Зелёный слоник

Зелёный слоник

Зелёный слоник

  • ВМВ
  • шушпанцер
  • СССР

Юрий Пашолок

Созданный в первой половине 40-ых годов XX века проект конструкторского бюро Уральского завода тяжёлого машиностроения имел возможность, при воплощения в металле, стать самой тяжёлой советской САУ. В полном соответствии с пословицей «клин клином вышибают», для противодействия Дотам соперника конструкторы внесли предложение прекрасно вооружённый, хорошо защищённый, но малоподвижный «ДОТ на гусеницах» — самоходную артиллерийскую установку У-19. Что же помешало перевоплотить проект в настоящую военную машину?

Проекты истребителей ДОТов

В начале 1942 года стало ясно, что об освоении производства тяжёлого танка КВ-3 в Челябинске возможно забыть. Не обращая внимания на то, что в замыслах на 1942 год данный танк, как и силовая установка к нему, ещё значились как переходящие темы, больше о нём не вспоминали. А о замыслах изготовления на базе КВ-3 тяжёлых штурмовых САУ «212А» совсем забыли только в апреле 1942 года, не смотря на то, что от идеи тяжёлого штурмового самохода конструкторы не отказались.

На этот раз в качестве базы для новой автомобили выбрали штурмовой танк КВ-7, внутреннее пространство рубки которого разрешало разместить 152-мм гаубицу-пушку МЛ-20. Проект 152-мм самоходной установки на базе КВ-7, взявший индекс У-18, с апреля 1942 года начал разрабатывать коллектив КБ УЗТМ во главе с Л. И. Горлицким.

К тому же, компромиссный вариант применения шасси КВ-1 и пушки-гаубицы МЛ-20 военных устраивал не до конца. В случае если с базой КВ-1 ещё как-то возможно было мириться, то МЛ-20 по действию на цементные сооружения достаточно очень сильно уступала 152-мм пушке особенной мощности БР-2, которая, как оружие для «истребителей ДОТов», считалась эталонной. На худой конец, возможно было применять 203-мм корпусную гаубицу особенной мощности Б-4 — благо, она базировалась с БР-2 на одном лафете.

В отличие от БР-2, которых выпустили меньше 40 штук, Б-4 являлась достаточно распространённой совокупностью.

Неспециализированные виды проекта тяжёлой штурмовой САУ У-19, лето 1942 года

Ещё в начале 1942 года сходу две организации были задействованными в работах по проектированию тяжёлых самоходных установок. Столичный Машиностроительный Университет им. Баумана (сейчас МГТУ им. Баумана) по заданию НКВ трудился над эскизными проектами самоходных установок, а также истребителей ДОТов, вооружённых или 152-мм пушкой БР-2 (СУ-БР-2), или 203-мм гаубицей Б-4 (СУ-Б-4).

Второй организацией был завод №221 НКВ, яркий изготовитель пушек БР-2 и гаубиц Б-4. В марте 1942 года заводское КБ представило проекты самоходных установок БР-33П и БР-33Г. Оба проекта базировались на агрегатах среднего танка Т-34. В соответствии с документации, БР-33П оснащался 152-мм пушкой БР-2, а БР-33Г – 203-мм гаубицей Б-4.

По итогам рассмотрения проектов было решено в металле их не изготовлять, потому, что требованиям, предъявляемым для истребителей ДОТов, они не соответствовали.

Уральский вариант

В апреле 1942 года задачу по созданию штурмовой САУ, оснащённой 203-мм гаубицей Б-4, возложили на плечи коллектива КБ Уральского завода тяжёлого машиностроения (УЗТМ). Задание это, если судить по переписке, дал Ж. Я. Котин, в то время занимавший должность помощника Наркома танковой индустрии. Значительно более интересным фактом есть то, что о работах по У-19, в отличие от У-18, по большому счету не докладывалось на протяжении отчётов по умелым работам УЗТМ.

