Запоздавший первенец книпкампа

Запоздавший первенец книпкампа

Запоздавший первенец Книпкампа

  • ВМВ
  • танки
  • Германия

Юрий Пашолок

Запуск немцами в серию танка Pz.Kpfw.I Ausf.B был верным, но однако запоздалым ответом. Дело было не только в том, что концепция лёгкого танка с чисто пулемётным оружием и противопульной защитой была неудачной. 6-й отдел управления оружий вермахта был разочарован в шасси, созданном инженерами концерна Krupp.

Не обращая внимания на то что удельная мощность Pz.Kpfw.I по окончании модернизации выросла с 11,1 до 17,2 лошадиных сил на тонну, по-настоящему резкого увеличения скоростных черт не последовало. 40 км/ч – это совсем не то, что ожидалось при таковой солидной прибавке. Неудивительно, что вместо предстоящего развития Pz.Kpfw.I Ausf.B германские армейские выбрали путь создания совершено нового лёгкого танка, которым стал Pz.Kpfw.I Ausf.C.

След полугусеничных тягачей

Очень необычная обстановка с ходовой частью германских танков, сложившаяся во второй половине 30-х годов, касалась далеко не только Pz.Kpfw.I. Довольно успешной была только ходовая B.W. (будущего Pz.Kpfw.IV), остальные танки в той либо другой степени испытывали неприятности с ней. Ресурс у рессорной подвески был не через чур громадным, катки малого диаметра преследовали неприятности с отслаиванием бандажей.

Наряду с этим последовательность компаний-разработчиков, в особенности концерн Krupp, усердно не обращал внимания на вывод армейских. К примеру, требования по применению торсионной подвески игнорировались пара раз, и это при том, что Krupp создал личные торсионы, продемонстрировавшие себя на B.W.II Kp не имеет значение. В это же время в Швеции торсионная подвеска конструкции Porsche K.G., установленная на лёгком танке Landsverk L-60, продемонстрировала себя превосходно.

В итоге всё это переполнило чашу терпения управления 6-го отдела управления оружий.

Тягач Krauss-Maffei KMZ 100, ходовая часть которого позднее отправилась за базу конструкции перспективного лёгкого танка

Как раз сейчас наступил звёздный час для Генриха Книпкампа (Heinrich Ernst Kniepkamp). Гениальный инженер и до этого игрался ключевую роль в разработке германских танков. Но сейчас в его руках сконцентрировались куда более широкие полномочия.

В начале 1937 года Книпкампа прописали важным за разработку перспективных танков.

Как раз сейчас в заглавиях германских перспективных боевых автомобилей показалась сокращение VK – сокращение от Vollketten («всецело гусеничный»). Такие индексы начали получать умелые разработки. За VK указывались цифры, каковые обозначали весовую категорию.

К 1939 году цифру начал дополнять номер примера, к примеру VK 6.01. Ещё позднее в заглавиях показалось и сокращённое обозначение компании-разработчика, к примеру VK 30.01 ( P).

Как возможно подметить, исходная концепция лёгкого танка от Krauss-Maffei слабо отличается от La.S.

Концепция танка нового типа, которую исповедовал Книпкамп, разительно отличалась от того, что разрабатывали на Krupp и других компаниях. Новое шасси должно было иметь ходовую часть с торсионной подвеской, превосходно продемонстрировавшей себя на шведских танках. не меньше занимательным было то, что концепция таковой ходовой части не предусматривала применения поддерживающих катков.

Их роль делали сами опорные катки громадного диаметра, оснащённые резиновыми бандажами. Тут легко угадывалась ходовая часть полугусеничных тягачей, разработкой которых в своё время занимался Книпкамп.

Ещё одной важной частью новой ходовой были гусеничные ленты со смазываемыми шарнирами, снабжающие высокую скорость передвижения. Для обеспечения высоких скоростей предполагалось применять двигатель большой мощности, владевший наряду с этим минимально вероятными габаритами. С ним должна была сочетаться полуавтоматическая трансмиссия с усилителем.

Новый танк предполагалось сделать стремительным и одновременно лёгким в управлении.

