.P. Hunnicutt, Presidio, 1992
  • A Yankee Inventor and the Military Establishment: The Christie Tank Controversy, George F. Hofmann, Military Affairs, Vol. 39, No. 1 February 1975
  • Фотоархив автора

Если бы Виктор Цой пел песню Макsим


Занимательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

spacer