Похоже, что проект пребывал в более низком приоритете и делал, скорее, страховочную функцию. Не обращая внимания на это, с разработкой эскизного проекта У-19 коллектив под управлением Горлицкого справился раньше, чем с У-18. Неспециализированное описание установки было закончено в мае, а чертежи — в июне 1942 года.

Эскизный проект У-19 отправился в адрес ГАУ и ГАБТУ 12 августа 1942 года – на 21 день раньше, чем У-18. Более того, выполнен «страховочный» проект был значительно детальнее, чем более приоритетная работа.

Продольный разрез У-19. Видно, что создатели самоходной установки серьёзно подошли к вопросу размещения боекомплекта, и к заряжанию совокупности. 100-кг боеприпас Б-4 кроме того весьма сильный человек вряд ли сможет таскать по боевому отделению, так что конструкция предполагала максимально вероятную механизацию заряжания

САУ У-19 представляла собой установку 203-мм гаубицы обр.1931 года (Б-4) на шасси танка КВ-1. Главной задачей САУ разработки КБ УЗТМ являлось разрушение укреплённых сооружений, каковые были не по зубам менее замечательным совокупностям. Подобно КВ-7, база танка КВ-1 подвергалась минимальным переделкам: снимался подбашенный лист, моторная перегородка делалась съёмной, изменялись воздухозаборники и топливные баки.

В соответствии с проекту, качающаяся часть устанавливаемой 203-мм гаубицы Б-4, и верхний станок брались без трансформации, дабы свести к минимуму затраты на переделку. На место башни ставилась массивная рубка, всецело закрывавшая установленное в боевом отделении орудие. В один момент рубка частично прикрывала крышу моторного отделения, что возможно имело возможность создать сложности с обслуживанием двигателя.

По проекту, толщина лобового страницы рубки составляла 75 мм, бортов — 60 мм, кормы — 40 мм и крыши — 30 мм. Для монтажа ствола гаубицы в корме рубки имелся массивный люк, в котором предусматривался и люк для доступа экипажа. В соответствии с проекту, крыша рубки делалась съёмной.

Потому, что главной задачей У-19 являлось разрушение вражеских упрочнений, угол возвышения ограничили всего 10 градусами. Углы поворота орудия в горизонтальной плоскости кроме этого были минимальными – всего до 4,3 градусов в каждую сторону, что соответствовало ТТХ гаубицы Б-4.

Вид сверху позволяет понять, что создатели У-19 серьёзно подошли и к вопросу просторности боевого отделения. Второй вопрос, какой ценой был достигнут относительный комфорт работы расчёта

Требование армейских минимально вмешиваться в конструкцию шасси и в один момент обеспечить хороший уровень бронезащиты породило очень необычный аппарат. В соответствии с расчётам, боевая масса У-19 оценивалась в 66 190 кг, что превышало кроме того проектные показатели САУ “212А”.

С учётом того, что настоящая боевая масса выстроенных образцов в большинстве случаев пара превышала проектную, у У-19 были все шансы стать самой тяжёлой советской штурмовой САУ, обойдя в этом вызывающем большие сомнения достижении СУ-14 в забронированном варианте. Помимо этого, установка 203-мм гаубицы Б-4 в закрытой рубке «обеспечила» САУ высотой в 3510 мм, что всего на 50 мм ниже забронированной версии СУ-14. Создатели У-19 прекрасно осознавали, что при таких размерах самоходная установка есть эргономичной мишенью для соперника, исходя из этого сначала предусматривалось её сопровождение простыми танками.

Закономерный результат

Очень неоднозначные результаты проектирования стали причиной закономерному результату. 9 сентября 1942 года в адрес главного инженера УЗТМ М. Г. Умнягина пришло письмо, подписанное главой БТУ ГАБТУ КА инженером-полковником С. А. Афониным:

“На Ваш №3707/48с от 24 августа 1942 года о проекте самоходной установки “У-19” 203 мм гаубицы на шасси танка КВ-1 информирую:

1. При весе “У-19”, равном 66 тысячь киллограм и при сохранении трансмиссии танка “КВ-1” двигатель В-2К не обеспечит надёжного перемещения самоходной установки при заданных скоростях. Помимо этого, трансмиссия танка “КВ-1” и ходовая часть вычислены на вес автомобили, равный 40 тысячь киллограм, и не смогут обеспечить надёжную работу при повышении веса до 66 тысячь киллограм.