Не обращая внимания на схожие обозначения, отличие между VK 6 и VK 6.01 была значительная

Сначала никто не отстранял концерн Krupp от разработки лёгкого танка нового поколения. В феврале 1937 года концерн взял предложение по разработке танка по утверждённым Книпкампом спецификациям. То, что сейчас 6-й отдел управления оружий брал на себя ответ, из каких как раз частей Krupp будет разрабатывать шасси, в концерне восприняли в штыки.

Очевидно, собственную роль в развитии конфликта сыграла и пресловутая торсионная подвеска.

На возмущения управления Krupp Книпкамп в первых числах Мая 1937 года ответил, что договор может оказаться у любой из 10 компаний, дав время для размышления до 15 числа. Быть может, в Krupp сделали вывод, что и в этом случае окажут помощь связи в верхах, но не тут-то было. Договор на разработку умелого шасси 3-тонного класса (VK 3 t) был у нового игрока – компании Krauss-Maffei (Krauss Comp.-J. A. Maffei AG) из Мюнхена.

Опыта танкостроения у данной компании не было. Но в её активе имелся 8-тонный полугусеничный тягач Sd.Kfz.7, ходовая часть которого во многом и послужила базой для нового танка.

Опять в ту же реку

Смена подрядчика не означала, что сама концепция La.S. подвергнется радикальным трансформациям. Шасси, которое предстояло создать инженерам Krauss-Maffei, концептуально слабо отличается от шасси Kleintraktor, созданного более чем за пять лет до этого. Это и неудивительно, потому, что 6-й отдел управления оружий и Книпкамп имели к Kleintraktor самое яркое отношение.

Один из опытных образцов Pz.Kpfw.I n.A., выстроенных в первой половине 40-ых годов двадцатого века. Танк имеет траки раннего типа с резиновыми подушками

Шасси VK 3 t, разработка которого началась в октябре 1937 года, начало обретать законченные очертания к январю 1938 года. Чего-то по-настоящему нового инженеры Krauss-Maffei не создали. Шасси, не отправившееся дальше бумаги, здорово напоминало по концепции шасси La.S.138, предстоящего развития Pz.Kpfw.II, позднее превратившегося в Pz.Kpfw.II Ausf.D. Как и разработка MAN, VK 3 t имел по 4 опорных катка громадного диаметра (700 мм) на борт, его ведущие колёса и ленивцы кроме этого были немного поднятыми над почвой.

Совершенно верно так же в этом проекте употреблялась торсионная подвеска.

Компоновка нового лёгкого танка осталась той же, что и у Pz.Kpfw.I первых серий. Двигатель размешался позади, а ведущие колёса в первых рядах. А также мотор, кстати, остался тот же, что и у Pz.Kpfw.I Ausf.B – Maybach NL 38 Tr.

Благодаря высокой удельной мощности и более идеальной ходовой части у проектируемой автомобили ожидалась огромная для тех лет большая скорость – 80 км/ч.

Первый серийный Pz.Kpfw.I Ausf.C, лето 1942 года. Позднее данный танк попадёт на Восточный фронт

В апреле 1938 года неспециализированная концепция шасси была утверждена, по окончании чего шасси VK 3 t превратилось в лёгкий танк 5-тонного класса VK 5 to. В целом, шасси осталось без трансформаций, только легко увеличилась его колёсная база. В соответствии с расчётам, большая скорость танка на 8-й передаче должна была составить 77 км/ч.

В это же время, предстоящие доработки шасси конкретно показывали на то, что боевая масса автомобили неизбежно вырастет. Достаточно не так долго осталось ждать разработку Krauss-Maffei переименовали в VK 6. Расчетную большую скорость снизили уже до 67,5 км/ч, и это при том, что сейчас приводить танк в перемещение должен был 115-сильный мотор Maybach HL 54 TRM, позаимствованный с полугусеничного тягача Sd.Kfz.6.

Гусеничные ленты Книпкамп решил позаимствовать у другого полугусеничного тягача — Demag D7 (Sd.Kfz.10). Шасси VK 6 было выстроено в августе 1939 года, но его опробования по многим причинам, по большей части технического характера, не задались.

