не поплыл и не поехал

не поплыл и не поехал

Не поплыл и не отправился

  • ВМВ
  • танки
  • шушпанцер

Антон Ляпин

Япония, как и большая часть стран, в канун Второй мировой желала иметь на вооружении легкий разведывательный танк, что имел возможность бы преодолевать водные препятствия. Эта мысль появилась еще в 20-х годах, в то время, когда в Стране восходящего солнца был испытан плавающий полугусеничный бронеавтомобиль французского производства AMP. Во второй половине 20-ых годов двадцатого века были выстроены два прототипа плавающих бронемашин по примеру «Виккерс-Волсли», но Японии нужен был как раз танк-амфибия.

Из этого начинается плачевная история танков серии SR.

По сути, серия танков SR, спроектированная инженерами компании «Мицубиси», была создана для отработки всевозможных новшеств, каковые раньше не использовались в японском танкостроении. Главным требованием к подобным танкам со стороны армии было ограничение по массе – не более 4000 кг.

В первой половине 30-ых годов XX века был выстроен первый прототип, названный SR-I «И-Го» (Suiriku-Ryoyo I). По сути, это была поменянная под плавающий танк инженерная машина SS-Ki. Любой борт экспериментального танка-амфибии складывался из: 4 тележек (8 сдвоенных опорных катков, каковые блокировались попарно), 3 поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колес с цевочным зацеплением и мелкозвенчатой гусеницей из металлических одногребневых траков.

Плавающий танк SR-I «И-Го» (www.feldgrau.info) Плавающий танк SR-I «И-Го» (www.feldgrau.info)

Танк был оснащен 4-цилиндровым бензиновым двигателем мощностью 70 л.с. и механической трансмиссией. Перемещение в воде должно было обеспечиваться работой киля и гусениц, что устанавливался на кормовой части корпуса. Танк был высоким и делился на пара отсеков, как корабль. В передней части размешался механик-водитель, над головой которого была цилиндрическая рубка со смотровой щелью.

Среднюю часть занимало боевое отделение с одноместной конической башней, которая оснащалась 6,5-мм пулеметом. По бокам корпуса были смонтированы необычные поплавки, а от набегающей волны должны были обезопасисть откидывающиеся щитки в носовой части.

Но опробования продемонстрировали, что в случае если на суше большая скорость SR-I составляла 24 км/ч, то в воде, кроме того с учетом дополнительных доработок, она чуть доходила до девяти километров/ч. К тому же, на плаву машина была совсем неуправляемой. Армия забраковала проект, и началась разработка новой модели.

Разработка второй модели была поручена инженерам компании «Ишикавадзима». Официально наименование танка звучало как SR-II «Ро-Го» (Suiriku-Ryoyo II). За базу был забран английский экспортный плавающий танк Vickers А4Е11/А4Е12.

Требования армейского руководства в этом случае заключались в том, дабы новый танк-амфибия весил не более 7000 кг, был оснащен 10-мм броней и имел на вооружении два пулемета калибра 6,5 мм.

Плавающий танк SR-II «Ро-Го» (www.feldgrau.info) Плавающий танк SR-II «Ро-Го» (www.feldgrau.info)

В итоге инженеры «Ишикавадзимы» создали танк, что был совсем не похож на собственного предшественника. Прежде всего, отличалась ходовая часть – сейчас она складывалась из трех опорных катков с передним ведущим колесом и одним поддерживающим роликом. По сути, большая часть элементов ходовой части были заимствованы у танка «Ха-Го». Корпус амфибии воображал собой клепано-сварную конструкцию из страниц 10-мм стали.

О том, каким двигателем он был оснащен, сведений не сохранилось, но предполагается, что это был 6-цилиндровый бензиновый двигатель «Мицубиси» мощностью 110 л.с. По воде танк передвигался при помощи гребного винта в кормовой части.

В передней части танка справа размешался механик-водитель, слева – стрелок- пулеметчик, что вел пламя из 6,5-мм пулемета. Средняя часть была боевой, в том месте размещалась шестигранная башня с командирским куполом. В ней кроме этого устанавливался пулемет калибра 6,5 мм.

Такая конструкция была обусловлена жаждой вместить в танк экипаж из трех человек и установить бортовые коробы, каковые делали бы функцию дополнительных поплавков.

Опробования SR-II проводились в течение двух лет. В итоге он превзошел собственного предшественника по управляемости и скорости, но армейские снова забраковали проект, посчитав оружие танка через чур не сильный. Прототип был покинут в Маньчжурии, где в августе 1945 г. его захватили войска СССР.

Советское руководство не стало изучать трофейную амфибию, и SR-II «Ро-Го» послали на слом.

Над третьей версией танка SR снова трудилась «Мицубиси» – разработки начались в один момент с опробованиями танка SR-II в 1935 году. Главными требованиями стали лимит по массе в 7500 кг и усиление оружия.

Вышедший на опробования во второй половине 30-ых годов двадцатого века танк мало чем отличался от второй версии. Корпус был полностью сварной, что снабжало громадную герметичность в воде. В башне был установлен пулемет калибра 13,2 мм.

Кроме этого была увеличена толщина брони, сейчас она составляла 13 мм.

По окончании всех доработок масса танка SR-III составила 7200 кг, но на его плавучести и ходовых свойствах это никак не сказалось. Но танк все же не взяли на вооружение. Обстоятельством стала масса, близкая к предельной, и слабость пулеметного оружия.

С последним конструкторы «Мицубиси» постарались совладать, установив 37-мм пушку, но это увеличило массу танка до 7500 кг.

Попытки реализовать третью серию флоту также провалились. У моряков уже были собственные более успешные разработки, каковые сухопутные армии отказывались принимать на вооружение.

Вся эта история – один из бессчётных примеров того, как несогласованными были действия армейского руководства Японии. Оно, как будто бы живя устаревшими феодальными правилами, распыляло все средства и силы на параллельные проекты соперничающих родов армий. Быть может, как раз исходя из этого всю войну Страна восходящего солнца испытывала острую дефицит в технике и шла в бой на морально устаревших автомобилях примера 30-х годов.

Вездеход Шерп Отправились… Поплыли… а по большому счету то без отличия он может все!


Занимательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

  • Необычный танк strv 103

    Необычный танк Strv 103 танки холодная война Швеция Юрий Пашолок Визитка шведской танковой индустрии — Strv 103, он же S-Tank. Вот только…

  • Самый безбашенный швед. strv 103

    Самый безбашенный швед. Strv 103 Во Второй мировой Швеция не принимала участие. Но ни страны, оккупированные Германией, ни СССР в глазах её…

  • Продолжительная дорога в тупик

    Продолжительная дорога в тупик танки холодная война Франция Юрий Пашолок На необыкновенном параде 14 июля 1951 года в Париже французские армейские продемонстрировали всю новую…

  • Ненужная модернизация

    Ненужная модернизация ВМВ танки Франция Юрий Пашолок Во второй половине 30-ых годов двадцатого века, спустя всего два года по окончании принятии ответа о запуске в серийное производство…

  • Шведский барабанщик

    Шведский барабанщик танки холодная война Швеция Юрий Пашолок Шведская танковая индустрия во второй половине 40-х годов появилась в достаточно глубоком…

  • Пятилетка ошибок и проб

    Пятилетка ошибок и проб танки Франция военная техника Юрий Пашолок Вторая добрая половина 40-х годов стала тёмной полосой для многих танкостроительных держав….

spacer