2. Самоходная установка является на большом растоянии заметную цель, в виду громадной высоты (3,51 метра) и большой ширины верхней части корпуса (неподвижной башни).

3. Броневая защита башни не сильный, чем у простого танка “КВ-1”, следовательно, не будет обеспечена нужная бронезащита экипажа при стрельбе с родных расстояний.

4. При выходе из строя ходовой части стрельба из пушки вероятна только в пределах узкого сектора (9°), так как “У-19” не имеет вращающейся башни.

5. В виду громадного веса самохода, буксировка аварийных автомобилей с поля боя не представляется вероятной.

6. Проходимость данной самоходной установки, если судить по удельной мощности (9 л.с. на тонну) и её удельному давлению (98 кг/ смІ) будет низкой.

Исходя из вышеизложенного, считаю, что предстоящее проектирование самоходной установки “У-19” не нужно.”

Подобная реакция управления ГАБТУ КА была в полной мере обоснованной. С одной стороны, боевая масса У-19 была на уровне САУ «212А». Иначе, упомянутую самоходную установку проектировали на базе КВ-3, где силовая установка была существенно замечательнее. К тому же, детище КБ УЗТМ попало на стол управления ГАБТУ очень невовремя: именно в августе 1942 года на производство ЧКЗ поднималась облегчённая до 42,5 тысячь киллограм версия танка КВ-1, взявшая индекс КВ-1с.

Проект, что должен был весить в 1,5 раза больше, чем базисная машина, привёл к реакции, подобную реакции быка при демонстрации красной тряпки. Одним словом, шансы у У-19 в таких условиях добраться кроме того до стадии изготовления макета были нулевые.

Модель У-19 в масштабе 1:35, созданная с применением заводских чертежей. Создатель – Александр Калашник, г. Омск. Выглядывающий из люка начальник САУ даёт наглядное преставление о размерах самоходной установки

Проект отправился в архив, а о его существовании остались только упоминания. В итоге это сыграло с У-19 злую шутку: в виду того, что все данные о проекте сводилась к «Б-4 на базе КВ-1», за него ошибочно признали совсем другую машину. В ряде изданий, а также энциклопедических, в качестве иллюстрации У-19 приведён проект установки в СУ-152 203-мм корпусной гаубицы У-3.

К У-19 данный проект не имеет по большому счету никакого отношения, кроме того разработчик у него второй – КБ завода №9 во главе с Ф. Ф. Петровым.

Источники:

  • ЦАМО РФ
  • panzer35.ru/forum

Отрывок из фильма Зелёный слоник


Занимательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

  • Штурмовая альтернатива

    Штурмовая альтернатива ВМВ танки СССР Юрий Пашолок 15 апреля 1942 года произошло совещание пленума Артиллерийского Комитета ГАУ КА, посвящённое…

  • Долгий шмель

    Долгий шмель ВМВ танки артиллерия Германия Юрий Пашолок Германские инженеры изобрели таковой подкласс самоходной артиллерии, как «самоходный лафет». Первые…

  • В полушаге от «хуммеля»

    В полушаге от «Хуммеля» ВМВ артиллерия Германия военная техника Юрий Пашолок Германские самоходные установки армейского периода, вооружённые гаубицами, прекрасно…

  • На пути к су-76

    На пути к СУ-76 ВМВ артиллерия СССР военная техника Юрий Пашолок До начала ВОВ приоритетной базой для лёгкой самоходной…

  • Охотник на доты

    Охотник на ДОТы танки артиллерия СССР Юрий Пашолок Начавшаяся 30 ноября 1939 года война между СССР и Финляндией распознала массу недочётов в организации и…

  • Последние советские тяжёлые истребители танков

    Последние советские тяжёлые истребители танков танки артиллерия ракетное оружие СССР Юрий Пашолок Во время второй мировой тяжёлые самоходные…

spacer