Бронирование бортов было усилено до 20 мм. Прекрасно виден экран, установленный на борту корпуса в районе ходовой части

В это же время в последних числах Июня 1938 года работы пошли по ещё одному направлению. Танк, взявший обозначение VK 6.01, должен был взять 130-сильный двигатель Maybach HL 61 и 8-скоростную полуавтоматическую трансмиссию DSRG 134190 компании Maybach. Приблизительно одвременно с этим, в июле 1938 года, был предложен проект VK 6.02, что планировалось оснащать тем же двигателем Maybach HL 61.

В октябре 1938 года Krauss-Maffei подписала с 6-м отделом управления оружий договор на изготовление шести умелых шасси VK 6.01.

Вид спереди-слева

В первой половине 1939 года танк подвергся важным трансформациям, по результатам которых неспециализированного между базисным VK 6 и VK 6.01 осталось весьма мало. Протяженность корпуса существенно сократилась, наряду с этим колёсная база осталась на уровне 1600 мм, а протяженность опорной поверхности уменьшилась с 2295 до 1736 мм. Число опорных катков увеличилось до 5, наряду с этим они, как и на полугусеничных тягачах, стали располагаться в шахматном порядке.

Число траков, если сравнивать с VK 6, снизилось с 62 до 52 штук на борт, наряду с этим их ширина увеличилась с 240 до 260 мм. Однако, это были всё те же траки конструкции Книпкампа со смазываемым резиновыми подушками и шарниром.

Для обеспечения большой скорости в 80 км/ч было решено установить на танк 150-сильный двигатель Maybach HL 45, что передавал мощность через 8-скоростную полуавтоматическую трансмиссию Maybach SRG 15319. С учётом опыта, взятого в битвах в Испании, бронирование танка было решено довести до 30 мм в лобовой части. Борта имели прошлую толщину — 14,5 мм.

Благодаря башенке с перископическими устройствами командир экипажа не страдал от отсутствия обычного обзора

До тех пор пока инженеры Krauss-Maffei трудились над шасси для нового лёгкого танка, параллельно шли работы над его оружием. То, что спарка пулемётов не есть верным выбором кроме того для лёгкого танка, стало ясно по окончании первых боестолкновений Pz.Kpfw.I Ausf.A с Т-26 в Испании. Однако, 20-мм автоматическая пушка показалась для для того чтобы танка чересчур большой.

В качестве компромисса было издано постановление о разработке достаточно специфичного танкового оружия, с которым, кстати, связано одно значительное заблуждение. В июле 1938 года компания Mauser начала работу над танковой версией авиационного пулемёта MG 141, что, со своей стороны, являлся вариацией на тему MG 151.

Подобно MG 141, новая разработка, взявшее обозначение EW 141 (Einbauwaffe, другими словами «встроенное оружие»), применяла патроны 7,92?95 от противотанкового ружья Pz.B. 38/Pz.B.39. Основной неточностью последовательности исследователей есть то, что они вычисляют EW 141 пулемётом.

На деле это полуавтоматическое оружие, по сути – танковая версия противотанкового ружья.

Благодаря весьма замечательному патрону показатель бронепробиваемости у EW 141 достигал 25 мм на 100 метрах при угле наклона бронелиста в 30 градусов. Для поражения легкобронированных целей этого было достаточно. Устанавливать EW 141 предполагалось в одноместной башне.

Договора на подбашенной коробки и разработку башни, а заодно и на последующий их выпуск достались Daimler-Benz.

На недочёт навесного оборудования экипаж Pz.Kpfw.I Ausf.C очевидно не имел возможности пожаловаться

15 сентября 1939 года было издано постановление об изготовлении нулевой серии, в которую входили 40 VK 6.01. В апреле 1940 года танк взял обозначение Pz.Kpfw.I n.A., другими словами «Pz.Kpfw.I нового типа». Первые танки нулевой серии предполагалось взять в марте 1941 года, а последние – в сентябре.

Нужно заявить, что аппетиты вермахта были очень солидными. При неудачи с более тяжёлым танком-разведчиком VK 9.01 (он же Pz.Kpfw.II n.A.) предполагалось заказать, ни большое количество ни мало, тысячу Pz.Kpfw.I n.A.

Сейчас, в соответствии с расчётам, танк должен был весить 6,4 тонны.

На правой надгусеничной полке разместилась батарея мортирок для стрельбы дымовыми гранатами

Но к лету 1941 года обстановка очень сильно изменилась. В соответствии с отчёту за июль 1941 года, Pz.Kpfw.I n.A. к тому моменту планировалось применять только для оружия германских десантников, и экспедиционных армий. Похоже, что военное управление поняло несложную истину — перспективный лёгкий танк-разведчик начал устаревать ещё до постройки первой автомобили.

В июле, наконец, компания Krauss-Maffei выпустила первые два умелых шасси VK 6.01. К тому моменту было издано постановление об усилении защиты бортов дополнительными бронелистами толщиной 5,5 мм, что стало причиной повышению массы до 7,3 тысячь киллограм. Первые шасси испытывались с весовыми макетами башен и подбашенных коробок.

Выпуск нулевой серии Pz.Kpfw.I n.A. был отложен на октябрь 1941 года, но после этого и эту дату было нужно переносить. Daimler-Benz, загруженная заказами по вторым танкам, смогла начать подбашенных коробок и изготовление башен лишь к концу 1941 года. Затянулись работы по шасси и на Krauss-Maffei.

В начале 1942 года два шасси было решено переделать с учётом возможности их применения в тропиках.

Опробования продолжились и весной 1942 года. 21 мая шестой умелый VK 6.01 без неприятностей преодолел расстояние от Мюнхена до Дахау и обратно, причём в Дахау он ехал по автобану, а обратно – по пересечённой местности. Приблизительно тогда же танк подвергся очередным переделкам, по окончании чего его боевая масса выросла до 8 тысячь киллограм.

Такое повышение массы обернулось смертным решением суда для гусеничных лент с траками конструкции Книпкампа. Вместо них было решено применять мелкозвенчатые траки без резиновых подушек. Наряду с этим их число выросло до 89 на борт.

1 июля 1942 года танк взял обозначение, под которым он самый известен – Pz.Kpfw.I Ausf.C, сквозной индекс Sd.Kfz.101. Приблизительно одвременно с этим началось его серийное производство. Так, от начала разработки до серийной автомобили прошло практически 5 лет, а изначально запланированная боевая масса автомобили возросла более чем в 1,5 раза.

Но, как говорится, ничего нового.

Для скоростных тренировок

Новые танки взяли серийные номера 150101–15140. По причине того, что предприятия, важные за их производство, были перегружены вторыми заказами, выпуск автомобилей нулевой серии затянулся. Последние танки были выстроены уже в первой половине 40-ых годов двадцатого века.

На этом производство Pz.Kpfw.I Ausf.C было завершено, потому, что необходимость в таком танке к тому времени уже . Как разведывательный танк он сейчас не был занимателен вермахту, поскольку требования к этому типу боевых автомобилей у немцев изменились. Радиооборудование Pz.Kpfw.I Ausf.C для разведки доходило мало, да и одноместная башня для танка-разведчика была очевидно неверным ответом.

Потребности в линейных лёгких танках вермахт также не испытывал, поскольку ещё летом 1942 года «простые» лёгкие танки немцы прекратили производить. Случилось это вследствие того что сложившиеся к тому времени условия оставляли им мало шансов для выживания на поле боя. На базе снятых с производства Pz.Kpfw.II и Pz.Kpfw.38(t) сейчас строились самоходные артиллерийские установки.

А база Pz.Kpfw.I Ausf.C для этих целей совсем не годилась, потому, что разметить в маленьком боевом отделении более-менее большую пушку с расчётом было фактически нереально.

Одна из немногих фотографий Pz.Kpfw.I Ausf.C на работе. Сделана она во Франции

Полное непонимание того, как же поступить с уже выпущенными танками, стало причиной тому, что их боевая карьера была весьма недолгой. В первых числах Марта 1943 года два Pz.Kpfw.I Ausf.C были включёнными в состав 2-го батальона 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии. Но, отправка в одно из старейших танковых подразделений Вермахта совсем не означала, что танки скоро понюхают пороха.

Сейчас 1-я танковая дивизия пребывала Греции, откуда отправилась на Восточный фронт лишь в последних числах Октября 1943 года.

Кроме двух Pz.Kpfw.I Ausf.C, 2-му батальону в довесок достались ещё восемь Pz.Kpfw.I Ausf.F, боевые возможности которых были ещё более вызывающими большие сомнения. Дивизия учавствовала в сражениях под Киевом. Тут она сражалась в составе 48-го механизированного корпуса 4-й танковой армии. Главным соперником 1-й танковой дивизии были соединения 3-й гвардейской танковой армии генерала Рыбалко. К 20 ноября из двух Pz.Kpfw.I Ausf.C в строю остался один – головная машина серии с номером 150101.

Но, и она продолжительно на фронте не продержалась: 10 декабря последовал приказ об отправке танка в ремонт. На этом боевая карьера Pz.Kpfw.I Ausf.C на Восточном фронте закончилась.

Захваченный в Нормандии Pz.Kpfw.I Ausf.C

Будущее оставшихся тридцати восьми Pz.Kpfw.I Ausf.C была решена летом 1943 года. 28 июля во Франции был организован 58-й резервный механизированный корпус, в состав которого вошли пребывавшие в том месте резервные и учебные части. Как раз в это соединение и попали танки с вызывающими большие сомнения для середины войны боевыми возможностями.

Распределили их по учебным частям. С ролью учебных танков Pz.Kpfw.I Ausf.C справлялись значительно лучше, чем бессчётные трофейные французские автомобили.

В статусе учебных автомобилей Pz.Kpfw.I Ausf.C оставались кроме того в июне 1944 года, в то время, когда Союзники высадились во Франции. В июле 1944 года переформированный 58-й часть и танковый корпус Pz.Kpfw.I Ausf.C в его составе отправились в Нормандию. Влияния на общий ход военных действий эти танки оказать уже не могли, потому, что никаких преимуществ, не считая высокой скорости, не имели.

Как минимум одна машина была захвачена Союзниками и изучена. По окончании войны её сдали в металлолом. Эта же печальная участь ожидала и остальные Pz.Kpfw.I Ausf.C.

Как возможно подметить, машине достаточно очень сильно досталось. Не достаточно пары внешних опорных катков, а заодно и большое количество чего из навесного оборудования

Разработка Krauss-Maffei стала жертвой запоздалых тактико-технических требований для новой автомобили, взятых компанией. С позиций технического выполнения данный танк вряд ли возможно назвать неудачным. Pz.Kpfw.I Ausf.C стал самым стремительным серийным германским танком.

Но с позиций боевой эффективности эта машина устарела ещё до начала серийного производства. Обстоятельством тому стало то, что выставленное германскими армейскими техзадание на данный танк предполагало создание практически того же Pz.Kpfw.I первых серий, лишь более стремительного и со легко более замечательным оружием.

Похоже, что в вермахте с опозданием осознали несложную вещь: время танков наподобие Pz.Kpfw.I уже ушло, и исходя из этого попытки воссоздать тот же самый танк на новом техническом уровне не имеют смысла. В пользу этого умозаключения говорит тот факт, что в ноябре 1938 года с легкой руки генерала фон Браухича, главнокому германскими сухопутными армиями, была запущена программа разработки ещё более одиозного проекта. И эта машина, хорошая отдельного рассказа, претендует на звание самого ненужного германского танка армейского периода.

Создатель благодарит Хилари Луиса Дойла (Hilary L. Doyle) за предоставленные для статьи иллюстрации.

литература и Источники:

  • NARA
  • Panzer Tracts No.1–2 Panzerkampfwagen 1 (Kl.Pz.Bef.Wg. to VK 18.01), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2002, ISBN 0–9708407–8–0

Pz.Kpfw. IV Ausf. H — 105 мм эйфории — Гайд


Увлекательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

spacer